Путешествие по Сиене
Автор текста: М. Замкова
Сиена - это город XIII и XIV веков.
Сиена была основана как римская
колония с правами самоуправления. Сотрясаемый мрачными превратностями судьбы
в период Империи и позднего Средневековья, постоянно противодействующий экспансии
сторонних господствующих сил и постоянным нападениям Флоренции, далекий от
моря, город познал осады, разрушительную междоусобную борьбу и страшный мор
от чумы. После господства лангобардов и франков, в середине XI века в городе
установилось двойное правление: епископов и графов, которых уже в следующем
столетии сменили «консулы» — исключительно светское правительство. И именно в
этот период Сиена набирает силу и превращается в важный политический и экономический
центр Средиземноморья. После триумфальной победы над Флоренцией в 1260 году
при Монтаперти, в Сиене начинается расцвет культуры, появляется плеяда
выдающихся художников, скульпторов и архитекторов.
Главная заслуга в процветании города принадлежит Правительству Девяти, которое установилось в 1277 году и оставалось у власти примерно семьдесят лет. Сиена значительно расширяется и приобретает монументальность. Появляется самая знаменитая главная площадь Сиены — Пьяцца дель Кампо.
Город приобретает тот средневековый
облик, который, несмотря на прошедшие после этого столетия, прекрасно сохранил
свою первоначальность. Улицы, вымощенные кирпичом и камнем; высокие здания, украшенные
изящными трех и двухчастными окнами со стрельчатыми арками; великолепные
дворики; закрытые темные атриумы; узкие переулки и «коллекция» площадей — все
это вызывает в памяти другие времена и придает Сиене характерную атмосферу,
полную волшебного очарования. Но Сиена это не только город, сохранивший свой
первоначальный средневековый облик, это еще и город, полный шедевров
искусства.
Незабываемо то ощущение стройной гармонии, которое возникает уже от первого взгляда на Пьяццу дель Кампо. Еще более фантастическое впечатление производит Дуомо — кафедральный собор Сиены. Ему нет равных в Европе по завершенности, блеску и великолепию. А залы музеев Сиены: проходя по ним, повсюду обнаруживаешь ошеломляющую красоту и великолепие бесценных художественных шедевров.
«ЖЕМЧУЖНАЯ РАКОВИНА»
Пьяцца дель Кампо. https://m3.otkrovenia.com/cache/img/oy/0p/oy0p4t2hx4kfe4lbqsk.jpg
Это настоящая жемчужина
архитектуры, по форме напоминающая створку раковины, вокруг которой строятся
наиболее знаменитые дворцы. Пьяцца дель Кампо теплым весенним утром: тень от
Палаццо Публико и Торе дель Манджа падает на освещенную солнцем и розовеющую
площадь, удлиняет ее, отдаляя дворцы, стоящие с противоположной стороны «раковины».
Площадь стекается своими сегментами к Палаццо Публико. Окружающие элегантные
дворцы XIV века, построенные в разнообразной стилистике, приумножают красоту
самого знаменитого здания в городе — Палаццо Публико и составляют с ним единый
архитектурный ансамбль. Именно здесь, на этой площади, сиенцы проживают многое
из выдающихся событий жизни; здесь горожане радуются, здесь они грустят.
Неповторимый облик Пьяцца
дель Кампо, или просто Кампо, возник в течение XII века из-за потребности
проведения коммуникаций и отвода неуправляемых дождевых потоков. Площадь — место
«встречи» трех холмов, на которых располагается Сиена. Теперь эта площадь
служит важной урбанистической вставкой в средневековый город и представляет
собой произведение исключительной красоты. Знаменитая во всем мире и
уникальная в своем роде площадь имеет форму створки большой раковины.
Вымощенная вручную брусчаткой по краям, кирпичом «в елочку» в центре, она
разделена полосами из белого камня, расходящимися от центра веером, на девять
секторов в память о Правительстве Девяти. И если Кампо — это сердце Сиены, то
Палаццо Публико является символом истории и хранителем наиболее дорогой для
граждан памяти о сиенской цивилизации и культуре.
ПАЛАЦЦО ПУБЛИКО
Дворец Палаццо Публико. https://magisteria.ru/data/2020/09/id-23-Palacco-Publiko-1599059814530-768x512.jpg
Палаццо Публико с
колокольней Торе дель Манджа, блестящий образец гражданской архитектуры XIV века.
Дворец Палаццо Публико со
стройной башней Торе дель Манджа, перед фасадом которой стоит Капелла ди
Пьяца, слиты воедино. Внушительный и легкий одновременно, элегантный по своей
живописной структуре, Палаццо отличается от других готических дворцов Тосканы
особой архитектурой, что относит его к уникальным образцам гражданского
строительства в Сиене. Возведение дворца началось в 1250 году, к 1299 году
появился целиком центральный корпус. В 1305 году к нему пристроили два боковых
крыла. В 1310 году строительство дворца было завершено, и в таком виде он
сохранялся до добавлений и надстроек в 1680 году и в начале XVIII века, что, в
общем, почти не изменило его первоначальный облик. Фасад в нижней части с
типичными сиенскими арками, выложен камнем, второй и третий этажи — кирпичом.
Каждый из этажей украшен стрельчатыми трехчастными окнами. Между двухчастными
окнами последнего этажа помещен большой медный диск с монограммой Христа
(символ Святого Бернардина); по каждой из сторон этажа выступают каменные
водостоки в виде волчиц.
Капелла ди Пьяцца,
выступающая перед Торе дель Манджа, была построена по обету, данному сиенцами во
время страшной чумы 1348 года. Торе дель Манджа — башня, доминирующая над всем
городом, поднимающаяся высоко в небо своим узким и чистым профилем, —
представляет собой не только образец гениальности архитектонического решения, но
и свидетельствует об инженерной интуиции мастеров того времени. Название башни
появилось от прозвания сиенца Джованни ди Дуччо — «Манджагваданьи» или
попросту «Манджа», — который был назначен городским советом одним из первых звонарей
на этой колокольне. Название «Манджа» сохранилось и тогда, когда в 1780 году
установили автомат, бьющий с тех пор в колокола. Башню возводили и
облицовывали кирпичом в 1338 — 1348 годах. Работы проводились под руководством
Джованни д'Агостино. Над небольшим обрамлением башни надстроен венец из
травертина, украшенный двумя гербами Сиены с изображением льва, стоящего на
задних лапах. В 1665 году на самый верх башни был поднят колокол, названный
сиенцами «Кампаноне», или «Сунто», в честь вознесения Девы Марии.
В помещении дворца ныне располагаются
офисы Городского совета и городской музей. На первом этаже музея находится зал
географических карт, названный так по карте Амброджо Лоренцетти, ныне утерянной.
На коротких стенах зала размещены две грандиозные фрески Симоне Мартини, одного
из величайших художников раннего Возрождения Италии. Это «Маэста» и «Гвидориччо
да Фольяно».
Симоне Мартини. Гвидориччо да Фольяно. 1329
Последняя стала символом
светской и военной власти прославленной республики Сиены.
Фреска Симоне Мартини
написана уже зрелым мастером накануне его отъезда в Авиньон к папе.
«Гвидориччо да Фольяно» — известный исторический персонаж, победитель
взбунтовавшихся в 1328 году против Сиены замков Монтемасси и Сассофорте. Произведение,
написанное в 1329 году, часть серии (другие части утеряны), представляющей
победу Сиенской республики над различными замками. В центре этой картины
написан в роскошных парадных одеждах кондотьер, спокойно и с достоинством
направляющийся в сторону побежденных замков. Эта фреска — одна из наиболее
известных и лучших работ художника.
Во время недавних реставрационных
работ в нижней части одной из стен зала была обнаружена другая ценная фреска,
по дате написания, несомненно, предшествовавшая фреске Симоне Мартини. На
ней изображен замок и две фигуры на переднем плане; по манере письма довольно
легко определили — фреску написал Дуччо ди Буонинсенья.
Маэста — одна из первых работ Симоне Мартини. https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2021/03/simone-martini-majesta.-1315-g.-palatstso-pubbliko.-siena.jpg
На стене в глубине зала
располагается «Маэста» — одна из первых работ Симоне Мартини. Под балдахином
сидит Мадонна с Младенцем, окруженная ангелами, святыми и апостолами. На
широкой ленте рамы в двадцати медальонах представлены Христос, пророки и
евангелисты; внизу в центре нижней части рамы изображена фигура с двумя лицами,
символизирующими древний и новый законы и медаль с печатью республики. В легкой
и грандиозной композиции Маэсты, самой древней из всех фресок сиенской
живописи, Симоне Мартини прославляет Деву Марию. Он легко и тонко соединил рафинированность
«французской готики» с последним эхом эллинистических канонов Дуччо ди Буонинсенья
и нововведениями в итальянской живописи той эпохи. Особенное влияние на этого
мастера оказали пизанские скульпторы и, возможно, Джотто, который был младшим
современником Дуччо. Изумительно живые и выразительные лица персонажей,
плывущие линии, гладко обтекающие фигуры, грандиозная красота и певучесть
красок каждой детали. Эта фреска очаровательна и притягивает к себе внимание
мистической реальностью.
«ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»
Амброджо Лоренцетти. Аллегория хорошего
и плохого правительства. XIV век
Шедевры Палаццо Публико не
исчерпываются этими двумя фресками. Пройдя несколько метров, мы входим в Зал
Девяти. Зал содержит замечательный цикл светских фресок, написанных между 1335
и 1339 годами. Мы встречаемся здесь с замечательными фресками Амброджо
Лоренцетти, изображающими «Действия хорошего правительства» и «Действия
плохого правительства», к сожалению, последняя из них плохо сохранилась.
Композиция полного цикла представляет особый интерес — борьба добра и зла,
хорошее и плохое показано здесь наглядно и просто. Лоренцетти детально описывает
эпизоды каждодневной жизни; от оживленных толп на рынке до выезда всадников из
ворот крепостной стены. Символом хорошего правительства на картине изображен
величественный старец, король, в одеждах
черно-белого цвета (использованы цвета сиенского флага «бальцана»
и герба города). По левую сторону от старца находятся Правосудие, Умеренность
и Великодушие. По правую от него Осторожность, Сила и Мир (Покой). Над ними
расположены летящие Добродетели, а в ногах у них Волчица, вскармливающая
близнецов Аскио и Сенио, сыновей Рема и, согласно легенде, основателей Сиены.
Во фрагменте «Действий хорошего правительства» на фоне Сиены XIV века с ее
дворцами и зубчатыми башнями показана мирная тихая жизнь граждан: спокойно
проезжающие всадники, танцующая молодежь, заполнившая площади и улицы. На
другом фрагменте этой картины изображены ворота в крепостной стене, через которые
можно выехать в сельскую местность, где жизнь идет по-иному - в крестьянских
домах и замках среди полей и лесов, виноградников и оливковых рощ, но тоже в
благополучии и покое.
Прилегающая к Залу географических
карт роскошная капелла, закрывающаяся элегантной решетчатой оградой,
расписана, по-видимому, Якопо делла Кверча. Над мраморным алтарем скульптора
Марина помещена великолепная работа Содомы — доска с изображением «Святого
семейства со Святым Леонардо». Своды и стены капеллы расписаны фресками мастера
Тадео ди Бартоло с изображениями Евангелистов, сценами из жизни Девы Марии.
Вдоль стен капеллы расположены прекрасные деревянные хоры с резными креслами,
спинки которых инкрустированы символами Веры. Зал Балия принял это название
по проходившим здесь заседаниям Коллегии магистратов Балия (орган исполнительной
власти республики). Стены и своды зала расписаны фресками, которые напоминают
ковровое покрытие. Из зала Балии по огромной лестнице можно подняться в лоджию
с четырьмя пилястрами, в которой хранятся скульптуры, выполненные выдающимся
сиенцем Якопо делла Кверча.
«СВЯТАЯ МАРИЯ У ЛЕСТНИЦЫ»
Здание госпиталя Санта Мария делла Скала.
https://gulaytour.ru/wp-content/uploads/2018/02/iDGUVI34N-1024x680.jpg
На площади против
кафедрального собора Сиены — Дуомо находится здание одного из самых старинных госпиталей
Европы. Здание госпиталя Санта Мария делла Скала («у лестницы») было возведено
в XII веке, правда, существует мнение, что оно было построено еще в IX веке.
Фасад этого довольно протяженного сооружения, расположенного на холме вблизи
городской лестницы, соединяющей верхнюю и нижнюю части города, выложен
кирпичом и камнем. Он украшен окнами разных форм, включая двухчастные.
Внутренние его помещения ныне заняты музейными экспозициями. Самый известный
Зал дель Пеллегринайо содержит цикл фресок, посвященных житию Девы Марии, создан
в XV веке Доменико ди Бартоло при участии других живописцев, среди которых был
Веккьетта. Экспозиционный путь ведет в другие помещения, менее известные, но
тоже богато украшенные. Среди них выделяется Старая ризница, расписанная
Веккьетта, Капелла делла Реликвие, с люнеттой, расписанной Доменико Беккафуми,
Капелла делла Мадонна и церковь Сантис-сима Аннунциата.
В залах Маркаччи, Новаро и
Стретта, входящих в комплекс Санта Мария делла Скала, теперь располагается
Археологический музей Сиены. Главное ядро его составляют археологические
находки, сделанные в XIX — начале XX века. В комплекс госпиталя входит здание
церкви Санта Мария делла Скала, построенное в XIII и переделанное в XV веке. В
интерьере церкви содержится множество произведений искусства, среди которых
выделяется прекрасная бронзовая статуя «Воскресший Христос» Веккьетта,
ренессансные хоры и очень ценный орган XV века.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Сиенская Национальная пинакотека. https://www.inexhibit.com/wp-content/uploads/2020/11/Pinacoteca-Nazionale-Siena-Museum-interior-1-870x580.jpg
Сиенская Национальная пинакотека
располагается в здании поздней готики, палаццо Буонсиньори. В этой галерее
содержится большая коллекция произведений искусства, которая дает возможность
для полного ознакомления с сиенской живописью с конца XII века до середины XVII
века. Организация музея началась в 1700 году, когда аббат Джузеппе Чаккери
собрал в дар городу картины указанного периода и поместил их в единый зал при
Институте изящных искусств. Впоследствии эта коллекция обогащалась за счет подношений
со стороны церквей, монастырей и религиозных братств. Пинакотека содержит
примерно семьсот картин, помещенных в тридцати восьми залах, согласно
хронологическому порядку или хронологической общности. Здесь выставлены
произведения всех мастеров сиенской школы. Шедевры, известные во всем мире,
соседствуют с малоизвестными, но все они представляют собой высочайшую
ценность и являются свидетельством развития и достижений сиенской живописной
школы.
К самым ранним произведениям
относится икона, посвященная Святому Петру Гвидо да Сиена, и «Мадонна
францисканцев», датируемая 1300 годом.
Это одна из наиболее
впечатляющих и восхитительных работ Дуччо ди Буонинсенья. Склонный к живописи,
основанной на древних византийских традициях, автор создал этот образ
изысканным и печальным. В Национальной пинакотеке, кроме шедевров Дуччо,
хранятся работы Симоне Мартини, Амброджо и Пьетро Лоренцетти. XIV век был веком
расцвета сиенской живописи в целом, начиная от творчества Дуччо и Симоне Мартини,
современника и единственного художника, способного сравниться по славе с
Джотто — королем флорентийской живописи конца XIII и начала XIV века. Но и в
середине XIV века, когда художественная жизнь Флоренции, обескровленной
эпидемией чумы, была в упадке, в Сиене не наблюдалось того упадка художественной
жизни, как во Флоренции, хотя чума не пощадила и Сиену.
В пинакотеке мы можем видеть
интереснейшие работы малоизвестных сиенских мастеров XIV века, таких как
Бардо да Сиена, Бартоло ди Фреди, Андреа Ванни, Уголино ди Нерио с его очень
похожей на русскую икону «Скорбящей Богоматерью» и Джованни ди Паоло
«Принесение во храм».
Пьетро Лоренцетти. Полиптих. 1320 г.
Отдельным рядом превосходных
полотен представлено творчество художников середины XIV столетия Пьетро и
Амброджо Лоренцетти. Среди них выделяется «Малая Маэста» Лоренцетти. Замечательным
сиенским мастером, представителем так называемой «интернациональной готики»,
был Сасетта, чье удивительное по колориту «Искушение Святого Антония» мы
находим в этом музее. XVI век представлен в пинакотеке двумя крупными итальянскими
художниками — Джованни Антонио Бацци, по прозвищу Содома, и Пинтуриккьо.
Федерико Дзуккари. Портрет королевы Елизаветы
Английской. Конец XVI века
Необычайно интересная работа
— портрет Елизаветы I Английской второй половины XVI века.
СВЯТАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ИТАЛИИ И ЕВРОПЫ
Базилика Сан Доменико. http://img.tourister.ru/files/1/1/4/4/0/6/8/7/original.jpg
Внушительного вида громада базилики
Сан Доменико возвышается на холме Кампореджо. У подножия холма находится
источник Фонте Бранда — самый красивый и знаменитый из всех многочисленных
сиенских источников. Базилика построена в строгом готическом стиле и сложена
из кирпича. Ее строительство предприняли в начале XIII века доминиканцы. В
начале XIV века под церковью построили крипту, по размеру она была настоящей
церковью и носила название «Церковь мертвых», поскольку предназначена для
погребений. Базилика, заброшенная на длительное время, наконец, в 1935 году
отреставрирована. Несмотря на повреждения, нанесенные пожаром 1532 года и
землетрясением 1779 года, в результате последней реставрации ей вернули
первоначальный вид. Базилика хранит произведения известных художников.
Содома. Мистический обморок Св. Екатерины. Фреска. XV в.
Особое внимание в соборе
привлекает Капелла Святой Екатерины Сиенской с замечательными фресками Содомы,
представляющими «Экстаз» и «Обморок» святой. В «Капелле деле Вольте» близ
алтаря сохранена картина Андреа Ванни с изображением Святой Екатерины
Сиенской, очень ценная тем, что содержит портрет провидицы Катерины Бенинказа,
канонизированной под именем Екатерины Сиенской.
В этом доме жила Катерина Бенинказа
В доме с ренессансным
каменным порталом и лоджией, расположенными внизу между холмами, на которых
стоят Дуомо и базилика Сан Франциско, жила выдающаяся личность своего времени
— Екатерина Бенинказа. Страстная толковательница канонов католической церкви,
она приложила много усилий для возвращения папства из Авиньона обратно в Рим. В
1461 году папа Пий II канонизировал провидицу. В XV веке родной дом святой
трансформировали в святилище. В 1939 году папа Пий XII провозгласил Екатерину
Сиенскую небесной покровительницей Италии, а совсем недавно Иоанн XXIII назвал
Святую Екатерину покровительницей Европы. Невозможно в небольшом рассказе
охватить все сокровища старого средневекового города, он ценен тем, что
представляет собой единое целое, без каких-либо чужеродных вкраплений.
Путешествие по нему оставляет сильное впечатление.
Источники:
Замкова М. Путешествие по Сиене.// Журнал «Юный
художник». – 2007 год, № 4. – с. 18-21
Фотографии из открытых источников Интернета
Комментариев нет:
Отправить комментарий