Каменное узорочье Великого Устюга
Автор текста: М. Маханько, кандидат
искусствоведения
Великий
Устюг, основанный еще в XII веке, большую часть своей жизни был деревянным. Как
и другие русские города, он претерпел немало пожаров, набегов «лихих» людей,
много раз утрачивал свои постройки. Но каждый раз возрождался к жизни, обретая
новый облик. О былой важности города свидетельствует само имя с использованием
эпитета «великий», приравнивающего его к таким древним и богатым центрам
Средней и Северной Руси, как Ростов и Новгород.
Ансамбль
соборного комплекса. XVII -XIX веков.
В XVII веке Устюг утрачивает значение форпоста на северо-восточных рубежах Русского государства, становится центром торговли и ремесла. Богатство его жителей в XVII -XVIII веках отразилось в развитии каменного церковного и гражданского строительства, сложении местной художественной школы, процветании таких ремесел, как резьба по дереву, «ценинное» дело (изготовление кирпича и поливных изразцов), среброделие и чернь.
Вологодская область, Великий Устюг. Соборное дворище. https://sobory.ru/photo/78189
Сохранившиеся
каменные церкви XVII - XVIII веков построены на средства местного купечества и
в полной мере отразили вкус, представления о красоте, современности и
традиционности «лучших людей» Великого Устюга. Город развивался благодаря рекам
Сухоне и Югу, и городская набережная на протяжении столетий была настоящей
«сценической площадкой» для городского ансамбля. Большинство церквей в городе
и, прежде всего, соборный комплекс возведены на берегу реки или вблизи нее.
Вознесенская
церковь. Восточный фасад.
Самый
ранний из сохранившихся каменных храмов Великого Устюга - церковь во имя Вознесения Господня (1648),
возведенная на дворе купца Н.Ф. Ревякина. Это здание свидетельствует о хорошем
знании столичной посадской архитектуры. Церковь Вознесения в Устюге - наиболее
близкий по стилю памятник таким шедеврам московского зодчества второй четверти
- середины XVII века, как Троицкая церковь в Никитниках (1628 - 1654) и
Рождества Богородицы в Путинках (1649 - 1652).
Вознесенская
церковь (1648). Южный фасад.
Как
и московские прототипы, устюжская церковь была многоглавой. Первоначально ее
венчали одиннадцать главок. Помимо пятиглавия над основным храмом еще пять глав
украшали северную пристройку с придельными церквами. В разных этажах и
пристройках здания в общей сложности располагалось пять престолов. Каждая
главка имела тонкий, профилированный барабан, иногда даже двухъярусный.
Основание главок было украшено поясом кокошников, а завершение храма представляло
собой «горку» из кокошников. Их глубокие ниши и чередующиеся ярусы скрывали
сомкнутый свод.
Вознесенская
церковь. Юго-западная пристройка (Церковь Всех Святых).
Этот
вид перекрытия был наиболее популярен в устюжском зодчестве XVII - XVIII
веков, так же как и в архитектуре всей России. Связано такое предпочтение было
с тем, что сомкнутый свод позволял обходиться во внутреннем пространстве без
столбов или лопаток-пилястр, которые могли бы нарушить единство интерьера.
Родственной московскому зодчеству была и декорация стен, галерей, всходов и
крыльца.
Вознесенская
церковь. Фрагмент.
Пышные
наличники в виде кокошников, опирающиеся на полуколонки, придают нарядность
небольшим окнам. Вместо пилястр на фасадах сдвоенные полуколонки. Сдвоенные
арки с гирькой и «ползучие» архи всходов украшают крыльцо. Ниши-филенки
покрывают плоскости стен храма над карнизами и столбов крыльца. Этот неполный
список декоративных элементов, использованных строителями для украшения, можно
продолжить, совершая обход здания. С разных точек зрения оно выглядит
по-разному. В дополнение следует упомянуть поливные изразцы и кованые решетки
в виде двуглавых орлов - и представление о пышности устюжского архитектурного
узорочья будет еще ярче.
Вологодская область, Великий Устюг. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище. https://sobory.ru/photo/63046
Главные
храмы Великого Устюга сосредоточены на Соборном дворище: собор во имя Успения
Богоматери с отдельно стоящей колокольней (XVII - XIX веков), собор во имя
праведного Иоанна (1656 - 1663) и собор во имя праведного Прокопия (1668,
галереи - XIX век), а также церковь во имя Богоявления Господня (Св. Власия
Севастийского) (1689). Соборы имеют пятиглавые завершения, напоминающие о
московских корнях самого типа городского соборного здания. При взгляде на
соборный комплекс с реки это изобилие разновеликих куполов с барочными перетянутыми
главками на граненых барабанах напоминает отдельный город внутри города.
