Крутцовские новинки
Автор текста: Бусева-Давыдова И.Л.
Постоянное обновление набора
изделий — важная черта искусства Крутца. Еще лет десять назад, когда привыкшие
к глиняным кошкам-копилкам покупатели спрашивали такие копилки у крутцовцев,
им отвечали: «Не делаем!» Но раз люди спрашивают — надо попробовать. Первые
кошки-копилки, простенькие, обожженные, появились на свет в Полховском Майдане,
но в Крутце, как всегда, переиначили по-своему.
Или на львов из древних владимирских соборов. Крутцовцы порадовали детей и взрослых зайцами-копилками. Ушки у зайцев, как и положено, на макушке — выточены и вставлены отдельно; глаза хитрые, раскосые, а на животе то роза нарисована, то клубника, а то и вовсе домики с деревьями. Выбирай, кому что любо!
Возродились под крутцовским
резцом и свинки-копилки, о которых дети могли прочитать разве что в сказках
Ганса Христиана Андерсена. Помните начало сказки «Свинья-копилка»? «Ну и
игрушек было в детской! А высоко, на шкафу, стояла копилка-свинья». Совсем
повывелись толстобрюхие свинки в наших квартирах, а зря — были они не просто
копилками, но и забавными игрушками.
В других странах эти домашние
зверюшки прижились еще с доандерсеновских времен, и когда на фабрике «Семеновская
роспись» (город Семенов также находится в Нижегородской области)
поинтересовались, что бы хотели купить у нас зарубежные друзья, те в числе
прочего вспомнили о свинье-копилке. И стали в Семенове делать стоящих на подставочке
деревянных поросят — розовых, с нарисованными ушками и блестящими копытцами.
Наверное, и у нас нашлось бы
немало желающих приобрести такие игрушки, но поросят изготавливали немного, и
все они отправлялись за границу. Лишь одна копилка попала в руки большой
любительницы и коллекционера крутцовского искусства Леоноры Григорьевны
Бережной. Она-то и привезла ее в Крутец — может, пригодится? Взглянул на
поросенка один из лучших крутцовских токарей, Михаил Сергеевич Рябкин. и поднес
к станку липовую чурку-заготовку. Так родились новые копилки Круша.
Но скучной показалась мастерам незатейливая
семеновская игрушка. Приделали поросятам уши торчком, вставили хвостики-колечки
из толстого провода, ножки выточили фигурные, а подставку убрали — и так
крепко стоит на столе новая забава. А уж как расписали туловище свинки! То
черными яблоками по белому фону, то пестрыми букетами, то — совсем диво! — гусей-лебедей
мастерица на боках навела. А лучше всего получилась самая толстая хавронья:
семеновскому поросенку в мамы годится. Тоже розовая, а разрисована и домами,
и цветами, и деревьями. Вот о ней бы сказку написать!
И еще одним изобретением
обязаны крутцовцы Леоноре Григорьевне. Однажды, гостя у них, попросила она
выточить не матрешку, а деревянную куклу, наподобие тех, что лепят из глины в
северном селе Дымкове. Волосы у нее должны быть собраны пучком, юбка — стоять
колоколом. Михаил Сергеевич Рябкин постарался, заказ исполнил, но ему самому
кукла не понравилась: похоже было, не приживутся такие в Крутце.
И каково же было удивление
любителей крутцовских матрешек, когда на следующий год привезли мастерицы на
рынок — нет, не кукол, а королей с королевами: высоких, статных, в коронах, в
драгоценных одеждах, расписанных самыми красивыми цветами. Покупать их стали
охотно. Все больше мастеров принялись точить новые игрушки — да уж и не
игрушки, а настоящую декоративную скульптуру: любую квартиру такая украсит!
Ценят крутцовцы красоту.
Смотришь иногда на крутцовскую матрешку и видишь: мало того, что спереди вся
она изукрашена, так еще и сзади, где у майданской матрешки только гладкий желтый
или синий платок да красное тулово, все любовно покрыто узором. Наставила
художница на костюм матрешки, словно звезды или букеты, отпечатки
штампика-тычка, а в центре каждого отпечатка сделала масляной краской яркую
точку. И на платке не поленилась положить горошки, а из-под платка выпустила
толстенную косу с большим синим бантом. Спросите ее, зачем она это делает —
ведь и без этого купят? А она ответит: «Для красоты».
Не только с майданскими
соседками соперничают крутцовские искусницы, но и друг с другом. Каждая
старается придумать свой узор, свои сюжеты. Все, например, любят рисовать
архитектуру, но у каждой она своя. У одной высокая колокольня с вытянутым,
будто бы готическим шпилем. у другой
— церковь-ротонда с ребристыми, словно зонтики, кровлями, а у третьей — дом не
дом, храм не храм — строение высокое, многоэтажное, каждый этаж выкрашен своим
цветом, а сверху два круглых купола. Кто придумает новый рисунок — тот
поначалу держит его в секрете, чтоб другие не подсмотрели, а уже на следующий
год, глядишь, все станут рисовать то же, хотя все равно каждая на свой лад.
Это постоянное соревнование
— кто лучше? — заставляет крутцовцев все время изобретать что-нибудь
небывалое. Даже саму технику росписи обновили: стали наряду с анилином пользоваться
масляной краской. Рядом ложатся масляная ромашка и анилиновая роза, анилином
закрашенный платок покрывают белильные крапинки.
Из-за склонности крутцовских
мастериц к экспериментам очень трудно предсказывать пути развития их искусства.
Сколько недобрых слов сказали искусствоведы в адрес масляной росписи по
обожженному фону! И примитивная она, и грубая по колориту, и вообще свидетельствует
о вырождении народного искусства. А в Крутце эта действительно не очень
привлекательная роспись породила три линии, три манеры, каждая из которых
обладает несомненными художественными достоинствами.
Во-первых, мастерицы стали
щедрее, а кисть их — тоньше: не один-два аляповатых цветочка, а целые гирлянды
тщательно выписанных цветов, веток и ягод легли на черный фон.
Во-вторых, сам этот фон
научились обыгрывать: если разбросать по нему яркие розовые, белые, голубые
крапинки, дописать нежные золотистые и сиреневые цветы, исчезнет глухота и
непрозрачность черно-коричневой основы, и она будет казаться ночным небом, в
котором плавают россыпи звезд.
В-третьих, была создана
особая техника — чисто масляная, но не уступающая по цветности анилину.
Поверхность дерева покрывалась слоем белил с добавленным в них цветным пигментом,
и по такому цветному масляному фону свободно ложилась масляная же роспись.
Изделия, расписанные так,
обладают совершенно особой прелестью: белильная основа делает цвет фона нежным
и неярким, с ним хорошо согласуются выбранные для росписи краски. Работать в
этой технике легче, чем в традиционной: не надо сначала наносить контур пером,
а потом аккуратно раскрашивать — можно свободно работать кистью без всякой
подготовки. Так мастерицы и делают, но... уже написав цветок, они старательно
обводят его более
аым контуром, а затем еще и
накладывают сверху темные мазки, как бы воспроизводящие привычную перовую
штриховку. Приемы, отработанные на живописи анилиновыми красками, применяются
в иной технике. Хорошо это или плохо? Во всяком случае, очень своеобразно. И не
только своеобразно, но и красиво — хотя, может быть, в будущем крутцовские
художницы откажутся от этого ради чего-то нового иного. Такие уж они там, в
Крутце, выдумщицы.
Не обошлось без выдумки и с
матрешками.
Казалось бы, как изменишь эту
игрушку — уж какой она выточена, такая и есть. В Крутце это прекрасно понимали
и форму матрешки не меняли.
А вот роспись... Прежде всего
крутцовские мастерицы решительно нарушили схему традиционного майданского
букета на матрешкиных фартуках: там — одна роза вверх, другая вниз, одна
вправо, другая влево, а у крутцовских матрешек цветы лежат, как художнице
красивее показалось.
Да часто и не розы вовсе — то
россыпь алеющей клубники или краснощеких яблок, то васильки с ромашками, а то
и домики с деревьями или человеческие фигурки. И руки у матрешек не по швам
вытянуты, как в Полховском Майдане: одна держит букет колосьев, другая —
голубя, а третья ребеночка нянчит — «куклу», как говорят крутцовцы. А вот
матрешки с двойняшками — в каждой руке по младенцу! Иногда же мастерице придет
охота пошутить, и появится матрешка с тремя косами — две переброшены на грудь,
одна на спину свешивается. Или еще затейливее — матрешка с двумя лицами! Оба
лица озорные, хитрые, четыре глаза словно подмигивают: «Вот я какая!» И стоит
рядом с такой матрешкой хозяйка, улыбается: «Ну разве не хороша?»
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
под названием «Матрешкины одежки»
Источник: Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца./ Ирина Леонидовна Бусева-Давылова; фотоиллюстрации А. Костин, иллюстрации А. Драговой. – М.: Детская литература, 1991. – 48 с. - (Народные промыслы) Рассказ о народном промысле деревянных игрушек и посуды, возникшем и получившем развитие в селе Крутец Нижегородской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий