Огромная сила духа художницы – инвалида
В
январе 2021 года, ушла из этой жизни ко Господу очень тонкий и душевный
художник – график. Она была глубоко верующим в Бога человеком и говорила:
«… надо верить.
Я христианка и, когда слышу от кого-нибудь: «Да как же я это сделаю, я не
смогу», говорю: «Начни, а Бог тебе поможет».
Она
была одним из активных инициаторов сохранения и возрождения боровских церквей (г,
Боровск, Калужская область), благодарные жители разместили на храме в честь
Воздвижения животворящего Креста
памятную доску с её именем.
Киселева
Людмила Георгиевна 1942 – 2021 гг.
«Мужество не бывает само по себе, а только в
тесном содружестве с болью, страданием и всякими искушениями. Испытаниями
растём — известная истина. Достойно нести себя по этой земле — это
тяжкая ноша, и никто другой не может взять её на себя, и называется эта
ноша — твоя жизнь. Кто ищет жизнь комфортную, тот никогда не узнает самого
себя — кто я, какой, зачем живу».
График.
Член Союза художников, член Союза журналистов, удостоена ордена «За заслуги
перед Отечеством». Ее работы – нежные и лиричные, полны раздумья о смысле жизни
и бытия. Инвалид, прикована к инвалидной коляске. Организовала приют для детей,
брошенных в больнице, опекала центр реабилитации при Свято - Пафнутьевском
монастыре. Ей в 2005 году была вручена Грамота Патриарха Алексия II «За
усердные труды во Славу Русской Церкви».
Талантливость
Людмилы проявилась уже в учебных работах и ранних рисунках, в постановке
натюрмортов, в выстраивании композиции, работе с акварелью. Но подлинными
материалами для рисунков служили чувства, раздумья, воображение и захватывающая
сердечность во взгляде на мир.
Всероссийская
известность к ней пришла во второй половине 60-х годы ХХ века, когда ее рисунки
опубликовали московские журналы.
Киселева Л.Г.
Звездочка
Многих потрясло то, что легкие и изящные произведения, наполненные душевной теплотой, созданы девушкой-инвалидом.
Людмила
Георгиевна Киселева рассказывала:
О себе
Киселева Л.Г.
Материнство
Моя
мама, мною беременная, чудом оберегаемая, прошла через огромное поле сквозь
пули и разрывы снарядов подмосковного боя 1942 года и вынесла меня из войны.
Радость
рождения рано обернулась бедой — болезнью. Первое детское и самое острое
впечатление: все куда-то идут, я всегда там, куда посадят. В институте имени
Турнера, где врачи так и не смогли поставить меня на ноги, мне «поставили»
душу, как ставят голос певцу. Там, в шестнадцать, остро поняла: надо жить! И
поступила в Заочный народный университет искусств. Парадокс: если бы не была
больна, не стала бы рисовать, не узнала бы, что могу.
Киселева Л.Г. А
вокруг белым бело…
Отец,
Георгий Константинович, - шофер, в годы войны – участник партизанского движения
в Подмосковье. Мать – воспитательница детского сада. Родители – мои корни. Без
них, их забот обо мне меня просто не было бы. Скрытое их влияние: от отца –
внимательное, участливое отношение к людям, от матери – энергия, упорство. Их
общее, соединившееся во мне, - трудолюбие, жизнеспособность, адаптация к любым
трудным условиям. Ушли из жизни почти одновременно, в один год. Мою сиротскую
жизнь подхватили руки друзей, один из которых, став моим мужем, вернул
счастливое ощущение обретенной семьи, домашнего тепла и равновесия души.
Киселева Л.Г. Куда
уходит детство…
Самая
близкая – Сент-Экзюпери: «Жизнь – это медленно рождаться…». И если кто-то
скажет про меня «талант», когда увидит рисунки, то ко мне это не относится. Если
Бог и дал мне талант, то в интересе к людям, жажде преобразовывать в их душах
уныние в радость, безнадежность – в надежду и веру. Для того и рисование. Если
бы знала, что людям это не нужно, перестала бы и рисовать. И писать, ибо для
себя – не интересно.
Так
в чем же смысл МОЕГО мгновения под этим небом? Кажется, и теперь, в зрелом
возрасте, я не знаю ответа на этот вопрос. И только греет тихая тайная надежда,
что все не зря…
Киселева Л.Г.
Город надвигается…
Я
писала о людях, с которыми мне повезло встретиться в жизни. В их числе я
называла тех, с кем свела судьба в Ленинградском НИИ имени Турнера, где, не
сумев поставить меня на ноги, «поставили» мою душу, дав направление всей моей
жизни.
Помню
каждый душевный жест: нянечки, утешавшей тоску о доме; врача, скрывающего свой
вздох от бессилия помочь мне выздороветь; педагогов-воспитателей, стремившихся
повернуть мой взгляд от моей личной беды на окружающий меня мир, такой богатый
и разнообразный в своих радостях и горестях…
…С
1979 года моя выставка побывала в разных городах, среди разных людей. Ее
добровольно устраивали люди, специально к выставке не приставленные и ничем мне
не обязанные. Это студент-дипломник отделения тележурналистики МГУ Николай
Тарасов, фотограф Олег Кожухов, инженер-строитель Александр Черенков…
Из
статьи:
«Из всего мне хочется сделать рисунки».// Юность. – 1979, № 3
О
ней много писали в семидесятых годах ХХ века. Называли «корчагинцем». А она
просто жила, менее всего помышляя о подвигах. Земная, хрупкая, нежная, любящая
женщина.
Киселева Л.Г. Какой
чудесный день
В
третьем номере за 1979 г. «Юность» опубликовала письмо и рисунки Людмилы
Киселевой из Калужской области. Она писала: «Жизнь
не бывает гладкой, у меня в судьбе было больше страданий, чем радостей, но я
считаю себя счастливым человеком, потому что чувствую себя нужной, полезной,
потому что жизнь моя полна если не снегами и ветрами, не лесами и травами, то искусством, книгами, поэзией,
музыкой, людьми. Из всего, что я чувствую, о чем думаю, мне хочется сделать
рисунки».
А
несколькими строками ранее слова, проливающие особый свет на всю работу
художницы, раскрывающие перед нами возвышенный смысл понятия — «подвиг духа». «...С детства я больна, не могу ходить.
Физически мир сузился до пределов
оконного вида. Но мне здорово повезло на людей...»
В
Москве опубликован альбом с ее рисунками издательством «Советский художник».
Заслуженный художник РСФСР Евгений Каждан,
представляя Людмилу Киселеву, пишет о ее творчестве:
«Тот мир, который
открывался прикованному к постели ребенку, а затем и взрослеющему
человеку в «оконном виде», был, прежде всего, миром постижения самого себя,
миром ночных раздумий о своей судьбе, о своем месте в жизни, о ее смысле.
С особой
остротой для Людмилы Киселевой вставали
в этих раздумьях
вопросы личной сопричастности к делам и
жизни своего поколения, к жизни общества. Как отклик на
дружбу самых различных людей, с которыми во множестве ее сдружила жизнь,
родилось в ней неукротимое желание ответного действия, причем именно, такого, в котором можно было бы наиболее
полно и вдохновенно выразить свое отношение к людям, к их заботам и
тревогам,— к миру людей, среди которых и благодаря заинтересованному вниманию
которых она чувствует себя нужной и полезной».
Из
статьи:
Бровкина Марина. График счастья художницы Людмилы Киселевой, уже семь лет
прикованной к постели, помогает людям жить.// Российская газета. – 2006, март
31, №65. – с.29
Киселева Л.Г. Девочка
весна и ветер
В
ИТАЛИИ идет подготовка к передвижной выставке работ художницы Людмилы
Киселевой. Ее картины будут экспонироваться в Гориции, Удине и других городах
на севере Апеннинского полуострова. Искусствовед Елена Палиотти, с которой я
познакомилась во Флоренции, специализируется по живописи стран Восточной
Европы: «Здесь будет выставка какой-то вашей русской. Что ты знаешь о ней?» А
действительно, что я знаю о Киселевой? Помню ее графику с детства. Работы несут
в себе такую концентрацию любви и радости, что кажется — вот человек, которого
судьба осыпала всеми мыслимыми дарами, так щемяще светлы ее картины.
Киселевой
удалось дозвониться поздно вечером.
—Выставка
должна была состояться еще в прошлом году, ее организатор — президент
культурной ассоциации выходцев из России «Унита» Елена Тукшумская, но Италию
заливало дождями, и галерею затопило, — рассказывает Людмила. — Там сейчас ищут
новый зал для моих работ.
И
вдруг я слышу, как на том конце провода она просит кого-то помочь переложить
трубку телефона в другую руку. Людмила мягко извиняется за невольную остановку
в беседе:
—Я
ведь всю жизнь в коляске. А последние семь лет лежу.
Киселева
говорит так, будто старается подбодрить меня, уберечь от шока и невольного
чувства вины, которое испытываешь в таких случаях.
Невпопад
спрашиваю:
- А сейчас вы пишете?
- Уже нет. Это все давно прошло — рисунки,
выставки. У нас с Колей другое теперь.
Николай
Милов — это муж. Художник, поэт, гитарист. Был вхож в круг Окуджавы. Булат
Шалвович тепло отзывался о его стихах и песнях. С Людмилой они уже больше
двадцати лет вместе. Венчались, как все люди, в церкви. Только невеста была
необычная — в инвалидной коляске. Раньше Николаю часто задавали вопрос: какая
выгода здоровому мужчине быть в такой ситуации, что за корысть? Отмалчивался.
Однажды не выдержал: «Родной мне человек, какая в том корысть?»
Киселева Л.Г. На
семи ветрах
Людмила
и Николай приглашают в гости.
—Боровск
— необыкновенный город, — говорит она. — В нашем монастыре Дионисий писал.
Циолковский начертил свою птицеподобную машину. Приезжай!
Боровск
на холмах, извилистые улочки, много старинных деревянных домов... У Людмилы и
Николая небольшая, очень чистая квартира на третьем этаже. На стенах картины,
но чужие. Свои работы под кроватью лежат. Муж достает толстую папку. И вот она
— знаменитая графика Людмилы Киселевой. «Зимняя сказка», «Девочка с зонтиком,
укрывающая звезду от дождя», «Материнство». Это брэндовые работы, которые
знакомы каждому выпускнику художественного вуза.
—
Я неталантлива, — говорит Киселева, — и вообще не художник. Просто так
сложились обстоятельства, что мне выбирать было не из чего. Я не то чтобы
хотела рисовать, но больше ничего не могла. Как слепая возилась с красками, с
листом бумаги. Каждая линия доставалась таким трудом — будто горела. Когда еще
в юности последний раз лежала в Ленинграде в специализированной клинике, стала
делать наброски с наших медсестер, только в профиль. Все говорили, что очень
похоже. Вылечить меня, понятно, было нельзя, а вот научить рисовать, как
оказалось, можно. Я заочно окончила Московский народный университет искусств.
Начались выставки. Мы уже тогда с Колей были вместе, он очень помогал. Мы так
совпали, я вся была в его работах, он — в моих.
Киселева Л.Г.
Новогодние сны
К
Людмиле пришла известность. Ее графику охотно публиковали солидные журналы, имя
Киселевой звучало в стенах академии художеств имени Репина.
Почему
в работах Киселевой столько счастья?
—Я
не рисовала войну, не изображала горе. Однажды мне было очень плохо, и знакомый
художник сказал: а ты рисуй свою депрессию. Не смогла. Жить надо весело — мы
умрем под тяжестью жизни, если не будем шутить.
А
творческий кризис... Кто из художников на определенном этапе не осознавал вдруг
своего бессилия и несостоятельности? Нет таких. Обычно время помогает
преодолеть это состояние.
Но
в случае с Людмилой все было иначе. На пике таланта болезнь ударила еще раз.
Инфаркт, полная неподвижность.
Киселева Л.Г. Попытка
Последняя
ее картина называется «Попытка». Танцующая девушка старается оторваться от
земли. Сухая строка в биографии Киселевой «прекратила рисовать несколько лет
назад» замещает все, что она могла бы написать про горе, боль, страдания.
Когда
Людмила лежала в больнице, возвращаясь к жизни после инфаркта, врач рассказала
ей о девочках двух и четырех с половиной лет. Катя и Света дожидались в
соседней палате, когда обретут новое пристанище. Перспективы были обычные для
брошенных непутевой «мамкой» детей — детский дом. Выяснилось, что таких ребятам
было не двое, а восемь. И уже не первый месяц существовали они в больничных
стенах.
—Мне
открылся другой мир, где живут дети без любви взрослых, одежды и игрушек, —
рассказывает Киселева, — это закрытый социум, там действуют непонятные нам
законы, подрастают люди с совершенно иной психологией. Они не знают, как быть
счастливыми, а вырастут — и остальным от них не поздоровится.
С
этого момента начался их с Колей следующий жизненный этап. Восемь ребятишек,
которым посчастливилось попасть в поле внимания Людмилы Киселевой, стали
первыми обитателями приюта, созданного во многом благодаря ее усилиям,
практически с нуля в разрушавшемся здании бывшего детского садика в деревне
Асеньевское. Сейчас приюту уже семь лет, и в нем живут двадцать пять детей.
Киселева Л.Г.
Приготовились
Когда
она еще только думала о том, как ей обустроить первый приют, в случайном
разговоре руководитель одного из детских домов поделилась с Людмилой, что нечем
кормить ребят. Проблему решать надо было срочно, и Людмила взялась за телефон.
—
Я обзвонила несколько крупных предпринимателей. Результат получился достаточно
быстро. В детский дом поступили еда и одежда. Тогда же я поняла — вот он выход.
Телефон соединит меня с сотнями людей, и кто-нибудь обязательно откликнется.
Это
кажется невероятным, но женщина, которая в состоянии лишь набрать номер
телефона, добилась организации приюта для детей, брошенных в больнице, центра
реабилитации при Свято - Пафнутьевском монастыре, с ее помощью были
отремонтированы еще несколько ветшающих детских домов.
—Люди
по сути своей добры, — считает Киселева, — многие хотят помогать, но не знают
как. А еще надо верить. Я христианка и, когда слышу от кого-нибудь: «Да как же
я это сделаю, я не смогу», говорю: «Начни, а Бог тебе поможет».
Сейчас
под ее опекой не только Асеньевский приют, но и Ермолинский дом ребенка, и
приют «Отрада» при Свято-Николаевском Черноостровском монастыре в городе
Малоярославце, и вновь образованный приют «Забота».
—
Кроме своей квартиры, у меня еще четыре дома, — шутит Киселева. — Я тогда
неожиданно для себя стала прорабом, сметчиком, бригадиром. Выучила марки
цемента, виды бетонных плит. Вокруг меня лежали тетради с именами, фамилиями,
телефонами, названиями строительных фирм и посредников.
Киселева Л.Г. Бережность
Людмила
— феноменальный переговорщик, против ее логики невозможно устоять. Она
«закручивает» сложнейшие бартерные сделки, увязывая интересы разных фирм. В
конце цепочки — то, что необходимо детям.
—
Если не можешь передвигаться, надо научиться вращать мир вокруг себя, — говорит
она. — Важно, какую при этом ставишь цель.
Людмила
«заставила вращаться» мир не вокруг себя, но вокруг еще недавно никому не
нужных детей. Киселева — очень занятой человек. Вокруг нее трещат телефоны,
работает компьютер. К ней постоянно обращаются за помощью. Стряслась беда,
заболел ребенок — звонят Киселевой. И она помогает — находит деньги, устраивает
на лечение.
Каждую
субботу в центре «Гармония» собираются дети из клуба инвалидов «Чашка чая».
Есть ходячие, есть на колясках, с нервно-психическими нарушениями — у всех
проблемы со здоровьем. Они общаются очень охотно. Цель таких мероприятий —
привить детям чувство полноценности, избавить от одиночества.
Киселева Л.Г. Как
мимолетное видение…
Вдохновитель
и руководитель этой большой работы Людмила Киселева видит своих ребят только в
записи на видеокассете.
Людмила
Киселева — член Союза художников, Союза журналистов, удостоена ордена «За
заслуги перед Отечеством».
—
Я не считаю, что ушла от творчества, — говорит она, — каждый мешок картошки,
который привезли в детский дом, — не меньшая творческая удача, чем изящная
графическая работа. Искусство — это не только рисовать или петь, это каждый
твой день.
Папка
с работами Киселевой пока лежит под кроватью, но она, наверное, все же уедет в
Италию. И еще тысячи людей увидят ее замечательные работы, и многие, как и я,
подумают — этой женщине жизнь отмерила счастья, не скупясь.
- Что ты там видишь из окна? — спрашивает меня
Киселева.
- Прохожего.
- Вот человек идет по улице, — говорит
Людмила. — Наверное, на работу. Он думает, что он идет на работу. А вообще-то
он идет жить…
Источники:
Бровкина Марина.
График счастья художницы Людмилы Киселевой, уже семь лет прикованной к постели,
помогает людям жить.// Российская газета. – 2006, март 31, №65. – с.29
https://www.liveinternet.ru/users/kras_nat_net/post322860069
здесь много удивительных и теплых работ Людмилы Киселевой
https://www.youtube.com/watch?v=qhdb6l9QSpY
документальный фильм «Люди, делайте добро», в котором Людмила Киселева говорит
о милосердии к инвалидам
Комментариев нет:
Отправить комментарий