Рядом
с величественным зданием Успенского собора, строившегося как на деньги местных
купцов, так и на средства казны, соседствуют соборы, построенные над мощами
небесных покровителей Великого Устюга, святых Христа ради юродивых Прокопия и
Иоанна. Прокопиевский храм располагается в южной части соборного ансамбля,
рядом с архиерейским подворьем. Его кубическое «тело» венчает четырехскатная
кровля с пятью барочными главками на граненых барабанах: световой является
только центральная глава, боковые - декоративные.
Вологодская область, Великий Устюг. Кафедральный собор
Прокопия Устюжского на Соборном дворище. https://sobory.ru/photo/175989
Фасады
собора расчленены лопатками-пилястрами, объединенными карнизом, поверх
которого располагаются декоративные «закомары» - арки с росписями. Поверх
этого «пояса» пущен еще один менее «скульптурный» карниз, а над ним легким
кружевом бегут арки меньшего радиуса и без росписей. Стройность архитектурных
форм собора подчеркивает протяженная галерея с тройными аркадами оконных проемов
в духе византийского или домонгольского древнерусского зодчества, маленькими
декоративными главками над центром этих аркад, филенчатыми пилястрами и арками
с гирькой по фасадам крыльца.
В
архитектуре Великого Устюга времени расцвета можно выделить два типа
церковных зданий. Традиционный тип большого пятиглавого собора со световыми
барабанами куполов в духе храмов Московского Кремля характерен в первую
очередь для теплых храмов и монастырских ансамблей.
Вологодская область, Великий Устюг.
Михаило-Архангельский монастырь. Собор Михаила Архангела. https://sobory.ru/photo/164101
Таковы,
например, соборы Михаило-Архангельского (1653 - 1656) и Троице-Глединского
(1659 - 1701) монастырей. В архитектуре Михайло-Архангельского монастыря
замечателен столичный размах построек: собор соединен крытыми каменными галереями
с трапезной палатой. Комплекс зданий разного размера и функций образует
единый, пространный ансамбль. Отдельные архитектурные элементы поражают. Арки,
соединяющие всходы на галерею, приобретают немыслимую для ордерной архитектуры
форму, «ползут», утрачивают симметрию, обретая органическую динамику. Подобные
уникальные формы, возможные в средневековом архитектурном сознании, являются
наиболее примечательными деталями городской архитектуры XVII века как в
столице, так и в провинции.
Очень
часто боковые главки в традиционном пятиглавом завершении были декоративными,
лишенными проемов, как, например, в зимней церкви Сергия Радонежского (1739 -
1747) в Дымковской слободе (на противоположном берегу реки Сухоны). Зачастую
рядом с зимним храмом традиционного типа возводили церковь в стиле «нарышкинского»
барокко: четверик на восьмерике, с богатой архитектурной декорацией. В
Дымковской слободе соседний с Сергиевской церковью храм во имя Св. Димитрия
представляет собой тип здания с обширным притвором на западе, граненым алтарным
объемом на востоке и собственно четвериком наоса, увенчанным стройным граненым
световым барабаном с миниатюрной главкой. К этому излюбленному во второй
половине XVII - начале XVIII века типу храма в Устюге принадлежат такие
шедевры провинциального барокко, как церковь Николы Гостунского (конца XVII -
первой четверти XVIII века).
Колокольня
церкви Николы Гостунского. Вид с юго-запада.
Устюжские
гости (купцы) любили архитектуру с размахом. Церковь Николы Гостунского также
представляет собой ансамбль. Рядом с храмом высится отдельно стоящая
колокольня. Храм выстроен по традиционной схеме: с запада обширный квадратный
притвор с крыльцом, имеющим всходы с трех сторон, наос в виде двухъярусного
двухсветного четверика, увенчанного восьмериком-барабаном с декоративной
главкой и граненым алтарем с востока. Центральное пространство храма - двухэтажный
светлый зал с сомкнутым сводом. Фасады всех частей здания имеют богатую
декорацию: кокошники над окнами, опирающиеся на полуколонки, полуколонки
вместо пилястр, сдвоенные на углах и поддерживающие тонкие карнизы с
«зубчиками» кирпичного поребрика. Еще богаче декорирована колокольня.
