Собор во имя Казанской иконы Божией
Матери
Санкт – Петербург
Автор статьи: Ю. Мудров
В самом центре Северной столицы, на ее главной городской артерии — Невском проспекте, расположен выдающийся памятник русской архитектуры - Казанский собор. Более точное его название - собор во имя Казанской иконы Божией Матери.
Возведению величественного
собора, украсившего в начале XIX столетия столицу Российской империи, предшествовала
история другого храма, также посвященного Богородице. Вдоль «красной» линии
«Большой Перспективной дороги» (будущего Невского) в царствование императрицы
Анны Иоанновны и по ее повелению была сооружена церковь во имя Рождества
Богородицы. Каменный трехнефный храм — базилика с прямоугольным алтарным
выступом, куполом с фонариком на восьмигранном барабане напоминал
Петропавловский крепостной собор. Высокая (58 метров) многоярусная колокольня,
увенчанная шпилем, также была главной составляющей частью архитектурного объема
церкви.
Храм был важнейшей высотной
доминантой Невского проспекта на протяжении более чем полувека. Его строительство
началось в 1733 году, а через четыре года он был возведен. Автором проекта и
строителем церкви Рождества Богородицы традиционно считается выдающийся петербургский
зодчий Михаил Григорьевич Земцов (1686/1688 — 1743), что, однако, не имеет
документального подтверждения. Помогал ему в строительстве И.Я. Бланк, а в сооружении колокольни и И. Геринг.
Икона Казанской Божьей Матери
В июле 1737 года в
построенный храм была торжественно перенесена величайшая православная святыня
- икона Казанской Божией Матери. То был особо почитаемый список этой
чудотворной иконы. История образа восходит к XVI веку. В 1612 году икона
прославилась помощью в освобождении Москвы от польских интервентов. Позднее
она стала семейной святыней дома Романовых. В Санкт-Петербург образ был
привезен царицей Прасковьей Федоровной и хранился сначала в одном из храмов
Петербургской стороны, а затем - в Александро-Невской лавре.
Церковь Рождества Богородицы
с ее главной святыней явилась местом основных церковных и светских церемоний
столицы Российской империи на долгие годы. В храме проходили венчания членов
императорской фамилии, «викториальные» богослужения с участием представителей
царствующего дома, двора и генералитета. Здесь Екатерина II была провозглашена
императрицей и приняла присягу гвардейских полков.
По восшествии на престол
император Павел I решил осуществить свою давнюю мечту о сооружении в столице величественного
храма, напоминающего виденный им во время большого заграничного путешествия
1781 — 1782 годов собор Святого Петра в Риме. Об этом он даже писал своему
духовнику из Рима в Россию. К тому же, старый храм обветшал.
Император распорядился
провести конкурс на лучший проект нового храма. Над проектами работали такие
выдающиеся зодчие, как Джакомо Кваренги и Николай Львов, Чарльз Камерон,
Пиетро Гонзага и Тома де Томон. Три последних приняли участие в конкурсе.
Тем временем старая церковь
была предназначена к сносу вместе со зданиями, теснившимися рядом. Здесь
образовывалась новая площадь столицы.
Однако при создании собора
возникали определенные сложности. Трудность архитектурно-планировочной задачи
состояла в том, что в возводимом соборе, с обязательной ориентированностью
алтарной части на восток, главный вход должен был располагаться с западной
стороны, с периферийной улицы, и при этом важнейшей задачей было достойное и
торжественное оформление главного петербургского проспекта.
В архитектурном решении
Чарльза Камерона высокий объем здания соединялся с пониженными колоннадами, выходящими
на Большую Мещанскую улицу. Торжественная колоннада оформляла храм, но не
Невский проспект. Камерон был близок к успеху, ему поручили выполнение
окончательного проекта. Но условие императора было соблюдено лишь наполовину,
и поэтому осуществить строительство собора по своему проекту знаменитому
шотландцу не дали.
Андрей Никифорович Воронихин (1759 — 1814).
14 ноября 1800 года император
Павел I утвердил проект собора, представленный мало кому известным архитектором
Андреем Никифоровичем Воронихиным (1759 — 1814). Чем же заслужил такую высокую
честь выходец из крепостного сословия? Прежде всего, тем, что проект Воронихина
был оригинален и высокохудожествен. Понимая ответственное градообразующее
положение собора в центре столицы, на ее главной улице, он торжественно
развернул полукружие крыльев «обязательной» колоннады по Невскому, оформив ею
северный фасад собора, считавшийся боковым. При этом главный вход, в соответствии
с церковным каноном, он спроектировал с западной стороны. С возведением собора
Невский проспект в своей центральной части получал блестящее архитектурно-художественное
оформление.
