Киево-Печерский патерик.
У истоков
русского монашества
Автор текста: М. Башлыкова
Киево-Печерский патерик
относится к числу памятников литературы, имеющих непреходящее значение для
истории и культуры России. Создававшийся на протяжении XII - XIII веков и
получивший окончательное оформление, предположительно, в конце XIII - начале
XIV века, этот сборник житий святых иноков Киево-Печерского монастыря и
повествований о раннем периоде его истории, служил источником духовной
мудрости, восхищал читателей красотой и яркостью стиля, как в Средние века, так
и в Новое время.
Основатели обители преподобные Антоний (1073) и Феодосии (1074) по праву считаются первоначальниками иночества на Руси: именно со времени их поселения в пещерах на крутом берегу Днепра начинается история Киево-Печерского монастыря, первого упоминаемого в древнерусских летописях.
Преподобный Феодосии Печерский. Темпера. Вторая треть
XVII века. Подмосковье
Преподобным Нестором
Летописцем было написано житие святого Феодосия, которое вошло в состав
Киево-Печерского патерика наряду с летописным Словом о первых черноризцах
печерских, Словом о создании Печерской церкви Владимирского епископа Симона и
Посланиями епископа Симона и инока Поликарпа.
Патерик, как и сам
Киево-Печерский монастырь, являл собой средоточие историко-культурных связей
Древней Руси. Именно в этом монастыре возникает центр начального русского
летописания, создаются книгописная и иконописная мастерские.
Богоматерь Печерская. Вторая половина XVIII века. Резьба,
роспись, золочение. Киев
Монастырский скрипторий
возникает, по-видимому, уже при прп. Феодосии. Из Патерика мы узнаем о его
любви к книгам и о том, что прп. Никон Печерский был искусным их переписчиком
(«бе бо книгы хитр писати»). Таким образом, литературный талант самого
знаменитого древнерусского автора — прп. Нестора Летописца расцвел на
благодатной почве. Он пришел в Киево-Печерский монастырь еще при жизни прп.
Феодосия, был пострижен в иночество при его преемнике прп. Стефане. Перу прп.
Нестора, наряду с Житием прп. Феодосия, принадлежат и глубоко прочувствованные
строки о Русской земле в Повести временных лет, высоко ценимой за точность
исторических сведений, и о первых русских святых - князьях-страстотерпцах
Борисе и Глебе.
Успение Богоматери. Вторая четверть XIX века. Мастерская
Киево-Печерской лавры
Сведения, сообщаемые
Патериком, во многом дополняют историческую картину времени. Так, мы узнаем об
основании и строительстве главного храма монастыря — соборной Успенской
Печерской церкви греческими зодчими, прибывшими на Русь по велению Самой
Богоматери, явившейся им в чудесном видении в Константинопольском Влахернском
храме. Строительство и освящение этой церкви сопровождалось многочисленными
чудесами, свидетелем которых были многие киевляне, в том числе и князь Владимир
Мономах; «в память тех чудес» он создает подобную Печерской Успенскую церковь
«в своем княжении», так же поступает и его сын.
Богоматерь Печерская. Масло. Первая треть XIX века.
Киев (?)
Во время украшения Печерской
церкви росписями и мозаикой в ее алтаре чудесно сам изобразился образ
Богоматери, это чудо видел и будущий первый знаменитый иконописец Руси, а тогда
ученик греческих мастеров - преподобный Алипий. Создание Успенской церкви
является центральным по значимости моментом в Киево-Печерском патерике — таким
образом, из Греции на Русь переносится влахернская традиция особого почитания
Богоматери, и не случайно по всем русским землям князьями, а также епископами,
вышедшими из стен Киево-Печерского монастыря, строятся Успенские храмы.
Избранные святые. Темпера. XVII, XIX век
Судьба многих героев
Киево-Печерского патерика представляет интерес для историков. Так, преподобный
Моисей Угрин является одним из трех братьев-венгров, поступивших на службу к
русским князьям; второй — Георгий — служил святому князю Борису и был убит
вместе с ним, а третий — Ефрем, — по преданию, стал основателем Новоторжского
монастыря. Преподобный Николай Святоша был черниговским князем, добровольно
вступившим в монастырь, — первым из русских князей.