Основной ее объем, восьмерик со «звоном», подымается над кубическим
двухэтажным основанием. Мощную пластику архитектурных форм подчеркивает легкая,
плоскостная декорация в виде различных филенок на узких пилястрах и
пьедесталах. Не разрушают графичность декора и стройность колокольни карнизы,
имеющие небольшой вынос. Особенно выразительны филенчатые ниши в виде колоколов
и овалов внутри каждой грани и трехлопастные фронтоны, дважды опоясывающие
октагон. В соответствии со вкусами барокко в такой архитектуре отсутствует
чистая стена, ее прикрывают всевозможными украшениями. В отличие от
архитектуры западного барокко декоративное узорочье памятников в Устюге лишено
скульптурной объемности, скорее напоминает рисунок на плоскости.
Между
тем не стоит думать, что русские мастера не были способны воспроизвести
качества, свойственные архитектуре западного барокко, прежде всего
итальянского.
Ансамбль церкви
Симеона Столпника (1725 - 1765).
Об
этом свидетельствует еще один ансамбль - церковь Симеона Столпника с
колокольней (1725 - 1765), расположенная на берегу реки Сухоны в южных
пределах средневекового Устюга. Построить такой храм могли только мастера,
понимавшие язык не только декоративных форм новых, европейских стилистических
веяний, открытых в эпоху петровских преобразований, но саму основу,
конструкцию ордера и основанного на нем зодчества. Традиционное для храмов
Великого Устюга здание типа «восьмерик на четверике», объединяющее зимнюю и
летнюю церкви, имеет уникальный по красоте западный фасад. Центральную ось
подчеркивает кубический основной объем храма, увенчанный сомкнутым сводом с
небольшим куполом-восьмериком. Ему вторят боковые главки на стройных граненых
барабанах. Западная стена имеет в центре дополнительный этаж в форме аттика с
треугольным фронтоном. В аттик встроена композиция из трех окон, наличник
центрального окна имеет вид арки и вписан непосредственно во фронтон. По
сторонам аттика помещены крупные волюты. Их назначение - соединить аттик с
карнизом, объединяющим весь западный фасад. Подобный прием напоминает
колокольню Петропавловского собора в Петербурге, строившегося как раз в это
время под руководством итальянского архитектора Доменико Трезини. В отличие от
волют Петропавловского собора, размеры волют устюжской церкви скромнее и
более напоминают формы римских церковных фасадов эпохи барокко. Декоративные
элементы уже не заслоняют стену, как это было свойственно средневековой
архитектуре. Волюты, карнизы, расположенные симметрично наличники окон,
плоские пилястры, круглые окна - все эти детали призваны организовать единую
архитектурную картину, величественную, напоминающую об итальянских базиликах
и дворцах эпохи барокко.
Так же как это было
свойственно памятникам юга, церковь Симеона Столпника слита с пейзажем, особенно
с панорамой реки. Перед ее западным фасадом расположена открытая
галерея-гульбище, опирающаяся на аркады. В центре ее, прямо к двери, ведущей в
храм, расположена открытая лестница из трех маршей.
Барочную любовь к пышной
красоте великоустюжские мастера передали и в цветовом решении здания. Симметрия
форм, осознанное использование мотивов западноевропейской архитектуры, а также
цветовые сочетания (красные стены, белые пилястры и декоративные детали,
зеленые капители пилястр из поливных изразцов), соединение здания с окружающим
его пространством - эти приемы уподобляют церковь дворцовому сооружению.
«Западничество» в
использовании декоративных приемов будет характерно для гражданской
архитектуры города в течение XVIII столетия. Особняки Великого Устюга являют
примеры замечательных памятников «елизаветинского» барокко. С особенным изяществом
на фасадах этих домов-дворцов украшены окна. Форма наличников еще сохраняет
связь с предыдущей эпохой - своеобразные утолщения по бокам, «уши». Но теперь
их искусно прикрывают декоративной лепниной, барочными картушами, цветочными
гирляндами. Исполненное белым, это лепное украшение напоминает изысканную
вышивку или кружевное плетение. Позднее эти мотивы будут вдохновлять мастеров
деревянной резьбы в украшении наличников в более скромных особняках.
Начавшаяся в XIX веке
перепланировка города разрушила его средневековый облик. Изменилось направление
улиц, расположение привычных районов заселения. Но остались храмы, большие и
не очень, во многом похожие и такие разные. Именно они остаются лучшими
свидетелями «золотого века» в истории Устюга. Архитектурное своеобразие
прекрасного северного города служит для нас предметом гордости и основой
духовного возрождения.
Источник:
Маханько М. Каменное узорочье Великого Устюга./ М.
Маханько, кандидат искусствоведения.// Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 5.
–с. 42-45. - (ПАМЯТНИКИ РОДИНЫ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий