Истоки крутцовских росписей
Автор текста: Бусева-Давыдова И.Л.
Неистощимы на выдумки крутцовские мастерицы. Но нередко они как бы вновь открывают в своем искусстве то, что существовало за сотни лет до них — в древнерусской живописи. Кладет художница на свои тюльпаны черные штрихи, такие тонкие и четкие, будто проведены они резцом гравера, а не пером живописца. А ведь подобная штриховка появилась в живописи еще в XVII веке, когда древнерусские художники стали подражать гравюре. Крутцовцы, как и их далекие предки, не знают прямой перспективы, и поэтому их мир выглядит удивительно близким и к детскому рисунку, и к миру русского иконописца XVII столетия. Любовь к красному цвету, самому яркому, мажорному, жизнеутверждающему, также дошла до наших дней от тех времен, когда на улицах пламенели красные храмы с белыми наличниками, стрельцы ходили в алых да брусничных кафтанах, а стены в домах обивали красным сукном. Тогда и стала называться «Красной» главная площадь нашего государства. Красный — значит красивый, и это в точности отвечает облику крутцовских матрешек.
Крутцовцы, как и живописцы Древней Руси, не любят
смешивать краски: от этого цвет получается не таким звонким. Не надо мешать цвету
— пусть он покажет свою красоту, пусть карминно-розовый ляжет рядом с темно-зеленым,
пусть прохладным озерцом заплещется голубой возле ярко-оранжевого. Глядя на крутцовские
матрешки, чувствуешь, как обеднел наш язык, как трудно подобрать названия этим радужным
переливам. Так и хочется вспомнить полузабытые слова XVII столетия: гвоздичный,
червленый, крапивный, маковый...
Осознают ли крутцовцы связь с древним
великим искусством? Да они его просто не знают. Нет у них на селе старинных икон,
не устраивают выставки произведений иконописи, в магазине не продают альбомы по
искусству. Рисуют крутцовские мастера, как рисуется, и сами часто не могут объяснить:
почему так, а не иначе? Зачем надо украшать свои изделия белыми точками? Почему
эти точки наносят по контуру? Зачем группируют их кучками — то ли солнышко получается,
то ли звезда?
А ответ надо искать в глубине веков,
в творениях наших предков. Изобразили в XVII столетии владимирского князя Георгия
в богатых одеждах, в драгоценных доспехах, а по краю одежд и на воинском снаряжении
поставили белые точки — совсем как в Крутце. И любому понятно, для чего это сделано:
расшиты жемчугом княжеские одеяния. Любили жемчуг в Древней Руси — не только боярыни,
но и простые горожанки носили нарядные жемчужные кокошники. Оказывается, жемчугами
усыпаны платки да фартуки крутцовских матрешек! Где могли подсмотреть это деревенские
художницы? Наверное, нигде. Просто они сами —потомки старых мастеров и их преемники,
такие же простые и так же одаренные русские люди.
Искусство Крутца порождено русским бытом,
русским укладом. Поэтому и живут в нем формы многовековой давности: коробки-ставни,
миски, ларцы, кубышки; поэтому крутцовские солонки и сахарницы так напоминают древние
чаши-потиры (Потир — округлая чаша на
высокой ножке). Птичками-свистульками играли новгородские детишки еще в те
времена, когда шумело новгородское вече, а купец Садко похвалялся своими
богатствами. Точеные деревянные яички, расписанные золотом, серебром да разными
красками, катал маленький Петруша — будущий царь Петр I.
Кстати, царя Петра крутцовцы уважают.
Как только научились они точить королей с королевами, тут же одели их на русский
лад и имена дали: вон тот — Иван Грозный, а этот — Петр. И вправду, ни один царь
таким нарядом не побрезговал бы: цепи да застежки на нем из чиста золота, пуговицы
яхонтовые, а кругом усажено скатным жемчугом. Под стать царю и царица — воротник
расшит самоцветами, рукава узорные в сборочку, ожерелье на шее многоценное. Смотришь
на крутцовских венценосцев и вспоминаешь старинные былины:
Скоро-де Иван наряжается,
Он вздевает на себя шубу соболиную,
Этой шубе цена три тысячи,
А пуговки — пять тысяч рублев...
