О портрете Д.А. Державиной кисти В. Боровиковского
Автор текста: И. Басова,
научный сотрудник ГТГ
В. Боровиковский. Портрет Д.А. Державиной.
Масло. 1813. Третьяковская галерея
1813 голу В.Л. Боровиковский
пишет портрет Дарьи Алексеевны Державиной,
урожденной Дьяковой, ставшей женой поэта Г. Державина.
Поэт неоднократно воспел свою жену в стихах, где называл Дашей либо Миленой. И поэт, и художник были если не друзьями (все-таки сказывалась дистанция в социальной иерархии), то единомышленниками, увлекавшимися работами Дидро и вдохновлявшимися идеями сентиментализма.
С. Тончи. Портрет Г.Р. Державина. Масло. 1801
Интересно сравнить образы
одной и той же женщины, поэтический и живописный, созданный двумя величайшими
деятелями русской культуры.
Боровиковский написал портрет
Дарьи Алексеевны для зала петербургского дома Державиных, где он располагался
рядом с портретом Гавриила Романовича кисти Тончи.
Лицо героини, вытянутое, с
резковатыми и заостренными чертами, лишено обобщенной идеализации. Существовало
погрудное изображение Д.А. Державиной кисти Боровиковского того же типа,
известное теперь по гравюре.
В. Боровиковский. Портрет Д.А. Державиной. Фрагмент
картины
При кажущейся на первый взгляд
простоте, наряд героини изыскан и свидетельствует о высоком достатке. Она
одета в бальное платье, а волосы собраны в изящную прическу, состоящую из
завитых локонов, один из которых, по моде того времени, спадает на лоб,
создавая эффект легкой небрежности и естественности. С плеча модели спадает
огромная красная шаль — предмет туалета, чрезвычайно в то время дорогой. Шаль
является цветовым акцентом картины, задерживающим внимание зрителя на первом
плане. Художник с увлечением выписывает и узор искусного золотого шитья на
шали, и тончайшую ткань платья, и кружевные рукава, передавая фактуру материала
и уделяя этому внимания не меньше, чем изображению лица.
Статная и высокая фигура
героини в торжественном одеянии целиком соответствует образу парадного
портрета. Но художник помещает ее не в парадные покои, украшенные драпировками
и колоннами, как это обычно бывало, а в пейзаж. В этом проявилось влияние
идей сентиментализма. Перед нами портрет-прогулка. Боровиковский несколькими
годами ранее уже обращался к такому типу изображения, написав портрет Екатерины
II на прогулке в Царскосельском парке.
В. Боровиковский. Портрет Д.А. Державиной. Фрагмент
картины
Дарья Алексеевна представлена
на фоне усадьбы Званка, принадлежавшей Державиным и расположенной на крутом
берегу реки Волхов. Усадьба находилась в 71 версте от Новгорода, если ехать по
дороге, и в 55 верстах, если плыть по реке. Учитывая тот факт, что портрет
висел в петербургском доме Державиных, можно утверждать, что знакомый вид
усадьбы являлся напоминанием хозяйке о счастливых летних днях, проведенных за
городом.
Хозяйка жестом приглашает нас
в гости, в усадьбу. Пейзаж здесь является не просто фоном, а той идеальной средой
обитания, в которой пребывает героиня. В эпоху сентиментализма происходит
сближение портрета и пейзажа, который призван создать впечатление красоты
естественной жизни на лоне природы, где расцветают душевные добродетели
человека. Природа противопоставлялась мнимым благам цивилизации, ибо лишь она
способна вернуть человека к истине. Природа мыслилась как живое существо, ее
жизнь сопоставлялась с жизнью человека, поэтому в произведении искусства важен
был не пейзаж как таковой, а настроение, связанное с этим пейзажем.
Жизнь в усадьбе
сентименталисты считали единственно правильной, противопоставляя ее городской.
Но на самом деле не всегда поселяне могли на фоне пейзажа предаваться мечтам и
нежным чувствам. Болотистый грунт и близость к реке обеспечивали в окрестностях
Званки обилие комаров, от которых спасались ночью специальными пологами.
Державин сочинил даже специальную шуточную пьесу, назвав ее «Похвала комару».
Обилие насекомых дало повод шуточному двустишию:
Здесь царство комарья,
Царица в нем — Дарья.
В сентиментализме культивировался интерес к конкретной личности, к ее чувствам
и переживаниям, которые, в противовес классицизму, ставились выше гражданского
долга. Сентименталисты воспевали женский идеал, ими же и созданный, которому
стремились соответствовать все светские барышни и дамы. Превыше всего
ценились не внешность, а душевные качества героини, «нежнейшие чувствования»,
переполнявшие душу. Нежность, кротость, спокойствие, безмятежность, мягкость
— вот перечень добродетелей, характеризующих женщину начала XIX века.
На портрете Боровиковский
передает все эти оттенки душевного состояния модели, дабы она соответствовала
идеалу эпохи. Добивается он этого разными способами.
В. Боровиковский. Портрет Д.А. Державиной. Фрагмент
картины
Во-первых, с помощью нежного
неяркого колорита, построенного на полутонах. Во-вторых, с помощью
иносказаний. Сентименталисты отказываются от сложных классицистических аллегорий,
символы они ищут в самой природе, насыщая изображение различными растениями и
животными, обозначающими различные чувства, состояния души и так далее. Так, на
данном портрете героиня прогуливается по поросшему деревьями берегу реки,
который вряд ли является усадебным парком (ведь усадьба далеко на другом
берегу). Но, несмотря на «дикий» ландшафт, дорожка украшена вазонами с
цветами, а среди травы неожиданно растет розовый куст (справа) и лилия (слева).
Роза, начиная с искусства Ренессанса, являясь атрибутом Венеры, богини любви и
красоты.
И в данном случае
символизирует собой влюбленность героини. Лилия с древнейших времен считалась
символом непорочности и нравственной чистоты. Собачка, сидящая на руках Дарьи
Алексеевны, означает верность и преданность, а также послушание и
благодарность.
Но в жизни не все женщины
соответствовали воспетому образцу. На данном портрете сквозь черты, продиктованные
художнику идеалом времени, мы можем видеть качества, присущие конкретно
изображенной модели. Державина выступает неспешно, величаво и торжественно, что
позволяет предположить натуру гордую, самоуверенную и сдержанную. На лице -
печать некоего спокойствия и мудрости. На губах играет светская любезная
улыбка, характеризующая героиню как вежливую приветливую хозяйку. Но вся ее
горделивая, величавая фигура, написанная достаточно сухо, взгляд, направленный
чуть свысока, выдают характер несколько холодноватый и замкнутый.
Если Боровиковский создает
образ Дарьи Алексеевны как сторонний и беспристрастный наблюдатель, то в стихах
Г.Р. Державина мы сталкиваемся более с личными переживаниями, связанными с
моделью, с ожиданием чувства любви. Поэт обращается к образу супруги в
стихотворении «К Анжелике Кауфман»:
Напиши мою Милену,
Белокурую лицом,
Стройну станом, возвышенну,
С гордым несколько челом,
Чтоб похожа на Минерву
С голубых была очей,
И любовну искру перву
Ты зажги в душе у ней.
В другом стихотворении поэт
создает портрет Дарьи Алексеевны, превознося ее нравственные достоинства путем
сравнения с античными богинями:
Минервы и Цереры, Дианы и Юноны
Ей нравились законы:
Но в дружестве с одной Цитерой не жила,
Хоть недурна была.
В. Боровиковский. Гавриил Романович Державин. Масло.
1811
Так, Г.Р. Державин изображает
возлюбленную исполненной мудрости (сравнение с Минервой), целомудрия и нравственной
чистоты (сравнение с Дианой), хранительницей домашнего очага (Юнона). Остров
Цитера считался символом земного рая и счастливой страной всех влюбленных.
Может быть, в сдержанном характере супруги поэту не хватало более открытого
проявления чувств, радости от любви земной.
Свадьба Г.Р. Державина и Д.А.
Дьяковой состоялась 31 января 1795 года, через полгода после смерти его первой жены.
Ему уже к тому времени было 52 года, он был сенатором и занимал должность
президента Коммерц-коллегии. Ей на момент замужества было 27 лет. Как пишет сам
Г.Р. Державин, он «совокупил свою судьбу с ней... хотя не пламенною
романтическою любовью, но благоразумием, уважением друг друга и крепким союзом
дружбы». Поэт тяготился одиночеством, Дарью Алексеевну знал давно, находил в
ней много достоинств и знал, что она охотно пойдет за него. Письма его к
невесте проникнуты уважением и почтением. Он называл ее «Миленушка, душа моя»,
«Матушка Дарья Алексеевна», «мой милый друг».
Остается только добавить, что
после своей смерти Дарья Алексеевна завещала портрет кисти В.Л. Боровиковского
племяннику, Александру Николаевичу Львову, в доме которого в Москве он
находился до 1899 года. В настоящее время полотно украшает зал, посвященный
творчеству Боровиковского, в Третьяковской галерее.
Басова И. «…Напиши мою Милену»./ И. Басова, научный
сотрудник ГТГ.// Юный художник.- 2007. - № 3.- 6-8. – (Рассказ об одном произведении)
Комментариев нет:
Отправить комментарий