среда, 18 августа 2021 г.

«Девочка с персиками»

 

«Девочка с персиками»
Мир детства в картинах Валентина Серова (1865 – 1911 гг.)

Увидев портреты – картины Валентина Александровича Серова хотя бы один раз, ни­когда не забудешь их. А потом вновь и вновь хо­чется смотреть на них, любоваться ими. Например, девочкой с пер­сиками, которая смотрит на тебя и, кажется, хочет сказать тебе что-то очень интересное и важное… Илья Ефимович Репин говорил об искусстве Серова, что оно подобно драгоценному камню: чем больше вгляды­ваешься в него, тем глубже он, этот драгоценный камень искусства, затягивает в глубину своего очарования.


Серов В.А. Девочка с персиками. 1887, холст, масло. 85х91,
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Все знают картину В. Серова “Девочка с персиками”. Художник написал дочь С. Мамонтова, известного мецената и друга многих русских художников. «Идея портрета зародилась так: Веруша оставалась после обеда за столом, все ушли, и собеседником ее был лишь до крайности молчаливый Серов. Он после долгого созерцания попросил у нее дать ему 10 сеансов, но их оказалось мало, и он проработал целый месяц...» (Из воспоминаний М. Нестерова).
Портрет Веруши Мамонтовой позднее был переименован в “Девочку с персиками”. В этом кроется особый смысл. Серова настолько очаровала натура, что он создал не просто портрет знакомой девочки, а образ вечной юности, нежности, света. Картина заражает своим поэтическим настроением. Так, И. Грабарь писал, что в русской живописи он знает только одну вещь, напоминающую ему пушкинскую юную Татьяну, — серовский портрет Веры Мамонтовой.
Булычева В.А.
Стихи к картине Валентина Серова «Девочка с персиками»
Милая, добрая, нежная девочка,
Светлая, чистая прелесть – душа.
Дочь мецената, любимица Верочка,
Как же добра ты и как хороша!
Гладишь, ласкаешь тонкими пальцами
Бархатный персик, мягкий и сладкий,
Солнышка луч тебя тоже ласкает,
Светом залив твою комнату ярким.
Внимательным взором всех согреваешь,
Душу свою распахнув, как объятия,
Будто всем людям сказать ты желаешь:
«Все на земле мы друзья и братья!»


Покажите эту картину своим детям и расскажите о ней так, как написал Игорь Смольников в своей книге о Валентине Серове.
«Серову очень хотелось написать такую картину, чтобы люди смотрели на неё и чувствова­ли, как хорошо жить на свете, как прекрасна жизнь. Но какой будет эта картина, Серов не знал.
Художник приехал в Абрамцево, местечко под Москвой, к своему знакомому — Савве Ивановичу Мамонтову. Это был богатый человек, который очень любил искусство и помогал художникам.
Серов рассказал ему о том, какую картину хочет напи­сать. Мамонтов посоветовал:
 - Пока найдёшь тему для картины, рисуй Верушку.
 - А это возможно?— улыбнулся Серов.
Он хорошо представлял, что значит рисовать эту непо­седу, дочь Саввы Ивановича.
За её портрет брался сам Репин, но Верушка не жела­ла позировать, то есть сидеть подолгу в одной позе перед художником. Даже отец не мог её заставить.
— Попробуй,— сказал Савва Иванович,— тебе это сде­лать легче, ты ведь с ней дружишь. Уговори.
В эту минуту в комнату вбежала его дочь. Смеясь, она села за стол и стала рассказывать какую-то забавную историю.
Она сидела напротив Серова, положив на стол загоре­лые руки. Чёрные волосы падали ей на лоб. На ней была розовая блузка с чёрным бантом. Бант, как бабочка, ка­залось, вот-вот упорхнёт. И как бабочка, выглядела сама девочка: впорхнула в дом, с солнцем и тёплым ветром, присела на минутку к столу и скоро улетит обратно, на улицу, где сияет июльский день.
Серов с забившимся сердцем смотрел на неё.
 - Я буду писать тебя — вот так, в этой комнате, за этим столом. Хорошо?— сказал он.
 - Совсем не хорошо,— капризно возразила она.— Ты умучаешь.
 - Не умучаю.
 - Нет, нет, нет! Я тебя знаю,— не соглашалась Верушка.
Но и Серов не уступал... В конце концов, он уговорил её. Верушка согласилась позировать.
После первого раза, или, как говорят художники, сеан­са, на белом холсте уже можно было узнать Верушку. Первые лёгкие мазки красок наметили её черты. Казалось, ещё несколько дней, и всё будет закончено.
Но Серов день за днём продолжал работать. Ведь он писал не просто портрет дочери Саввы Ивановича Мамон­това, а создавал картину. То есть такой портрет, на кото­ром образ человека был бы особенно выразительным. Серов хотел, чтобы от его картины веяло свежестью и счастьем».

