«Девочка
с персиками»
Мир детства в картинах Валентина Серова (1865 – 1911 гг.)
Увидев портреты – картины Валентина Александровича
Серова хотя бы один раз, никогда не забудешь их. А потом вновь и вновь хочется
смотреть на них, любоваться ими. Например, девочкой с персиками, которая
смотрит на тебя и, кажется, хочет сказать тебе что-то очень интересное и важное…
Илья Ефимович Репин говорил об искусстве Серова, что оно подобно драгоценному
камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он, этот драгоценный камень
искусства, затягивает в глубину своего очарования.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Все знают картину В. Серова “Девочка с персиками”.
Художник написал дочь С. Мамонтова, известного мецената и друга многих русских
художников. «Идея портрета зародилась так: Веруша оставалась после обеда за
столом, все ушли, и собеседником ее был лишь до крайности молчаливый Серов. Он
после долгого созерцания попросил у нее дать ему 10 сеансов, но их оказалось
мало, и он проработал целый месяц...» (Из воспоминаний М. Нестерова).
Портрет Веруши Мамонтовой позднее был переименован в “Девочку с персиками”. В
этом кроется особый смысл. Серова настолько очаровала натура, что он создал не
просто портрет знакомой девочки, а образ вечной юности, нежности, света.
Картина заражает своим поэтическим настроением. Так, И. Грабарь писал, что в
русской живописи он знает только одну вещь, напоминающую ему пушкинскую юную
Татьяну, — серовский портрет Веры Мамонтовой.
Булычева
В.А.
Стихи к картине Валентина Серова «Девочка с персиками»
Милая, добрая, нежная девочка,
Светлая, чистая прелесть – душа.
Дочь мецената, любимица Верочка,
Как же добра ты и как хороша!
Гладишь, ласкаешь тонкими пальцами
Бархатный персик, мягкий и сладкий,
Солнышка луч тебя тоже ласкает,
Светом залив твою комнату ярким.
Внимательным взором всех согреваешь,
Душу свою распахнув, как объятия,
Будто всем людям сказать ты желаешь:
«Все на земле мы друзья и братья!»
Покажите эту картину своим детям и расскажите о ней так, как написал Игорь Смольников в своей книге о Валентине Серове.
«Серову очень хотелось написать такую картину, чтобы люди смотрели на неё и чувствовали, как хорошо жить на свете, как прекрасна жизнь. Но какой будет эта картина, Серов не знал.
Художник приехал в Абрамцево, местечко под Москвой, к своему знакомому — Савве Ивановичу Мамонтову. Это был богатый человек, который очень любил искусство и помогал художникам.
Серов рассказал ему о том, какую картину хочет написать. Мамонтов посоветовал:
- Пока найдёшь тему для картины, рисуй Верушку.
- А это возможно?— улыбнулся Серов.
Он хорошо представлял, что значит рисовать эту непоседу, дочь Саввы Ивановича.
За её портрет брался сам Репин, но Верушка не желала позировать, то есть сидеть подолгу в одной позе перед художником. Даже отец не мог её заставить.
— Попробуй,— сказал Савва Иванович,— тебе это сделать легче, ты ведь с ней дружишь. Уговори.
В эту минуту в комнату вбежала его дочь. Смеясь, она села за стол и стала рассказывать какую-то забавную историю.
Она сидела напротив Серова, положив на стол загорелые руки. Чёрные волосы падали ей на лоб. На ней была розовая блузка с чёрным бантом. Бант, как бабочка, казалось, вот-вот упорхнёт. И как бабочка, выглядела сама девочка: впорхнула в дом, с солнцем и тёплым ветром, присела на минутку к столу и скоро улетит обратно, на улицу, где сияет июльский день.
Серов с забившимся сердцем смотрел на неё.
- Я буду писать тебя — вот так, в этой комнате, за этим столом. Хорошо?— сказал он.
- Совсем не хорошо,— капризно возразила она.— Ты умучаешь.
- Не умучаю.
- Нет, нет, нет! Я тебя знаю,— не соглашалась Верушка.
Но и Серов не уступал... В конце концов, он уговорил её. Верушка согласилась позировать.
После первого раза, или, как говорят художники, сеанса, на белом холсте уже можно было узнать Верушку. Первые лёгкие мазки красок наметили её черты. Казалось, ещё несколько дней, и всё будет закончено.
Но Серов день за днём продолжал работать. Ведь он писал не просто портрет дочери Саввы Ивановича Мамонтова, а создавал картину. То есть такой портрет, на котором образ человека был бы особенно выразительным. Серов хотел, чтобы от его картины веяло свежестью и счастьем».
Что привлекает в картине? Лицо девочки. Её глаза.
Они словно притягивают к себе.
«Это был тип настоящей русской девушки по
характеру, красоте лица, обаянию», - вспоминал Веру Мамонтовы Виктор
Васнецов. Ее очаровательное лицо – с обрамляющими его непослушными волосами, -
с лукавыми чуть искоса глядящими на зрителя лукавыми глазами, с ярким румянцем,
пробивающимся даже сквозь летний загар – является содержательным центром
картины. Ощущение «свежести» картины связано, прежде всего, с этим лицом.
Смотришь на картину, и, кажется, будто сам находишься в этой светлой комнате. Словно,
можешь подойти к этому столу, потрогать скатерть, персики, серебряный ножик,
подсвечник на окне или раскрашенную игрушку — солдата-гренадера, который
выглядывает из-за плеча девочки; можешь пройти в другую комнату, сесть на стул
возле окна...
В комнате так много света, простора, воздуха!
«Она лишь на минуту уселась за столом,
искоса поглядывая на нас своими карими глазами, в которых притаился огонек. У
нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Ее
губы серьезно сжаты, но в них столько беззаботного и счастливого лукавства!
Такой ее знают все, такой она стала всеобщей любимицей…» (М. Алпатов)
Изображённый за правым плечом девочки деревянный
гренадер был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году,
фигурку раскрасил сам Серов.
В простенке висит майоликовое блюдо, играющее
солнечными бликами. Оно как бы уточняет для нас географическую привязку картины
– известно, что Савва Мамонтов, задумав возродить искусство майолики, завел у
себя специальную мастерскую. В ней работали многие художники.
И фигурка гренадера, и блюдо на стене, и блики на спинках старинных стульев, и
лёгкие тени от персиков на скатерти, и весёлая зелень сада за окнами — всё
служит тому, чтобы почувствовать ласковое, летнее тепло комнаты, в центре
которой находится девочка с персиком в руках.
И как живо написаны персики: так и хочется их откусить! Вкусные, с нежной
кожицей плоды.
Общий голубоватый тон картины холоден, но художник уравновешивает, смягчает его
– листьями и бархатистыми фруктами
Яркий свет «валит» в комнату через окно, за которым
открывается знаменитый абрамцевский парк, помнящий еще известного писателя
Аксакова. Словно солнечная симфония врывается золотым потоком в комнату,
насыщая ее пространство и проникая всюду. Свет играет разноцветными пятнами на
всех предметах, скатерть переливается соей белизной в его лучах. На блузке
девочки свет порождает поразительное сверкание сиреневых и голубых тонов и
делает блузку похожей на перламутровую раковину.
Летний, солнечный день. Юный человек. Верушка Мамонтова. В тот год ей
исполнилось двенадцать лет.
Живопись волшебна. Верушка навсегда останется такой, какой изобразил её
художник много-много лет назад.
Источник:
Смольников И. Девочка с персиками: Рассказ о художнике Валентине Александровиче
Серове и его картинах./ Игорь Фёдорович Смольников. – М.: Малыш, 1989. – 32с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий