«Вера в Бога — это чувство»
Из книги священника Георгия Чистякова «Размышления с Евангелием в
руках».
Новая жизнь
заключается, «прежде всег, в том, что мы вдруг обнаруживаем, что солнце светит
по-другому, как-то ярче, именно так, как оно светило в детстве, когда нам было
лет шесть, не больше. Страх перед смертью уходит из нашей жизни, ибо он есть не
что другое, как обратная сторона недовольства жизнью. Мне вспоминается одна
старушка, Анна Семеновна Солнцева из подмосковного села Малахове, которая в 94
года, за несколько дней до смерти, говорила: "Жить хочу". Она именно
потому не боялась смерти, что жить хотела, и потому, что свету солнца она так
радовалась, словно ей было шесть или семь лет Страх перед смертью лишь тогда
страшен, когда мы жизни не любим». (Священник Георгий Чистяков)
Икона. Апостол Петр. Из деисусного чина. Византия. 1387-1395 гг.
Государственная Третьяковская галерея
«Сегодня многие люди свое неверие объясняют тем, что мало знают или вообще не знают ничего о Боге, о Евангелии, о Церкви... Как далекие от Церкви люди, так и те, кто себя к ней относят, или, не относя себя к Церкви, все же считают себя православными, путают веру и убеждения, веру и богословские, философские и даже политические взгляды, веру и мораль. В результате знание Бога подменяется знанием о Боге. Так рождается христианство ума или православие идеи, иными словами, православная не вера, а идеология.
Мы как-то забываем, что христианство начинается с коленопреклонения. «Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, — говорит нам Спаситель в Нагорной проповеди, — помолись Отцу твоему, Который втайне». Действительно, именно с этого нелогичного, ничем не объяснимого желания обратиться к Богу, заговорить с Ним, с потребности видеть в Боге не «Его», о котором можно рассуждать, а «Тебя», с которым можно говорить, потребности в личной встрече с Христом начинается наша вера. Не разделять взгляды других православных христиан, а иметь глубоко личную потребность в богообщении — вот что такое быть христианином. Потребность молиться, запереться в пустой комнате, встать на колени — именно потребность, но никак не долг и не обязанность.
Христианами нас делает, прежде всего, одно — потребность молиться, открывать сердце Христу, потребность носить с собой повсюду Евангелие и вчитываться в него, вслушиваясь в то, что говорит тебе Господь.
Нередко нас спрашивают: как часто я должен бывать в церкви, на исповеди, причащаться и проч. На это я всегда отвечаю: ты вообще ничего не должен, если у тебя нет в этом потребности.
Сегодня нам очень важно понять, что вера в Бога — это чувство. Если мы верим, это значит, что мы Его чувствуем, как чувствуем голод, холод, жажду, запах, вкус и т. д. Вероятно, можно сказать, что чувство Бога и Его присутствия среди нас — это и есть то самое шестое чувство, о котором иногда вспоминают поэты. Если же мы об этом забудем, то мы обречены: сами не заметим, как тоже станем под верой понимать какое-то особое знание, дисциплину или образ жизни, но, во всяком случае, — не распахнутость сердца навстречу Богу.
В «Откровенных рассказах странника» говорится, что к Богу ведут три дороги: раба, наемника и сына.
Когда человек воздерживается от грехов «страха ради мук» — это безуспешно и неплодно, таков путь раба, которым руководит страх перед наказанием.
Путь наемника связан с желанием заработать себе награду. «Даже и желания ради Царства Небесного если кто станет совершать подвиги, — восклицает странник, — то и это святые отцы называют делом наемническим. Но Бог хочет, чтобы мы шли к Нему путем сыновним, то есть из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце».
В прошлом к Богу, быть может, вели три дороги. Теперь, к концу XX века, стало ясно, что первая и вторая — тупиковые. Идя по ним, можно прийти только к нервному срыву, погубить и себя, и многих вокруг себя людей. И, тем не менее, мы пугаем друг друга тем, что Бог за что-то накажет... Без страха Божьего нельзя! Это выражение встречается в Библии множество раз и, разумеется, не случайно. Только надо понять, что такое этот страх, который учит мудрости (Притч. 15, 33), отводит от зла (там же-16, 6) и ведет к жизни (там же-19, 23); он чист (Пс. 18, 10) и, кроме всего прочего, заключается в том, чтобы ненавидеть зло (Притч. 8, 13). Однако это не ужас перед Богом и не страх перед наказанием... Это радостное робение или же страх причинить боль, обидеть, страх потерять. Кто-то боится маму, потому что она может выпороть, а кто-то боится свою маму огорчить или расстроить. Вот где кроется разница между человеческим страхом перед чем-то страшным и тем страхом Божиим, который есть для нас всех сокровище драгоценнейшее...
Мне всегда страшно смотреть на вчерашнего семинариста, который важно и мягко, но чуть-чуть свысока втолковывает матери, потерявшей ребенка, что на самом деле это хорошо, что Бог так благословил и потому слишком уж убиваться не стоит. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», — да, об этом говорит нам Христос в своем Евангелии (Лк. 20, 38). Но для того, чтобы эта весть вошла в сердце, каждому из нас необходим личный опыт бед, горя и потерь, опыт, ввергающий нас в бездну настоящего отчаяния, тоски и слез, нужны не дни и недели, а годы пронзительной боли — эта весть входит в наше сердце только без наркоза и только через собственные потери. Как школьный урок ее не усвоишь.
Смею утверждать обратное: тот, кто думает, что верит, не пережив этого опыта боли, ошибается. Это еще не вера, это только прикосновение к вере других, к вере тех, кому бы нам хотелось подражать в жизни. И более: тот, кто утверждает, что верит в бессмертие, и ссылается при этом на соответствующую страницу катехизиса, вообще не верит в Бога, а всего лишь в идола, имя которому — собственный эгоизм».
http://tapirr.narod.ru/ekklesia/chistyakov/razm_sevang/ind.htm
- Здесь вся книга Георгия Чистякова «Размышления с Евангелием в руках»
Краткая биографическая справка об авторе статьи
Георгий Петрович Чистяков родился 4 августа
Заведующий залом религиозной литературы (затем директор
Научно-исследовательского центра по изучению религиозной литературы)
Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. Автор статей и
переводов с древнегреческого и латинского (Плутарх, Полемон, Павсаний, Тит
Ливий).
Ученик протоиерея Александра Меня. С
Протоиерей Александр Борисов вспоминает о нём:
«Это был замечательный
человек блестящего ума и образования, блестящего знания классических и новых
европейских языков. Человек высочайшего уровня культуры. И все это он отдал на
служение Церкви. При всём блеске светского образования он был человеком глубоко
верующим, прекрасно понимающим православное богослужение и богословие. При этом
он имел огромное почтение к духовному измерению человеческой жизни. Главной его
чертой было сочувствие к человеку. Потому так тянулись к нему люди... Он
действительно обладал даром сочувствия. Главным в его жизни было примирение и
союз всех людей. В каждом человеке он видел образ Божий. Его дар сострадания,
противостояния и сочувствия физической боли наиболее ярко проявился в его почти
десятилетнем служении в детской республиканской больнице. Это был настоящий
подвиг. Он исповедовал и причащал часто смертельно больных детей, хоронил их и
умел утешать их родителей перед лицом такой смерти. Это был великий дар
утешения».
Комментариев нет:
Отправить комментарий