Не последнюю роль в
предпочтении Воронихина маститым архитекторам сыграла и его близость к
Александру Сергеевичу Строганову (1733 — 1811), обер-камергеру высочайшего
двора, сенатору, директору Императорской Публичной библиотеки, президенту Императорской
Академии художеств. А.Н. Воронихин родился в семье «строгановских» крепостных в
Соликамском уезде Пермской губернии. Тем не менее, он получил хорошее домашнее
образование в доме своего «благодетеля», много путешествовал в юности,
сопровождая сына вельможи — Павла в заграничных вояжах. Профессиональный путь
будущего прославленного зодчего начался с обучения в иконописных мастерских на
Урале, а затем продолжился в «архитектурных командах» под руководством В.И. Баженова
и М.Ф. Казакова в Москве. С 1780 года Андрей Воронихин - в Петербурге. В 1786
году он участвовал в путешествии Павла Строганова в Малороссию и Крым, во время
которого выполнил множество рисунков. Альбом выполненных в путешествии
рисунков, поднесенный А.С. Строганову, понравился вельможе, и его автор получил
вольную.
Окончательному выбору рода
занятий Воронихиным способствовали заграничные поездки. Знакомство с европейской
архитектурной мыслью, достижениями в области строительства, памятниками и
признанными архитектурными шедеврами сформировали его профессиональный выбор.
По возвращении в Петербург
Воронихину было предложено поселиться в Строгановском дворце. Здесь он начал
работать под руководством Ф.И. Демерцова над перестройкой этого знаменитого
архитектурного шедевра В.В. Растрелли. При оформлении в соответствии с веяниями
времени и модой дворцовых интерьеров Андрею Воронихину были поручены покои
Павла Александровича. Закончив эти работы, Воронихин пишет акварель с изображением
Картинной галереи дворца и получает за нее от Академии художеств звание
«назначенного».
Следующее звание - академика
перспективной и миниатюрной живописи он получит спустя четыре года - в 1797 году
- за живописное полотно «Строгановская дача» (хранится в Русском музее). В 1795
- 1796 годах Воронихин работал как архитектор над ее реконструкцией, соорудил
там «малую дачу», пристань. С этого времени деятельность Воронихина —
художника и зодчего будет неразрывно связана с Императорской Академией
художеств. Выполнив порученные ему работы в Петергофе, в 1800 году Воронихин получает
должность адъюнкт-профессора архитектуры, a затем и звание архитектора.
И. Мартос. Св. Иоанн Предчета. Бронза. 1807
В конце 1800 года
воронихинский проект Казанского собора был утвержден императором. Талант
«новоиспеченного» архитектора и протекция вельможного президента Академии
художеств перевесили чашу весов в пользу Воронихина. И при воплощении
грандиозного проекта, осуществляемого как государственный заказ, А.Н. Воронихин
самым тесным образом сотрудничает с Академией художеств. Будучи преподавателем
Академии, а с 1802 года - профессором, он привлекает к участию в строительных
работах воспитанников, своих учеников.
Архитектор расположил собор в
глубине новообразованной площади. Он спроектировал его в форме латинского
креста, поставив на средокрестье купол. Грандиозная колоннада коринфского
ордера из 96 колонн, высотой равная основному объему здания, развернулась дугой
вдоль Невского проспекта, примкнув к северному фасаду здания. Таким образом,
боковой фасад, по сути, превратился в главный. Вход в собор с этой стороны
украсили парадные бронзовые двери, воспроизводящие знаменитые «Врата рая»
итальянского скульптора эпохи Возрождения Лоренцо Гиберти, украшающие
баптистерий во Флоренции. Крылья колоннады заканчиваются боковыми порталами,
служащими сквозными проездами. Барабан и купол, венчающие собор, достигают
62-метровой высоты. Собор своим внешним обликом мало напоминает древнерусские
храмы. Отсутствует у собора и колокольня, что также не характерно для церквей
Древней Руси. Колокола архитектор поместил в окончание крыла колоннады, над
боковым порталом. Чрезмерность скульптурного убранства также не была сродни
православной традиции.
Интерьер собора. Центральный неф
Но тем не менее, сооружением
собора, становившегося главным кафедральным храмом Санкт-Петербурга,
выполнялась важнейшая задача - создание храма, соответствовавшего статусу и
значению имперской столицы и нового центра православного мира. Не случайно, «на
сооружение сего храма употреблено единственно то, чем изобилует и славится
Россия. Все материалы заимствованы из недр Отечества и все мастерства
произведены искусством и рукою отечественных художников», - с гордостью
сообщал в 1811 году популярный
столичный журнал «Северная почта». И даже столетие спустя, в начале XX века,
историограф Казанского собора А.П. Аплаксин писал об этом как о выдающемся
факте: « ...материалов не русского происхождения на всю постройку от подошвы
до золотого креста употреблено не было».