Хорошо, что в Крутце живут замечательные
традиции древнего искусства. Но хорошо и то, что крутцовцы никогда не останавливаются
на достигнутом. Сидит в них какой-то озорной бесенок, толкает под руку: «А ну, попробуй
по-другому! Хватит рисовать домики — Спасскую башню напиши! Не наскучили еще розы?
Все у вас курочки да уточки — а ты страуса изобрази!» И выводит мастерица страуса,
и вешает на стену расписную дощечку с кремлевской башней, а дальше — больше: откладывает
обычный крутцовский анилин и берет масляные краски. Как бы их употребить поинтереснее?
Оказывается, можно делать изделия наподобие
хохломских или палехских: на черном фоне рисовать яркие узоры. Конечно, в Хохломе
и Палехе все по-другому, и узор не такой, но крутцовцы ведь их не копируют. Им
главное — идея, сочетание цветного и черного, столь любимое в народном искусстве.
Вот и появился пузатый самовар с цветами да с ягодами, словно стоит он летним вечером
в саду на столе. Темный фон делает краски ярче, а белый толстый контур вокруг ягод
и цветов заставляет их прямо-таки светиться: не земляника с ромашками, а планеты
со звездами плавают в ночном небе, отбрасывая лучи на чайный стол. Аи да диво!
А если и впрямь представить, что черный
фон — это ночь? Устраиваются на ночлег в своих гнездах лебеди, улеглись люди в маленькой
избушке, один медведь неутомимо тащит Машеньку через темный лес — не спится полуночнику!
Правда ведь, интересно?
А если не черный фон использовать, а
белый? Бросить поверх нежную цветную ветку? А как выйдет на зеленом? На розовом?
Ну, а если оранжевый гриб украсить фиолетовыми тычками? А по фиолетовому рассыпать
разноцветные горохи? К строгой черно-белой анилиновой росписи добавить ярких масляных
ягод? Как получится?
Удивительные мастера — крутцовцы. Все
у них получается хорошо.
СТАРЕЙШИНЫ КРУТЦА
Старейшина крутцовского промысла — Егор
Петрович Мешалкин. Не сосчитать, сколько яиц, коробочек, мисок разрисовал он на
своем веку. Егор Петрович только «наводит» — наносит контур рисунка, а уж раскрашивают
другие. И рисунки у него одни и те же — длинноухий зайчишка, голосистый петушок,
задорная белочка. Нарисованы они легкими движениями пера, как бы по-детски неумело,
но профессиональные художники именно это и ценят в его работах — непринужденность,
свободу штриха, прозрачность композиции, ее бесхитростную открытость и кажущуюся
незавершенность.
На самом деле незамысловатые на первый
взгляд картинки Егора Петровича давно стали живописными формулами, выверенными долгой
работой. Вот две птички у чаши или кувшина: они у него всегда сидят, точнее даже,
стоят в одной позе, как птицы-стражи древнерусских рельефов. А происхождение их
уходит еще глубже — в закат античности, когда птицы у сосуда обозначали человеческие
души, жаждущие истины. Вот летит голубка с веточкой в клюве. Она несет ее еще с
библейских времен, с тех пор, как кончился легендарный потоп и голубка подобрала
на земле сломанный побег маслины. Теперь она стала символом мира, и старый художник
написал снизу: «За мир!»
Егор Петрович вообще очень любит надписи.
Его персонажи постоянно разговаривают с нами и друг с другом. «Ку-ка-ре-ку!»— кричит
петушок, собираясь склевать подсолнух. – «Привет, дорогая»,— говорит одна голубка
другой. «Здорово, колобок»,— приветствует любимца детворы заяц. А на боках круглой
коробки для украшений разворачивается целая пьеса! Одна белка угощает другую: «Кушай,
товарка!»
Две знакомые нам голубки сидят у кувшина:
«Кушай, подруга!» А две такие же голубки над высокой чашей отвечают: «Кушаем!» Гораздо
лаконичнее надпись на другой коробочке, совсем крохотной: «Зайка». И правда, нарисован
заяц, но, как обычно у этого художника, с длинным хвостом. Почему? Может, он из
сказки «Когда у зайцев хвосты были длинными»? А может, так Егор Петрович пошутил?
