Тверская областная картинная галерея
Тверская областная картинная галерея.
Этот музей является едва ли не старейшим публичным собранием
произведений искусства в России и располагается в одном из самых легендарных
особняков Твери — знаменитом Путевом дворце.
Тверская галерея является одной из старейших в России. Ее коллекция начала складываться
на базе Тверского историко-археологического музея почти сто пятьдесят лет
назад. Историко-археологический музей впервые открыл свои двери для посетителей
в 1866 году, став, таким образом, едва ли не первым губернским публичным музеем
в нашей стране.
Тверь
В XIX веке иностранцы, следовавшие из Петербурга в Москву, с удивлением отмечали Тверь как один из самых европейских городов России. Своим европейским обликом она была обязана разрушительному пожару 1763 года. После этого пожара, уничтожившего почти весь центр города, Екатерина II повелела придать Твери «приличную регулярность». Так на месте провинциальных кривых уличек и «низколобых» домиков вырос стройный архитектурный ансамбль. К сожалению, в первозданной своей полноте он до нас не дошел, но некоторые его «детали» украшают Тверь и по сей день. В частности, сохранился знаменитый Путевой дворец, возведенный в 1768 году. В нем-то и располагается сейчас Тверская областная картинная галерея.
Некогда Путевой дворец, а ныне — Тверская областная картинная галерея
Вплоть до второй половины 1930-х годов художественная галерея существовала как отдел в составе историко-археологического музея (в эти годы он назывался уже Тверским государственным объединенным историко-архитектурным и литературным музеем). В 1937 году ей, наконец, дана была «самостоятельность». Но здание Путевого дворца галерея получила лишь в 1962 году.
Рокотов Ф.С. кон. 1760-х-нач. 1770-х гг. Портрет княжны А.А. Куракиной. Холст, масло. 57,5х46,5
Сегодня в Тверской галерее насчитывается около 17000 единиц хранения. В состав коллекции входят как образцы живописи (XIV—XX веков), скульптуры и графики, так и предметы декоративно-прикладного искусства (в частности, фарфор и мебель) и археологические находки.
Колокольников-Воронин Я.М. Автопортрет с женой Степанидой Семеновной и сыном Александром. нач. 1820-х гг. Холст, масло. 67,5х75,5
В сущности, совершая вдумчивую прогулку по галерее, можно довольно полно представить себе историю развития отечественного искусства.
Икона «Спас Вседержитель» из деисусного чина иконостаса. Последняя четверть 15 в. Тверь; икона «Святитель Николай Чудотворец». Начало 16 века. Тверь; икона «Богоматерь Одигитрия». Конец 15 – начало 16 века. Тверь. https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tver/artgallery/27985/responses/6104
В первых залах экспонируются великолепные иконы тверской
школы (с особенным тщанием подобрана здесь коллекция местночтимых тверских
святых).
Специалисты отмечают, что тверская иконопись наиболее близка византийским
образцам. Эта близость отмечается в деталях: икона написана в тёмных
приглушённых тонах коричневого и зелёного, типичных для греческой
живописи; фон сделан плотной охрой, нимб двухцветный — такие нимбы
известны греческому искусству, но в русском встречаются редко.
Антропов А.П. Портрет Екатерины II. 1767. Холст, масло. 154,5х122,5
Далее находятся залы с портретами работы Антропова А.П., Боровиковского, Рокотова, Дрождина.
Боровиковский В.Л. 1796. Портрет Муртазы кули-Хана. Холст, масло. 66,8х49,5
Далее наш путь лежит через экспозицию, посвященную русской живописи XIX века. И здесь нас ожидают незабываемые встречи. В музее хранятся полотна таких замечательных пейзажистов первой половины XIX столетия, как С. Щедрин и М. Воробьев.
Ф. Алексеев Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. 1810. https://aria-art.ru/0/K/Krepost%27/28.jpg
Чрезвычайно дорожит галерея полотном основоположника русской пейзажной школы Ф. Алексеева «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости».
Венецианов А.Г. 1820-е гг. Пестушок с дудкой. Дерево, масло. 32,1х27
В этих же залах «обитают» и картины Венецианова, связанного кровной связью с тверским краем. Здесь, в своем имении Сафонкове, написал он многие из тех работ, что составили его славу.
А. Тыранов А. Девушка, опершаяся на руку. 1827
Произведения учеников Венецианова занимают видное место в собрании Тверской областной картинной галереи. Здесь имеется несколько картин А. Тыранова, одного из самых талантливых воспитанников мастера, впоследствии ставшего известным и модным в столицах портретистом.
Сорока Г.В. Вид в имении Спасское Тамбовской губернии.1840-е гг. Холст, масло. 69х99,5
Неизменно восхищают посетителей галереи и полотна Г. Сороки — поэтичные и одновременно правдивые, отмеченные глубоким знанием народной жизни и родной природы. Одной из лучших его картин в собрании музея считается «Вид в имении Спасское Тамбовской губернии». Типичные черты венециановской школы (искренность, естественность и точность в деталях) соединяет в себе работа Л. Плахова «Столярная мастерская Академии художеств». Среди других учеников Венецианова, чьи работы есть в Тверской галерее, следует назвать С. Зарянко и Н. Крылова. В традициях его школы создана и работа И. Клюквина «У товарища за самоваром. В Петергофе».
Неизвестный художник. Портрет крестьянской девочки. 1-я половина XIX века.
Эту картину нашли не так давно, разбирая чердак идущего на
слом дома. Старый холст со светло-коричневыми разводами попал в руки Анны
Ивановны Садиковой, реставратора, на счету которой около трехсот
восстановленных полотен.
Возвращен к жизни и этот портрет. Сквозь толщу наслоений разглядела она чуть
настороженные, ясные глаза крестьянской девочки, чистый лоб... Художник
неизвестен. И неизвестно имя той, что позировала ему. Но вновь подтвердилась
древняя истина, что прекрасное не умирает.
Айвазовский И. Вид Вико близ Неаполя. 1855
В галерее представлены шесть картин И. Айвазовского
Левитан И.И. 1892 Лесистый берег. Холст, масло. 129,5х176,5
Что касается живописи второй половины позапрошлого века, то она представлена, главным образом, полотнами передвижников — В. Маковского, А. Корзухина, И. Шишкина, А. Саврасова и других. Особое место в коллекции Тверской галереи занимают пейзажи Левитана, чрезвычайно любившего тверскую землю (в особенности нравилось ему работать в окрестностях озера Удомля).
Лансере Е.Е. 1913 Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в кордегардии Зимнего дворца в ночь на 25 ноября 1741 года. Холст, масло. 81,5х114,7
Рубеж XIX—XX веков проиллюстрирован в музее работами К. Коровина, Е. Лансере, С. Судейкина, И. Машкова, Б. Кустодиева. Кроме того, Тверская галерея располагает очень богатой коллекцией графики, относящейся к этому времени (всего в собрании галереи находится более пяти тысяч графических листов). Советский период также освещен в галерее достаточно объективно и полно. Наряду с полотнами «старых советских мастеров» (Фалька, Иогансона, Дейнеки), здесь выставлены картины их более молодых современников — таких, как Пластов, Стожаров, Кугач. Невозможно говорить о Тверской галерее и не уделить хотя бы несколько минут ее собранию скульптуры.
Деревянная скульптура 19 века «Спас полунощный» https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tver/artgallery/27985/responses/6104
Очень редкий в православии способ изображения святых.
Скульптура находится в постоянной экспозиции и принимала участие
в выставке в московском Манеже, куда из 14 музеев России
привозили уникальные образцы православной скульптуры — образы Спасителя,
сидящего в темнице накануне Крестных Страданий.
Коллекция начала складываться еще в XIX веке, а его «фундаментом» послужили два
деревянных раскрашенных горельефа по картинам И. Акимова «Крестьянская
свадьба», сделанные неизвестным мастером. В уникальности эти экспонаты
уступают, пожалуй, лишь восковым горельефам Ф. Толстого, поступившим в галерею
(тогда еще находившуюся в составе объединенного музея) в 1923 году.
В одном из залов
галереи.
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tver/artgallery/27985/responses/6104
Музейные собрания фарфора и мебели невелики, зато отличаются «подобранностью». По крайней мере, здесь можно увидеть изделия всех русских фарфоровых заводов. Что же до коллекции мебели, то предметом особой гордости галереи является часть дворцового гарнитура, сделанная по рисункам К. Росси в мастерских Госсе.
В настоящее время художественное собрание галереи насчитывает около 32 тысяч экспонатов. Оно включает в себя коллекции культового («древнерусского») искусства XIV — XX вв., русской живописи, графики и скульптуры XVIII — XX вв., западноевропейского искусства XV — XX вв., декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока.
Источник:
Венецианов: 50 художников. Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 33./ текст
Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2011. – 31 с.
Женский журнал «Крестьянка»
Комментариев нет:
Отправить комментарий