«Достойно есть». Темпера. Первая треть XIX века. Палех
(?)
В монастыре были и
последователи затворнического подвига святого Антония — преподобные Исаакий,
Никита, Лаврентий, и сторонники деятельного служения миру, ученики святого
Феодосия, вынесшего Печерский монастырь (точнее, кельи монахов) из пещер на
поверхность земли.
Почитание печерских святых
отразилось в их многочисленных иконах, которые создавались по всей Руси.
Богоматерь Печерская-Свенская с преподобными Антонием и
Феодосием Печерскими. Икона второй половины XIII в. Из Свенского монастыря близ
Брянска. Государственная Третьяковская галерея. http://www.brooklyn-church.org/wp-content/uploads/2013/09/Svenskaya-Antoniy-Feodosiy.jpg
Древнейшим памятником с
изображением преподобных Антония и Феодосия является Печерская (Свенская) икона
Богоматери (ГТГ), по преданию, принесенная около 1288 года по просьбе
черниговского князя Романа Михайловича из Киево-Печерского монастыря и
помещенная в основанный им Свенский Успенский монастырь, в «пяти поприщах от
града» Брянска. Преподобные Антоний и Феодосии изображены на иконе предстоящими
Богоматери, восседающей с Младенцем Христом на троне.
Некоторые ученые считают, что
святые на этой иконе изображены перед иконой Богоматери - одной из чтимых
святынь Киево-Печерского монастыря, привезенной на Русь из Константинополя. На
Печерской (Свенской) иконе и многочисленных списках с нее изображение
Богоматери обозначает также и Успенскую церковь — главный храм Печерского
монастыря, воздвигнутый по Ее повелению.
Богоматерь Ченстоховская с избранными святыми, Темпера
Конец XVIII –начало XIX века
Греческие зодчие, посланные
на Русь Богоматерью, получили от Нее храмовую («наместную») икону, в которой
монастырское предание видит икону Успения Богоматери. В XIX веке в иконописной
мастерской Киево-Печерской лавры писались многочисленные списки с этой чтимой
святыни монастыря.
Минея на Май. Темпера. XVII век
Печерские святые, и прежде
всего - преподобные Антоний и Феодосии, как основатели русского монашества, изображались
среди избранных святых, в различных иконографических композициях: «Шестоднев»,
на Богородичных иконах.
Минея на Май. Клеймо
Уланов Кирилл (в монашестве — Корнилий). Богоматерь Печерская, с киевскими святыми. 1721 г. Дерево, темпера. 40.4 × 39.8 см. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия. https://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=1&id=7262
Икона, написанная Кириллом
Улановым в 1721 году, изображает Богоматерь в окружении святых, жития которых
находятся в Киево-Печерском патерике. В более позднее время формируется
иконография Собора Киево-Печерских святых, включающая всех печерских подвижников.
Складень трехстворчатый Собор Киево-Печерских святых. Праздники.
XVIII - XIX век. Резьба, темпера, золочение, монтировка.
При этом центральное место в
иконографической композиции занимают креститель Руси князь Владимир и первые
русские святые, князья Борис и Глеб.
Со временем почитание
киевских святых распространяется по всем русским землям. Большую роль в этом
процессе сыграло составление в начале XV века новой («Арсеньевской», 1406 г.)
редакции Киево-Печерского патерика Тверским архиепископом Арсением, бывшим
постриженником Киево-Печерского монастыря, входившим в окружение
иерарха-просветителя митрополита Киприана.
Богоматерь с преподобными Зосимой и Савватием
Соловецкими. Темпера. Конец XVIII века. Русский Север
Иконография Богоматери
«Печерской» также переносится на русскую почву: она повторяется, например, на
иконе северных писем с изображением преподобных Зосимы и Савватия, основателей
Соловецкого монастыря.
На надвратной иконостасной
сени (кон. XVII - нач. XVIII в., ГИМ), по-видимому, происходящей из московского
Донского монастыря, изображена Донская икона Богоматери, которой предстоят в
молении преподобные Антоний Великий и Антоний Печерский, в окружении сюжетов из
Киево-Печерского патерика.
В середине XVII века по
поручению Петра Могилы знаменитым мастером Илией была выполнена серия гравюр
для первого издания Патерика на церковно-славянском языке (Киев, 1661). Им были
созданы листы с изображением преподобных, титульный лист, ставший своего рода
издательской маркой Киево-Печерской типографии. На нем изображен Успенский
собор лавры, из которого произрастает виноградная лоза — символ Христа и
христианства. Эту лозу возделывают преподобные Антоний и Феодосии, а
«процветает» она подвижниками, жития которых входят в состав Киево-Печерского
патерика.
Киево-Печерский патерик. Гравюра на дереве. 1791.
Киев. Типография Киево-Печерской лавры
Дальнейшая история графики с
изображением печерских святых представлена в декабрьском издании Патерика 1702
года, которое было проиллюстрировано Леонтием
Тарасевичем. В отличие
от Илии, работавшего в технике гравюры на дереве, он выполнял гравюры
на меди. Это во многом определило более тонкую и изысканную стилистику
изображений. Гравюры Леонтия Тарасевича на долгое время стали эталоном для
всех последующих граверов, работавших над Патериком.
В гравюрах Илии и Тарасевича
иконография многих святых была создана впервые, поэтому они стали образцами
для иконописцев и резчиков по дереву в XVIII — XIX веках. В это время
Киево-Печерская лавра является местом паломничества, и именно паломники были
заказчиками икон с изображениями святых подвижников и монастырских святынь.
Преподобный Иоанн Многострадальный. Вторая половина
XIX века. Дерево, резьба. Киев
Одним из наиболее почитаемых
святых был прп. Иоанн Многострадальный, привлекавший внимание суровостью своего
подвига: борясь со страстями, этот подвижник по грудь вкопал себя в землю и
долгое время провел в таком положении, молясь Богу. Резные изображения прп.
Иоанна, наряду с изображением главной святыни монастыря — Успения Богоматери,
принадлежали к числу самых многочисленных паломнических икон.
Особый пласт почитания
печерских святых отразился в произведениях искусства, созданных в
старообрядческой среде. Так, например, изображения преподобных Антония и
Феодосия Печерских присутствуют в композициях мед-нолитых икон, двухстворчатых
и четырехстворчатых складней, создававшихся старообрядцами-поморцами.
Средник складня. Богоматерь с Младенцем. XIX век. Медный сплав, литье
В состав старообрядческих
рукописных сборников житий нередко входили жития из Киево-Печерского патерика
со сложными, захватывающими сюжетами — прп. Моисея Угрина, прп. Григория
Чудотворца.
Популярность Киево-Печерского
патерика выражалась также в создании все новых редакций его текста, известных
сейчас более чем в двустах списках XV - XIX веков. Процесс серьезной
переработки текста завершился только в XVII веке, когда в 1661 году в
типографии Киево-Печерской лавры вышло первое печатное издание памятника на
церковно-славянском языке. В XVIII - начале XX века Киево-Печерский патерик
неоднократно переиздавался как в Киеве, так и в Москве.
Как литературный памятник Киево-Печерский
патерик стал образцом для писателей нового времени, в период расцвета
национальной литературы. Сюжетами Патерика восхищался А.С. Пушкин. Упоминания
о нем встречаются в произведениях Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого. Киево-Печерский
патерик навсегда останется бесценным источником по истории возникновения
иночества на Руси, памятником, содержащим богатый опыт традиций монашеского
жития, и прекраснейшим литературным произведением Древней Руси.
Источник:
Башлыкова М., Киево-Печерский патерик./ Юный художник.
– 2007, № 1. – с.29-33
Комментариев нет:
Отправить комментарий