Сорока Григорий Васильевич. 1823-1864 гг.
«Разгорается новая звезда... и засверкает скоро всеми
красками. Ах, если бы он не был крепостным! ...Григорий - силища русская
самобытная». (А. Г. Венецианов)
Про его пейзажи так и хочется сказать: «Как прекрасен, тих, и
покоен Божий мир!»
«Художник прикоснулся взглядом к
пейзажу и унес
его с собой,
как Видение». (Липатов В.С.)
Григорий
Васильевич Сорока -
самобытный русский крепостной
художник. Ученик школы А.Г. Венецианова. Пейзажист и портретист. Жил в Тверской
губернии.
Сорока Г.В. Рыбаки.
1840
«В этой картине чувствуешь нежность прикосновения. Она называется "Рыбаки", а хочется именовать ее сложно, как иное музыкальное произведение, например: "Этюд двух рыбаков с зеркальной гладью воды, скользящим челном, обелисками, загорающимися на противоположном берегу, как две свечи, с усадьбой и деревенькой". Линия берега ритмична, краски пригашены вечерним светом, а контуры резки. Мягкая, неназойливая, естественная мелодия. В чарующей поэтической зеленой стране хотелось бы жить. Но откуда столь пронзительное чувство печали?.. Откуда в реалистическом пейзаже ощущение ирреальности, иллюзорности?..» (Липатов В.С.)
Художнику судьбой была уготовлена печальная участь
крепостного. Н.П. Милюков, владелец мест в Тверской губернии, где родился и
вырос будущий художник, в 1841 году взял его к себе в дворню в усадьбу Островки.
Крепостному мальчику по фамилии Васильев прозвище Сорока, вероятно, дали за
его деловитость. Он хорошо рисовал. Спрос на него был чрезвычайно велик.
Сорока Г.В. Портрет помещика Петра Ивановича Милюкова
(1773-1849) https://www.liveinternet.ru/users/4723908/post332333559
«…художник оставил
нам портрет отца своего барина.
Как будто спокоен старик, а как все же недобр, как скучен. Брови -
что крылья орла-стервятника, рот
тонкогубый, зло сжатый, нос клювом.
Глаза цепки и холодны. Не пожалеет и заклюет. Руку помощи
не протянет, а плетью по спине вытянет. Да еще таится в
глазах задумчивая недобрость:
не так еще он
властвует, как хотел... С того момента как заметил помещик талант в своем
казачке, началась меж ними нескончаемая война... Но было в жизни Сороки и светлое:
знакомство с Алексеем
Гавриловичем Венециановым и учеба у него». (Липатов В.С.)
Юноша был любимым и самым
талантливым учеником А.Г. Венецианова.
Сорока Г.В. Портрет
художника Алексея Гавриловича Венецианова. 1840-е г.
https://vsdn.ru/museum/catalogue/?mid=9012&replyto=&a=comment
«Сорока написал портрет своего учителя и духовного отца.
Написал скромно по колориту - тот скромен был. Написал добрым, но точно знающим
предел своей доброты - никому не внушал он губительных иллюзий. Написал упрямым
– трудная жизнь научила постоянной борьбе... Учение у Венецианова окрылило
Сороку. Но воспарение кончилось стычкой с помещиком, и
Сороку наказали». (Липатов
В.С.)
Несмотря на все попытки А.Г. Венецианова,
видевшего в талантливом юноше своего лучшего ученика, добиться для него
вольной, барин не отпустил Сороку в Петербург для продолжения обучения в
Академии художеств. Милюков сделал Сороку садовником в Островках. То был редкий
случай соединения в одном человеке мастера-садовника и талантливого живописца.
Сорокой-садовником были созданы прекрасные приусадебные парковые пейзажи, затем
запечатленные им самим на завораживающих холстах. Свойственна тонкая
согласованность цветовой гаммы, статичная замкнутость композиции.
Сорока Г.В. Портрет
Л.Н. Милюковой. 1840
Причина оказалась в том, что старшая дочь Милюкова, Лидия,
влюбилась в Сороку. Отец приложил все усилия к тому, чтобы развести их. Сороку
он женил на крепостной, а Лидию выдал замуж за полицейского ротмистра
Сафонова. У Сороки было трое детей, и Лидия Николаевна была крестной матерью
его старшего сына...
Сорока Г.В. Гумно. 1843
«Под влиянием известной
картины Венецианова крепостной художник написал
и свое "Гумно". Учитель хвалил за
непосредственность восприятия, пластику,
верное ощущение светотени. Нас
сегодня очень трогает
и та добрая
симпатия, с которой изображены крестьянские
девушки на полотне...
Сорока рисует портреты дворовых». (Липатов В.С.)
Сорока Г.В. Вид на палисадник. 1842
«Ранняя работа Сороки. Чудесный
летний день. Спокойная голубизна неба и озера, зелень стриженых газонов и
кутов, звучная красноватая охра песчаных тропинок – обычная картина погожего
дня в загородном поместье. В саду нет людей главный его обитатель – солнечный
свет. Сочные тени усиливают ощущение тепла. Чувство гармонии – удивительно». (Володина Т.И.)
«В пейзажах Сороки выразилась
необыкновенная любовь к земле, особенная теплота отношения к знакомому ему
миру. Очень точно, оптически точно, он прорисовал каждый ствол, каждый сучек,
каждый листик, удивительно тонко писал белые цветы, отцветающие ромашки на
земле. Только через увеличительное стекло, через бинокль можно так рассмотреть
листья трав и деревьев, как это сделало на картинах Сороки. Потом Шишкин так же
прописывал травы и деревья в своих картинах. Такое внимание к земле и всему
произрастающему на ней роднит Сороку с иконой, где природа всегда изображалась
с очень точной прорисовкой формы" (Николай Николаевич Третьяков)
Сорока Г.В. Часовня в парке. 1850
«Пейзаж этот отличается темным
колоритом, не свойственным живописи Сороки. Написан он, видимо в вечернее
время. Контраст между небом и темнотой, вобравшей в себя теплоту угасающих
солнечных лучей зеленью дремлющего сада, рождает ощущение романтической грусти».
(Володина Т.И.)
Сорока Г.В. Вид на
озеро в усадьбе Островки
В природе он
видел некую высокую
гармонию, божество, своего вольного прекрасного товарища. Таков пейзаж
"Вид на озеро в усадьбе Островки".
Желтенькая часовенка, как
игрушечная. Лес густой, кустистый, дымчатый.
Стынь воды, впитавшей
в себя и краски леса, и желтизну часовенки, и отражение красноватых сходен...
И наступают прямо на зрителя остролистые камыши. Невдалеке
рыбак тащит лодку на берег. Даль озера уже не
пуста, зритель здесь
не чужой, потому
что художник как бы поставил его рядом с собой и приобщает к
своему душевному видению. Видению
человека, который здесь жил,
радовался, а более
всего страдал…» (Липатов В.С.)
Сорока Г.В. Вид на усадьбу
Спасское Тамбовской губернии. 1840-е. Холст, масло. 69 х 88,5 см. Тверская областная картинная галерея, Тверь
Пейзаж этот
полон умиротворенной и какой-то кроткой, целомудренной красоты. Художник
достигает в изображениях с детства знакомых ему мест такой внутренней гармонии
и соразмерности, что они воспринимаются как мир воплощенной мечты о счастье,
мир, где царят покой и согласие. В этом мире человек и природа едины и связаны
общим, главным, как бы "завороженным" ритмом. В единое целое слиты
здесь и заливающий всё золотистый мягкий свет, и голубое небо, отражающееся в
зеркале вод, и стройная классическая архитектура, величие Божиего храма, и
зеленые купы деревьев, и фигуры крестьян, чьи светлые одежды, умиротворенные
позы и неспешные движения заставляют вспоминать присущее многим деятелям
русской культуры убеждение, что "русский сарафан не хуже греческого
туника". (https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1309-soroka.html
)
Сорока Г.В. Кабинет дома в Островках. 1844
Здесь «предметы выписаны
любовно, с пониманием
их назначения, ощущением
материальной красоты и
силы. Пространство комнаты
изображено сжато, целеустремленно, оно как бы "втягивает" в
себя взгляд зрителя
и
устремляет через окно - к озеру... На диване сидит мальчик в
розовой рубашке и читает книгу. Картину впоследствии сравнивали с "лучшими
образцами русской художественной прозы..." (Липатов В.С.)
«Необъяснимо чувство тревоги и печали, рождаемое этим
деревенским усадебным интерьером, куда так настойчиво вовлекает зрителя
художник. Он мастерски выстраивает композицию. Пространство кабинета буквально
затягивает нас. Каким-то туннелем, ведущим к светлому миру за окнами, кажется
это полутемное помещение. Линии половиц, диванных спинок, досок стен и потолка
– все зовет наш взор к светлым, сияющим окнам. Там, где встречаются линии
перспективы, видна уходящая в заснеженную, светлую даль дорога. А здесь в
кабинете, прямо перед нами – срезанный рамой картины письменный стол; он так
близок к нам, что кажется можно потрогать лежащие на его поверхности вещи –
белоснежный лист бумаги, ножницы, счеты, бронзовое пресс-папье, часы… но что
это? Перед нами половина черепа,
скалящего зубы. Наверно, художник, ощущая весь кошмар своего бытия крепостного,
подобного бытию узника, предчувствовал, сколь трагически оборвется его
собственный путь к свету». (Володина
Т.И.)
Сорока Г.В. Отражение в зеркале
В 1844 он пишет «Отражение в зеркале». Большое
зеркало в тяжелой раме красного дерева. Перед ним жемчужно-белая ткань, моток
ниток, поблескивающие ножницы, игольник, наперсток — уютные принадлежности
домашнего тихого труда, которые заняли в картине главное место, отодвинув в
глубину зеркала двух беседующих женщин. Женщины, изображенные на картине,
совершенно не ощущают устремленного на них взгляда художника, не позируют ему
ни в коей мере. Эта интимность их существования становится объектом изображения
и эстетического наслаждения… Как же все это близко молитвенной символике
голландских живописцев, в картинах которых каждый предмет наполнен смыслом
Божественного бытия…
Сорока Г.В. Вид на плотину в имении Спасское
Когда отменили крепостное право, Григорий Сорока уже выбился
из сил. Правда, в
первые дни возмечтал
о новой жизни.
Но свобода оказалась призрачной. Сорока "явился
агитатором" и написал
царю жалобу на
своего
бывшего хозяина. Письмо вернулось в Тверь, где решено
было "за сделанные грубости и ложные слухи"
наказать жалобщика розгами. Тогда художник пошел на окраину деревни и повесился
в сарае... И завершился жизненный
путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи.
А Лидия Милюкова, дочь хозяина художника, не вынесла потери любимого и отравилась...
Такая печальная история…
Памятный знак
Григорию Сороке
Долгое время не известно было место могилы художника, но
благодаря поиску Валентина Михайловича Сидорова, хоть приблизительно место
захоронения было установлено. «Сороку, как повесившегося, похоронили за
оградой кладбища. Дьячок, который очень любил Сороку, велел положить его у
церковного сарая, рядом с сиреневым кустом — он проходил мимо него каждый
день, это было самое удобное, уютное место. И я отыскал камни, которые когда-то
служили основанием того сарая, и рядом холмик, а на нем - представьте - две
конфеты...» (Валентин Михайлович Сидоров)
Источники:
Липатов В.С.
Нераскаявшийся грешник.// Краски времени. – М.: Молодая гвардия, 1983 г.
Сидоров В.М. Поиски
Камня Памяти/ В.М. Сидоров.// Юный художник. - 2007. - № 1. - с.12-16
Володина Т.И. Русский
интерьер. – М.: Искусство, 2000 – 64с.
Володина Т.И. Русские сады и парки. – М.: Искусство, 2000. – 64с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий