Суриков В.И. Исцеление слепорожденного
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин 9:1–7).
Суриков В.И. Исцеление слепорожденного. Из собрания ЦАКа. Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии. Реставрация Екатерины Сергеевны Чураковой.https://regnum.ru/uploads/pictures/news
На полотне изображена сцена из Евангелия от Иоанна, когда
Господь исцелил слепого от рождения человека.
«Исцеление слепорожденного» — автобиографическая работа, которой нет в музейных
каталогах. Художник изобразил себя в роли исцеленного: Христос открывает ему
глаза, а падающий на руки свет означает силу, которую он получает для
продолжения творческой жизни. Женщина за правым плечом Спасителя — супруга
художника, которая осталась любовью всей жизни мастера. Василий Иванович
действительно прозрел духовно и был верующим человеком до конца жизни.
«….Если бы он только мог примириться со
своим несчастьем, он давно бы уже работал. Как часто он искал прибежища у Бога,
— ходил в церковь, читал Библию и часами просиживал возле дорогой могилы, и
все-таки не было покоя и примирения с постигшим его ударом. Сюда, в Красноярск,
он привез новую картину — «Христос исцеляет слепорожденного»: на большом
холсте, у ног Христа, сидит человек, впервые раскрывший глаза на мир. Изумление
и восторг на лице прозревшего были написаны с рембрандтовской глубиной и
проникновенностью. Христос, положивший руку на голову слепого, неподвижен как
изваяние. Лицо его, строгое, отрешенное, с твердо очерченным ртом, суровым
взглядом, ничем не напоминает святого, даже нимба вокруг головы нет, это —
человек… А за ним толпятся удивленные свидетели чуда.
Василий Иванович знал: написано с мастерством и убедительностью, но где-то в
глубине чувствовал — это не то, что он может и должен делать. И писал-то он эту
картину для «одного себя», уйдя от действительности. Но в этой работе он
отрекся от самого себя. Потерял себя. Где ж теперь и как себя найти?..» (Из книги Натальи Кончаловской «Дар
бесценный»)
ДАЛЕЕ
«Свет во тьме светит…»
Автор текста: Марина Москалюк
Весной 1888 года в семью Сурикова постучала беда - скончалась любимая жена художника Елизавета Августовна.
… Обрушившееся горе всколыхнуло в Сурикове все религиозные чувства. Утешение, примирение с судьбой могло быть только в вере в промысел Божий, подкрепляемой соблюдением православных обрядов и чтением духовных книг.
Суриков рано потерял любимую супругу Елизавету. Он сильно
тосковал, постоянно ходил на кладбище молиться за умершую и перестал писать
картины. 2 года художник находился в унынии и отчаянии — у него не было ни
вдохновения, ни сил до той поры, пока он не открыл для себя Церковь. Вера и
участие в Таинствах вдохнули в него новую жизнь. «Исцеление слепорожденного» -
это первая картина после двухлетнего перерыва. В образе слепого Суриков
изобразил себя.
Картина, безусловно, автобиографична, и не только в том, что под исцелённым в
первую очередь Суриков подразумевает самого себя, но в том, что за спиной
Христа, за левым его плечом в зыбком сумраке художник изображает женское лицо с
чертами Елизаветы Августовны. Эти тающие во мраке, родные для художника
очертания как бы уже не причастны земному бытию.
В феврале 1893 года в Петербурге открылась XXI Передвижная выставка. Василий
Иванович, долго не решавшийся показывать свою картину широкому зрителю, смог,
наконец, сообщить матери и брату: «Я поставил на выставке «Исцеление слепого
Иисусом Христом».
Факты свидетельствуют, что уже после того, как в голове Сурикова созрел новый
грандиозный замысел «Покорения Сибири», он упорно продолжает работу над
«Исцелением слепорожденного», И, более того, глубоко и искренне переживает о
выставочной судьбе картины. В письмах конца 1892-го и в 1893-м году пишет:
«Теперь кончаю картину «Исцеление слепого Иисусом Христом». К февралю будет
готово, если Бог велит. «Ермака» начну после нее»...
«На выставку я поставил картину «Исцеление слепого Иисусом Христом». Художники
хвалят и московская публика, которая у меня видела картину дома. Не знаю, что
скажет петербургская. Да я думаю, что она довольно равнодушная в деле веры»...
«Пишу «Ермака». Работаю над картиной с 8 утра до 6 вечера, а то и позже.
Критика картиной «Исцеление слепого Христом» недовольна. Идеалисты ругают, что
она очень реальна, а реалисты, что она чересчур идеальна... Вот и разбери».
…Фигура Христа придвинута к зрителю, она почти целиком заполняет пространство
холста и написана не как прежде у Сурикова материально-весомо, а бесплотно,
плоскостно. Большой треугольник силуэта парит в пространстве холста, не
случайно художник срезает нижним краем композиции землю, почву, на которую
можно было бы опереться. От Христа веет тихой торжественностью, мистической
значимостью. Тип лица традиционный, давно сложившийся в европейской культуре,
но выражение его удивительное, ни в одной из евангельских композиций русской
школы ещё не встречалось ничего подобного. Оно одновременно мягкое и грустное в
своих очертаниях, даже чуть усталое, но непоколебимо-твердое.
Наиболее точна, пожалуй, характеристика Максимилиана Волошина: «Его Христос - неизбежный, налагающий,
кротко неволящий. В нём нет ни милосердия, ни жалости. Он весь - кроткая,
тихая, но неумолимая и неотвратимая воля. <...> Особенно странны самые
глаза - тяжелые, тёмные, без блеска, не отражающие света, целиком устремлённые
внутрь, нависшие, как тихая, переполненная тёмной дождевой влагой туча. От них
веет молчанием. В реальной жизни такой взгляд можно видеть у людей, достигших
большой глубины сосредоточия религиозной мысли. Но можно с уверенностью
сказать, что Суриков не подсмотрел этот взгляд в действительности, но угадал
его внутри себя»
Христос касается глаз и руки прозревающего слепого, психологическое
состояние которого - беспредельное удивление, внутреннее волнение до дрожи.
Руки ещё пытаются ощупать какие-то предметы, но уже подсознательно застывают,
замирают в воздухе, будто исцелённый осознал, что необходимые ранее движения
бессмысленны. Сложнейшие чувства прозрения представить и передать живописными
средствами - сверхсложная задача. Суриков уводит простонародное, с грубыми
чертами лицо в полутень, изображает его в профиль, одновременно пытаясь
запечатлеть и трепет, и растерянность, и ликование. Максимально активное
«действующее лицо» картины - свет, пронизывающий всё полотно и льющийся двумя
широкими диагональными, направленными на встречу друг другу потоками. В его
лучах светятся лик и руки Христа, руки слепорожденного. Дополнительный оттенок
тихой торжественности, таинственности придает мерцающий в верхнем левом углу
золотистый свет свечей.
Свершая чудо исцеления, Христос говорит своим ученикам: «Доколе Я в этом мире, Я свет
миру» (Ин: 9,5). Именно так трактован лик Христа, он весь озарён светом
- и внешним, и тем изначальным, исконным, о котором у того же евангелиста
сказано: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин: 1,5).
Суриков намеренно отказывается от всех подробностей происходящего исцеления,
которые он, безусловно, знал из текста Евангелия. Он переживал прозрение и как
свой собственный выход из тьмы отчаяния. Его Христос - сегодняшний, русский,
принципиально современный ему и всем лицам «с первой русской паперти».
Источник:
Москалюк М. «Свет во тьме светит…»./ Марина Москалюк.// Тобольск и вся Сибирь. Восьмой номер. Красноярск: Альманах./ Сост. М.В. Москалюк. - Тобольск: Издательский отдел Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2007. - 340с. – с.76-96)
Комментариев нет:
Отправить комментарий