вторник, 2 ноября 2021 г.

О матрешке игрушке

 

Биография игрушки Матрешки

Автор текста: Бусева-Давыдова И.Л.

Люди всегда любили красоту и умели ее тво­рить. Вещи, окружавшие их, украшали то вышивкой, то резьбой, то росписью, и обычное деревянное блюдо под кистью мастеров стано­вилось редкой драгоценностью, а простой холст смотрелся не хуже заморской парчи. Никто не знал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и до смерти. Младенец полу­чал любовно изготовленную игрушку…

Матрешка, Полхов Майдан. https://vestnik.icdc.ru/index.php/live/1375-genij-adaptatsii-kak-enoty-zakhvatili-mir

И только в прошлом веке, наконец, осознали, какие богатства накопила народная культура в течение многих столетий. Художники начали изучать народные орнаменты, архитекторы — деревянное зодчество, коллекционеры — соби­рать произведения народного искусства. А вскоре возникла и идея — помочь развитию народных промыслов, возродить те из них, кото­рые исчезали.

Вот тогда и появилась на свет наша мат­решка.

Прообраз ее — деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались несколько таких же кукол, но поменьше,— художник Сергей Васи­льевич Малютин увидел в Японии. Но кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже, японцем — сердитым на вид, узкоглазым стариком. Малю­тин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам — понравится ли? В России с незапамятных времен привыкли из белой, па­хучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить?

Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Матрешка, Полхв -Майдан. https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/istoriya-polhov-majdanskoj-rospisi-tehnologiya-sozdaniya.html

Начали точить матрешки по русским селам — там, где издавна работали умельцы с деревом, как в Сергиевом Посаде. Слава местных мастеров разо­шлась далеко. Дошла она в начале нашего сто­летия и до большого села Полховский Майдан, что раскинулось среди густых лесов на юге Нижегородской области. Исстари там точили крестьяне для себя и для соседей дере­вянную утварь, но не украшали ее. А тут задума­лись: что, если принарядить поделки?

В Сергиевом Посаде в то время не разрисо­вывали дерево, а выжигали на нем. Была у ма­стеров картинка для образца: стоят домики, ра­стут деревья, светит солнышко, а по реке лодочка плывет. Вот и украшали они такими незатейливыми картинками деревянные коро­бочки да детские пеналы, а выжигали эти пей­зажи специальным аппаратом. Купили себе такой аппарат и майданцы.

Матрешка, яйцо, птица-свистулька. 1963 г. https://studfile.net/preview/5301325/page:7

Почти все мужчины села встали к токарным станкам. Зажмет мастер в станке чурку-заготовку, запоет резец, посыплются пахучие стружки.

Вначале чурку обрабатывают снаружи. На глазах из липового кругляша получается бочо­нок — будущая копилка. Нажим резца — и бочо­нок опоясался поперечными кольцами-желоб­ками, словно бочка обручами.

Затем бочонок распиливают на две неравные части: из большей выйдет пузатое тулово, из меньшей — крышка. Сверху на тулове делают закраинку — небольшой отступ от края, чтобы крышка хорошо держалась. А затем токарь обра­батывает внутреннюю поверхность: резцом выбирает сердцевину, чтоб копилка получилась пустотелой. Вот и готов бочонок-кубышка!

Теперь осталось приклеить крышку к тулову, чтобы нельзя было открыть копилку раньше времени. А когда наполнится она монетами, надо подержать ее над горячим паром, ножом провести вокруг крышки и смело открывать.

Дальше копилка переходит в руки худож­ницы. Она трижды натирает ее жидким крахма­лом: обмакнет руку в крахмальный раствор, разотрет его по дереву, подождет, пока подсох­нет, и повторяет всю операцию снова. Если же не подготовить таким образом основу, то краска растечется по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева, рисунок выйдет смазанный.

Роспись Ирины Лухмановой, одной из лучших мастериц села Полх-Майдан, отличается не только качеством, но и оригинальностью. https://vestnik.icdc.ru/index.php/live/1375-genij-adaptatsii-kak-enoty-zakhvatili-mir

А накрахмаленная поверхность, высохнув, становится белой и гладкой. Можно начинать роспись!

Трудится мастерица у окна. В правой руке у нее школьная ручка-вставочка с металлическим пером, левая рука придерживает копилку. Об­макнула художница перо в черную тушь, про­вела первую линию... Штрих за штрихом, цветок за цветком — вот уже вся поверхность покрыта контурным рисунком.

Теперь пора браться за кисти и краски. Тех­ника выжигания, хлопотная и не очень нарядная, не прижилась в Полховском Майдане. Народ­ным художницам понравились анилиновые кра­сители—цветные порошки в пакетиках, которые применяются для окраски тканей. Изобрели ани­лин в прошлом веке немецкие химики. Анили­новый порошок легко растворяется в воде, краска хорошо ложится на накрахмаленную поверхность, цвет получается чистый и яркий.

Накладывают краски на изделия где отдель­ными пятнами, а где одну поверх другой. На желтую ложится синяя — и получается зеленая краска, а по краям сквозит желтая кайма, да кое-где на белый фон забегают синие мазки — нарядно! Напишет так мастерица дерево — и кажется, будто в том дереве сошлись все вре­мена года: светятся, словно зимой, его тонкие ветви, наброшена сверху летняя зеленая листва, а прочерки желтой краски будто осенней желтиз­ной тронули крону. Может художница взять розовую краску и закрасить ею цветок, а потом покрыть кое-где лепестки этого цветка густо­розовым цветом да еще немного красного сверху положить. Роза получается нежной и живой — лепестки ее круглятся, плотно сворачивается темная сердцевинка, готовая вот-вот распу­ститься целым букетом.

Вот и покрылся наш бочонок росписью. А теперь мастерица возьмет прозрачный мебель­ный лак и нанесет его поверх росписи, и будет копилка сушиться на русской печи, сверкая лаки­рованными боками: в полутьме розы на ней кажутся живыми.

Майданские цветы не копируют настоящие. Не форму, а душу цветка стараются передать мастерицы. Майданские розы — это символ цветка, так же как майданские яблоки — символ плода. Таких роз не найти ни в одном розарии, таких яблок не вывести ни одному садоводу — сравниться с ними могут разве лишь аленький цветочек да золотые молодильные яблочки из русских народных сказок. И действительно, ма­стерицы творят свою сказку — особый, прекрас­ный мир, где нет места некрасивому, несуще­ственному, неинтересному; они не повторяют окружающее, а украшают его.

Кустарная игрушка. Матрёшка, Полхов-Майдан, Нижегородская обл., мастер Танкова Елена Владимировна, 1986г. https://fi.pinterest.com/pin/553872454169664109

Искусницы Полховского Майдана вырабо­тали и определенную технику росписи, и типы изображений, и схемы композиции. Пруд с лодочкой, два домика на берегу, два пышных дерева да розовеющее зорькой небо — вот майданский пейзаж. Раскрывшаяся роза с поднятой головкой, такая же — с опущенной и два-три бутона — вот майданский букет. Уверенной рукой проведен контур, легко, словно играючи, брошены мазки краски — все выверено многолет­ней практикой, найдено давно и удачно. За точ­ность рисунка, за верность традициям и ценят эту роспись художники и искусствоведы.

Но здесь же таится опасность: остановиться в развитии, начать повторяться. А такая опасность вполне реальна. Спрос на майданский товар большой — вот и стремятся мастерицы побы­стрее да попроще расписать матрешек. Скучно смотреть на прилавок, заставленный шеренгами одинаковых игрушек,— все на одно лицо, все в одинаковых фартуках, разве что платки разного цвета — у одних красные, у других — желтые.

А рядом полприлавка занимают черные, под полированное дерево, коробочки и копилки. На них анилиновой росписи нет совсем, а лишь где-нибудь сбоку масляной краской небрежно нари­сованы цветочек или веточка. Цветные пиг­менты в масляных красках замешаны на густом, предварительно вываренном льняном масле. Живопись такими красками получается плотной, тяжелой.

А делать черные изделия куда проще, чем расписные, или, как говорят в тех местах, «наведенные»: дерево обжигают паяльной лампой, берут кисть и, не утруждая себя тонким рисун­ком, кладут несколько жирных мазков. Нет в таких росписях нежной светоносности анилина — масляные краски словно кричат на глухой чер­ноте фона, утомляют глаз.

 

Источники:

Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца./ Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова; фотоиллюстрации А. Костин, иллюстрации А. Драговой. – М.: Детская литература, 1991. – 48 с. - (Народные промыслы). Рассказ о народном промысле деревянных игрушек и посуды, возникшем и получившем развитие в селе Крутец Нижегородской области в начале нашего века.

https://vestnik.icdc.ru/index.php/live/1375-genij-adaptatsii-kak-enoty-zakhvatili-mir

Фото из открытых источников Интернета

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...