Культ рисования в пушкинскую эпоху
Автор текста: Петрова Е.Н.
Из книги «Рисунок и акварель в русской культуре. Первая половина XIX века»
В. Шебуев. Возвращение блудного сына. Эскиз. Бистр, перо, кисть, графитный карандаш.
1810 — 1820-е. Русский музей
Показателем высокого престижа
рисунка служат легенды, дошедшие до наших дней. Во время пенсионерского
пребывания в Риме (1803 — 1806) молодой Егоров поразил европейцев, нарисовав
на стене кафе Греко фигуру человека целиком, не отрываясь, начав с пальца ноги.
Этот рисунок несколько десятилетий сохранялся хозяином кафе в Риме — любимого
пристанища интернациональной художественной богемы. Легенда пережила экспромт
Егорова, ставший как бы первым автографом русской художественной школы.
За этой легендой следует
другая — повсеместная известность Ореста Кипренского, произведения которого
итальянские знатоки приняли за работы Рубенса или Рембрандта. Феномен брюлловской
славы затмил молву о Кипренском. И Кипренский, и Брюллов были не только
великими живописцами, но и рисовальщиками того же уровня. Их популярность и
известность, несомненно, стимулировали спрос на рисунки, которыми они только и
могли удовлетворить широкие потребности ценителей и почитателей.
Рассказывали, к примеру, что
А.С. Пушкин на коленях вымаливал у К.П. Брюллова его рисунок «Съезд на бал к
австрийскому посланнику». Современники вспоминали, что итальянцы начала века платили
за рисунки А.Е. Егорова столько золотых монет, сколько их помещалось на листе.
Даже если подобные воспоминания сильно преувеличены, в них есть доля истины.
Они отражают восторг, который вызвали у современников рисунки мастеров первой
половины XIX века.
К тому же существуют и другие
подтверждения особого отношения к этому виду творчества. В то время сами
художники и академические чиновники часто жаловались на «невнимание публики»
к живописным полотнам. Картины, за исключением, пожалуй, портретов, покупались
с трудом. Рисунки и акварели пользовались гораздо большим спросом не только
потому, что они были дешевле. Этот вид искусства соответствовал пристрастиям к
естественному выражению чувств и мыслей, свойственному первым десятилетиям XIX
века. К тому же рисунки многих художников той поры были несравненно живее,
темпераментнее, значительнее их живописных полотен. Неприятие надуманной
патетики и рутинности приемов, заметных во многих живописных произведениях того
времени как российских, так и иностранных мастеров, не меняло высокой оценки
тех же художников как рисовальщиков.
Знаменитым живописцам
заказывали акварельные и карандашные портреты знакомых и близких. Гостиные
украшались небольшими пейзажами, исполненными также на бумаге. В то время
считали более чем приличным «представлять» акварели и рисунки даже членам
императорской семьи. Именно к началу столетия относится формирование первых
коллекций, в которых наброски художников собирались наравне с их живописными
полотнами. Тогда же получала особенное распространение мода на альбомы. В них
не только писали стихи, записывали прозаические экспромты или цитаты,
оставляли на память засушенные цветы или вышитые кисеты, но и рисовали. В
некоторых альбомах рядом с подобными символами сентиментального быта можно
встретить интереснейшие и редкие произведения таких художников, как А.Г. Венецианов,
О.А. Кипренский и другие. Существовали уже и любители специальных альбомов с
рисунками и акварелями знаменитых художников. Такими собирателями создавались
своеобразные альбомные галереи, в которых соседствовал целый сонм
знаменитостей. В подобных альбомах рядом можно увидеть произведения Егорова,
Шебуева, Тома де Томона, Кипренского, К.П. и А.П. Брюлловых, Сильвестра
Щедрина и еще многих портретистов, пейзажистов, архитекторов, скульпторов,
исторических живописцев. Но главное в подобных альбомах, что рисовать в них
просили, как правило, именно тех, кто блистательно умел это делать.
Всеобщая тяга к рисованию
породила в то время широкий круг художников-любителей. Многие из них, увлекшись
искусством всерьез (Ф.П. Толстой, Г.Г. Гагарин, П.А. Федотов), стали крупными
мастерами. Другие постепенно, но все-таки доказали своими трудами право на
звание художника (П.П. Свиньин, А.П. Сапожников). Третьи вовсе не стремились к
официальному признанию. И их было очень много. Никогда - ни до, ни после -
дилетантский рисунок не был столь заметным и значительным явлением в жизни
русского общества. Любительский рисунок прочно занял свое место в быту той
эпохи, соседствуя с музицированием, чтением, маскарадами и балами, сопутствуя
ученой беседе, веселому розыгрышу или творческому уединению. Образованные люди
того времени не просто умели держать карандаш в руках. Некоторые из них,
особенно писатели, оставили интереснейшее графическое наследие. Рука и манера
Пушкина, Гоголя, Жуковского, Лермонтова, Крылова, Батюшкова — узнаваемы. Они
умели изъясняться на языке графики. Рисование было для них способом общения,
непосредственной фиксацией жизненных наблюдений и органическим продолжением
интеллектуальной и духовной жизни.
Ф. Толстой. Тоскующая Мальвина. Сцена из балета
«Эолова арфа». Тушь, перо. 1838. Русский музей
Говоря о роли графики в жизни
русского общества первой половины XIX века, уместно вспомнить об этом виде
творчества как об особой культуре того времени. Разумеется, понятие
«графическая культура» включает в себя не только уровень рисовального
мастерства. Под влиянием глубокой общественной потребности графика в то время
выступает как особая система культуры. Верх в ней представляют
художники-профессионалы. Именно через них «графическая культура» становится
неотъемлемой частью изобразительного искусства. Средние и низшие слои
носителей ее составляют широкие категории общества — от профессионалов до
любящих и умеющих рисовать и даже тех, кто плохо, но много рисует.
В сравнении с другими видами
искусства рисунок в то время приобрел специфические черты социального
бытования. По природе своей более доступный вид творчества, он тогда как бы
обрел «дар
речи», и на его языке стали
изъясняться самые широкие слои образованного общества. Удовлетворяя эстетические
и творческие потребности, он стал как бы одним из социально значимых средств
общения, на языке которого умели говорить многие, а понимали его — все.
Наконец, рисунок, несомненно, был не только формой коммуникации, но и
феноменом культуры личности. Наряду с дневниками и личными письмами рисование стало
одним из способов запечатления духовной и душевной жизни. Войдя в быт, в
систему общения, рисунок вошел в личную жизнь людей той поры. Распространяясь в
формах печатных (гравюра, литография), профессиональный рисунок приобрел небывалую
массовую аудиторию.
Оставаясь, как раньше и
потом, основой пластических и изобразительных искусств (как тогда говорили —
«образовательных искусств»), рисунок по-прежнему был критерием художественного
совершенства в живописи. Он являлся и особой дисциплиной, овладеть которой
должен был всякий художник. Наконец, рисунок был необходимым этапом в создании
произведений живописного, скульптурного, архитектурного, прикладного
искусства. Как объединяющее начало художественного творчества рисунок служит
своеобразным полигоном идей, был лабораторией, в которой ставились творческие
эксперименты, своего рода фондом художественных заготовок, разработок,
хранилищем впечатлений.
Развивающиеся в то время промышленность, градостроительство, прикладное
искусство, научные интересы
стали требовать большого
количества людей, владеющих
изобразительной грамотой,
умеющих чертить и рисовать. И Академия художеств, пока не были созданы специальные
учебные заведения, удовлетворяла страну в этих потребностях.
С момента основания Академии
и вплоть до конца 1830-х — 1840-х годов неизменным оставалось главное —
ориентация на рисунок как основное средство художественной выразительности,
которым должен овладеть будущий художник. Сохранялась на протяжении первых
десятилетий и последовательность этапов обучения. Весь его курс делился тогда
на пять возрастов, по три в каждом. Начинали воспитанники с копирования
оригиналов (гравюр и рисунков других художников). Перерисовывали композиции в
целом, детали фигуры человека (руки, ноги, торс), его лица (уши, губы, нос и
так далее). Как и следующий этап — рисование с гипсов, — копирование с
оригиналов служило воспитанию вкуса и тренировало руку. Немаловажной целью этих
занятий было стремление привить любовь к классике и желание подражать ей.