Во внешнем оформлении собора
широко использовалась скульптура. В нишах северного портика были установлены
четыре бронзовых изваяния. Фигуры русских князей, святых Владимира и Александра
Невского, создал С.С. Пименов, а Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного —
И.П. Мартос и В.И. Демут-Малиновский — соответственно.
В.И. Демут-Малиновский. Св. апостол Андрей
Первозванный. Бронза. 1807
Предполагалось, что будут установлены
еще две бронзовые фигуры (приготовленные для них постаменты существуют до сих
пор) — архангелов Михаила и Гавриила. Однако, исполненные первоначально в гипсе,
в бронзу они так и не были переведены. Впечатляюще выглядят рельефы,
размещенные на фасадах здания. Над аттиками боковых проездов в колоннаде
установлены рельефные панно на библейские сюжеты, созданные И.П. Мартосом и
И.П. Прокофьевым - «Источение Моисеем воды в пустыне» и «Воздвижение медного змия».
Блестящие классицистические многофигурные композиции выполнены из «мягкого»
пудостского камня, который своей текстурой помогал раскрытию пластического
богатства композиций. Еще один большемерный барельеф «Вход Христа в Иерусалим»,
исполненный Рашеттом, помещен на аттике алтарного выступа.
Высокий уровень синтеза
архитектуры и скульптуры подтверждают и другие работы маститых ваятелей. В северном
портике это выполненные на евангельские сюжеты барельефы «Благовещение»,
«Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» Ф.Г. Гордеева.
Два барельефа сохранились и внутри собора — «Взятие Христа воинами в
Гефсиманском саду» Ж.-Д. Рашетта (над северным входом) и «Шествие на Голгофу»
Ф.Ф. Щедрина (над южным). Дошло до наших дней и торжественно декорированное
«Царское место» из тивдийского мрамора, выполненное по проекту Воронихина,
расположенное под одним из под купольных пилонов.
Собор, заложенный 27 августа
1801 года Александром I, строился ровно десять лет. Его торжественное освящение
состоялось 15 сентября 1811 года, в день очередной годовщины коронации
Александра Павловича. Президент
Академии художеств А.С. Строганов вручил императору ключи от храма. С крестным
ходом вокруг собора обнесли чудотворный «Казанский образ», помещенный затем в
соответствии с проектом Воронихина в главный иконостас. Митрополит Амвросий
совершил торжественное богослужение.
Год окончания строительства
собора был омрачен смертью Александра Сергеевича Строганова, бывшего не
только руководителем работ над этим грандиозным проектом, но и меценатом,
жертвовавшим на строительство собора огромные суммы. Не до конца был воплощен
и проект Воронихина. Так, не была сооружена еще одна колоннада, подобная
«невской», с южной стороны собора. Не были сформированы две из четырех площадей
вокруг собора, запланированных зодчим, кроме площади на Невском и небольшой
полукруглой площадки со стороны Большой Мещанской улицы. Последняя была украшена
153-метровой полукруглой оградой с великолепной чугунной решеткой.
Живописное оформление
интерьеров собора осуществляла Императорская Академия художеств. Профессор А.Н.
Воронихин в марте 1803 года передал туда подготовленный им план (с указанием
местоположения и размеров) и список необходимых для храма полотен на религиозные
сюжеты. Виднейшие мастера живописи — В.Л. Боровиковский, Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов,
В.К. Шебуев, О.А. Кипренский и другие были привлечены к исполнению образов для
иконостаса. Работы выдающихся живописцев сохранились, однако «воронихинский»
иконостас вскоре перестал существовать. Двадцать пять лет спустя сооружение
учителя заменила работа его последнего ученика Константина Тона. Интересна история
создания этого варианта иконостаса. Иконостас 1836 года по проекту К.А. Тона
оформлен множеством тончайшей работы пластин, изготовленных из серебра, пожертвованного
донскими казаками атамана Платова и в свое время «отбитого» у наполеоновских
войск. Иконостас украшал собор почти столетие и был варварски уничтожен в 1922
году.
Ф. Янченко, С. Бессонов. Тайная вечеря. Образ в
алтарной апсиде. Масло. 1809 - 1814
Самый большой образ и по сей
день сохранившийся в соборе, — полотно «Тайная вечеря», размещенный в своде
центральной алтарной части. Его начал писать академик живописи Феодосии
Янченко, а заканчивал Степан Бессонов, получивший за работу такое же звание.
Большие живописные полотна с изображениями трех святителей: Иоанна Златоуста,
Григория Богослова и Василия Великого, помещены на подкупольных пилонах. Их выполнил
в 1807 году, после возвращения из пенсионерской поездки в Италию, Василий
Шебуев.
