Крутцовские мастерицы
Автор текста: Бусева-Давыдова И.Л.
Дочки - матери
Антонина Викторовна Горелова старается повторять материнские узоры. Старая художница, например, рисует церкви по-своему: как будто в разрезе. Толстый желтый контур — это сечение стен, посредине на просвет виден колокол, а в куполах, как в бутонах,— маленькие сердцевинки. Такой прием восходит к древнерусской живописи. И Антонина Викторовна делает похоже, а получается по-другому. Храм на рисунках ее матери — четкий и строгий. Треугольник и квадрат — вот его основа. И выложен он будто из детских кубиков. А у нее все округлилось и покосилось: не кубики, а тесто или даже подтаявший торт с кремом оплыл и просел на ее кубышке. А рядом этот же храм разделился на три отдельные башенки, каждая из которых построена из кругов.
Цветы свои Антонина Викторовна штрихует,
как мать научила, но на вид они — обычные крутцовские розы. Иногда пытается мастерица
нарисовать разрезной цветок-ракету, но выходит совсем не то. А вот домики у нее
интересные, свои. Кровля у них, как и положено, двускатная, на каждом торце — по
фронтону. Но мастерица захотела показать нам оба торца сразу, и домики словно выгнулись:
вспучилась крыша, искривились стропила (Стропила
— наклонные жерди, на которые кладется кровля). Не дом, а гармошка!
И матрешки Антонины Викторовны не похожи
на материнские. Мария Федоровна лица рисует озорные да удивленные, как будто матрешка
напроказила и сама теперь изумляется: «Что же это я наделала?» А матрешки ее дочери
сердитые, глаза у них вытаращенные, губы надутые: «Не нравишься ты мне, покупатель!
Иди себе подобру-поздорову!»
А рядом — глаза прищуренные, удлиненные,
губки бантиком: «Я вам нравлюсь?» Это матрешки дочери Антонины Викторовны-Нади:
нежные, приветливые, брови тонкие, ресницы — как опахала. И цветы на фартуках тоже
нежные: контур у них волнистый, на лепестках будто мокрые блики лежат, словно выглянуло
солнышко после дождя и осветило цветочную клумбу. Это потому, что Надя закрашивала
свои цветы в два приема: сначала все покрыла бледно-розовым, потом сверху еще раз
прошлась алым, карминным, оранжевым. А кое-где она специально оставила незакрашенным
первоначальный розовый фон. Он-то и производит впечатление влажных бликов, а заодно
и придает подвижность рисунку. Ведь блик свободно перемещается по поверхности предмета;
вот сейчас ветер качнет цветы — и заволнуются, побегут скользящие отблески...
Хороши Надины матрешки, но лучше всех
- ее королева. Стройная, статная, с маленькой головкой, одета она в пышное платье
с широкими рукавами, с длинной, усеянной цветами юбкой. Тяжелая цепь на шее сдвинулась
в сторону, пушистый веер застыл на груди, как диковинный букет.
Воротник у королевы красный, платье желтое,
цепь ярко-розовая, веер оранжевый, а по юбке пущены холодные зеленые листья. Каждый
цвет загорается еще ярче от такого соседства, словно не розы с земляникой, а китайские
фонарики светятся среди листвы. И правда, похожи венчики Надиных цветов на абажуры,
а золотые серединки — на лампочки. Да и смотрят они вниз, как положено фонарикам,
а не стремятся кверху, как цветы ее бабушки. Поник, опустился Надин букет, но от
этого еще нежнее стал облик королевы, еще горделивей сидит на плечах ее точеная
головка.
Надя еще и большая выдумщица. Взяла
как-то раз и нарисовала на яйце огромного быка: рога красные, морда белая,
туловище желтое, и к тому же весь в разноцветных тычках. Загривок у быка как
гора, рога полумесяцем, а глаза — человеческие. Наверное, такому вот быку Апису
поклонялись в Древнем Египте. На следующем яйце — девица-красавица, в сарафане
да кокошнике. На груди у нее птички ягоды клюют, у ног петух примостился. Кто она
— языческая богиня? А вот еще одна, с желтым бантом да с корзиночкой. Вот ребеночек
маленький, а вот кот-коток, полосатый хвосток. Может, это Надя свою семью нарисовала?
Есть у Антонины Викторовны двоюродная
сестра — Анна Федоровна Субботина, а у нее три дочери — Маша, Нина и Надя. И все
рисуют. Старшая, Маша, полюбила масляные краски: встают под ее кистью белокаменные
храмы, расцветают розово-сиреневые закаты. А ее сестренки предпочитают стародавний
анилин.
Нина и Надя — близнецы, а рисуют по-разному.
У Нины узор аккуратный: это ее матрешка в сарафане похвалялась перед другими. И
еще Нина любит, чтобы цветы получались как живые. Помните малышку-матрешку в зеленом
платочке, с колючей розой на переднике? Это ее работа. Рисует Нина и тюльпаны, и
гвоздики — совсем как настоящие. Даже если рождается под ее кистью фантастическая
крутцовская роза, все равно похожа она на реальный цветок — только не на розу, а
на бессмертник. Нинины грибы-копилки — лесные мухоморы. Стоят себе в зеленой травке,
а к шляпкам прилипли у кого цветок, у кого сережка березовая, а то и целая веточка
с жуком или с гусеницей.
И все же Нина не копирует природу. Ее
цветы ярче, сочнее, красочнее настоящих. Предпочитает она не черную, а цветную
штриховку: по розовому лепестку штрихи темно-розовые, по алому — красно-коричневые,
а по желтому — оранжевые. Наносятся они не пером, а кистью и получаются поэтому
более толстыми и мягкими. Зеленые листья Нина получает сочетанием зеленого, голубого
и желтого. Там, где перекрываются голубой и зеленый, получается холодный, «теневой»
цвет. Голубой и желтый дают чистую зелень, а желтый и зеленый — теплую, словно прогретую
солнцем. Да еще то по средней жилке листа, то по краям его остаются желтые полоски
—красиво!
Надя пользуется почти теми же приемами,
но все делает шире, размашистей, живописней. Толстые цветные штрихи у нее сливаются
в пятна, интенсивность цвета нарастает: на желтый фон ложатся оранжевые
всплески, поверх них — вишневые, а рядом пронзительно светится фиолетовая
сердцевинка. И тут же заявляет о себе соседний цветик-семицветик: ярко-голубой,
фиолетовый, зеленый и желтый.
Нина дает цветам свободу, аккуратно накладывает
их друг рядом с другом на пустом фоне передника. Надя стремится заполнить все поле,
не боится перекрыть один венчик другим. Нина выписывает цветочки-лепесточки, Надя
работает пятном, крупным, декоративным. Нинины цветы не шелохнутся, словно засушенный
на зиму букет. Надины цветы всегда кажутся потревоженными ветром. Нинина палитра
сводится к нескольким любимым тонам — розовому, желтому, оранжевому, реже — красному
и зеленому. Надя щедро кладет ультрамариново-синий и ярко-фиолетовый, очень редкие
в живописи Крутца.
Лучшие Надины вещи — это маленькие шедевры
декоративного искусства. Прекрасна глубокая миска, где на розовое дно брошена ветвь
золотисто-коричневых ягод, а по бортику завивается венок из синих цветов и красной
рябины. Не уступает ей и яйцо с земляникой и ежевикой: художница столкнула вместе
алый цвет — начало спектра — и фиолетовый, его конец. Напряжение, возникшее между
этими цветами, так велико, что окрашенные поверхности, кажется, начинают вибрировать:
покрывается густой рябью ежевика, вскипают точками-пузырьками земляничные ягоды.
Но все-таки самый замечательный колорист
в этой семье — мама. Она к тому же и главный мастер пейзажа — дочки предпочитают
цветы. А Анна Федоровна с удовольствием рисует домики, церквушки, мельницы, колодцы,
солнышко и тучи, зорьку и дождь... Вот на фоне розовеющего неба машет пестрыми
крыльями мельница, косяком тянутся птицы, висит на дереве пустой скворечник. Осень?
Но буйно цветут цветы по берегам тихой речушки, зеленеют деревья, ярко светит красное
солнышко. Оно красное, лохматое, очень добродушное и приветливое. Лето? Но почему
пожелтела трава и из трубы синим столбом тянется кверху дым?
А на другой картинке одновременно светят
солнце, месяц, да еще и звезды в придачу. День это или ночь? Ясная погода или пасмурная,
если нарисовано солнце, тучи и дождь сразу?
Может быть, Анна Федоровна Субботина
не умеет рисовать? Нет, она умеет больше: умеет вместить весь мир в пределы своего
рисунка. Потому всю поднебесную красоту и рисует она на своих яичках и коробочках.
Может нарисовать цветок больше дома и пшеничные колосья выше деревьев, чтобы мы
хорошенько их рассмотрели. Нисколько не задумываясь, положит на желтый песок гирлянду
румяных яблок, потому что они ничуть не хуже цветов. На одной коробочке изобразит
несколько раз солнышко — над каждым домиком, чтобы всем было одинаково тепло и
светло.
А вот людей на ее рисунках не увидишь.
Это мир, приготовленный для нас. Для нас в нем растет хлеб и топятся печи, нас ожидает
бадья у колодца, нам перекинуты мостки через обмелевшую речушку. Разве мы не хотели
бы поселиться в этом домике с зеленым фасадом, алым фронтоном и синей крышей, что
стоит над рекой на золотом песке? Разве нас не тянет на траву, в тень густых белоствольных
берез? Не наш ли это мир, такой родной, такой русский? «Мир входящему» — вот неписаный
девиз народной художницы, поэтому так приветливы ее безлюдные пейзажи.
А цвет... Более трехсот лет назад приехал
на Русь ученый грек Павел Алеппский. Путешествовал он неторопливо, любовался русским
пейзажем, записывал: «Вот поле спелой желтой ржи, поле зеленой пшеницы, еще большее
поле белых цветов, поле синих цветов, поле желтых и иные — услада для взора!»
Вот эту суть русской природы и передает
художница в своих росписях. Пусть трава слишком зелена, а песок чересчур золотист,
пусть не бывает у нас такого кобальтово-синего или ярко-розового неба, таких фиолетовых
туч и голубых речек — главное, чтобы пейзаж действительно был «усладой для взора».
И этого главного мастерица добилась. Глаз не оторвешь от ее переливчатых, радужных
церквей, веселых избушек, многоцветных калиточек. Бежит вдаль желтая дорожка, в
домике на горке светятся окна, на двери нет замка — входите, пожалуйста!
Спасибо вам, Анна Федоровна, за приглашение и
за ваше удивительное искусство. Но мы спешим дальше — к Анне Дмитриевне Винокуровой,
ее дочери Любе и невестке Лене.
В семье Винокуровых главная художница
— Лена. Родилась она не в Крутце, а в соседней деревне, где рисованием никто не
занимался. Не брала в руки перо и Лена, пока не посватался к ней Толя Винокуров
из Крутца. А как переехала она к мужу, свекровь строго сказала: «Сама я рисовать
не горазда, а ты давай-ка учись». И Лена стала учиться писать прямо на «деревяшках»,
как называют свои изделия жители Крутца.
Крутцовские розы молодая мастерица освоила
быстро. Получались они у нее некрупные, частые, густо покрытые тонкими, будто волосяными
штрихами. Труднее было научиться распределять их по изделию — цветы сбивались в
кучу, оставалось много свободного фона. Но уже и тогда было ясно, что Лена станет
одной из лучших рисовальщиц Крутца.
Сейчас она уверенно распределяет цветочные
головки по белому полю. Эта вверх, эта вбок, эта вниз... Пустое место займут бутоны
— художница не любит рисовать листья, поэтому ее букеты получаются очень насыщенными.
Цветов на фартуках матрешек многовато, но малочисленность листьев, то есть зеленого
цвета, способствует объединению композиции, строящейся обычно всего на двух цветах
— красном и желтом или красном и синем.
Кстати, раскрашивает Ленины матрешки
Анна Дмитриевна.
Это она придумала удивительную по силе
цвета рыжекудрую красавицу в синем платке, по которому разбросаны красные розы с
желтыми листьями. На рукавах матрешки соотношение цветов меняется, но триада остается
прежней: желтый фон, красные цветы и на этот раз синие листья. А на фартуке безраздельно
господствуют красный и синий с редкими островками желтого. Красный, желтый, синий
— основные цвета спектра, смешение которых дает все остальные. Пронзительная чистота
колорита, предельная насыщенность и удивительный лаконизм выделяет винокуровских
матрешек на любом прилавке.
А вот еще сюрприз: густо-розовая коробка
с розовыми бутонами. Розовое на розовом — как это возможно? Оказывается, не только
возможно, но и красиво. А если добавить сюда домики, составленные из четырех ярких
плоскостей—желтой, красной, голубой и опять-таки - розовой, да еще нарисовать удивительные
желто-синие деревья, да еще покрыть розовый фон крупными синими тычками, то получится...
Получится коробка Лены Винокуровой — только ... и ничья больше. Ни у вас, ни у меня
так не выйдет — с таким чувством цвета надо родиться, - родившись, попасть еще в
Крутец.
Самые неожиданные цветовые сочетания
— желто-зеленое на фиолетовом, синее на желтом, зеленое на голубом — у Винокуровых
получаются не режущими, а радующими глаз. Самые неожиданные композиционные построения:
с опрокинутыми домиками, висящими деревьями, пикирующими сверху вниз лодочками
— выглядят у Лены естественными и органичными. Белое поле будущего рисунка — это
ее собственность, которой художница распоряжается как хочет — так же, как это делают
дети.
Зеленая лента, пересекающая розовый овал
на боку яйца почти вертикально,— это река, плывущие по ней утки словно подвешены
вниз головами. Если попытаться исправить положение, то домик и мельница окажутся
лежащими на боку, а яйцо придется держать макушкой вниз. Если же поставить его как
полагается, то не только уточки и домики не примут надлежащую позу, но еще и солнце
будет светить снизу вверх.
О чем думала художница, расписывая это
яйцо? Наверное, о том, что оно круглое и что нам интересно будет крутить его в руках.
Совсем как в старой песенке: «Крутится, вертится шар голубой...» Оно ведь и вправду
голубое — как земной шар. У него тоже есть полюсы — два цветка, есть и экватор —
линия стыка посередине. Мы знаем, что люди на другой стороне земного шара ходят
по отношению к нам вверх ногами, и не удивляемся. Так что же удивительного в Лениных
рисунках?
Любит она рисовать несерьезные вещи.
Медведь с Машенькой — это ее «фирменный» сюжет, он изображен и на коробках, и на
копилках. Девочки собирают грибы и цветы, петушки клюют яблоки, лошади тащат сани
—все персонажи немного игрушечные. Грибы похожи на большие зонтики, яблоня —на
веер, а собачка — на коврик: иначе зачем ей оборочка по краям?
Но тем не менее отношение к рисованию
у молодой мастерицы самое серьезное: композицию она продумывает заранее и часто
выбирает наиболее классический, симметричный вариант. Нельзя не залюбоваться на
крышку уже виденной нами розовой коробки. Рисовать на такой крышке очень трудно
— мешает шишечка в центре. Но Лену это не смущает. Шишечка у нее растет прямо из
округлого пышного куста; по бокам от куста стоят одинаковые домики, а внизу на реке
покачивается кораблик. На маленькой коробке она распорядилась по-другому: отчеркнула
с двух сторон два сегмента — берега, а между ними перекинула мостики. А на другой
— нарисовала по домику и по курочке, друг напротив друга, словно кружатся они на
нескончаемой карусели. И так и эдак красиво!
А у дочери Анны Дмитриевны, у Любаши,
рисунок мягкий, прозрачный, кое-где кажется даже пустовато, особенно если сравнить
с «многонаселенными» изделиями Лены. Фон у Любы белый или бледно-розовый, почти
что блеклый,—опять-таки по сравнению с игрушками Лены. И цвет не такой чистый,
и краски другие, и никаких зверей она на свои поделки не допускает. Зато если Люба
постарается, то, глядишь, и Лена позавидует: не суметь ей расписать яйцо такими
цветами! Крупные, сочные, пышные!
СЕСТРИЦЫ-МАСТЕРИЦЫ
А с сестрами Антониной Федосеевной Вилковой
и Марией Федосеевной Масягиной мы уже знакомы. Помните матрешек с двойняшками? Не
похожи матрешки друг на друга, не похожи и сестры. Антонина Федосеевна — маленькая,
худенькая, молчаливая, Мария Федосеевна — крепкая, цветущая, улыбчивая и
поговорить любит. Антонина Федосеевна работала раньше на фабрике сувениров, а
ее сестра — художница от природы.
Фабричная школа не прошла для Антонины
Федосеевны бесследно: мастерица усвоила там особую чистоту и правильность рисунка,
некоторые приемы письма.
Однако стандарт, которому обязаны следовать
художники фабрики и который со временем отмечает их работы, у Антонины Федосеевны
ушел куда-то в невидимую основу ее искусства. Фабричное ремесло стало как бы подводной
частью айсберга, а на вершине его оказалась... сказка.
Антонина Федосеевна Вилкова, пожалуй,
самая «сказочная» мастерица Крутца, хотя никогда не рисует сказочных сюжетов. Она
предпочитает писать цветы да изредка — пейзажи. Но что такое настоящая волшебная
сказка? Это мир «улучшенный» против реального: кони там — богатырские, яблоки —
золотые и серебряные, герои — молодые и красивые. Это мир четкий и ясный:
черное там есть черное, а белое — белое. И, наконец, это мир неожиданных
превращений: лебедушка может обратиться царевной, а заяц — заговорить
человеческим голосом.
Матрешки Антонины Федосеевны, как сказочные
принцессы, — сплошь красавицы. Одеты они в сказочно богатые наряды, расцвеченные
необыкновенными цветами. Художница так искусно размещает цветы на гибком стебле,
что ни один лепесток не теснит соседний. В жизни так, конечно, не бывает: только
в сказках сюжет вьется с такой же затейливостью, как стебли на рисунках художницы,
и события его настолько же продуманы и логичны, как и расположение цветочных головок.
А что касается превращений, то разве
коты и зайцы Антонины Федосеевны не полупревратившиеся (или недопревратившиеся)
деревянные человечки? Иначе почему у них такой человеческий взгляд, такое осмысленное
выражение лица про этих зверюшек никогда не скажешь, что у них морды)? И случайно
ли на подоле одной королевы нарисованы лебеди — может, она уже на наших глазах
превращается в Царевну-Лебедь?
Если бы пришлось в одном слове определить
существо таланта этой мастерицы, надо было бы выбрать слово «сказочность». А если
бы потребовалось определить искусство ее сестры, пришлось бы сказать: «Щедрость».
Щедрость во всем — в форме, цвете, в сюжетах.
Мария Федосеевна как из мешка высыпает
— да и вправду ведь из мешка! — своих птичек, белок, домики, яблоки. Никто, кроме
нее, не нарисует такую Спасскую башню, словно сколоченную из разноцветных досок:
не итальянец строил ее московскому князю, а мастерил для нас с вами плотник Крутца.
Никто не сочинит такого кота — фиолетового, усатого, сердитого. «Лицо» у него не
менее человеческое, чем у кота ее сестры, но характер совсем другой. Кот Антонины
Федосеевны — волшебный: вот такой же мурлыка, наверное, сидел на цепи у Лукоморья
да рассказывал сказки.
А этот и на кота-то не очень похож: «Ах
ты зверь, ты зверина, ты скажи свое имя! Ты не смерть ли моя? Ты не съешь ли меня?»
А он, кажется, сейчас ответит басом: «Да, я смерть твоя! Да, я съем тебя!» И съест...
Фрукты-ягоды у Марии Федосеевны всегда
невероятных размеров. Уж если растет у домика яблоня, то яблоки на ней такие, что
упадут — крышу проломят. И плодоносят эти деревья буйно: листьев почти не видно,
одни ягоды да яблоки. Рождаются под кистью художницы поразительные гибриды — ствол
у дерева березовый, на ветках растут яблочки, а листья — как у дорогого оранжерейного
растения каладиума: по краям зеленые, а в середине ярко-розовое пятно. Лист не лист,
овощ не овощ, цветок не цветок... А видали вы виноградину крупнее арбуза?
У Марии Федосеевны таких сколько угодно!
Смотришь на изобильные яблони, на сказочный виноград — и вспоминаешь старинные
легенды. Послал будто бы однажды пророк Моисей двух юношей посмотреть: плодородна
ли земля, к которой они приближаются? И вернулись они с виноградной кистью, такой
огромной, что нести ее пришлось вдвоем. Наверное, виноград Марии Федосеевны — того
же корня. А может быть, он от тех виноградных гроздьев, которые вырезали да золотили
русские мастера по дереву в XVII веке? А может, такой виноград хотел вырастить отец
Петра I, царь Алексей Михайлович, в своем саду, когда наказывал послам: «А еще
привезите для нашего обиходу лозы виноградной да шелковицы»? Ну, а яблони Марии
Федосеевны — это воплощение древа Жизни, цветущего, растущего, укрывающего весь
мир своей сенью.
Щедра художница и на другие выдумки.
Стала она вдруг рисовать яйца... «двухэтажными»: в нижней половине деревья и домики
— и в верхней тоже. В расположении они чередуются: стоит наверху домик, а под ним
— земляника, по сторонам от земляники еще два домика нарисованы, а над ними — брусника
да цветы. Три домика — треугольник, три растения —тоже; один треугольник вверх обращен,
другой книзу. Устойчивым выглядит рисунок, гармоничным.
А еще она придумала посадить свое чудо-дерево
яблоню в горшочек, будто вправду подсмотрела его в царском саду. Такие деревья
в вазонах попадаются у нас на старинных изразцах1 и часто встречаются в украинском
народном искусстве. От Крутца до Киева не близко, но все же корни у России и Украины
общие — поэтому и деревья из них растут похожие.
Обладает Мария Федосеевна удивительным
чувством цвета. Очень любит бледно-оранжевый — он у нее служит и фоном, и окраской
цветов и предметов. Только она могла так красиво написать оранжевое одеяло младенца
на оранжевом сарафане матрешки-мамы. Чтобы отделить одно от другого, мастерица
подложила под одеяльце желто-зеленую оборку, а головку ребенка окутала, как двойным
кольцом, сине-розовым капором. На рукавах художница отчеркнула сине-розовые манжеты,
плечики покрыла розовым, а поверх положила синие цветы.
Так завязался главный узел цветовой композиции:
синее — розовое — оранжевое. В верхней части матрешки ему отвечает вишневый платок
из смешения синего и розового цветов и яркая желто-сине-розовая оборка, внизу —пышный
розовый букет с громадной оранжевой розой посередине. Кажется, что сделано все на
скорую руку —тут линия не доведена до конца, здесь краешек не закрашен, но небрежное,
казалось бы, движение кисти рассчитано почти с математической точностью, а цвет
продуман до последнего пятнышка.
Мария Федосеевна Масягина — художница-универсал:
она применяет и анилин, и масляные краски, и цветную технику, и черно-белую — монохромную.
Вот три ее кувшина. Первый — с анилиновыми розами по голубому фону. Пламенеют оранжевые
ромашки, тронутые в центре и по краям густо-оранжевыми мазками, переливается желто-зеленым
сердцевинка розы — мастерица полностью использует традиционные возможности анилина.
Второй кувшин — масляный: фон у него
белый, глухой, а сверху опять-таки розы, ромашки, земляника. Но если в анилиновой
технике краски растекаются, образуя равномерно окрашенную гладкую поверхность,
то масляная роспись показывает фактуру мазка. Несколько взмахов кисти —и получается
перистый лист, округлое движение —линия контура. Масляный кувшин динамичнее: нацеливаются
вверх листья, крутятся, как шутихи на фейерверке, розетки ромашек. А общая система
росписи на обоих кувшинах одна: красным закрашено сверху и снизу, три цветных кольца,
как три обруча, положены в местах сопряжения форм. Цветы поменьше закручиваются
вокруг горлышка, цветы покрупнее, соединенные побегами земляники, лежат на тулове
сосуда. Третий кувшин —черно-белый, но ничуть не уступающий красотой двум первым,
многоцветным. Сочно круглятся на нем цветы и бутоны, тянутся-летят друг за другом
веточки, будто полегли они от стремительного вращения кувшина.
МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ КРУТЦА
Расписывает Мария Федосеевна изделия
уже давно. А ее тезка Маша Алиханова — художница молодая. Работает она воспитательницей
в детском садике, и у самой подрастают две дочки — Лена и Оксана, будущие мастерицы.
Наверное, поэтому так любит Маша детские сюжеты.
«Тили-тили-тили-бом, загорелся кошкин
дом! Кошка выскочила, глаза выпучила». Видите, и вправду выпучила! А вот и курица
бежит с ведром, заливает кошкин дом. В самом деле заливает: видно, как через край
ведра вода льется. Да и как такой дом не заливать? Крыша у него крыта цветной черепицей,
бревнышки фиолетовые, пазы желтые, розовые ставенки распахнуты, наличники кружевами
на стенах лежат. Под стать дому и хозяйка — с бантом на шее, в нарядном сарафане
да передничке.
Но Машины коты-копилки еще лучше.
Черным проложены листья, черным показана
шерсть, на яркий бант брошены черные тени, а у роз почернели лепестки — только
по краю осталась розовая полоска. И представьте, получилось красиво! Может, не зря
мечтают о черной розе садоводы?
Строгость, суровость придает росписи
черный цвет. Но по контрасту с ним еще нежнее кажется розовый, еще глубже — синий.
Словно шерсть завивается, брови щетинятся, усы копьями торчат. Глаза у котов
зеленые, а веки подкрашены синим, как у городских модниц. Губы красные,
подведенные, рот открыт. Надеты на котов цветные фартуки — один другого краше.
Рисует художница уверенно, контур у нее
толстый, черный. И стал он не просто контуром, а цветом — главным во всей цветовой
гамме атласные, блестят обведенные черным контуром лепестки на яйце-матрешке,
светятся желтые тычинки на черной сердцевине. Хоть и не бывает у настоящих
цветов черной каймы по краям, а Машины цветы все равно как живые! Недавно Маша
ездила в Городец на Волге, побывала в училище, где обучают знаменитой
городецкой росписи, и привезла оттуда новый цветочный узор, какого в Крутце
раньше не рисовали. Трудно даже описать, на что эти цветы похожи — на ювелирное
украшение? На деталь архитектуры? Середина у них точь-в-точь древняя чаша-братина,
обработанная «ложками»—выпуклыми полосами. По краю — жесткий венчик, а на
лепестках — кружки. Еще и две оборки с каемками мастерица нарисовала — по ее
обыкновению, черные. Фон желтый, цветы да листья красные, оранжевая земляника
—что это, воспоминания о золотой Хохломе? Но узор-то не хохломской и техника
старая, майданская.
Привьется ли новый узор в Крутце? Сама
Маша уже его изменила — отказалась от желтого фона ради привычного белого. А значит,
пришлось и изменить набор красок — добавить побольше зеленого, пустить кое-где
синий. Ее подруга, Аня Юртова, сделала фон зеленым и цветы на нем нарисовала розовые
— о видом такие же, как у Маши. Посмотрим, что-то привезут нам на следующий год
крутцовские мастерицы?
Хороши у Маши матрешки. Цветочные фартуки
сидят на них как-то особенно ладно, косы у них толстые, кудри аккуратно расчесаны.
А по подолу то речки текут да дома стоят, то лебедушки плавают. Поневоле вспомнишь
старую сказку: как пошла царевна плясать, махнула правым рукавом — разлилось озеро,
махнула левым — поплыли по озеру лебеди. А лебеди-то не простые — розовые, в коронах,
и один в клюве цветок держит.
Но сказочная царевна — это сама Маша.
Махнет волшебной кистью вправо —вот и домик стоит, махнет влево —лебединая шея
выгнулась. Захочет — пойдут плавной поступью короли с королевами, захочет —Маня
с Ваней встанут на прилавке. Ваня в фуражечке с лакированным козырьком, подпоясан
поясочком с кисточками, а Маня хоть и в короне, но все равно на принцессу не похожа:
сразу видно, что родом из Крутца.
Если у Маши рисунок энергичный, мужественный,
то у ее ровесницы Нины Штырковой — мягкий, нежный, женственный. Контуры у нее текучие,
сглаженные, тени не черные, а цветные — того же цвета, что и предмет, но только
погуще. И любимые краски у нее голубая да розовая. «Он смотрит на мир сквозь розовые
очки»,— говорим мы о неисправимом оптимисте. «Голубые мечты!» — так мы называем
беспочвенные мечтания. Прекрасное, но несбыточное — вот что такое голубое и розовое.
А в Нининых росписях мечты сбылись.
Вот самовар — невысокий, округлый, так
и просится в руки. Яркие розы цветут на его тулове, фантастическими опахалами лепится
друг к другу земляника, стоят вокруг голубые чашечки. Вот кот — опять-таки с розовыми
розами, а на шее вместо банта — голубой галстук. Прекрасны Нинины яйца —на ярко-голубом
фоне сидит розовая птица, светясь, словно драгоценный камень. А вот, наоборот,
розовый фон, и летит по нему голубой голубь. По краям голубиные перышки потемнее,
к центру светлеют, будто переливаются на солнышке.
Грызет шишку розовая белка. Ну, это еще
не диво: розовый не так уж далеко ушел от рыжего — природного беличьего цвета. Но
вот ее голубая сестра. Куда там до нее голубому песцу — разве что павлин сравнится
с ней своим оперением! Конечно, художница знает, что голубых белок и розовых голубей
не бывает. А ведь хорошо, если бы они были? Вот и дарит она нам свой небывалый зверинец.
Однажды привезла Нина на московский рынок
всего четыре матрешки. Но расписаны они были так, что ставь хоть всех сразу на витрину
в музее народного искусства. Мастерица выбрала смешанную технику: платье у матрешек
анилиновое, платок маслом написан, а по анилиновым цветам да листьям положены масляные
штрихи. И масляные краски, и анилиновые у нее одинаково ярки, но они не смешиваются.
Масляный узор словно вышит на анилиновом фоне: вытканы красные, синие и зеленые
полоски по желтой кайме платка, простеганы серебристо-седые жилки на цветах, золотистые
— на листьях.
Главное здесь — любимые цвета художницы:
розовый да голубой, но розового больше. Поэтому и матрешки получились веселыми,
праздничными. И не только с лица, но и со спины. Мало того, что свисают у них ниже
пояса тяжелые рыжие косы, что пестрят платки диковинными цветами,— еще и платья
сзади расписаны зелеными листьями да синими ягодами!
Со всеми художницами Крутца в этот раз
мы познакомиться не успеем. Вот застенчиво улыбается Анастасия Федоровна Рожкова:
«Да рисовать-то я не умею... Вот дочка у меня наводит хорошо». И правда, Наташа
— мастерица прекрасная: она создала свой вариант цветочного стиля, со своими розами
и ромашками, своим сочетанием красок. Если увидите симпатичную матрешку с веночком
вокруг платка, знайте: это Наташина! Но не хуже и матрешки ее мамы, тоже как будто
застенчивые, с растерянным выражением лиц, не знающие, куда девать руки: прижали
их к животу, словно скифские идолы. Даже цветы и ягоды на фартуках у них какие-то
робкие, словно спрашивают друг у друга: «Я вам не помешаю?» А одна матрешка совсем
засмущалась: у нее волосы почему-то оказались не рыжие, как у сестриц, а розовые!
Зато с лиловым платком очень красиво.
Как умолчать о Раисе Дмитриевне Юртовой
— всегда приветливой, радушной? Замечательные пейзажи рисует она, чудесных курочек
наводит. А дочка ее, Ниночка, может нарисовать что угодно: смешного Чебурашку, хитрую
лисицу, матрешку с младенчиком. И цветы у нее красивые, яркие, и роспись ложится
умело. Вот какой чудесный кувшин она разрисовала: на розовом розовые же цветы, а
меж них зеленые круги-клейма с архитектурой. Круглые ободки лежат на тулове кувшина,
круглое отверстие горлышка обсажено цветными точками, полукругом выступает ручка.
Не кувшин, а архитектурное сооружение — ротонда!
Нельзя пройти и мимо игрушек Марии Михайловны
Панфиловой. Ее дочка-искусница любит зеленый фон, на котором так нарядно смотрятся
розы. Разноцветные купола ее храмов украшены звездами, разукрашены и стены. Каждый
храм — как маленький собор Василия Блаженного! А масляную роспись Панфиловы часто
делают на черном фоне. На необычном, сильно вытянутом яичке их цветы взлетают ввысь,
как салют в ночном небе. И уж конечно, обязательно надо сказать о маленьких
художниках Крутца. Здесь ведь дети берут в руки перо и кисть едва ли не раньше,
чем научатся ходить. Рисуют, кто как может.
Взяла маленькая Лилечка крышку от
расписанной мамой коробочки, макнула кисточку в голубую краску и... замазала
всю мамину работу. Ведь и трех лет не исполнилось юной мастерице! Но мама не
рассердилась — пускай привыкает!
Игорек, внук Анны Федоровны
Субботиной, немного постарше, а уже расписывает деревянные яички. Вон какого
Бармалея нарисовал — с усами да с пистолетом!
А дочка Антонины Федосеевны Вилковой,
Мариночка, уже большая, в школе учится и рисует почти как взрослая. У нее тоже не
сразу все получалось. Стала матрешку раскрашивать — вся краска потекла, начала цветы
наводить — а они вверх ногами оказались. Но Мариночка не отступилась: рисовала еще
и еще, постигала живописные премудрости. Вот и выросла маме помощницей.
Так приходят на смену старым мастерам
молодые, так продолжает жить крутцовскии промысел.
Источник:
Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца./ Ирина Леонидовна Бусева-Давылова;
фотоиллюстрации А. Костин, иллюстрации А. Драговой. – М.: Детская литература,
1991. – 48 с. - (Народные промыслы). Рассказ о народном промысле деревянных игрушек и
посуды, возникшем и получившем развитие в селе Крутец Нижегородской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий