«В той стране
были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг
предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом
великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая
будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который
есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в
яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее
Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках
благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу:
пойдем в Вифлеем и посмотрим, чтó там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Увидев же, рассказали о том, чтó было возвещено им о Младенце Сем. И все
слышавшие дивились тому, чтó рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все
слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за
всё тó, что слышали и видели, кáк им сказано было». (Лк., 2:8 – 20)
Якобс Йорданс. Поклонение пастухов. 1615-1620.
Маурицхейс, Гаага. http://smallbay.ru/artbarocco/jordaens_01.html
Афанасий Фет
***
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи —
И за Ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник...
***
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи —
И за Ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник...
Хонтхорст, Геррит ван (1590–1656). Поклонение
пастухов. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн. 1622 г. Источник изображения http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=242
Как и Евангелие от Матфея,
Евангелие от Луки делает особенный акцент на том, что будущий Спаситель
появился на свет в Вифлееме, в «городе Давидовом», что должно было привести
рассказ о рождении Христа в соответствие с ветхозаветными пророчествами. И
именно сюда, в Вифлеем, направились пастухи, пришедшие поклониться Младенцу
Христу и рассказать его родителям о явившемся им чудесном видении.
Образы пастухов, равно как и
все остальные рассеянные, в евангелиях пастушеские мотивы, далеко неспроста
появляются в евангельском рассказе: они в иносказательной форме указывают на
будущую роль Иисуса как пастуха, «пастыря» всех верующих, собирающего свое
«стадо». Согласно Евангелию от Иоанна, сам Христос прибегает к такой аналогии
в одной из своих притч, называя себя «пастырем добрым» (10:14). И именно в
образе Доброго пастыря, юного пастуха с барашком на плечах, нередко показывают
Христа раннехристианские художники и скульпторы. Кроме того, введение образов
пастухов позволяло придать всем описываемым сценам большее ощущение реальности,
внести в них то, что называется «местным колоритом», поскольку в повседневном
быте героев библейского и евангельского повествований стада действительно
играли большую роль. При этом сами условия пастушеской жизни и присущие ей
обязанности были достаточно хорошо знакомы и аудитории ранних христианских
проповедников, искавших слушателей среди простонародья.
РЕМБРАНДТ. Поклонение пастухов. Фрагмент картины
В символическом плане пастухи,
как и волхвы, должны представлять собой все человечество, приветствующее
пришествие Иисуса Христа в мир и стремящееся поклониться ему.
Изображение пастуха,
пришедшего поклониться Спасителю, появляется в самых ранних памятниках
христианского искусства. Оно встречается уже в относящихся к III веку сценах
поклонения волхвов в росписях римских катакомб, фигурируя там наряду с
другими основополагающими иконографическими мотивами сюжета Рождества
Христова. Изображение одного, а немного позднее — троих пастухов, можно обнаружить
и в сценах рождества в рельефах саркофагов IV века и в мозаичных и фресковых
циклах того же времени, посвященных жизни Христа и Марии. Но, несмотря на
подробный рассказ об этом событии в евангельском тексте, поклонение пастухов —
в отличие от близкого ему по теме поклонения волхвов, — достаточно поздно
получает вид самостоятельного сюжета. Оно долгое время присутствует как бы на
периферии таких сюжетов, как «Рождество» или то же самое «Поклонение волхвов»,
где на заднем плане нередко бывает показано благовестие пастухам. Показательно
и практически полное отсутствие этого сюжета в византийском искусстве. Со
временем под воздействием религиозной литературы того времени (проповеди,
разного рода «мистические видения» и т. д.) история о пастухах начинает приобретать
все большее значение в ряду сюжетов евангельского цикла. Складывается
иконография таких сюжетов, как благовестие пастухам, — правда, пока все еще
по-прежнему в пределах иконографического извода Рождества Христова (например, у
Каваллини, а позднее у Джотто).
Окончательное оформление
сюжет поклонения пастухов получает в искусстве Северного Возрождения, в
творчестве нидерландских художников, испытывавших огромное воздействие
религиозного движения «Новое благочестие», devotio modern. Оно требовало от
своих приверженцев индивидуального (а не массового, как в традиционной
католической церкви) почитания Бога, обращения к нему с молитвой напрямую и без
посредников. В этой духовной атмосфере оказался в высшей степени востребованным
образ пастуха, пришедшего поклониться только что появившемуся на свет
Спасителю. Его обращение к Христу напрямую — это словно прообраз столь же
непосредственного и прямого обращения к Христу, которое доступно каждому верующему.
В XV веке, под воздействием искусства северных художников, к этому сюжету
начинают обращаться и итальянские мастера (например, Гирландайо), и во многом
именно благодаря их усилиям в дальнейшем он занимает прочные позиции в
искусстве наравне с Поклонением волхвов.
ТАДДЕО ГАДДИ. Благовестие пастухам. Около 1327—1330.
Капелла Барончелли церкви Санта-Кроче, Флоренция
Автор этой композиции флорентийский
художник Таддео Гадди, даже завершив обучение в мастерской великого Джотто и
став самостоятельным мастером, достаточно долгое время сотрудничал со своим
учителем, помогая ему в выполнении поступавших буквально отовсюду заказов.
Благодаря этому он сумел в совершенстве овладеть живописной манерой Джотто и усвоить
его творческие приемы. О близости этой фрески к джоттовскому направлению в искусстве
свидетельствуют не только оставляющие впечатление тяжеловесной массивности
трехмерно объемные фигуры пастухов, но и ее удачное пространственное решение:
уходящие в глубину диагональные линии очертаний скал активизируют также и
ощущение трехмерности иллюзорного пространства.
С характерно джоттовским
пристальным вниманием к деталям переданы все индивидуальные подробности облика
пастухов, внешний вид и повадки окружающих их животных (заметим, что каждый
барашек в стаде — впрочем, как и в жизни — своеобразен).
Следует особенно отметить,
что Таддео Гадди едва ли не первым из художников, обращавшихся к этому сюжету,
показывает чудесное событие в полном соответствии с евангельским текстом,
согласно которому оно произошло в ночи. Поэтому колористическая драматургия
сцены выстраивается через сопоставление являющейся в ореоле ярко-желтого света
фигуры ангела и погруженного в ночной мрак серо-коричневого по общему тону
пейзажа.
АНДРЕА МАНТЕНЬЯ. Поклонение пастухов. 1450—1451.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Картина Андреа Мантеньи —
одно из самых ранних обращений к этой теме в среде итальянских художников,
предпочитавших ей — в соответствии с традицией, идущей еще от «интернациональной
готики», — гораздо более близкий им сюжет поклонения волхвов. Скорее всего,
выбор сюжета был вызван стремлением итальянского мастера к следованию
какому-то понравившемуся ему нидерландскому образцу: в живописи Северного
Возрождения история пастухов, как уже отмечалось, нашла свое выражение гораздо
раньше, чем в изобразительном искусстве Италии. О зависимости от
нидерландской традиции напоминает не только сюжет, и даже не иконография этой
картины, а — что не менее существенно — ее изобразительная стилистика.
Под воздействием впечатлений
от нее у нас в какой-то момент даже возникает чувство, что Мантенья как будто
на время попытался перевоплотиться в нидерландского художника, демонстрируя
усвоенные им изобразительные приемы, принятые среди мастеров Севера. И это
перевоплощение, кажется, удалось: с типичной для нидерландцев тщательностью
передан неповторимо-индивидуальный облик героев и зафиксирована буквально
каждая черта окружающего их панорамного ландшафта. Нельзя не признать, что способность
к подробнейшему описанию множества деталей еще не соединена в этой работе с не
менее существенной для восприятия целого способностью к их синтезу. Впечатление
поразительной дробности и разрозненности отдельных изобразительных мотивов
усиливается и за счет колорита картины, в котором яркие локальные цвета
переднего плана не находят отзвука в тонах окружающего пейзажа.
Еще одна типично
«нидерландская» особенность этой картины проявляется в образах пастухов,
пришедших поклониться Младенцу.
В нашем восприятии с какой-то
удвоенной активностью фиксируется буквально каждая подробность облика
пастухов, точно воссозданная художником: прорехи на коленях, босые ступни,
некрасивые и даже отталкивающие, но отмеченные выражением искренней
религиозности лица (нечто похожее мы встретим в картине на тот же сюжет
нидерландского художника Гуго ван дер Гуса).
ГУГО ВАН ДЕР ГУС. Рождество Христово. (Алтарь
Портинари). 1473—1482. Галерея Уффици, Флоренция. https://picasaweb.google.com/lh/photo/j8V3-9qGJfn03B0kfdxzyg?feat=embedwebsite
Изображение сцены поклонения
пастухов Младенцу Христу занимает центральную часть написанного Гуго ван дер
Гусом знаменитого «Алтаря Портинари» — одного из самых выдающихся произведений
нидерландской школы живописи в XV столетии. Оно было выполнено нидерландским
художником по заказу итальянского банкира и дипломата Томмазо Портинари,
представлявшего банковский дом Медичи в городе Брюгге и игравшего важную роль
при бургундском дворе. Постоянно проживавший в Нидерландах Портинари не
забывал, однако, о своей родной Флоренции и о вверенной его попечению
флорентийской церкви Сант-Эджидио, построенной одним из его предков. Для
украшения главного алтаря этой церкви и было предназначено огромное творение
Гуго ван дер Гуса, которому было суждено сыграть роль своего рода связующего
звена между двумя великими национальными традициями в искусстве XV века — итальянской
и нидерландской. Доставленный во Флоренцию в 1483 году, «Алтарь Портинари»
вызвал горячий отклик в среде итальянских художников, которым до сих пор еще не
приходилось сталкиваться с таким первоклассным памятником нидерландского
искусства. Свидетельства того огромного воздействия, которое присутствие во
Флоренции этого шедевра Гуго ван дер Гуса оказало на современную итальянскую живопись,
можно обнаружить в картинах ряда флорентийских мастеров конца XV века, в том
числе Доменико Гирландайо.
Центральное место в картине
Гуса занимает сцена поклонения Младенцу. Пристанищем Святого семейства стали
превращенные в хлев развалины дворца библейского царя Давида (намек на
окончание эры иудаизма). Вокруг простертого прямо на земле Христа (символически
значимая подробность — земля тем самым наглядно уподоблена алтарю, на который
принесена Священная жертва, Христос) стоят Мария, Иосиф, ангелы, облаченные в
богатые священнические ризы и скромные монашеские одеяния. Они словно
участники религиозной церемонии; это своего рода прообраз хода реальных месс,
которые будут проходить в непосредственной близости от алтаря в апсиде церкви
Сант-Эджидио. С поразительной силой воссоздано ощущение духовной жизни всех
героев этой сцены, их эмоции — от глубокой задумчивости Марии до тихой радости
ангелов. Соприсутствующими при поклонении Младенцу оказываются и заказчики
алтаря, представленные на его боковых створках: слева, на коленях, Томмазо
Портинари с сыновьями, которых сопровождают их покровители, святые Фома и
Антоний, справа — его супруга Мария с дочерью Маргаритой и соименные им
святые.
ГУГО ВАН ДЕР ГУС. Рождество Христово. Фрагмент
картины. Источник изображения: https://picasaweb.google.com/lh/photo/racfilTkti7x1yhaWvdxbA?feat=embedwebsite
Трудно выразить степень той
благоговейной сосредоточенности, которая отпечаталась на лицах всех
участвующих в поклонении. Но еще больше способно поразить наше воображение
выражение лиц пастухов, входящих сквозь проем ворот, чтобы принять участие в
таинстве. Облик пастухов удивительно прозаичен: с этнографической точностью
переданы особенности костюма, показаны типично пастушеские атрибуты:
соломенные шляпы, рожки, посохи. Но главное, конечно, их лица, с резкими и
некрасивыми, но удивительно выразительными чертами. Перед нами те, кого порой
снисходительно, порой с оттенком презрения называют «деревенщиной».
Для чего Гусу понадобилось
вводить в картину этих простолюдинов, неотесанных и неуклюжих, способных своими
грубыми манерами оттолкнуть и вызвать раздражение не только у рафинированных
флорентийских заказчиков, но и — как кажется — у Марии с ангелами? Ответ на
этот вопрос можно получить, лишь обратившись к современному художнику
комплексу идей религиозного характера. Согласно воззрениям нидерландских
богословов, истинна лишь вера неискушенная и чистая, то есть вера простых
людей. Люди образованные склонны подвергать сомнению все на свете, и в том
числе — боговдохновенные догматы Священного Писания, сомнению не подлежащие.
Тогда как простые сердца принимают эти догматы как нечто само собой
разумеющееся, как аксиому. Они отдаются поклонению Господу со всей искренностью
и пылом, со всей страстью и благочестием, как это и делают пастухи у Гуго ван
дер Гуса. (Здесь подробно и интересно об этой картине http://manon-gabrielle.livejournal.com/71112.html
)
Семен Надсон
***
Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершится желанное чудо воочью:
Родится Младенец Христос!
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершится желанное чудо воочью:
Родится Младенец Христос!
ДОМЕНИКО ГИРЛАНДАЙО. Поклонение пастухов. 1485.
Капелла Сассетти церкви Санта-Тринита, Флоренция
Наиболее значительным
откликом на «Алтарь Пор-тинари» стало написанное вскоре после прибытия
произведения Гуса во Шлоренцию «Поклонение пастухов» Доменико Гирлан-дайо,
мастера, одаренного редкой, поистине удивительной способностью с чуткостью
откликаться на все новшества в области изобразительного искусства. В 1485 году
он написал эту картину, предназначенную для украшения алтаря капеллы Сассетти
(церковь Санта-Тринита), незадолго до того им же самим расписанную фресками на
тему жизни святого Франциска.
Преемственность от
нидерландского образца выразилась не только в том, что главную роль художник
отдал не традиционным для Флоренции волхвам, а пастухам, но и в обогащении
традиционного набора выразительных средств новыми художественными приемами,
заимствованными из арсенала художников Северного Возрождения. Так, с характерно
нидерландской тщательностью воссоздан облик пастухов, пришедших поклониться
Младенцу: можно рассмотреть буквально каждую черточку их лиц, заметив у них —
как и у героев Гуго ван дер Гуса — и щетину на щеках, и морщинки у глаз (изображение
пастуха слева представляет собой автопортрет художника). Но есть и нечто
большее, что сближает эти на первый взгляд непритязательные образы с
персонажами Гуса. Это искренняя и горячая вера в чудо, осознание огромной
важности происходящего, что с поразительной силой отпечаталось на лицах и во
всем внешнем облике пастухов Гирландайо. Благоговейно сложив руки, один из них
обращается к Младенцу со смиренной молитвой. Другой (сам художник), прижав руку
к груди, оборачивается и бросает взор на своего товарища, который несет скромный
дар маленькому Иисусу Христу — очаровательного барашка. Подлинное значение
подношения не укрывается ни от Марии, ни от самих пастухов: это жертвенный
агнец, символ грядущих мук Спасителя — вот отчего на их лицах выражение серьезности
и сосредоточенности.
Но нидерландские мотивы
сплавлены в этой картине Гирландайо — и, надо сказать, гораздо органичнее, чем
у Мантеньи, — с признаками, характеризующими особенности итальянского
искусства, например, с интересом к изучению и воспроизведению форм античной
архитектуры. Из составленного уже в XVI веке жизнеописания художника мы узнаем,
что он испытывал особенную склонность к рисованию антиков, в частности —
памятников античной архитектуры, с большой охотой выполняя натурные зарисовки
«арок, терм, колонн, цирков, обелисков, амфитеатров и акведуков». Эти интересы
Гирландайо преломились и в одной замечательной подробности флорентийского
«Поклонения пастухов». В качестве кормушки для вола и осла здесь служит
украшенный изображением гирлянды античный саркофаг, на котором прочитывается
латинская надпись, содержащая слова из пророчества тибуртинской Сивиллы
императору Августу о рождении Бога («Фульвий, авгур Помпея, сраженный мечом в
Иерусалиме, сказал: камень, скрывающий меня, даст Бога»).
Так своеобразно скрещиваются
характерный для Кватроченто интерес к античности с не менее характерной для
него склонностью к глубокомысленному символическому иносказанию.
ДЖОРДЖОНЕ. Поклонение пастухов. Начало 1500-х гг.
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Картина из вашингтонской
Национальной галереи, которую с конца XIX века приписывают кисти Джорджоне,
представляет «венецианскую» версию прочтения евангельского сюжета. Если для
Гуго ван дер Гуса, Мантеньи или Гирландайо основную проблему при обращении к
этому сюжету составлял, по-видимому, поиск различных формул для выражения
эмоциональных переживаний, владеющих персонажами, то у венецианского мастера
основной интерес смещен в область чисто изобразительной проблематики. Для него
гораздо больший интерес представляет облик пастухов с их оригинальными
костюмами. Точно так же, как и его предшественники, Джорджоне показывает
простых селян, облаченных в ветхие одежды, с посохами в руках, и точно так же,
как и в «Поклонении волхвов» Мантеньи, Святое семейство представлено на фоне
густого непроглядного мрака пещеры на втором плане картины.
Яркие локальные краски в
одеяниях Иосифа и Марии с удвоенной силой звучат на фоне темного проема пещеры,
художник заставляет нас оценить исключительную колористическую выразительность
комбинации алого и серо-голубого тонов в костюме стоящего пастуха. Его
погруженный в тень профиль обретает особенную выразительность в
противопоставлении с освещенной поверхностью скалы.
Складывается впечатление, что
поиск подобных изобразительных мотивов составлял главную задачу для Джорджоне,
что обращение к евангельскому сюжету обусловливалось прежде всего теми
художественными возможностями, которые он в себе таил.
Подтверждением этой мысли
может послужить и то, что пейзажу в картине отведена не меньшая роль, чем
изображению фигур. Колористическая гармония красок в вечернем пейзаже картины
воссоздана с поразительным даже для венецианской школы искусством.
АНТОНИО КОРРЕДЖО. Поклонение пастухов (Святая Ночь). Около
1530. Картинная галерея, Дрезден
Венецианское, равно как и
нидерландское, влияние оказалось определяющим в сложении
образно-художественного строя этой удивительной картины Корреджо, написанной в
качестве алтарного образа для семейной капеллы Альберто Пратонери церкви Сан-Просперо
в Реджо Эмилии. Как и нидерландские мастера, Корреджо испытывает повышенный
интерес к организации эффектов искусственного освещения: сверхъестественно
яркий свет, исходящий от лежащего в яслях Младенца, преображает сцену рождества
в фантастическое зрелище, световую феерию, сопровождающую эффектный спектакль
на тему евангельской легенды. И, подобно венецианцам, художник способен
подметить, как по-разному откликаются на омывающие их потоки света отдельные
красочные акценты в костюмах персонажей. Динамика композиционного построения
картины, основанного на нехарактерном для того времени принципе пересечения
двух диагоналей, находит отзвук в заостренных эмоциональных реакциях ее
персонажей на радостное событие рождества. Несколько театрализованный эффект
всего этого зрелища предвосхищает изобразительную поэтику барокко — не
случайно в начале XVII столетия картина была скопирована Рубенсом, внимание
которого остановило не только светотеневое решение полотна, но и композиционные
приемы Корреджо.
МИКЕЛАНДЖЕЛО ДА КАРАВАДЖО. Поклонение пастухов. 1609.
Национальный музей, Мессина (Сицилия)
Картины работавшего в начале
XVII века итальянского художника Микеланджело да Караваджо нередко
удостаивались у его современников нелестных оценок за «отсутствие декорума»,
под которым понималось не что иное, как идеализация натуры в соответствиями с
принятыми еще в античном искусстве канонами красоты. Именно поэтому было в
свое время отвергнуто заказчиками знаменитое «Успение Марии» Караваджо:
«слишком уж натурально было изображено на нем мертвое одутловатое тело женщины»
(Дж. П. Беллори). Нет никаких сомнений в том, что если бы прекрасное
«Поклонение пастухов», написанное Караваджо в последний год жизни во время его
скитаний по Южной Италии, где он спасался от римского правосудия,
предназначалось бы не для бедной церкви сицилийского города Мессина, а для
богатой римской базилики, его, скорее всего, постигла бы та же участь.
Низкий потолок и обшитые
досками стены, покрытый соломой пол — в обрисовке места действия художник как
будто специально подчеркивает признаки будничной повседневности, простой и
даже бедной обстановки, в которой появился на свет Спаситель. И точно такой же
печатью безотрадной и ничем не примечательной будничности отмечен и облик
пастухов, одетых в жалкое рубище и со следами вечных забот на лице. Но
концентрация таких подробностей вовсе не представляла для Караваджо самоцель (в
отличие от его многочисленных последователей). Теперь, с дистанции в несколько
столетий, мы можем лучше, чем его современники, понять подлинное
гуманистическое значение подобных образов. Жизнь трудна, и вдвойне тяжела
жизнь людей простых, но именно в их среде живут искренние, подлинно человеческие
чувства, и оттого именно им была дарована возможность первыми поклониться
Божественному Младенцу.
ЭЛЬ ГРЕКО. Поклонение пастухов. Около 1614. Прадо,
Мадрид
Не внешние приметы библейского
эпизода, но мистическая суть события, выявляющая его истинное и непреложное
значение как величайшего таинства — такой предстает сцена поклонения пастухов
в этой поздней картине Эль Греко. Она была предназначена самим мастером для
украшения алтаря в собственной погребальной капелле в церкви Сан-Доменико эль
Антигуа в Толедо. Здесь нет ничего от того спокойного и рассудочного, оптимистического
в своей основе восприятия мира, которое было присуще учителям испанца — великим
венецианским художникам эпохи Возрождения. Картина поражает своим напряженным
спиритуализмом, ощущением чрезмерной, даже экзальтированной духовности и,
главное, огромной интенсивностью запечатленного в ней мистического прозрения.
Сила владеющего персонажами
картины духовного порыва столь велика, что она, кажется, переносит
происходящее в идеальную, надмирную область, властно отрывая героев картины и
ее зрителей от обыденной реальности. Жесты персонажей кажутся почти конвульсивными,
словно бы внушенными им, скорее, на уровне подсознания, нежели рассудка. В их
фигурах не заметно никаких признаков земного, чувственного бытия, они кажутся
легкими и бесплотными, словно освобожденными от действия закона тяготения, и
даже их неестественно вытянутые пропорции служат внешним проявлением
неудержимого духовного стремления к божественному началу.
Пространственная среда не
выявлена, в картине нет и намека на выверенную перспективу, которая неизбежно
вступила бы в противоречие с глубинной природой искусства Греко. Этот мастер
всячески избегал в своих картинах малейших примет рассудочного рационализма, а
ведь именно рациональность составляет важнейшее качество всякого перспективного
построения в живописи. Фигуры персонажей, придвинутые вплотную к переднему
плану, почти вторгаются в пространство зрителя, тем самым как будто и его,
зрителя, приобщая к мистическому акту поклонения Божественному Младенцу.
БАРТОЛОМЕ МУРИЛЬО. Поклонение пастухов. Начало 1650-х
гг. Прадо, Мадрид
Мистицизм и экстатическая
одухотворенность Эль Греко, по сути,
остались невостребованными испанским искусством последующего времени,
которое в соответствии с национальным темпераментом последовательно наделяет
религиозные сюжеты чертами новеллистической повествовательности с преобладанием
жанровых элементов. Кульминацию этой традиции обозначает пользовавшееся
огромной популярностью у современников творчество художника из Севильи
Бартоломе Эстебана Мурильо. Секрет его успеха, по-видимому, в умении художника
найти соразмерность условности и правдоподобия, идеальную пропорцию в соотношении
бытовой достоверности воспроизведенной натуры и ее идеализации. Таково и мадридское
«Поклонение пастухов». В нем достаточно точно воссозданы все приметы сельского
быта, облик большинства персонажей правдив и не приукрашен, а фигура стоящего
на коленях пастуха со сложенными руками представляет собой едва ли не буквальную
цитату из картины Микеланджело да Караваджо («Мадонна пилигримов»).
Но в произведении Мурильо нет
и следа того духовного напряжения, которое отличает героев Караваджо: для
испанского художника характерна лирическая трактовка традиционного сюжета
поклонения пастухов, получающего в его интерпретации вид мирной сельской
идиллии.
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН. (1606-1669). Поклонение
пастухов. 1646. Холст, масло. 97x72. Старая Пинатека. Мюнхен
Полотно на сюжет поклонения
пастухов Рембрандт вместе с другой работой, «Обрезание Христа», написал для принца
Оранского. Художник изобразил хлев, погруженный в теплую тьму ночи и освещенный
в центре исходящим от фигурки Младенца сиянием. Оно озаряют Деву Марию, святого
Иосифа, преклонивших колени пастухов, выхватывает из мрака лица стоящих
поодаль, и хотя один из них держит в руке зажженный фонарь, его свет не может
спорить с небесным блеском. Чувствуется, что все присутствующие затаили
дыхание, глядя на явившегося в мир Спасителя. Затемненная фигура одного из
участников сцены, сидящего с раскинутыми в молитвенном восторге руками, отгораживает
происходящее от зрителя и тем самым усиливает ощущение сакральности события.
Такое понятие, как «тайна»,
играло важную роль в искусстве Рембрандта, и он всеми способами стремился воплотить
его. Например, художник использовал караваджистский прием контрастной
светотени, но смягчал ее границы и создавал в освещенных участках картин
подобие трепетной, мерцающей мозаики из густо положенных мазков. Более ровный
красочный слой сменяется в этих местах пастозным - Рембрандт лепил светом.
Источник: Яйленко Е.В. Библия в мировой живописи./
Евгений Валерьевич Яйленко, кандидат искусствоведения. – М.: ОЛМА Медиа Групп,
2013. – 304 с. – (Сокровища живописи)
Комментариев нет:
Отправить комментарий