Биография игрушки Матрешки
Автор текста: Бусева-Давыдова И.Л.
Люди всегда любили красоту и умели
ее творить. Вещи, окружавшие их, украшали то вышивкой, то резьбой, то росписью,
и обычное деревянное блюдо под кистью мастеров становилось редкой драгоценностью,
а простой холст смотрелся не хуже заморской парчи. Никто не знал, что это искусство:
оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения
и до смерти. Младенец получал любовно изготовленную игрушку…
Матрешка, Полхов Майдан. https://vestnik.icdc.ru/index.php/live/1375-genij-adaptatsii-kak-enoty-zakhvatili-mir
И только в прошлом веке, наконец,
осознали, какие богатства накопила народная культура в течение многих столетий.
Художники начали изучать народные орнаменты, архитекторы — деревянное зодчество,
коллекционеры — собирать произведения народного искусства. А вскоре возникла и
идея — помочь развитию народных промыслов, возродить те из них, которые исчезали.
Вот тогда и появилась на свет наша матрешка.
Прообраз ее — деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались несколько таких же кукол, но поменьше,— художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии. Но кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже, японцем — сердитым на вид, узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам — понравится ли? В России с незапамятных времен привыкли из белой, пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить?Заморская пришелица прижилась
у нас на диво быстро. Яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек,
свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем.
Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Матрешка, Полхв -Майдан. https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/istoriya-polhov-majdanskoj-rospisi-tehnologiya-sozdaniya.html
Начали точить матрешки по русским
селам — там, где издавна работали умельцы с деревом, как в Сергиевом Посаде. Слава
местных мастеров разошлась далеко. Дошла она в начале нашего столетия и до большого
села Полховский Майдан, что раскинулось среди густых лесов на юге Нижегородской
области. Исстари там точили крестьяне для себя и для соседей деревянную утварь,
но не украшали ее. А тут задумались: что, если принарядить поделки?
В Сергиевом Посаде в то время
не разрисовывали дерево, а выжигали на нем. Была у мастеров картинка для образца:
стоят домики, растут деревья, светит солнышко, а по реке лодочка плывет. Вот и
украшали они такими незатейливыми картинками деревянные коробочки да детские пеналы,
а выжигали эти пейзажи специальным аппаратом. Купили себе такой аппарат и майданцы.
Матрешка, яйцо,
птица-свистулька. 1963 г. https://studfile.net/preview/5301325/page:7
Почти все мужчины села встали
к токарным станкам. Зажмет мастер в станке чурку-заготовку, запоет резец, посыплются
пахучие стружки.
Вначале чурку обрабатывают снаружи.
На глазах из липового кругляша получается бочонок — будущая копилка. Нажим резца
— и бочонок опоясался поперечными кольцами-желобками, словно бочка обручами.
Затем бочонок распиливают на две
неравные части: из большей выйдет пузатое тулово, из меньшей — крышка. Сверху на
тулове делают закраинку — небольшой отступ от края, чтобы крышка хорошо держалась.
А затем токарь обрабатывает внутреннюю поверхность: резцом выбирает сердцевину,
чтоб копилка получилась пустотелой. Вот и готов бочонок-кубышка!
Теперь осталось приклеить крышку
к тулову, чтобы нельзя было открыть копилку раньше времени. А когда наполнится она
монетами, надо подержать ее над горячим паром, ножом провести вокруг крышки и смело
открывать.
Дальше копилка переходит в руки
художницы. Она трижды натирает ее жидким крахмалом: обмакнет руку в крахмальный
раствор, разотрет его по дереву, подождет, пока подсохнет, и повторяет всю операцию
снова. Если же не подготовить таким образом основу, то краска растечется по мельчайшим
жилкам и трещинкам дерева, рисунок выйдет смазанный.
Роспись Ирины Лухмановой, одной из лучших мастериц
села Полх-Майдан, отличается не только качеством, но и оригинальностью. https://vestnik.icdc.ru/index.php/live/1375-genij-adaptatsii-kak-enoty-zakhvatili-mir
А накрахмаленная поверхность,
высохнув, становится белой и гладкой. Можно начинать роспись!
Трудится мастерица у окна. В правой
руке у нее школьная ручка-вставочка с металлическим пером, левая рука придерживает
копилку. Обмакнула художница перо в черную тушь, провела первую линию... Штрих
за штрихом, цветок за цветком — вот уже вся поверхность покрыта контурным рисунком.
