История Иконы
Тайное распространение христианства, а позднее его
государственное признание, привело к рождению катакомбного искусства. Это так
называемые христианские кладбища, которое получили распространение в Древнем
Риме. Общая их протяженность составляла более ста километров.
Со времени Константина Великого иконы вошли во всеобщее
открытое употребление в храмах и домах.
В более позднее время Византийской империи (VI и следующие века)
мало по малу устанавливаются общие типы иконописных изображений) а в еще более
позднее время являются на Востоке, так называемые «иконописные подлинники», в
качестве руководств для иконописцев, в которых подробно указываются внешние
черты каждого святого и его иконописные аксессуары. Этою регламентацией
иконописи установился около XII века византийский иконописный стиль.
Некоторые исследователи прямо выводят икону из так
называемого фаюмского портрета.
Фаюмский портрет. Смуглый юноша в золотом венке. Пер. пол II века
Первые такие портреты были найдены в оазисе Фаюм, близ Каира – небольшие дощечки с изображением умершего человека, их клали на саркофаги при погребении. На этих портретах мы видим выразительные лица с широко раскрытыми глазами, глядящими на нас из вечности. Сходство с иконой значительно, но велико и различие, оно касается не столько изобразительных средств, сколько смысла образа. Погребальные портреты писались, чтобы удержать в памяти живых облик ушедших из жизни. Они напоминали о смерти, о ее неумолимой власти над миром. Икона же, напротив, свидетельствует о жизни, о ее победе над смертью, ведь образ святого на иконе есть знак его присутствия рядом с нами. Икона есть образ Воскресения, ибо религия христиан зиждется на вере в Воскресение — победу Христа над смертью, которая, в свою очередь, есть залог всеобщего воскресения и жизни вечной, в которую первыми входят святые.
Св. Агнесса в окружении голубей, звезд и свитков Закона. III в.
Катакомбы Памфила, Рим
Первые три века своей истории христиане не писали икон и
храмов не строили, поскольку жили в Римской империи в окружении язычников,
враждебно относившихся к их вере, и жестоко преследовались. В таких условиях
христиане не могли проводить богослужения открыто, они собирались тайно, в
катакомбах. За стенами Рима простирался целый город мертвых — некрополь,
состоящий из многокилометровых подземных галерей-катакомб. Общая их
протяженность составляла более ста километров. Здесь-то и собирались римские
христиане на молитвенные собрания — литургии. В катакомбах сохранилось немало
изображений II–IV вв., свидетельствующих о жизни первых христиан —
рисунки-граффити, живописные композиции, образы молящихся людей (орант),
небольшие скульптурки, рельефы на саркофагах. Именно здесь истоки иконы — в
этих символических изображениях вера христиан обретала зримый образ.
На плитах захоронений и на саркофагах рядом с именами
умерших встречаются очень простые рисунки: рыбка — символ Христа, кораблик —
символ Церкви, якорь — знак надежды, птицы с веточкой в клюве — души, обретшие
спасение, и др. На стенах можно видеть и композиции более сложные — сцены из
Ветхого Завета: «Ноев Ковчег», «Сон Иакова», «Жертвоприношение Авраама», а
также из Нового Завета — «Исцеление расслабленного», «Беседа Христа с
самарянкой», «Крещение», «Евхаристия» и др. Часто встречается образ «Доброго
пастыря» — юноши с овечкой на плечах, символизирующего Христа Спасителя.
Добрый пастырь. Из катакомбы св. Каллиста. IV в. до н.э. Рим
И хотя первые христиане вынуждены были скрываться в катакомбах,
их искусство свидетельствует о радостном восприятии жизни, и даже смерть они
встречали светло, не как трагичный уход в никуда, а как возвращение к Богу, в
Отчий дом и встречу с Христом, их Учителем. В росписи катакомб нет ничего
мрачного, аскетичного, манера письма свободная, легкая, сцены перемежаются
орнаментами с изображениями цветов и птиц, символизирующими рай и блаженство
вечной жизни.
Св. Петр. V–VII вв. Монастырь св. Екатерины,
Синайский полуостров
Древнейшие из дошедших до нас икон были найдены в монастыре
Святой Екатерины на Синае, их датируют V–VII вв. (о монастыре ЗДЕСЬ ) http://palomniki.su/countries/eg/g03/nocity/sinay-sv-ekaterina.htm).
Написаны они в технике энкаустики (восковыми красками), энергично, пастозно,
натуралистично, как было принято в античности.
Стилистически они близки фрескам Геркуланума и Помпей и
позднеримской портретной живописи.
О существовании икон в церкви в первые три века
свидетельствуют упоминания о них Тертуллиана, Минуция Феликса, Климента
Александрийского, Мефодия Тирского, Оригена, а также вещественные памятники,
найденные в катакомбах (см. Aringhius, «Roma Subterranea novissima»: Rossi,
«Roma subterranea» и др.), хотя в эти века гонений на христианство, иконопись
имела, по преимуществу, символический характер.
В
Древнейшая сохранившаяся икона Распятия
Но в первой половине VIII (и до второй половины IX века)
иконопочитание пытаются уничтожить иконоборцы. Они объявляют почитание икон
идолопоклончеством языческим. Инициатором этого иконоборческого движения был
император восточной империи Лев III Исаврянин 9717-741), который против икон
выступил по политическим соображениям. Множество икон и истинных христиан стали
жертвами иконоборцев.
Иконоборцы считали, что божественную природу Христа нельзя
воплощать в изобразительном искусстве, а можно лишь намекнуть о его
присутствии некоторыми знаками (например, крестом, виноградной лозой, цветами).
Против иконоборцев выступил византийский отец церкви Иоанн
Дамаскин (700-750). В своем трактате «Три защитительных слова против
отвергающих святые законы» средневековый богослов доказывает, что икону нужно
понимать как идеально видимый облик первообраза. Поэтому, когда мы поклоняемся
иконе, мы поклоняемся не только образу, а первообразу.
Отношение к иконе стало и сущностью эстетической концепции
Иоанна, в основе которой лежало образно-символическое понимание искусства.
В IX в. иконопочитание было восстановлено, VII Вселенский
собор 787 года постановил каноническое почитание икон и признал его
непререкаемую силу для Церкви обязательной принадлежностью христианского
культа.
Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх константинопольский
Никифор, отцы VII Вселенского собора разработали целый ряд главных функций
иконы, которые стали основой православной эстетики.
С этого времени широкое развитие получает иконопись.
Однако византийское искусство становится все более
условным, лаконичным и каноничным.
Условность подчеркивала отличие художественного произведения
от воспроизводимой в нем действительности; лаконизм — характеризовал
сдержанность, а порой и скупость художественных приемов, отсутствие в
произведениях искусства излишеств; каноничность пресекала все отступления
художника от выработанных, строго регламентированных иконографических схем.
Но иконопочитание в более чем вековой борьбе одержало верх.
В более позднее время Византийской империи (VI и следующие века) мало по малу
устанавливаются общие типы иконописных изображений) а в еще более позднее время
являются на Востоке так называемые «иконописные подлинники», в качестве
руководств для иконописцев, в которых подробно указываются внешние черты
каждого святого и его иконописные аксессуары. Этою регламентацией иконописи
установился около XII века византийский иконописный стиль.
Из Византии иконы быстро разошлись по миру.
Из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году
при князе Владимире Святославиче искусство иконописи пришло на Русь. Об истории
русских икон можно прочитать ЗДЕСЬ.
Происхождение Иконы по христианскому
учению
Никто в мире до прихода на землю Иисуса Христа не знал, как
выглядит Бог. Но вот таинственный, невидимый, непостижимый Бог явился на землю,
многие люди Его увидели, и теперь Его образ можно было нарисовать, или
изобразить. Недаром слово «икона» в переводе с греческого означает
«изображение», или «образ».
Сам Иисус Христос, пребывая на земле, подарил миру Своё
изображение.
Восточный вариант происхождения
Нерукотворного Образа Иисуса Христа
Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя
в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой.
Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24)
и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и
написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в
Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение
Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного
народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших
проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать
образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам
подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором,
ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы
и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст,
полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его
Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.
Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со
створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай.
С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление;
лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного
Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа),
который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей
Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая
на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над
городскими воротами.
Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному
Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший
Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены.
Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ,
придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской
и кирпичами.
Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению
Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.
В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ
в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С
великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он
написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа
Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий.
По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе
(1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном
море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в
Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки.
Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал
образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.
Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе
основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания,
проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В
доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал
письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и
пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.
Икона-хоругвь. Спас Нерукотворный. XVII век. Сибирь
В каждом русском храме обязательно есть такая икона: на
полотенце изображён оплечный, то есть по плечи, лик Спасителя, который
называется Спас Нерукотворный, потому что сотворен не человеческими руками, а
Богом. Особое почитание этого образа в Русской Православной Церкви выразилось и
в иконописании; икона Спаса Нерукотворного одна из наиболее распространенных.
Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.
В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при
входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному
Образу Спасителя.
29 августа (старый стиль 16 августа) отмечается
Попразднество Успения Пресвятой Богородицы – Празднество Перенесение из Едессы
в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944).
Это Празднество называют так же "Спасом на
холсте". К этому дню крестьяне на Руси заканчивали работы по отбеливанию
домашних полотен и освящали их в храмах. В России этот праздник называется так
же "Третьим Спасом".
Молитва ко Господу
Господи Щедре и
Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу
моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже
ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего
святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен
Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и
утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.
Тропарь
Нерукотворного Образа
Пречистому Твоему
образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:
волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от
работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе
наш, пришедый спасти мир.
Кондак Нерукотворного
Образа
Неизреченнаго и
Божественнаго Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ
неписанный, и богописанный победителен, ведуще неложнаго Твоего воплощения,
почитаем, того лобызающе.
Западный вариант происхождения
Нерукотворного Образа Иисуса Христа
Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII
до XVв., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему,
благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу,
подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик
Иисуса запечатлелся на платке.
Ганс Мемлинг. Святая Вероника
Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св.
Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного
образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной
иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый
венец на голове Спасителя.
В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне
отменённое созвездие. На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса
Христа. Попытки исследовать изображение установили что изображение было
нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В
данное время учёные намерены продолжать исследования.
Известны, как минимум, два "Плата Вероники": 1. в
соборе Святого Петра в Ватикане и 2. "Лик из Манопелло", который
также называется "Вуаль Вероники", но на нём нет тернового венца,
рисунок в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза
сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это
список со "Спаса Нерукотворного", присланного Авгарю, а не "Плат
Вероники".
Икона. Святой Мандилион. Из Капеллы Санта-Матилда, Ватикан. VI в. (?)
Наиболее близкими к первоначальному образу считаются
Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите, находящийся сейчас в капелле
Санта-Матилда Ватикана, и Мандилион, с 1384 года хранящийся в церкви Св.
Варфоломея в Генуе. Обе иконы написаны на холсте, укреплены на деревянных
основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29x40 см) и закрыты плоским
серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос. Кроме того
о виде первоначальной реликвии могут свидетельствовать створки триптиха с
утраченным ныне средником из монастыря св. Екатерины на Синае. По наиболее
смелым гипотезам, средником служил «оригинальный» Спас Нерукотворный,
присланный Авгарю.
Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе
прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был
запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря
V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа:
Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и
вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в
истории иконой.
Версия связи образа Спаса Нерукотворного
с Туринской плащаницей
Изображение лица на Плащанице (негатив)
Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя
с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей.
Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте.
Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя,
согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом,
оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а
вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов
Нерукотворного Образа — «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» (Христос во
гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.
Тури́нская плащани́ца (итал. Sindone di Torino) — христианская реликвия,
четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи
завернул тело Иисуса Христа после Его Крестных страданий и смерти
(Мф.27:59-60). В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в
Турине.
Научные и научно-популярные публикации выдвинули множество
аргументов как в пользу аутентичности плащаницы, так и возможные методы ее
подделки. Среди разнообразия научных теорий, пытающихся объяснить происхождение
изображения на ткани, наиболее представлены научные методы познания биологии,
химии, и судебной медицины. Оригинальный подход к пониманию изображения
предложила французский философ искусства Мари-Жозе Мондзен.
Часть верующих убеждена, что на плащанице — подлинные
отпечатки Лика и Тела Христа, отчего Туринская плащаница ценится как одна из
важнейших реликвий христианства.
Католическая церковь официально не признаёт плащаницу
подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых.
Православная церковь не имеет официальной позиции по вопросу её подлинности;
ряд церковных деятелей считает её подлинной.
http://www.alexandrmen.ru/books/son_max/app_2.html
ЗДЕСЬ - «ИКОНОГРАФИЯ ХРИСТА И ЗАГАДКА ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ» – глава из книги
отца Александра Меня «Сын человеческий»
Происхождение иконы Богородицы
Считается, что самую первую икону Богородицы с Младенцем
написал святой апостол Лука. За неимением досок икону он написал на крышке стола,
за которым обычно сидели Иисус Христос и Его Матерь. Икона получилась чудной,
неземной красоты. Видно, Божьи Ангелы помогали Луке.
Когда Пресвятая Богородица увидела этот дивный образ, Она
сказала: «Отныне будут почитать меня все люди. Благодать Родившегося от Меня и
Моя с сею иконой да будет».
Икона. Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Середина XVI в.
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около
десяти икон, приписываемых евангелисту Луке. Конечно, все эти иконы
приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из
написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки
здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее,
списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом
Источники:
Сайт http://days.pravoslavie.ru/Life/life4447.htm
Сайт http://art.1september.ru/view_article.php?id=200900502
Википедия
Юдин Г. Аз, Буки,
Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников./
Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ. – 384 с. – с. 148-177
Комментариев нет:
Отправить комментарий