Только добившись определенных
успехов в исполнении заданий, воспитанники допускались в святая святых
Академии — натурный класс. Здесь вечерами, при свечах постигали будущие
живописцы, скульптуры, архитекторы, граверы науку изображения природы, которая
тогда целиком воплощалась в фигуре натурщика. Сопоставление натуры с
античными образцами и «поправками», согласно образцам, вносили в штудию благородство
стиля, тренировали творческое воображение. Натурщиков ставили в определенную позу,
имея в виду какой-либо сюжет. Изображая не просто натурщика Тараса или Ивана,
а мифологический или библейский персонаж в действии, в ситуации, будущие
художники уже в учебной штудии привыкали к эмоциональной выразительности,
«картинности».
Эти навыки были особенно важны
на последнем этапе, когда художники приступали к сочинению эскизов на заданные
темы и написанию картин маслом. Они позволяли свободно и сознательно
воспроизводить фигуру человека в самых сложных движениях. Каждое задание
оценивалось. Переход из одного возраста в следующий зависел от успехов
воспитанника. Примечательно, что тогда за рисунки с натуры и эскизы лучшим
ученикам присуждались серебряные медали. Золотые получали отличившиеся в
исполнении картин.
Так учились все, кто прошел
академическую школу во второй половине XVIII — первые три десятилетия XIX столетия.
В то время, несмотря на молодость, Академия художеств была уже достаточно зрелым
учебным заведением. Она имела хорошо налаженную методику преподавания, основы
которой были заложены еще Антоном Лосенко. К концу столетия и особенно в
начале следующего педагогический состав был не только высокопрофессионален. Он
состоял из художников, творчески одаренных и активно работающих. Тогда
преподавали Григорий Урюмов, Имен Прокофьев, Михаил Козловский. Чуть позднее их
места заняли бывшие ученики Академии — Алексей Егоров, Андрей Иванов, Василий Шебуев.
Завершил эту линию преемственности замечательных педагогов Карл Брюллов.
К. Брюллов. Раненый грек, упавший с лошади. Сепия,
графитный карандаш. 1835. Третьяковская галерея
Каждый из воспитателей сам
много работал, прошел академическую выучку. Те из них, кто оставил какие-либо
письменные свидетельства, считали, что методика старой Академии себя оправдала.
«Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, — говорил Карл Брюллов
своим ученикам, — потому что рисунок составляет основу искусства, механизм
следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и
чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения; чтобы
карандаш бегал по воле мысли: мысль перевернется, и карандаш должен перевернуться».
Парадоксально, а может быть,
и закономерно, что у самих художников, воспитанных на идеалах классицизма,
таких как Егоров, Шебуев и Андрей Иванов, высокие представления об искусстве
нашли наиболее созвучное эстетическое выражение, пожалуй, именно в графике.
Конечно, не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что в России первых двух
десятилетий XIX века, кроме церкви, практически не было заказчиков на истинно
исторические композиции. Они появились позднее, уже в 1830-е годы, когда на
смену Егорову, Шебуеву и Андрею Иванову пришло новое поколение художников
возраста Карла Брюллова. Не имея серьезного рынка, Егоров, Шебуев, Андрей
Иванов в значительной мере лишились возможности развиться как исторические
живописцы. Их умение и таланты реализовывались в основном в графике.
Уже натурные штудии этих
художников — явление, в котором выразились влияния разных обстоятельств,
тончайшие колебания веяний, не уловимые порой ни в каких других произведениях.
Их «Натурщики» представляют самостоятельную ценность и как произведения
искусства. Ибо они исполнены по всем законам большого искусства. В них удачно
соединены наблюдение и обобщение, тонко и художественно использован эффект
сочетания тонированной бумаги и мела с итальянским карандашом, углем или
соусом. Продуманная «картинная» композиция, пластичный контур, тонко найденные
соотношения светотени придают этим учебным штудиям вид эстетически завершенных
произведений со своим содержанием и эмоциональным строем.
О. Кипренский. Натурщик на фоне красной драпировки. Уголь,
пастель, сангина, мел. 1802. Русский музей
Образный строй натурных
штудий Кипренского неизмеримо сложнее и богаче статичных постановок натурщиков
в позах библейских и мифологических персонажей, запечатленных художниками,
воспитанными в традициях XVIII века.
Детально прорабатывая
мускулатуру, фиксируя работу мышц, он своим воображением преобразует
наблюдаемое, передавая не столько внешний абрис натуры, сколько внутреннюю
энергию, в ней заключенную. Используя в некоторых рисунках цвет, Кипренский
как бы приближает изображение к реальности. Но в то же время цвет в них в
какой-то мере и символичен. Красноватый тон сангины, имитируя рефлексы
вечернего освещения, придает штудиям необычность, таинственную величавость.
Ярко-красная драпировка в одной из самых мастерских и выразительных штудий 1802
года («Натурщик на фоне красной драпировки», ГРМ) — условное, декоративное
пятно. Вместе с тем она усиливает драматическую остроту изображаемого.
В 1810 — 1820-е годы интерес
к естественному, жизненному берет верх. Это особенно заметно в творчестве К.П. Брюллова
и А.А. Иванова, даже в их натурных штудиях. Эти учебные работы во многом между
собой отличаются. Но их сближает правдоподобие большее, чем у художников
рубежа XVIII и XIX веков.
Одухотворение библейской,
мифологической или исторической ситуации всегда будет свойственно Брюллову. При
этом живая природа помогает ему. Брюллов, судя по его наброскам, в которых ясно
виден метод работы, исходил из общего. Сначала он делал набросок всей
композиции, фиксируя «идею» порой в миниатюрных «кроках», затем художник
тщательно и, как правило, в большом количестве набросков «исследовал» тему.
Именно на этом этапе нередко он обращался к натурным зарисовкам. Так работал он
над сюжетами для Исаакиевского собора. Тот же метод он использовал и для
композиций полужанрового характера.
А.А. Иванов. Голова Иоанна Богослова. Графитный
карандаш. 1840-е. Русский музей
При всех отличиях от Брюллова
А.А. Иванов тоже уже для ранних исторических полотен делает этюды с натуры.
Поиски зрелого Иванова, стремившегося обратить «вечные» идеи к реальным проблемам
современности, требовали еще более сильного и определенного соотношения
воображения с живой природой и натурой. Не случайно карандашные этюды Иванова
для картины «Явление Христа народу» — тщательные штудии «состояния» людей в
экстремальных обстоятельствах.
Рисунки «по воображению»
художников, воспитанных в конце XVIII — начале XIX столетия, обладают
неповторимыми особенностями. Сочетание лаконичного и концентрированного
художественного языка с непосредственностью запечатления творческой идеи и
высоким мастерством превратило этот тип рисунка в одно из интереснейших явлений
в искусстве своей эпохи. Много рисуя по памяти, художники, воспитанные на
классических идеалах, не только фиксировали и отрабатывали замыслы будущих
произведений. Сохранилось немало графических композиций начала века,
подписанных и датированных, что означает отношение к ним, как к
самостоятельным, законченным работам.
Современники любили этот вид рисунка.
В коллекциях А.Р. Томилова, Ф.В. Ростопчина, Л.Ф. Лабзина, В.А. Жуковского и
многих других исполненные по памяти композиции занимали почетное место рядом
с портретами, пейзажами и жанровыми сценами.
За этот картон и за картину
«Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару»
художник получил первую золотую медаль от Академии художеств из средств
Общества поощрения художников.
Источник:
Петрова Е.Н. Культ рисования в пушкинскую эпоху: Из
книги «Рисунок и акварель в русской культуре. Первая половина XIX века».// Журнал
Юный художник – 2007, №2 – (ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА)
Комментариев нет:
Отправить комментарий