Теперь пора браться за кисти и
краски. Техника выжигания, хлопотная и не очень нарядная, не прижилась в Полховском
Майдане. Народным художницам понравились анилиновые красители—цветные порошки
в пакетиках, которые применяются для окраски тканей. Изобрели анилин в прошлом
веке немецкие химики. Анилиновый порошок легко растворяется в воде, краска хорошо
ложится на накрахмаленную поверхность, цвет получается чистый и яркий.
Накладывают краски на изделия
где отдельными пятнами, а где одну поверх другой. На желтую ложится синяя — и получается
зеленая краска, а по краям сквозит желтая кайма, да кое-где на белый фон забегают
синие мазки — нарядно! Напишет так мастерица дерево — и кажется, будто в том дереве
сошлись все времена года: светятся, словно зимой, его тонкие ветви, наброшена сверху
летняя зеленая листва, а прочерки желтой краски будто осенней желтизной тронули
крону. Может художница взять розовую краску и закрасить ею цветок, а потом покрыть
кое-где лепестки этого цветка густорозовым цветом да еще немного красного сверху
положить. Роза получается нежной и живой — лепестки ее круглятся, плотно сворачивается
темная сердцевинка, готовая вот-вот распуститься целым букетом.
Вот и покрылся наш бочонок росписью.
А теперь мастерица возьмет прозрачный мебельный лак и нанесет его поверх росписи,
и будет копилка сушиться на русской печи, сверкая лакированными боками: в полутьме
розы на ней кажутся живыми.
Майданские цветы не копируют настоящие.
Не форму, а душу цветка стараются передать мастерицы. Майданские розы — это символ
цветка, так же как майданские яблоки — символ плода. Таких роз не найти ни в
одном розарии, таких яблок не вывести ни одному садоводу — сравниться с ними
могут разве лишь аленький цветочек да золотые молодильные яблочки из русских
народных сказок. И действительно, мастерицы творят свою сказку — особый,
прекрасный мир, где нет места некрасивому, несущественному, неинтересному;
они не повторяют окружающее, а украшают его.
Кустарная игрушка. Матрёшка, Полхов-Майдан,
Нижегородская обл., мастер Танкова Елена Владимировна, 1986г. https://fi.pinterest.com/pin/553872454169664109
Искусницы Полховского Майдана
выработали и определенную технику росписи, и типы изображений, и схемы композиции.
Пруд с лодочкой, два домика на берегу, два пышных дерева да розовеющее зорькой небо
— вот майданский пейзаж. Раскрывшаяся роза с поднятой головкой, такая же — с опущенной
и два-три бутона — вот майданский букет. Уверенной рукой проведен контур, легко,
словно играючи, брошены мазки краски — все выверено многолетней практикой, найдено
давно и удачно. За точность рисунка, за верность традициям и ценят эту роспись
художники и искусствоведы.
Но здесь же таится опасность:
остановиться в развитии, начать повторяться. А такая опасность вполне реальна. Спрос
на майданский товар большой — вот и стремятся мастерицы побыстрее да попроще расписать
матрешек. Скучно смотреть на прилавок, заставленный шеренгами одинаковых игрушек,—
все на одно лицо, все в одинаковых фартуках, разве что платки разного цвета — у
одних красные, у других — желтые.
А рядом полприлавка занимают черные,
под полированное дерево, коробочки и копилки. На них анилиновой росписи нет совсем,
а лишь где-нибудь сбоку масляной краской небрежно нарисованы цветочек или веточка.
Цветные пигменты в масляных красках замешаны на густом, предварительно вываренном
льняном масле. Живопись такими красками получается плотной, тяжелой.
А делать черные изделия куда проще,
чем расписные, или, как говорят в тех местах, «наведенные»: дерево обжигают паяльной
лампой, берут кисть и, не утруждая себя тонким рисунком, кладут несколько жирных
мазков. Нет в таких росписях нежной светоносности анилина — масляные краски словно
кричат на глухой черноте фона, утомляют глаз.
Источники:
Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца./ Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова; фотоиллюстрации А. Костин, иллюстрации А. Драговой. – М.: Детская литература, 1991. – 48 с. - (Народные промыслы). Рассказ о народном промысле деревянных игрушек и посуды, возникшем и получившем развитие в селе Крутец Нижегородской области в начале нашего века.
https://vestnik.icdc.ru/index.php/live/1375-genij-adaptatsii-kak-enoty-zakhvatili-mir
Фото из открытых источников Интернета
Комментариев нет:
Отправить комментарий