среда, 3 ноября 2021 г.

Крутцовские игрушки. Часть 1

 

Секреты Крутца

Автор текста: Бусева-Давыдова И.Л.

Но не так просто исчерпать родник народного искусства. Новая струя его пробилась совсем рядом с Полховским Майда­ном — в соседнем селе по названию Крутец. Насмотрелись крутцовцы на полхмайданцев и задумались: а мы чем хуже? И точить умеем, и расписывать научимся, тем более что майданцы Крутцу не чужие: немало девушек из Майдана вышли замуж в Крутец, как начнут сватьев да кумовьев считать — не скоро сосчитаются. Пере­няли в Крутце способы росписи, освоили узор не хуже коренных майданцев. А дальше начались чудеса.

Быстро поняли в Крутце, что, повторяя май­данцев, далеко не уедешь. В прямом смысле не уедешь: ведь майданские жители к тому вре­мени торговали чуть ли не по всему свету — и в Астрахани, и в Архангельске улыба­лись с рыночных прилавков их крутобокие мат­решки. Где найти крутцовцам такое место, куда не добрались их вездесущие соседи? Подумали-подумали крутцовские умельцы и поехали... в Москву. Попросили майданцев потесниться — столица велика, всем места хватит. Те вначале посмеялись: куда соседям против них! А потом стало не до смеха — крутцовский товар начали покупать лучше майданского. «Секрет они, что ли, какой знают?» — удивлялись мастерицы Пол­ховского Майдана.

Секрет у крутцовцев . и вправду был, хотя секретом его назвать трудно: на самом виду он. Если майданцы строго соблюдали традицию, доставшуюся от пращуров, то для Крутца эта традиция стала лишь основой, своего рода канвой. В Крутце совместили старое с новым и получили интересное и оригинальное искусство. В розах крутцовских художниц чув­ствуется их прообраз — чудо-цветок Полховского Майдана, но при этом все они разные.

То кру­глые, с плотно лежащими друг на друге, словно черепица, темными лепестками. То будто размы­тые, с волнистым контуром, как на рисунках чудесного детского художника Владимира Конашевича. То похожие на бессмертники, с плотной вытянутой сердцевиной и кольцом лепестков у основания.

А рядом с розами расцветают огромные колокольчики, невероятные гвоздики, ромашки, тюльпаны и такие цветы, которым уж и назва­ния не подберешь — может быть, орхидеи? В крутцовских пейзажах появились и мельницы, и колодцы, и церкви, и даже многоэтажные дома.

Между ними расхаживают люди, тащат повозки лошади, прогуливается с воздушным шариком в руках Чебурашка, а лиса затевает с колобком свои хитрости.

Для работ крутцовцы охотно используют самые разные образцы. Приехал к ним в гости художник, нарисовал храм, похожий на знамени­тую церковь Покрова на Нерли. Мастерицы тут же подхватили сюжет, вначале старательно, еще по-ученически робко копируя его, а затем пере­делали на свой лад: у одной из них взметнул­ся пламенеющий храм на фоне густо-синего ночного неба, у другой — в розовой дымке вытянулась изящная церквушка с двойной глав­кой-маковицей.

Пригодились художницам и почтовые открытки. Так они начали изображать загорские памятники и подписывать их, как на открытках: «Троице-Сергиева лавра. Успенский собор». И, правда, узнать собор можно, но каким буйным небесно-голубым ультрамарином расцвечены его стены! Не такой ли храм соорудил в Новго­роде Садко, не о нем ли поется в русских были­нах?

Из детских книжек и журналов пришли в крутцовские росписи Мурзилка и Чебурашка, Винни-Пух и Кот в сапогах и многие другие любимые детьми герои. Веселая компания воль­готно расположилась на крышках деревянных коробок, на боках яиц-матрешек.

Из дерева стали точить и забавные игрушки-копилки — котов, зайцев да медведей. Играйте, детишки!

Да, поиграть тут есть чем. Только родился ребенок на свет, а крутцовцы уже приготовили ему погремушку, легкую, гладкую, удобную для маленькой ручонки.

Подрос немного — вот тебе пирамидка да каталка: надевай на палочку колечки, крути колесики хоть целый день. Еще вырос — бери пугач, забивай заряд потуже — сей­час выстрелит! Надоест стрелять — посвисти в свистульку или поиграй расписными яич­ками.

  

   Что тут только не нарисовали! Ли­са в мешке петуха несет, морда хитрая, мешок синий, сарафан розовый, а сама рыжая, как огонь. И вот она же с колобком разговаривает, облизывается: румян колобок, сдобен, сразу видно, что замешен на сметане да с сахаром.

Сидит кот на лавочке, огурец держит: «Огуре-чик, огуречик, не ходи на тот конечик! Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!» Курочка бежит кошкин дом заливать, медведь Машеньку несет в коробе. А вот маленький мальчик дер­жит елочку: не ты ли это?

Но дети вырастают и становятся взрослыми. Им надо воспитывать своих детей, надо хозяй­ничать и наводить уют в своем доме. И тут опять помогут крутцовцы. Выточат веретено, чтобы прясть, и грибок, чтобы штопать. Вы будете раскатывать тесто крутцовской скалкой, класть пирожки в крутцовскую миску, толочь пряности в крутцовской ступке.

Для вас нагото­вили сахарниц и солонок, вазочек и мисочек, коробочек и кувшинов. Да не простых, а с выдумкой! Вот коробочка-матрешка, одна в дру­гую вложено пять штук — целый набор. Все нарядные, желтые, как цыплята, да еще распи­саны цветами. Вот бочоночек с крышкой. А под крышкой еще одно отделение хитро сделано, как тайник. Вот стакан для карандашей, на нем нарисованы березы, а на березах сидят точе­ные дятлы — будто в лесу!

Захотел в гости пойти — загляни на рынок к крутцовцам.

Здесь выберешь подарок на любой вкус. Кому не понравятся гордые королевы? Кто отка­жется иметь дома расписной ларец? Ни дать ни взять волшебная шкатулка! А кто-то и простой белой деревянной посуде будет рад — говорят, она самая полезная для здоровья...

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ под названием «Крутцовские новинки»

 Источник: Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца./ Ирина Леонидовна Бусева-Давылова; фотоиллюстрации А. Костин, иллюстрации А. Драговой. – М.: Детская литература, 1991. – 48 с. - (Народные промыслы). Рассказ о народном промысле деревянных игрушек и посуды, возникшем и получившем развитие в селе Крутец Нижегородской области.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...