Четырнадцать живописных
произведений принадлежат кисти Владимира Лукича Боровиковского. Для «Царских
врата» главного иконостаса он создал изображения четырех евангелистов и
двухчастную композицию «Благовещение». Для иконостаса придела во имя святых
Антония и Феодосия Печерских он создает изображение «печерских угодников», а
также святых — царя Константина и царицы Елены, великомученицы Екатерины.
Двенадцать образов написал
Григорий Иванович Угрюмов, в том числе парную к «печерским святым» — «Преподобные
Зосима и Савватий Соловецкие», а также «Богоматерь с младенцем Христом», «Христос
(Спаситель)», «Вознесение».
В дальнейшем к живописным работам
в соборе будут привлечены и многие другие преподаватели и выпускники Академии
— А.Е. Егоров, С.С. Щукин, Ф.Я. Алексеев, Ф.А. Бруни, П.В. Басин, К.П. Брюллов,
А.Г. Варнек, Ф.Г. Солнцев, А.Т. Марков, В.К. Сазонов, А.В. Нотбек, И.П. Чернов,
Н.С. Тюрин, Ф.П. Брюлло.
Гробница М.И. Кутузова в Казанском соборе
Особая страница в истории
собора - события Отечественной войны 1812 года. Здесь перед чудотворным образом
11 августа 1812 года молился перед отъездом в войска назначенный главнокомандующим
Русской армией фельдмаршал М.И. Кутузов. Здесь было и погребено тело великого
полководца, скончавшегося 16 апреля 1813 года. «...Дав почести, положить в Казанском
соборе, украшенном его трофеями», — такова была воля императора Александра I Благословенного.
Андрей Никифорович Воронихин выбрал место для погребения в северном приделе
храма, под большим полотном Ф.Я. Алексеева «Прославление иконы Казанской Божьей
Матери на Красной площади после освобождения Москвы от польских интервентов в
1612 году». Сюжет картины перекликался с событиями 1812 года. В 1814 году
Воронихин выполнит последнюю свою работу — оформит «Кутузовский мемориал» в
соборе.
Автор собора ненадолго
переживет и своего «благодетеля», одного из инициаторов создания собора и бессменного
руководителя работ по его возведению — президента Академии художеств А.С. Строганова,
и фельдмаршала, память о котором ему пришлось увековечивать.
21 февраля 1814 года Воронихин
скончался и был похоронен в Александро-Невской лавре, где уже обрел «вечный покой»
А.С. Строганов. Здесь же, через три года после Воронихина, будет похоронен граф
Павел Александрович Строганов, сын президента Академии, с которым Воронихин
разделил многие счастливые годы своей жизни.
Казанский собор стал не
только главным кафедральным собором российской столицы, но и подлинным памятником
русской воинской славы. У могилы М.И. Кутузова, воспетой А.С. Пушкиным в
стихотворении «Перед могилою святой...», были размещены трофейные знамена и
штандарты, ключи от взятых русским воинством городов и крепостей. Военные
трофеи поступали сюда и позже. Всего в соборе хранилось более ста поверженных
знамен и штандартов, ключи от двадцати городов и крепостей, а среди них - от
Марселя, Брюсселя, Гамбурга, Лейпцига, Варшавы...
Б. Орловский. Памятник фельдмаршалу М.И. Кутузову у
Казанского собора. 1835
Память о героических событиях
Отечественной войны 1812 года была закреплена двадцать пять лет спустя. К этому
юбилею на площади перед Казанским собором со стороны Невского проспекта были
установлены два замечательных памятника полководцам, фельдмаршалам М.И. Кутузову
и М.Б. Барклаю-де-Толли. Скульптор Б.И. Орловский, выпускник Академии
художеств, бывший крепостной, в тридцать лет приступивший к профессиональной
учебе, создал выдающиеся реалистические произведения пластического искусства,
блестяще выразившие высокие идеи национального самосознания и
гражданственности, рожденные великим народным подвигом. Фельдмаршала Кутузова
ваятель представил победителем, а Барклая-де-Толли - готовящимся к сражениям,
сосредоточенным, сдержанным и спокойным. Реалистическая выразительность,
величественность, тонкая пластическая проработка, выверенность
пространственного решения — все это определило этим памятникам особое и
почетное место в истории русской скульптуры.
Установка памятников
завершила формирование ансамбля Казанского собора в Санкт-Петербурге — выдающегося
памятника отечественной и мировой архитектуры и изобразительного искусства.
Источник:
Ю. МУДРОВ. Казанский собор.// Юный художник. – 2007, №
2. – с.28 - 32
Комментариев нет:
Отправить комментарий