«Не простое яичко, а расписное»
Автор текста: Бусева-Давыдова И.Л.
Рисуют их мастерицы буквально одним очерком — быстрым движением пера: не одну тысячу таких курочек каждая нарисовала за свою жизнь! Этим-то они и хороши. Давняя традиция и многолетняя работа послужили основой неподражаемого артистизма, еще более удивляющего в скромном сюжете и маленьком размере — ведь эти яички делаются не крупнее настоящего куриного яйца.
Попробуйте-ка изобразить что-нибудь на
деревянном яйце! Оно словно само выскальзывает из рук, перо идет криво, узор не
укладывается, домики выходят перекошенные, а люди такие, что хоть иллюстрируй
ими стихи Корнея Чуковского: «Жил на свете человек — скрюченные ножки...»
А вот крутцовцы справляются с этой
задачей виртуозно. Они давно выработали простую и красивую схему: яйцо
опоясывается вдоль гирляндой, которая делит его на две половины, а на каждой
половине в центре пишется пышный цветок. Изредка, для разнообразия, яйцо
делится поперечными поясками, иногда — только продольными, но всегда они
подчеркивают осязаемую округлость предмета.
Еще сложнее изобразить что-нибудь на
боку яйца. Вот художница очертила вытянутый, заостренный овал — живописное
поле. В центре его — курочка. Линия ее грудки и брюшка повторяет нижнюю линию
овала; вскинутая головка, крылышки, хвост, как и деревья по бокам, соответствуют
вытянутой форме и направляют наш взгляд вверх, где сияет красное солнышко. Край
его диска вторит низу овала, а черточки-лучи направляют движение композиции
вниз, окончательно замыкая ее в форму овала. А вот другая курочка — не
курочка, а настоящая пава: крылья розовые, брюшко синее, на шейке желтый воротничок.
Эта курочка так плотно вписана в овал, так тесно охвачена его плавным контуром,
что яйцо кажется ее гнездышком, теплым и уютным.
Круглится головка, упруго сбегает вниз
линия грудки, задорно торчит носик, топорщится хвост, а черные отпечатки штампика-тычка.
выходящие за линию контура, создают впечатление пушистых перьев. И сидит такая курочка
ряба на солнечно-золотом фоне, в зеленой травке, написанной несколькими уверенными
штрихами, а под лапками у нее — пронзительно-алые сполохи. К чему здесь красный
цвет? Сама мастерица скажет вам только, что так красивее. Но вспомним: еще у древних
язычников яйцо было символом солнца, символом жизни. Желтый, красный, зеленый —
солнце, огонь, трава — это сама жизнь, весенняя, праздничная, ликующая. А курочка,
может, вовсе и не курочка, а древняя птица Феникс?
Не только курочек рисуют на яйцах крутцовцы.
Тут и солнце, и радуга, и дома, и деревья, и даже многоэтажная избушка на курьих
ножках!
Могут они нарисовать и Спасскую башню
со звездой и курантами. Башня сверкает всеми цветами радуги, но стоит она не на
Красной площади, а на зеленом лугу, среди деревьев, словно волшебной силой перенесенная
в Крутец. А ведь и впрямь — образ Кремля всегда с нами: в Крутце ли, в Ленинграде
или Владивостоке мы провожаем уходящий день и встречаем новый боем Кремлевских
курантов.
Жители Крутца любят писать на яичках
добрые пожелания покупателям: «Счастья вашей семье!», «Хорошего праздника!».
Деревянные сестрички
Все яички крутцовских мастериц разные.
Наверное, если б художницы и захотели, все равно не смогли бы повторить сами себя,
а тем более — друг друга.
Решили как-то раз две молодые мастерицы
расписать матрешки одинаково: у одной вокруг лица ободок, и у другой тоже; у одной
на платке роза, и у другой такая же, фартуки у обеих в крупных бутонах, да и ростом
красавицы друг другу вровень. Близнецами должны были казаться эти матрешки. А вышло,
как на тех картинках, что печатают в журналах для тренировки памяти: с первого взгляда
они выглядят одинаковыми, а начнешь вглядываться — и найдешь десятка два различий.
Так и тут: ободок у одной матрешки широкий, у другой — совсем узенький; у одной
оборки по нему голубые, у другой — розовые; у одной платок зеленый в розовый горошек,
и роза на нем в тон, а у другой — брусничный, с желтой розой, да еще расшитый белильными
точками.
А уж бутоны-то — и вовсе у разных садовников
выросли! На одной матрешке они крупные, сочные, словно на глазах лопаются: из оранжевого
лепестка проглядывает желтое нутро, а посередине горит-переливается оранжевая
полоска. Не цветы, а салют рвется вверх без удержу — того и гляди, фартук
загорится! У второй же матрешки бутоны нежные, будто немного увядшие — тяжело
им на тонких стеблях: клонят книзу головки, вот-вот осыплют розовые лепестки,
потеряют зеленую сердцевинку. Поэтому и характеры у матрешек разные. Одна
смелая, решительная, а другая мягкая, задумчивая — глядит на всех огромными
глазами, узорные рукава опустила, мечтает неведомо о чем.
А этим матрешкам мечтать некогда — у
каждой двое младенцев на руках. Расписывали их родные сестры — Мария Федосеевна
Масягина и Антонина Федосеевна Вилкова, но манера у сестер совсем не похожая: у
первой — живописная, у второй — графическая, строгая. И техника тоже разная — анилин
и масляные краски. Мария Федосеевна щедро набросала по фиолетовому фону густо-розовые
и синие цветы да красную землянику, смело положила желтые рукава в разноцветных
горохах. Антонина Федосеевна на белом фоне нарисовала три ярких венчика, как три
звезды, да пустила густую ветку с зелеными и красными листьями. На одной матрешке
все немного размыто, смазано, на другой — резко, четко, контрастно. Первая много
говорит, но все же недоговаривает, а вторая — лаконична, как пословица: ни прибавить,
ни отнять.
Матрешка Антонины Федосеевны уверена
в себе, младенцев держит крепко, а они мирно посасывают пустышки и смотрят вокруг
любопытными глазами. Матрешка ее сестры — беспокойная, озабоченная, один ребеночек
у нее спит, а другой крутится так, что завязка на одеяле перекосилась. И все же
эти матрешки — друг другу родня. Звездные цветы на одном фартуке расположены точно
так же, как анилиновые розы на другом, а одеяльца на близнецах одной сестрицы сшиты
из той же ткани, что рубаха другой. Работали Мария Федосеевна и Антонина Федосеевна
порознь, а попали их матрешки к одной хозяйке — и получился ансамбль!
Не просто многообразие, но единство в
многообразии—вот еще одно привлекательное свойство изделий Крутца. Каждая многоместная
матрешка — это ансамбль в полном смысле слова. Настоящая мастерица продумывает
роспись всех матрешек, от маленькой до большой. Вот на крошке матрешке
нарисованы закрытые бутоны, на ее сестричке они уже приоткрылись, на следующей
по размеру — лопнули, а дальше появился цветок. К нему добавился еще один
цветок, полуоткрытый, затем открылись еще два, три, четыре... И наконец, на
самой большой матрешке — целый букет, на оранжевом фоне, рядом с которым так
красиво смотрятся зеленый платок и зеленые листья.
А здесь ансамбль строится по-другому.
Нарисовала художница на матрешке-тройняшке розу. Показалось бедновато. Следующей
матрешке к розе добавила два василька. Затем решила убрать розу совсем, а рядом
с голубым васильком нарисовать розовый. А если одни только розовые васильки оставить?
Нет, не то. Попробовать подрисовать к ним ромашку? А если к ромашке — опять розы?
И вот стоим мы теперь у прилавка и выбираем: что лучше — розовая ромашка или синяя?
Гладкий платок или в крапинках? Роза или василек? А хороши они вместе, рядом —
так, как вы видите их на этой фотографии.
Точно так же нельзя выбрать одну только
голубую миску у молодой художницы Елены Винокуровой. Вот эта — самая большая. На
ней и церкви нарисованы, и деревья, и домики, а на одном доме петушок сидит и держит
в клюве конвертик с надписью «Мир». Эта миска — поменьше: на ней мельница крыльями
машет, а под мостиком лодочка плывет. У этой — донышко розовое, на боку медведь
Машеньку несет. На этой — девочка с ведрами, кошка да собака. Ну, а последняя —
совсем крошка, в ладони спрятать можно. На дне ее — кот усатый. И у всех внутри
по бортику — венок из бутонов, а в него будто ландыши вплетены: нарядно смотрятся
белильные точки на голубом поле. Целый сервиз получился! Кстати, художница и любительница
крутцовских изделий Тамара Ивановна Санчес так и подбирает вещи — «сервизами»: один
— красный, другой — голубой, третий — зеленый...
Роспись этих мисок неразрывно связана
с формой самого изделия. Миска круглая — и рисунок ложится кругами: внешний бортик
— с пейзажами, внутренний —с цветочным венком. Дальше, в месте перехода от бортика
к донышку, желтый ободок, а на дне роспись тоже идет вкруговую, так что церкви упираются
куполами друг в друга. Эту посуду обязательно надо покрутить в руках — иначе
всего не рассмотришь.
Но ведь так же она крутилась и на токарном
станке, где ее точили, и движение резца словно запечатлелось в ней навечно. Т.
С. Семенова, первый исследователь искусства Крутца, писала, что почти все крутцовские
поделки есть «формы вращения»: они круглые, и это создает немалые трудности для
художника.
Легче придумать матрешке красивый
фартук: он ведь тоже не плоский! Можно пустить по нему цветы венком, а в центре
нарисовать большой цветок или веточку. Можно разбросать цветы вроде бы
небрежно, но так, чтобы они легли почти точно в шахматном порядке: фартук
получится легкий и нарядный. А можно дать матрешкам в руки по длинной гирлянде,
направить одну вверх, другую вниз. Вот так наряд получился!
ПРОДОЛЖЕНИЕ
СЛЕДУЕТ под названием «Истоки крутцовских
росписей»
Источник: Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца./ Ирина Леонидовна Бусева-Давылова;
фотоиллюстрации А. Костин, иллюстрации А. Драговой. – М.: Детская литература,
1991. – 48 с. - (Народные промыслы). Рассказ о народном промысле деревянных игрушек и
посуды, возникшем и получившем развитие в селе Крутец Нижегородской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий