Христианские
святыни:
Честные Ризы Пресвятой Богородицы
Икос
1
Ангел
предстатель послан быстъ от Бога к Тебе, Пречистая, благовестити Тебе радость
всемирную, яко зачнеши от Духа Свята во утробе Твоей Бога Слова, Спасителя
мира.
Мы же, ведуще исполнение сего благовещения, веруем, яко Господь Тебе,
Преблагословенная, яви Стеною Нерушимою и ограждение нас от всякого греха, бед
и напастей.
Сего ради ублажаем Тя, Богородице, и радостно вопием:
Радуйся, яко Господь с Тобою и Тобою с нами;
Радуйся, яко в Кане Галилейстей Предстательницею к Сыну Твоему о людех явилася
еси.
Радуйся, яко омофором Твоим ширше облака покрываеши верных;
Радуйся, яко лентием Твоим слезы страждущих отираеши.
Радуйся, яко воздеваеши руце Твои во ограждение нас от всякия скверны;
Радуйся, яко по глаголу Твоему ныне и присно ублажаешися.
Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение. (Из Акафиста Пресвятой Богородице перед Ея
иконой, именуемой «Нерушимая стена»)
Икона
Божией Матери «Нерушимая стена»
Хитон (платье) Пресвятой Богородицы, омофор ( головной покров) и пояс – вот ризы, которые носила Пречистая Дева в земной Своей жизни и, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.
Хитон представляет собой кусок ткани размером 150х180 см. Краски на нем уже выцвели, поэтому сейчас эта материя однородного, коричневатого цвета.
В своей любви к Матери Божией Православная Церковь окружает всё, что связано с Её земной жизнью великим почитанием.
Церковь отмечает два праздника, связанных с одеждами Пречистой Девы: Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля) и Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (31 августа/13 сентября), в честь чуда исцеления супруги императора Льва Мудрого (886-911) Зои, страдавшей от нечистого духа.Ризами Пресвятой Богородицы первой владела вдова, которая прислуживала самой Деве Марии и от Нее получила Пречистые ризы в подарок.
Положение
Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. XVI в. (Ризой в древние
времена на востоке называли одежду, точнее длинный кусок материи, которым
женщины Палестины покрывали себя с головы до ног)
В
царствование благочестивого императора Льва и супруги его Вероны жили в
Константинополе два родных брата Гальбий и Кандид, весьма важные сановники.
Желая поклониться святым местам Иерусалима, они с разрешения императора
отправились в путь. Когда братья проходили по Галилее, они зашли в небольшое
селение Назарет, чтобы поклониться дому, в котором жила Пресвятая Дева Мария и
где явился Ей ангел Гавриил, возвестивший о рождении от Нее Сына Божиего —
Спасителя мира. Гальбий и Кандид остановились в небогатом доме одной
благочестивой незамужней еврейки, где увидели комнату, в которой стояло
множество свечей и курился фимиам, издававший ароматное благоухание. В этой
комнате находилось много больных людей — хромых, слепых, глухих... И братья
стали расспрашивать хозяйку, что за святыня хранится в этой комнате.
Смутившись, она ответила, что на этом месте некогда явился Господь. Изумившиеся
братья стали расспрашивать подробнее, и тогда хозяйка сказала им так: «Мужи благочестивые! Узнайте, какая великая
святыня хранится здесь! Ее силой все больные получают исцеление от своих
недугов: слепые начинают видеть, глухие слышать, хромые ходят, немые обретают
дар речи, прокаженные очищаются, бесы из людей изгоняются... И творят эти
чудеса хранящиеся здесь ризы Пресвятой Богородицы, которые достались мне от
прародительницы моей — одной из тех вдов, что были при Успении Божией Матери и
по Ее завещанию получили по ризе. По завещанию прародительницы ризы переходят
от девицы к девице, прославившейся жизнью честной и благочестивой. В нашем
роде, кроме меня, не осталось более девиц, и я открываю вам эту тайну с тем,
чтобы вы не разглашали об этом до моей смерти».
Хитон Пресвятой
Богородицы. Источник изображения http://hram-nikola.kiev.ua/index.php/19-data-articles/base/325-polozhenie-chestnoj-rizy-presvyatoj-bogoroditsy-vo-vlakherne
(у
древних народов, в том числе и у евреев – хитон – греческое название
рубашки, платья. Омофор или мафорий – также
греческие слова, означающее головной покров, большое покрывало, которое носили
женщины)
Пообещав
сохранить тайну, братья были допущены в комнату, и увидели они там ковчег,
окруженный свечами и кадильницами, в котором лежали пречистые ризы Девы Марии.
Испросив разрешения пробыть на всенощном молебне около этой святыни, братья
между тем задумались о том, кому после хозяйки достанутся погребальные одежды
Пресвятой Богородицы. И решив иметь столь бесценное сокровище в стольном граде
Константинополе, они ночью измерили длину, ширину и высоту ковчега и
определили, из какого дерева он сделан. Утром поклонились они пречистым ризам
Богородицы и пошли в Иерусалим, пообещав хозяйке зайти к ней на обратном пути.
Поклонившись
в Иерусалиме Честному Кресту и Гробу Господню, братья призвали одного столяра и
заказали ему точно такой же ковчег, как тот, в каком хранились ризы Божией
Матери. Когда мастер исполнил заказ, Гальбий и Кандид купили златотканое
покрывало, которое потом и показали еврейке. А потом попросили разрешения
покрыть этим покрывалом ковчег и еще ночь простоять около него на молитве.
Когда все в доме уснули, братья со слезами пали на землю и молили Пресвятую
Богородицу, чтобы не возбранилось им взять ковчег с Ее ризою и унести с собой.
В полночь со страхом и смирением взяли они ковчег, а на его место поставили
другой.
Деталь иконы
«Положение ризы Богоматери, с избранными святыми на полях» (середина XVI века).
Влахернская церковь Богородицы — знаменитая в истории восточного христианства
церковь, некогда стоявшая у императорского дворца в константинопольском
предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог. Источник изображения https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fd/Deposition_of_the_Robe_of_Virgin_Mary_01.jpg
Простившись
утром с ничего не заметившей хозяйкой, братья отправились в обратный путь.
Прибыв в Константинополь, они никому не стали говорить о приобретенной святыне,
а создали в доме своем малую церковь во имя святых апостолов Петра и Марка и
поставили в ней, в потаенном месте, ковчег со святой ризой. Однако чудеса,
всечасно являвшиеся от такой реликвии, и изливавшаяся от нее на всех благодать
заставили их пойти и рассказать обо всех знамениях императору Льву, супруге его
и патриарху Геннадию. Исполнившись духовной радости, царь и патриарх прибыли в
домовую церковь братьев, богобоязненно открыли
ковчег и увидели в нем нетленную ризу Пресвятой Богородицы. Облобызав
ее, они торжественно перенесли святыню во Влахернскую церковь, где ее положили
в ковчег, украшенный золотом и серебром. В память перенесения риз Пресвятой
Богородицы был установлен праздник Ризоположения в честь и славу Божьей Матери,
который торжественной отмечается 2 июля.
Влахернская
икона Божией Матери. XV в. Константинополь
Чудотворную
силу ризы Царицы Небесной в
Русские
летописи сообщают, что два варяжских рыцаря — Аскольд и Дир — вышли из
Новгорода, овладели Киевом и стали в нем княжить. Сначала они, отправляясь из
Новгорода, хотели добраться до Царьграда (Константинополя), чтобы поступить там
воинами в особую варяжскую дружину. Став киевскими князьями, они изменили свое
намерение и решили уже войной идти на Царьград. Собрав большую дружину, Аскольд
и Дир посадили своих воинов на ладьи и поплыли к Царьграду.
Устрашенные
многочисленной киевской ратью, греки не надеялись отразить врагов, и тогда
патриарх Константинопольский с молебными песнопениями вынес из Влахернского
храма Пречестную ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой погрузил ее в море.
Молитва христиан была услышана, внезапно на море поднялась сильная буря,
которая разметала ладьи киевлян в разные стороны. Когда буря миновала, князья
Аскольд и Дир, свидетели свершившегося чуда, приняли в Царьграде христианство.
Неделю
спустя чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на место, в раку
Влахернского храма. В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил
ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
(V) 2/ 15 июля.
Вскоре
русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и
мира». Важнейшим был пункт о Крещении Руси. В византийских хрониках записано,
что «посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в
святом Крещении, что и было исполнено». Аскольд принял святое Крещение с именем
Николай, а Дир — Илией. Крестились и многие из его дружины. В Киев был назначен
святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в особые
списки – нотиции – епархий Константинопольского Патриархата. В документах того
времени сохранились слова Святого Патриарха Фотия: «Руссы, которые подняли руку против Римской державы, в настоящее время
даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и
неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и
друзей наших». (Византийцы считали «подданными» всех принимавших Крещение
из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) «И до такой степени
разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря,
и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».
Так изобразили в
«Повести временных лет» поход Аскольда на Константинополь. Источник изображения
http://hram-nikola.kiev.ua/index.php/19-data-articles/base/325-polozhenie-chestnoj-rizy-presvyatoj-bogoroditsy-vo-vlakherne
Удивительным
образом праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является,
одновременно праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве.
Благословением Божией Матери и чудом от Её святой ризы совершилось не только
спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и призвание
русских к вечной жизни. Вместе с тем 860 год принёс признание Киевской Руси
Византией: молодое Русское государство вышло на арену истории.
Преподобный
Нестор Летописец отмечает, что именно с этого времени «начала прозываться
Русская Земля».
Почитание
праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. Святой князь
Андрей Боголюбский († 1174; память 4/17 июля) воздвиг во Владимире на Золотых
воротах храм в честь этого праздника, благодаря Пресвятую Деву, что Она
даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение, необоримую стену,
исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное».
Богоматерь.
Андрей Рублев с помощниками.
Во
время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей:
среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма,
упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом
монастырю в Трире.
Русский
митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих
записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне
и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы.
В
Частица
Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке. Она была перенесена из Константинополя
на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26
июня/9 июля), в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия»,
ставшего значимой реликвией московских великих князей. Она хранилась в Москве в
Успенском и Благовещенском соборах.
Святая
риза Богоматери спасала впоследствии от неприятеля Москву. Летом 1451 года под
стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона,
митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял
защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане
случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке
поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона
(†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь
Ризоположения.
Храм
Ризоположения в московском Кремле. Источник изображения http://hram-nikola.kiev.ua/index.php/19-data-articles/base/325-polozhenie-chestnoj-rizy-presvyatoj-bogoroditsy-vo-vlakherne
.Она
сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также
посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего
времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во
Влахерне (2\15 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает
Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском
храме Московского Кремля.
В
наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия),
расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была
засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском
историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и
монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза
Богородицы.
Когда,
при каких обстоятельствах хитон Пресвятой Богородицы был перенесен в Грузию? Существует
несколько версий: по первой – эта святыня была привезена из Иерусалима в начале
XII века; согласно второй – хитон Богородицы был тайно вывезен из Византии в
VIII веке в связи с иконоборчеством; по летописи «Картлис Цховреба», хитон
Божией Матери испокон веков хранился в Хобском Успенском монастыре в Грузии.
Грузия. Исторический
музей в Зугдиди; справа: Кафедральный собор в честь Влахернской иконы Божией
Матери. Источник изображения http://hram-nikola.kiev.ua/index.php/19-data-articles/base/325-polozhenie-chestnoj-rizy-presvyatoj-bogoroditsy-vo-vlakherne
Критическое
осмысление разнообразного круга письменных источников позволяет сделать
следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме в
Византии до 1453 года, затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием
турками Константинополя, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII
веке хитон Богородицы обретен был Промыслом Божиим в Хобском монастыре в
Мингрелии.
Миссионер-католик
Джузеппе Мария Дзампа пишет: «Говорят,
что в те времена (по взятии Византии турками) в Колхиду приехал один
архиепископ, привезя с собою плащаницу, которая, по их словам, принадлежала
Богородице… В длину она равна восьми римским ладоням, в ширину – четырем,
рукава в одну ладонь и узкий ворот… Материал, из которого она сшита, желтый,
местами с набивными цветами, и вышита она иглой…»
Весной
1840 года русские послы Федот Елчин и Павел Захаров гостили при дворе
Левана II Дадиани. Они посетили Хобский монастырь, где сподобились
приложиться к хитону Пресвятой Богородицы. Русские послы Алексей Иевлев и
Никифор Толочанов находились в Имеретии (Грузия) в 1650–1652 годах. Они
встречались с монахами одного из Афонских монастырей, которые поведали им, что
хитон Богоматери привезен из Константинополя якобы в VIII веке (во времена
иконоборческой ереси в Византии) и был положен в Хобском монастыре…
«Та
риза должна быть сшита из миткали или светлой бязи… Сама риза цвета сахара… Я,
Алексий, спросил о той плащанице Богородицы митрополита Захария, видел ли он ее
и правда ли это риза Пресвятой Девы. Митрополит ответил, что видел ее много раз
и что принесена она книгохранителем в те времена, когда были гонения на святые
иконы (в Греции). То правда риза Богородицы, и многих страждущих исцелила она».
В
XVII веке Иерусалимский Патриарх Дотеус попытался вывезти хитон Богородицы из
Грузии, но безуспешно. Потом мингрельский царь Леван запечатал золотой ларец со
святыней и приставил к нему стражников. Но это не спасло Пречистый хитон от
разбойников. К счастью, похищенная святыня была найдена на второй же день…
Прежде риза Богоматери хранилась в алтаре храма, в серебряном ларце. По
преданию, с ризой Богородицы связано множество чудес и исцелений.
В
советские времена о хитоне Богоматери забыли: великая святыня без должного
бережения сохранялась в Хобском монастыре; ее мочило дождем, засыпало снегом… В
1936 году она была перенесена в запасники Зугдидского исторического музея.
Ныне
Пречистый хитон вновь открыт для поклонения православным верующим. Ежегодно
2/15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба – праздник в
честь ризы Богородицы. В этот день хитон Богородицы выносится из Зугдидского
музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут
же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут
приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество паломников
из разных стран приезжают в Грузию поклониться Пречистой ризе Божией Матери.
Воспеваю
благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя
настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи.
Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя
и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая,
умерщвлена мя страстьми оживи. Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую
просвети. О, дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача
рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти. Волнующася житейскою бурею, ко
стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и
тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника. Нова
сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки
всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми
святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю
давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Стенания от сердца
приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице. Молебную службу мою приими, и
Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития
сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце
воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя
пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Ему же честь и поклонение подобает,
ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Ионина Н. А.
Православные святыни./ Надежда Алексеевна Ионина. – М.: Росса. 2007. - 272 с.
ВИКИПЕДИЯ
http://hram-nikola.kiev.ua/index.php/19-data-articles/base/325-polozhenie-chestnoj-rizy-presvyatoj-bogoroditsy-vo-vlakherne
- сайт Храма святителя Чудотворца Николая на водах. Украинская православная
церковь. Московский патриархат.
http://www.pravmir.ru/poyas-presvyatoj-bogorodicy-chudesa-foto
сайт Правмира
http://azbyka.ru/palomnik/%D0%9F%D0%BE%D1%8F%D1%81_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B
сайт Азбука Православия
Комментариев нет:
Отправить комментарий