понедельник, 31 января 2022 г.

Вселенское Православие и Русская Православная Церковь

 

Вселенское Православие и Русская Православная Церковь


Источник: Благослови венец лета благости Твоея, Господи: Православный церковный календарь 2000 года (Рождество Христово 2000 лет). – 1999 г. – 128 с.

Вселенское Православие и Русская Православная Церковь

Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, веру в которую исповедует каждый христианин, от­мечает в этом году великую дату - 2000 лет со времени Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Вселенское Православие, наследующее и неизменно хранящее во всем полноте заветы и заповеди Божественного Осно­вателя Церкви и Его святых апостолов, возносит тор­жественное благодарение Благодателю всех Всещедрому Богу и молится о том, чтобы благодатный мир, при­несенный на землю Христом Спасителем и воспетый ангелами в Вифлееме в ночь Его Рождества, был и в третьем тысячелетии бесценным сокровищем для каж­дого человека, чтобы дело спасения людей, являющееся исторической миссией Вселенской Церкви, принесло богатый плод во всех странах, племенах и народах, возводя души человеческие к Богу, Творцу всяческих. Вселенское Православие есть живой богочеловеческий организм, члены которого - Поместные Пра­вославные Церкви - вместе составляют в силу одной веры и упования Единую Святую Христову Церковь. О совместимости и даже необходимости единства Церкви и множественности ее исторических выявле­ний свидетельствует священномученик Киприан Карфа­генский. «Церковь, - учит он, - одна, хотя, с прира­щением плодородия расширяясь, дробится на множе­ство. Ведь и у солнца много лучей, но свет один» (Творения. Киев, 1891. Ч. 2. С. 180). «Церковь по всему миру одна, - учит тот же святитель, - но эта Церковь внешне разделена Христом на многие члены» (Там же. Ч. 1. С. 235).

Святые апостолы в отдельных (местных) Церквах ис­полняли свое служение самостоятельно (см.: Гал. 2, 7-8; Откр. 1, 4, 11), а в вопросах, касавшихся жизни всей Церкви, действовали сообща - соборно (Деян. 15, 1-29). Пример святых апостолов  нашел свое закрепление в  канонах  Святой  Церкви  (см.:  Апост.   Правила,  34; Антиох. Собор, 9; II Вселенский Собор, 2 и 6). Святые отцы Церкви всегда верили, что «ни для единыя обла­сти не оскудевает благодать Святаго Духа, чрез которую правда иереями Христовыми и зрится разумно, и со­чится твердо» (из Послания Карфагенского Собора э Римскому Келестину).

И ныне самостоятельность Поместных Православных Церквей, как частей Единой Вселенской Церкви, является в том, что они независимо решают свои внутрицерковные вопросы. Но она не распространяется на догматическое учение. Каноны Церкви не только строго судят тех, кто попытался бы составить новое учение, но воспрещают даже малейшее самовольное изменение  того,   что   выражено   и   принято   голосом всей Церкви (III Вселенский Собор, 7; VI Вселенский Собор,  1). Обязательным для Поместных Православных  Церквей  является  и  каноническое  учение,   как вытекающее из основ вероучительных (VI Вселенский Собор, 2). Следует, однако, иметь в виду, что каноны являются не догматами, а применением догматических начал к изменяющимся местным условиям жизни. Со­образуясь с этим обстоятельством, каждая Поместная Церковь, не нарушая единого догматического учения, может издавать свои законы в определение своего устройства и управления. Примером того служат суще­ствующие Уставы (Положения) Поместных Православных Церквей.

О том взаимном отношении, в котором находятся друг к другу Вселенская и каждая из Поместных Пра­вославных Церквей, выдающийся русский богослов архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеий) писал: «Поместная Церковь не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но ее полным выявлением... в определенном месте. Она является Кафолической Церковью в известном месте, тождественной со Вселенской Кафолической Церковью, которая существует только в ее поместных выявлениях, но в то же время... она не тождественна со Вселен­ской Церковью, отлична от нее. Троическая аналогия может помочь нам несколько проникнуть в этот экклезиологический парадокс. И мы можем пользоваться такими аналогиями, поскольку жизнь Церкви является отражением Троической Божественной Жизни. Но мы должны это делать с осторожностью, помня то важ­ное различие, что Божественная Жизнь Троична, в то время как Поместных Церквей не три, но много» {Архи­епископ Василий. Кафоличность и структуры Церкви // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата.  1972. № 80. С. 254-255).

Православная Церковь в своем вероучении и духов­ной жизни воистину является Церковью Апостольской. «Тот образ исповедания веры, который мы содер­жим, - свидетельствует святитель Феофан, Затворник Вышенский, - тот образ жизни, которым водимся, тот образ освящения, который приемлем, - вообще путь спасения, коим течем, есть тот самый, который во­дворен на земле апостолами и от них друг-друго-принимательно дошел до нас и среди нас пребывает без всякого изменения - без прибавления и убавления... Прибавлениями, изменениями, развитием могут хва­литься другие общества христианские, отпадшие от единения с истинной Церковью Божией» (Епископ Феофан. О Православии с предостережениями от по­грешностей против него. Слова. М., 1902. С. 22 и 5). '

Основное в мироощущении Православной Церкви - это радость о Воскресшем Христе Спасителе. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» - эти хорошо известные всем православным людям слова Писания выражают ликование и надежду, которые не­разрывно связаны с  верой  в Воскресение Господа, той верой, на которой возникали первые христианские общины, с которой умирали мученики, подвизались пустынники, слагались молитвенные песнопения, на которой утверждалось все христианство. И не случайно, что вся совокупность Поместных Православных Церквей встречает преславное Воскресение Христово в один день, едиными устами воспевая светлый пасхальный тропарь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Душой православного благочестия, его характерней­шей чертой, его сердцем, согревающим и оживляющим все тело, служит почитание Пресвятой Богородицы. Призывая сладчайшее имя Иисуса Христа, Православ­ная Церковь, можно сказать, одним дыханием призы­вает и Заступницу рода человеческого - Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Эта нераздельность любви к Спасителю и Божией Матери нашла свое яркое выражение в православной традиции изображать на иконах Пречистую Деву с Ее Превечным Младенцем. Едва ли можно найти православную семью, в доме которой не было бы такой святой иконы.

***

В соборном единстве и «союзе мира» (Еф. 4, 3) каждая Поместная Православная Церковь исполняет свое служение Богу и людям. Вклад каждой из них в домостроительство Божие уникален и неповторим, а потому и облик каждой Церкви-Сестры, как он начер­тался в сердце русского православного человека, имеет свои неповторимые характерные особенности.

 

Диптих Православных Церквей начинается с Церкви Константинопольской. Для чад Русской Православ­ной Церкви значение Константинопольской Церкви не только в «первенстве чести», которое она имеет среди Церквей-Сестер, но прежде всего в тех священных воспоминаниях, которые навсегда связывают нас с ней. Именно под сводами константинопольской Софии послы равноапостольного князя Владимира впервые лицезрели красоту святого селения славы Господней, впервые услышали глаголы вечной жизни. Исторически Русская земля приняла евангельское благовестив и получила святое Крещение через иерархов Константино­польской Церкви. Основы православного вероучения, искусство храмоздательства, иконописания, богослужеб­ный и монастырский уставы, умное художество мо­литвы - невозможно и перечислить все, что получили мы от наших учителей в вере.

Значение Константинопольской Церкви в Соборе Православных Церквей исторически определилось тем, что кафедра Константинопольского епископа находилась некогда в столице империи Царьграде, Новом Риме.

 

Другие Православные Церкви славны прежде всего своей древностью. Так, Церковь Алек­сандрийская навсегда связывается в нашем сознании с именем ее святого основателя и первого епископа - апостола и евангелиста Марка, просветителя многих стран Африки. Нелегко ему было осуществлять подвиг проповеди веры Христовой в Александрии - средоточии античной образованности, городе ученых, риторов, поэтов. Но из основанного им огласительного училища вышли такие знаменитые учители Церкви, как Климент Александрийский, Ориген и многие другие. До наших дней дошла - несмотря на все войны, нашествия, пожары и катастрофы - знаменитая Александрийская библиотека, основанная еще Птолемеями и ставшая Библиотекой Александрийского Патриархата. В этой сокровищнице, формированию которой способствовали выдающиеся святители Александрийской Церкви Афанасий Великий и Кирилл Александрийский, хранится уни­кальное собрание древних манускриптов. Но не только развитие христианской мысли есть дар Александрийской Церкви Вселенскому Православию - ее каноническую территорию можно считать колыбелью монашества, и подвигами великих начальников монашеской жизни в Египте поныне вдохновляются иноки всех Право­славных Церквей.

С давних пор братские отношения связывают древ­нюю Александрийскую Церковь и Московский Патриар­ший Престол. Многие значительные события в жизни Русской Церкви ознаменовались участием в них Глав и представителей Александрийского Патриархата. Связи между Александрийской и Русской Православ­ными Церквами стали еще теснее после открытия в нашей стране подворья Александрийской Православ­ной Церкви, которое в 1999 году было перенесено из Одессы в Москву.

 

Такие же братские отношения издавна связывают Русскую и Антиохийскую Православные Церкви. Из Антиохии происходил первый митрополит Киевский Михаил. Первым патриархом, которого увидела Русь, был Антиохийский Патриарх Иоаким, посетивший нашу страну в 1586 году; именно он много способствовал учреждению автокефалии Русской Православной Церкви. А век спустя предпринял путешествие в Россию Антиохийский Патриарх Макарий.

Говоря об этой Церкви, мы вспоминаем прежде всего ее основателей - святых первоверховных апосто­лов Петра, ее первого епископа, и Павла - бывшего гонителя юной Церкви Христовой Савла, который именно в Дамаске принял, обратившись к вере, святое Крещение и стал великим апостолом; именно отсюда он начал свою великую миссионерскую деятельность. Невольно замирает сердце перед событиями двухтысячелетней истории Церкви Великой Антиохии, нельзя не благоговеть пред взращенными ею отцами Церкви, пред ее подвижниками благочестия, пред мужами ее замечательной богословской школы. Именно в Антиохии последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами. Из этой Церкви вышли замечательные ученые и ораторы, в горах и пустынях жили знаменитые святые отшельники, ставшие осно­вателями иноческих обителей, такие, как преподобные Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин. Многие патриархи и епископы делами и примером своей жизни по­служили всему Православию, вели своих пасомых к духовным пастбищам, подобно священномученику Игнатию Богоносцу, принявшему венец славы в Риме, святителю Мелетию, председательствовавшему на II Все­ленском Соборе, и другим.

В недрах этой Церкви сложился знаменитый ан­тиохийский метод богословствования, в основе кото­рого находится истина вочеловечения Слова и та ее интерпретация, которая наилучшим образом служит задачам спасения человека. Антиохийское богомыслие порой вступало в споры с Александрийской богослов­ской школой, но в важнейшие исторические моменты эти две школы соединялись для всестороннего общего выражения церковного опыта.

 

Матерью всех христианских Церквей является Иерусалимская Православная Церковь. В Иерусалиме была принесена Искупительная Жертва за весь чело­веческий род, поэтому мысль христианина устремля­ется и всегда будет устремляться к Святой Земле, к Святому Граду. Мы молитвенно воспоминаем и первого епископа Иерусалимской Церкви - апостола Иакова, брата Господня, и первого христианского мученика - диакона Стефана. Мы вспоминаем и такие великие исторические события, как обретение Честного и Животворящего Креста Господня святой императрицей Еленой и устроение ею и святым Константином множества храмов на местах евангельских событий: на Голгофе, на Гробе Господнем, над Вифлеемской пещерой, на горе Елеонской и др.

Великие палестинские подвижники окормлялись святой Иерусалимской Церковью: преподобные Иларион и Евфимий Великие, Харитон Исповедник, Савва Освященный и многие другие. Во время тринитарных споров на защиту Православия выступил святитель Иерусалимской Церкви Кирилл, главным обличителем ереси монофелитов явился Иерусалимский Патриарх святой Софроний, а в эпоху иконоборчества победо­носный голос в защиту иконопочитания поднял из Лавры Саввы Освященного святой Иоанн Дамаскин.

Но главнейшая заслуга Иерусалимской Церкви перед Вселенским Православием заключается в том, что она сохранила святыни Палестины для паломничества к ним всего христианского мира. Трудами и заботами Блаженнейших Предстоятелей Иерусалимской Церкви, ее ревностного епископата, клира и верных чад в периоды притеснений, войн и невзгод остались целыми Живоносный Гроб Господень, Святая Голгофа и многое другое, что неизменно вызывает слезы умиления и глубокое благоговение у каждого христианина. Рус­ская лампада у Святого Гроба Господня зажглась на заре русской церковной истории - в начале XII века. В 1847 году в Иерусалиме была учреждена Русская Духовная Миссия, которая и по сей день в нынешних непростых политических условиях вносит огромный вклад в дело укрепления братских отношений между Русской и Иерусалимской Православными Церквами.

 

Особые чувства питают русские к Грузинской Православной Церкви. Первую проповедь христианства на земле древней Иверии церковное предание приписы­вает тому же апостолу Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах. Древнейшей святы­ней Грузии является Нешвенный Хитон Христов, хранящийся в Мцхетском соборе; другая древняя святыня - могила Симона Кананита, ученика и спутника апостола Андрея. Но распространение христиан­ской веры на горах Кавказа связано с именем святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, благодаря подвигу которой имя Христа засияло в Грузии на шесть с половиной веков ранее, чем на Руси, под влиянием Святой Нины, воздвигшей в стране  множество храмов в память великомученика Георгия Победоносца, Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем. За прошедшие века Грузин­ская Православная Церковь обогатила сокровищницу христианства многими памятниками церковного зод­чества, и не только в своих пределах: всему христиан­скому миру известен Иверский монастырь на Святой Горе Афон. Братские и дружественные связи между Грузинской и Русской Православными Церквами упро­чились и укрепились за долгие годы, в течение которых Грузия была в составе России.

 

Тесно переплетаются исторические пути Русской и Сербской Православных Церквей. Основоположником последней стал младший сын сербского короля Стефана Немани святитель Савва, оставив ради этого великого дела Святую Гору Афон. Заслуженной известностью и любовью пользуется на Руси имя Пахомия Серба (Логофета), составившего множество житий русских святых, более пятидесяти лет отдавшего служению Русской Церкви. Дружба с Сербской Церковью и сербским народом испытана веками. Еще в годы мон­голо-татарского ига сербский король Стефан Душан спас от гибели русский Афонский Пантелеймонов монастырь, приняв его под свое особое покровитель­ство. Тем же ответил в 1555 году русский царь Иван Грозный в ответ на просьбу о защите сербского Афонского Хилендарского монастыря.

И в новейшие времена к отношениям между нашими Церквами и народами применимо сравнение святого апостола Павла, почерпнутое им из жизни живых организмов: ...страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 26). После октябрьского переворо­та 1917 года Сербия принимала русских изгнанников с поистине безграничной любовью: русские офицеры служили в югославской армии, были открыты русские гимназии, куда сербы охотно отдавали своих детей. Русские ученые, литераторы, инженеры в братской славянской стране обрели вторую родину. Сербская Церковь оказывала всемерную помощь русским иерархам и священникам в изгнании. Центром церковной жизни русских в Югославии стал Свято-Троицкий храм в Белграде, построенный в 1924 году, - ныне храм-подворье Русской Православной Церкви. В этом храме находится музей русской воинской славы, хранятся знамена и штандарты старых и славных полков рос­сийской армии, здесь похоронен главнокомандующий Русской армией генерал П. Н. Врангель.

А когда в минувшем году Югославия подверглась агрессии стран НАТО, наш народ ответил демонстра­циями протеста, а Предстоятель Русской Православ­ной Церкви Святейший Патриарх Алексий II посетил столицу братского государства Белград, где после совместного богослужения со Святейшим Патриархом Сербским Павлом обратился ко всему сербскому народу со словами поддержки, свидетельствуя, что Русская Православная Церковь молится за страдающий народ Югославии.

 

Говоря о Румынской Православной Церкви, мы, прежде   всего,   вспоминаем   имя   старца   Нямецкого монастыря преподобного Паисия Величковского, кото­рого хорошо знает каждый православный. Выходец из украинской духовной семьи, он восстановил и обновил монашеское делание не только в своей обители, но и в русских монастырях. Издательские труды монахов Оптиной пустыни во многом есть воплощение замыслов Паисия Величковского. Преподобный Паисий, укрепив­ший в середине XVIII века союз Румынской и Русской Православных Церквей, в равной мере принадлежит обеим Церквам.

 

Близкой к нам - и по языку, и по традициям является Болгарская Православная Церковь. Она во многом способствовала усвоению нашими предками христианских истин и культурных ценностей. Земля Болгарская была крещена царем Борисом на целый век ранее, чем наша - князем Владимиром, поэтому книги церковного обихода мы получили из Визан­тии в болгаро-славянском переводе с греческого. Вся древнерусская письменность есть наглядное сви­детельство щедрого литературно-миссионерского питания новокрещенной Русской земли со стороны братской Болгарской Церкви. Множество русских пастырей и архипастырей в первые века существования Русской Церкви были по происхождению болгарами, самый из­вестный из них - московский Митрополит Киприан, выдающийся церковный деятель конца XIV - начала XV века, немало способствовавший собиранию Москвой земли Русской и навсегда вошедший в сонм ее кано­низированных святителей.

И русский народ никогда не забывал вклада Бол­гарии в становление своего Отечества, проявив в полной мере христианскую самоотверженную любовь к братскому болгарскому народу во время его осво­бодительной войны против пятивекового османского ига. О великом жертвенном подвиге русских воинов, отдавших жизни за страждущих братьев-славян, поныне свидетельствует храм-памятник в честь Рождества Христова, воздвигнутый на Шипке. В благодарную память этого подвига был воздвигнут и кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в столице Болгарии Софии. И в нашем перво­престольном граде также была сооружена часовня в память о русских гренадерах, павших в сражении под Плевной.

Братскому единению во Христе наших Церквей способствуют созданные в 1948 году подворья: в Москве - Патриарха Болгарского с храмом в честь Успения Божией Матери, в Софии - Русское Патриар­шее подворье с храмом во имя Святителя Николая.

 

Одной из древнейших христианских Церквей яв­ляется и Кипрская Православная Церковь, основанная апостолом Павлом во время его первого миссионер­ского путешествия. Первым епископом Кипра был ученик апостола языков Иосия, прозванный... Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин (Деян. 4, 36); с тех пор первым епископом Кипра неизменно поставлялся только местный уроженец. Немало драматических страниц мировой истории видели стены древних обителей острова, таких, достославный Киккский монастырь.

Одной из древнейших в христианском мире кафедр является Китийская, первым епископом которой, согласно Священному Преданию, был святой Лазарь Четверодневный. Имена многих других угодников Божиих, таких, как апостолы Тит, Аристовул, святые Спиридон Тримифунтский, Епифаний Кипрский, известны далеко за пределами этого славного острова.

Союз Кипрской и Русской Церквей восходит к глу­бокой древности, уже в XII веке русский путешественник игумен Даниил посетил Кипр и описал это паломни­чество в своем «Хождении». В XV веке на острове побывал монах Варсонофий, рассказавший о Ставровунийском монастыре и мощах святого Маманта. Начиная с XVII века киприоты - частые гости России. В 1642 году в Россию приезжал архиепископ Кипрский Парфений, он встречался с митрополитом Петром (Могилой) и вел с ним беседу по богословским вопро­сам. Россия не раз оказывала помощь Кипрской Церкви через свои консульства в Константинополе и Бейруте, а также через Грузинскую Церковь, которая основала в Тбилиси подворье Киккского монастыря. И в новейшие времена Русская Церковь неизменно поддерживала справедливую борьбу киприотов за не­зависимость, возглавляемую национальным героем Кипра Предстоятелем Кипрской Церкви Блаженнейшим Архиепископом Макарием III - первым Президентом Республики Кипр.

 

К глубокой древности восходит и связь между Рус­ской и Элладской Православными Церквами. Согласно преданию, тот же апостол Андрей Первозванный, который на берегах Днепра благословил будущий великий город, проповедовал и в пределах нынешней Эллады, и святые мощи этого великого проповедника Евангелия - его честная глава - почивают в Андреев­ском соборе греческого города Патры. Общность святых роднит наши Церкви, и подтверждением этого духов­ного родства является глубокое почитание Святителя Николая Угодника, грека по национальности, русскими верующими, а святого Иоанна Русского, мощи которого почивают в Иоанновском храме г. Неопрокопиона, - греками.

Афины для православного человека не только один из величайших центров мировой цивилизации, связан­ный с именами великих философов, поэтов и худож­ников, но и город, в котором апостол Павел произнес свою знаменитую проповедь. Земля Эллады священна для нас еще и потому, что эллинизм, воцерковленный в горнице святоотеческой мысли, стал нашим общим достоянием и заветом, воспринимается всей Полнотой Православия как цельная система богословской мысли, как богословское исповедание Православия. А о вы­соком значении просветительской деятельности греков для судеб Церкви Русской напоминают нам имена таких подвижников, как богослов и ученый-энциклопедист преподобный Максим Грек, как основатели в Москве Славяно-греко-латинской академии братья Иоанникий и Софроний Лихуды. В более поздние времена уже Русская Церковь содействовала развитию богослов­ских наук в Греции, а Россия внесла решающий вклад в освобождение страны от турецкого владычества, следствием чего стало обретение автокефалии Эллад­ской Церковью.

 

В Сравнительно  краткую летопись отношений между Русской и Албанской Православными Церквами также вписаны уже страницы, говорящие о бескорыстной помощи Русской Церкви албанским братьям во Христе. Церковную автокефалию Албанская Церковь получила от Константинопольского Патриархата в 1937 году. После второй мировой войны Албания и Турция ока­зались в различных военно-политических блоках, и о церковных контактах Тираны и Константинополя не могло идти и речи. Следствием этого стали трудности с восполнением епископата. Тогда по просьбе Пред­стоятеля Албанской Церкви Архиепископа Христофора Русская Церковь направила в Тирану церковную делегацию во главе с епископом Ужгородским и Мукачевским Нестором, который и принял участие в хиро­тонии архимандрита Паисия (Водицы), героя борьбы за освобождение своего народа как от турецкого, так и от фашистского рабства, будущего Главу Албанской Церкви.

 

Хотя западнославянские страны, такие, как Польша и Чехословакия, страны преимущественно католические, но и в пределах Польской и Чешской Православных Церквей есть много древних обителей. Таков, например. Яблочинский Свято-Онуфриев монастырь, являющийся уже в течение 500 лет твердыней Православия в Холмском крае. Нельзя не отметить и почитание в Русской Церкви чешской княгини-мученицы Людмилы, воспитав­шей, подобно равноапостольной княгине Ольге, своего внука Вячеслава в православной вере и таким обра­зом посеявшей зерно Православия в Чехии; имя этой святой - одно из наиболее распространенных на Руси.

 

Особые отношения связывают нас с Американской и Японской Православными Церквами, само происхождение которых обусловлено миссионерской активностью Русской Церкви. 200 лет назад русские миссионеры - иноки Валаамского и Коневского мона­стырей - пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку, тогда - удаленную часть своего собственного Отечества. При этом они не ставили перед собой цель русифицировать местное население - одним из первых их дел был перевод Священного Писания и богослужебных книг на языки местных народов. И се­мена веры Христовой, посеянные здесь, дали обильные всходы, а преподобный Герман Аляскинский и святи­тель Иннокентий (Вениаминов) прославлены в лике святых. Тем же путем шел другой выдающийся рус­ский миссионер - апостол Японии Архиепископ Николай (Касаткин), 140 лет назад приступивший к служению благовестия в Стране восходящего солнца. Как и его наставник святитель Иннокентий, он не жалел сил и времени на изучение языка и жизни людей, среди которых развернулась затем его полувековая неутоми­мая деятельность, зато и результаты ее были впечат­ляющи: из одинокого миссионера-подвижника он превра­тился в главу Церкви с десятками пастырей-японцев и десятками тысяч пасомых.

 

Отдельно следует сказать о том поистине огромном значении, которое имеет для Православия Святая Гора Афон - земной удел Пресвятой Богородицы. С полной уверенностью можно утверждать: нет такого русского христианина, который не благоговел бы перед подвигами насельников сей благословенной земли.

Лучшее свидетельство искренней любви русского народа к святыням Афона - это чудотворные иконы Божией Матери, просиявшие на Святой Горе и глубоко почитаемые по всей Руси. Списки с чудотворных икон «Скоропослушница», «Троеручица», «Млекопитательница», «Акафистная», «Достойно есть» и, конечно, по­кровительницы Москвы «Иверской» прочно вошли в жизнь русских людей, которые в минуты радости или горя обращают на них свои взоры.

Многое можно сказать о тесных исторических связях Руси и Афона. Как к изобильному источнику благодати, прибегали чада Русской Церкви к Святой Горе, чтобы обновить свои силы, взять за образец иноческие правила и уставы, получить назидательный пример для благочестивой жизни. Отец русских иноков пре­подобный Антоний Печерский принял постриг в одном из афонских монастырей и по благословению игумена возвратился на Киевские горы, где основал монаше­ское братство. Древняя летопись сохранила его настав­ление, обращенное к насельникам будущей Киево-Печерской Лавры: «Да будет же на вас благослове­ние, во-первых, от Бога, во-вторых, от Святой Горы!» История сохранила имена и других русских подвижни­ков, получивших богатый опыт духовной жизни в афонских обителях, а потом продолживших свое слу­жение в родном Отечестве. Преподобные Сергий Обнорский, Арсений Коневский, Нил Сорский и многие другие начинали путь иноческого жития под руковод­ством опытных наставников-святогорцев.

Однако русский народ не только черпал со Святой Горы духовные блага, но и вкладывал все самое ценное и лучшее в эту всеправославную сокровищницу святости и благочестия. Начиная с XI века со всех концов Руси посылались в афонские монастыри богатые вклады и дары, множество русских людей, движимых желанием исполнить евангельский завет, оставляли свои дома и близких, становясь насельниками русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Среди преподобных отцов, в Горе Афонской просиявших, особо почитаем мы недавно прославленного в лике святых нашего соотечественника преподобного старца Силуана.

***

Значение 5-й по диптиху Русской Православной Церкви во Вселенском Православии издавна опреде­лялось тем, что Русская земля, выйдя из состояния удельной раздробленности, сбросив иноземное иго, превратилась в наиболее мощную и сильную державу в православном мире. Более того, к XVII веку она осталась единственной в мире православной страной, сохранив­шей государственную независимость. По величию своему Москва действительно стала «Третьим Римом», а вы­текающая из этой концепции миссия защиты Право­славия во всем мире, добровольно возложенная на себя русским народом, сделала его мировой нацией, создала дорогой народному сердцу идеал Святой Руси.

И в соответствии с ним Русь издавна стала оплотом Вселенского Православия, всегда защищавшим инте­ресы православных в иноверных странах. Многие Поместные Православные Церкви в лице различных своих представителей обращались к ней за братской помощью, искали у нее духовной и материальной под­держки и покровительства. И всегда Русская Право­славная Церковь с истинно христианским участием защищала права Церквей-Сестер, ходатайствовала пред сильными мира сего, с искренней братской щед­ростью делилась со страждущими своими духовными и материальными богатствами. Достаточно вспомнить всем хорошо известный в старину на Руси «вербный сбор» в пользу православных Востока, когда вся право­славная Россия несла в храмы свои лепты для единых в вере братьев, и не только для них, но и для рядом с ними живущих... Можно сказать, что без Русской Православной Церкви, защищавшей с помощью Божией восточные Поместные Православные Церкви во времена многовекового османского владычества, им едва ли удалось бы сохранить свое историческое бытие.

О значении нашей Святой Православной Церкви в отечественной истории хорошо сказал в нелегкие для верующих 60-е годы XX века Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «Это есть та самая Церковь, которая на заре русской государственности содействовала устроению гражданского порядка на Руси, укрепляла христианским назиданием правовые основы семьи, утверждала гражданскую правоспособ­ность женщины, осуждала ростовщичество и рабовладе­ние, воспитывала в людях чувство ответственности и долга и своим законодательством нередко восполняла пробелы государственного закона. Это - та самая Церковь, которая создала замечательные памятники, обогатившие русскую культуру и доныне являющиеся национальной гордостью нашего народа. Это - та самая Церковь, которая в период удельного раздробления Русской земли помогала объединению Руси в одно целое, отстаивая значение Москвы как единственного церковного и гражданского средоточия Русской земли. Это - та самая Церковь, которая в тяжкие времена татарского ига умиротворяла ордынских ханов, ограждая русский народ от новых набегов и разорений. Это она, наша Церковь, укрепляла тогда дух народа верой в грядущее избавление, поддерживая в нем чувство национального достоинства и нравственной бодрости. Это она служила опорой русскому государству в борьбе против иноземных захватчиков в годы Смутного вре­мени и в Отечественную войну 1812 года. И она же оставалась вместе с народом во время последней мировой войны, всеми мерами способствуя нашей победе и достижению мира. Словом, это - та самая Русская Православная Церковь, которая на протяжении веков служила, прежде всего, нравственному становле­нию нашего народа, а в прошлом - и его государст­венному устройству» (Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Слова, речи, послания, обращения. М., 1963. Т. IV. С. 94-95).

Особенно нелегким и даже трагическим был путь Русской Церкви в уходящем XX веке. Но верующие, народ Божий остался верен Истине Христовой. И сегодня Церкви тоже нелегко. Множество людей в нашей стране оказались неготовыми к бурным переменам в обществе, что породило ряд социальных, экономических и иных проблем; многие сегодня с надеждой смотрят на Церковь, которой в трудных условиях приходится совершать свой путь, восстанавливая в полном объеме все исконно присущие ей формы служения.

По этому тернистому, но светлому пути уверенно ведет Всероссийский Корабль Церковный наш сегодняш­ний Предстоятель - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своих выступлениях Первосвятитель Русской Церкви часто подчеркивает, что решать все стоящие перед христианством вопросы можно только в полноте кафолического апостольского предания, неприкосновенного, но и всегда растущего. Так, в Слове по случаю присуждения ему степени доктора богословия богословским факультетом Афинского универ­ситета 18 июня 1992 года Его Святейшество сказал: «Для всех нас сейчас огромное значение имеет опыт Церкви, накопленный за минувшие столетия, - то Предание, на котором воспитывались и спасались многие поколения христиан. Этот опыт передавался из уст в уста, записывался в сознании Церкви, на скрижалях сердец, закладывая с апостольской эпохи основы нашего богословия - нравственного, догмати­ческого, апологетического, канонического, пастыр­ского и так далее. Все это соборным разумом храни­лось в сокровищнице Церкви Христовой, и все это на протяжении многих столетий используется в реше­нии различных церковных проблем, в борьбе с ересями и расколами, в видимой и невидимой брани. На каждом этапе своей истории Церковь обращалась к этой сокровищнице веры и находила в ней все необходимое для ответа вопрошающим. Предание - это не оторванные от жизни знания, это школа духов­ного опыта и жизни во Христе, школа, которая, несмотря на мрак окружающего ее иноверия, всегда в существе остается бессмертной. Это школа, в кото­рой преподают не просто профессора, а наставники, которые заботятся о душах наших, это Вселенские учители, которые, помимо своего природного дидак­тического таланта, своего красноречия и знаний, стяжали высоту богоугодной жизни. Своей подвиж­нической личной жизнью, в общении с паствой, участием во Вселенских Соборах, когда устанав­ливались основные нормы нашей веры, они научали нас воплощать в жизнь великие тайны нашего спа­сения. Подвергая себя жестоким испытаниям, они научали нас ходить во свете заповедей Божиих, чтобы не спотыкаться в различных искушениях. Да и вся история нашей Церкви - это великая школа, в которой преподаются различные дисциплины, это книга жизни, читая которую мы научаемся познавать Премудрость и Благость Божию. И в этом познании едино есть на потребу - Церковь, которая своей верой, учением и Таинствами раскрывает перед нами высшую премуд­рость мироздания» (Журнал Московской Патриархии. 1992.  № 9. С. 20).

Миссия Вселенского Православия с неослабевающей ревностью о домостроительстве спасения продолжается. Несомненно, с помощью Божией она будет так же продолжаться и в третьем тысячелетии бытия и сози­дательного делания Церкви Христовой.

 

Источник: Благослови венец лета благости Твоея, Господи: Православный церковный календарь 2000 года (Рождество Христово 2000 лет). – 1999 г. – 128 с.

Этот Православный церковный календарь, выпущенный к 2000 году от Рождества Христова, стал уже исторической достопримечательностью. Поэтому большой интерес представляют статьи, опубликованные в этом календаре. К примеру, на его страницах опубликовано «Слово к читателям «Православного церковного календаря» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с текстом которого можно ознакомиться в Интернете http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy642.htm

На страницах 3- 7 этого календаря опубликована статья «Вселенское Православие и Русская Православная Церковь», в которой приведен краткий обзор истории Поместных православных церквей, как частей Единой Вселенской Церкви.

Кроме того, на страницах календаря помещены фотографии представителей Епископата Московского Патриархата по состоянию на 13 мая 1999 года (Россия, Украина, Белорусь и др.), краткий обзор Поместных Православных Церквей и фотографии их Предстоятелей, краткий обзор истории Русской Православной Церкви (с.113-115).

Ниже предлагаем ознакомиться с текстом следующей статьи:

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...