Что привлекает в картине? Лицо девочки. Её глаза. Они словно притягивают к себе.
«Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», - вспоминал Веру Мамонтовы Виктор Васнецов. Ее очаровательное лицо – с обрамляющими его непослушными волосами, - с лукавыми чуть искоса глядящими на зрителя лукавыми глазами, с ярким румянцем, пробивающимся даже сквозь летний загар – является содержательным центром картины. Ощущение «свежести» картины связано, прежде всего, с этим лицом.
Смотришь на картину, и, кажется, будто сам находишься в этой светлой комнате. Словно, можешь подойти к этому столу, потрогать скатерть, персики, сереб­ряный ножик, подсвечник на окне или раскрашенную игрушку — солдата-гренадера, который выглядывает из-за плеча девочки; можешь пройти в другую комнату, сесть на стул возле окна...
В комнате так много света, простора, воздуха!
«Она лишь на минуту уселась за столом, искоса поглядывая на нас своими карими глазами, в которых притаился огонек. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Ее губы серьезно сжаты, но в них столько беззаботного и счастливого лукавства! Такой ее знают все, такой она стала всеобщей любимицей…» (М. Алпатов)

Изображённый за правым плечом девочки деревянный гренадер был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, фигурку раскрасил сам Серов.

В простенке висит майоликовое блюдо, играющее солнечными бликами. Оно как бы уточняет для нас географическую привязку картины – известно, что Савва Мамонтов, задумав возродить искусство майолики, завел у себя специальную мастерскую. В ней работали многие художники.
И фигурка гренадера, и блюдо на стене, и блики на спинках старинных стульев, и лёгкие тени от персиков на скатерти, и весёлая зелень сада за окнами — всё служит тому, чтобы почувствовать ласковое, летнее тепло ком­наты, в центре которой находится девочка с персиком в руках.


И как живо написаны персики: так и хочется их откусить! Вкусные, с нежной кожицей плоды.
Общий голубоватый тон картины холоден, но художник уравновешивает, смягчает его – листьями и бархатистыми фруктами

Яркий свет «валит» в комнату через окно, за которым открывается знаменитый абрамцевский парк, помнящий еще известного писателя Аксакова. Словно солнечная симфония врывается золотым потоком в комнату, насыщая ее пространство и проникая всюду. Свет играет разноцветными пятнами на всех предметах, скатерть переливается соей белизной в его лучах. На блузке девочки свет порождает поразительное сверкание сиреневых и голубых тонов и делает блузку похожей на перламутровую раковину.
Летний, сол­нечный день. Юный человек. Верушка Мамонтова. В тот год ей исполнилось двенадцать лет.
Живопись волшебна. Верушка навсегда останется такой, какой изобразил её художник много-много лет назад.

Источник:
Смольников И. Девочка с персиками: Рассказ о художнике Валентине Александровиче Серове и его картинах./ Игорь Фёдорович Смольников. – М.: Малыш, 1989. – 32с.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...