Но рисует он и памятники архитектуры,
причем рисует серьезно. Это молодые мастерицы выдумывают шпили, башни и флюгеры.
Егор Петрович Мешалкин, можно сказать, реалист — всю жизнь изображает одну и ту
же церковь, что стоит в двенадцати километрах от Крутца, в Полховском Майдане. Любой
архитектор, посмотрев на его рисунок коробки или миски, сразу скажет, что это памятник
XVIII века, что относится храм к очень популярному в это время типу — ротонда с
отдельно стоящей колокольней, и даже «яблоки» — медные шары на верху куполов не
забыл нарисовать дотошный художник. Так не лучше ли взять фотографию майданской
постройки?
Оказывается, Егор Петрович отбросил в своем
рисунке все лишнее, подчеркнув логику конструкции, строение объемов. Три кубика
друг на друге, округлый верх и главка-колокольня. Широкий и узкий кубы, опять-таки
с верхом и главой — церковь. Треугольные зубчики под кровлей — то ли кокошники,
то ли фронтончики (Фронтон — треугольное
завершение стены), то ли нарядная оборка. Цветком качается колокол, бутоном
поднимается в небо купол. Игрушка? Символ? Нет, наверное, тоже сказка.
В Крутце работают семьями: все, от
мала до велика, или точат, или наводят, или красят. Так трудится и семейство Марии
Федоровны Сергейчик — она сама, ее дочь, Антонина Викторовна Горелова, и внучка
Надя. Главкой искусницей у них считается бабушка. Так же как у Егора Петровича
Мешалкина, у Марии Федоровны есть свои сюжеты — петух, кавалер с барышней, трехглавая
церковь. Но любит старая мастерица рисовать и цветы, притом очень своеобразные.
Она показывает их как будто в разрезе: вытянутый, заостренный кверху венчик, почти
треугольная сердцевина и два лепесточка у ее основания, как полузадернутые шторки,
из-за которых видны штрихи и точки орнамента — семена. Навела художница такие цветы
в нижних углах матрешкиного фартука — и фартук ожил, словно колеблемый ветерком:
вот-вот завернется! А на крышке голубой солонки они выглядят будто ракеты, нацеленные
в небо,— сейчас взлетят!
Рисунок старой мастерицы четок и тверд.
Художница любит формы устойчивые, расширяющиеся книзу: ее цветы пирамидальны, как
и ее храмы, а березы скорее походят на баобабы — настолько толсты у них стволы.
Старается она выявить структуру предмета, отграничить друг от друга его составные
части. На ее солонках по верхнему краю и вокруг ножки обязательно будут проведены
броские — желтые с черными горохами — пояски, а венчающее крышку «яблоко» выделено
красным. У грибов поясок проходит по краю шляпки, у кубышек — под верхней частью
и над основанием, и даже платок у матрешки по краю оторочен все той же желто-черной
каймой.
Человеческие фигуры у Марии Федоровны
строятся просто: красный квадрат и два синих прямоугольника, увенчанные кругом,—
«кавалер», комбинация синего овала и треугольника — «барышня». Детская наивность
и непосредственность, существующие на основе многолетнего опыта и точного расчета,—
это самая суть народного искусства.
Выверенность рисунка у Марии Федоровны
ничуть не лишает его свободы. Штрих ложится непринужденно, как бы играя: он плавной
окружностью очерчивает лепестки, вихрится у их основания, волнисто изгибается по
краешку листьев. Плавно течет линия контура знаменитых сергейчиковских петухов,
завивается спиралью в изображении свернувшейся клубком кошки. Пустых мест в росписи
нет, все заполнено плотно, но при этом узору не тесно: он, как хорошо сшитая одежда,
рассчитан как раз на ту форму, которую украшает. Великая искусница Мария Федоровна
Сергейчик!
ПРОДОЛЖЕНИЕ
СЛЕДУЕТ под названием «Крутцовские
мастерицы»
Источник: Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца./ Ирина Леонидовна
Бусева-Давылова; фотоиллюстрации А. Костин, иллюстрации А. Драговой. – М.:
Детская литература, 1991. – 48 с. - (Народные промыслы). Рассказ о народном промысле
деревянных игрушек и посуды, возникшем и получившем развитие в селе Крутец
Нижегородской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий