"Когда же Иисус родился в Вифлееме
Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
"Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и
пришли поклониться Ему. Услышав это. Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с
ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где
должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так
написано чрез пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше
воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой
Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время
появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, тщательно
разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти
поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они
на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где
был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма -великою, и
вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему;
и, открывши сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну. И,
получивши во сне откровение не возвращаться к ироду, иным путем отошли в страну
свою" (Мф 2: 1--12).
Массейс Квентин (ок.1465-1530) Поклонение
волхвов (1526? Metropolitan Museum of Art,
New_York).
Источник
изображения: http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=223538
Евангелие рассказывает о трех
восточных мудрецах, волхвах, чудесным образом узнавших о предсказанном
пророками рождестве Божественного Младенца и пришедших поклониться ему, словно
царю, и поднести драгоценные дары. Текст Евангелия от Матфея упоминает о трех
дарах, и на основании этих сведений уже в раннехристианскую эпоху было принято
считать, что и волхвов тоже было трое (напомним о том, что «три» — это
священное число у многих народов древности).
Уже с III века евангельских
волхвов считали царями. В догматическом истолковании упомянутые в Евангелии от
Матфея волхвы символизируют все человечество, поклоняющееся Христу и вступающее
в лоно церкви.
Хотя лишь одно из
канонических Евангелий содержит достаточно беглое упоминание о пришедших с
Востока мудрецах, этот сюжет пользовался огромной популярностью в
изобразительном искусстве Средних веков и Возрождения. В евангельском тексте
отсутствуют конкретные указания на возраст волхвов и даже на их количество, и
художники обращались за сведениями к другим источникам (апокрифам,
составленным «отцами церкви» толкованиям Евангелия, но главным образом — к
легендарным преданиям и популярным сочинениям наподобие «Золотой легенды»). Из
литературы именно такого рода можно было узнать о возрасте и облике волхвов.
Так, с VIII века появляются упоминания о том, что они происходили из разных
частей света и были разного возраста, а в следующем столетии уже упоминаются их
имена — Каспар (юный волхв), Бальтазар и Мельхиор (старец). Примерно к этому
времени складывается и иконография волхвов, которых обычно изображали
облаченными в туники и увенчанными царскими коронами. Сюжет поклонения волхвов
принадлежит к числу древнейших в христианской иконографии: первые изображения
восточных мудрецов, идущих поклониться божественному Спасителю, появляются еще
в датирующейся III веком живописной декорации раннехристианских катакомб. Если
в ранних памятниках предпочтение отдавалось изображению шествия волхвов или же
поднесения ими даров Младенцу, то в дальнейшем акценты смещаются, и в качестве
главной темы начинает выступать изображение собственно сцены поклонения волхвов
младенцу Христу. Он пользовался огромной популярностью в средневековом
искусстве, но чаще всего к нему обращались мастера так называемой
«интернациональной готики» — художественного направления, зародившегося во
второй половине XIV века во Франции и оттуда распространившегося на всю
остальную территорию Европы. Блестящие образцы произведений на сюжет поклонения
волхвов оставило итальянское искусство Раннего Возрождения. В дальнейшем он
постепенно уходит на периферию художественного процесса, но и позднее к нему
время от времени обращаются такие мастера, как Рубенс и Рембрандт.
ДЖОТТО. Поклонение волхвов. 1303—1313. Капелла дель
Арена, Падуя
Фресковая композиция Джотто
представляет основные черты иконографии этого сюжета, сложившейся еще в средневековом
искусстве. Под навесом яслей восседают, словно на троне, Мария с новорожденным
Христом на руках, чуть поодаль — Иосиф, перед Божественным Младенцем стоит на
коленях старый волхв, а за его спиной двое других царей в роскошных нарядах
несут свои дары.
ДЖЕНТИЛЕ ДА ФАБРИАНО. Поклонение волхвов. 1423.
Галерея Уффици, Флоренция
К истории волхвов обращались
многие мастера «интернациональной готики», однако из них одному лишь Джентиле
да Фабриано удалось создать произведение, в котором художественные идеалы
эпохи выразились с такой исчерпывающей полнотой и силой. Написанное им по
заказу флорентийского банкира и продавца тканей Палла Строцци «Поклонение
волхвов» предназначалось для украшения алтаря семейной капеллы заказчика в
церкви Санта-Тринита. Калейдоскоп ослепительно-ярких красок, узор грациозных
линий, сплетающихся в подобие орнаментальной арабески, — таково первое
впечатление от этой удивительной картины, выполненной художником, чье эстетическое
кредо целиком основывалось на стремлении к созданию завораживающего своей
красотой и праздничного по духу зрелища. Колористический строй картины определяется
эффектным противопоставлением яркого блеска золота (в костюмах персонажей, но
особенно в резном обрамлении картины) и звучных пятен локального цвета (красный,
синий, охристо-желтый), данных практически без нюансов и переходов, словно вне
воздействия световоздушной среды, то есть в качестве чистых пигментов.
Отдельные подробности картины
(например, изображения нимбов) проработаны резцом: художник на время словно
превращается в ювелира, изготавливающего драгоценное произведение искусства.
Но при этом Джентиле да Фабриано с поразительным искусством сочетает дар
художника-колориста с умением внимательного к подробностям рассказчика,
способного надолго задержать наше внимание почти бесконечным перечислением
занимательных сюжетных эпизодов и происшествий, образующих фабулу картины.
Можно с уверенностью сказать,
что именно у Джентиле евангельский сюжет получает вполне адекватное выражение,
облекаясь в изобразительные формы, которые в наибольшей степени соответствуют
тому духу сказочности и одновременно величавой торжественности, которым овеяна
легенда о волхвах в письменной традиции европейского Средневековья. Такое
впечатление оставляет весь художественный ансамбль произведения Джентиле с его
поистине сказочным богатством цвета и поразительным разнообразием
выразительных средств, но в основном оно обязано своим происхождением самому
способу изложения, принятому художником. Мы зрительно прочитываем картину таким
образом, что один эпизод плавно сменяется другим. Сошедшие с кораблей на берег
волхвы наблюдают Вифлеемскую звезду; процессия волхвов с богатыми дарами
приближается к Иерусалиму; далее их путь лежит в Вифлеем. Центральное место
занимает сцена поклонения: старый волхв опустился на колени и благоговейно
склонился до земли перед новорожденным Христом, двое других держат наготове
предназначенные ему драгоценные подарки.
Томмазо Мазаччо. Поклонение волхвов. 1426. Картинная
галерея, Берлин. Источник изображения: http://allday2.com/index.php?newsid=110238
С искусством Мазаччо на смену
средневековым традициям пришли черты новой грандиозной эпохи – Возрождения. При
этом сведений о его жизни очень мало.
В галерею образов картины —
„Поклонение волхвов" — Мазаччо смело вводит реально существующих людей,
что явилось первым в истории живописи открытым вызовом традиционной
иконографии. Две мужские фигуры в серых накидках на переднем плане — это заказчик
полиптиха Джулиано ди Колино и его племянник.
он восхищался Джотто, его
фресками во флорентийской церкви Санта-Кроче. Мазаччо поразительно быстро
добился успеха, и новое свободное видение, отраженное в его работах, стало
важной частью ветра перемен, пронесшегося по Флоренции. Он изменил живопись,
отказавшись от элегантной готики и сосредоточившись на придании своим фигурам
ощущения веса и объема в согласованном трехмерном пространстве. Серия фресок,
созданных им совместно с Мазолино в капелле Бранкаччи (после 1425 г.), оказала большое
влияние на Леонардо да Винчи. Однако Мазаччо не закончил весь цикл росписей: в
1428 г. он отправился в Рим, где умер в возрасте 27 лет —
так внезапно, что ходили слухи о его отравлении.
ФРА АНДЖЕЛИКО. Поклонение волхвов. Около 1451—1453.
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Открытый мастерами
«интернациональной готики» мир светлого и радостного праздничного карнавала, в
форму которого облекается содержание евангельской легенды о трех волхвах,
вновь оживает в этой поздней картине Фра Анджелико, флорентийского художника
того же поколения, что и Мазаччо, но в большей степени привязанного к
традициям предшествующего искусства. Тема Эпифании, то есть Богоявления,
трактуется в этой картине не только в содержательном плане, она раскрывается с
помощью всей совокупности примененных художником выразительных средств, в
первую очередь, колорита — ослепительно яркие краски воссоздают образ дивного
мира, волшебно преображенного Рождеством Спасителя. Стилистика картины содержит
в себе немало реминисценций позднеготического искусства: об излюбленных в
готике изобразительных мотивах напоминают миловидные лики и ярко-красочные
одеяния персонажей, хрупкая грация их невесомых и почти что кукольных фигур
сохраняет отпечаток готической условности. Изображение собаки на переднем
плане картины в зеркальном отражении повторяет аналогичный мотив в «Поклонении
волхвов» Джентиле да Фабриано. Но уже значительно точнее выстраивается
иллюзорное пространство, появляются перспективные ракурсы, и евангельское
событие, не утрачивая ореола волшебной сказочности, обретает гораздо большее
правдоподобие и естественность, как это было и у Мазаччо.
АНДРЕА МАНТЕНЬЯ. Поклонение волхвов. Около 1470.
Галерея Уффици, Флоренция
По всей видимости, эта
небольшая (7x76,5) картина Мантеньи, которая в настоящее время образует
центральную часть составленного уже в XIX веке триптиха, изначально была
написана для украшения небольшой капеллы в замке Сан-Джорджо в Мантуе, куда
Мантенья прибыл по приглашению герцога Аодовико Гонзаги для службы при его дворе.
Вместе с другими картинами Мантеньи, впоследствии объединенными в триптих из
Уффици, она могла находиться в нише крохотной апсиды капеллы, на что указывает
небольшая вогнутость ее поверхности, соответствующая изгибу стены апсиды.
Ее художественный строй в
точно такой же степени, как и у Фра Анджелико, отмечен соединением
изобразительных приемов готического и ренессансного искусства, но это
соединение осуществлено художником с полным осознанием присущих обеим традициям
выразительных возможностей, а потому с гораздо большей органичностью и
поразительной целостностью.
ДОМЕНИКО ГИРЛАНДАЙО. Поклонение волхвов. 1488. Музей
Оспедале делъи Инноченти (Воспитательного дома), Флоренция
В изобразительном строе «Поклонения
волхвов» Гирландайо, написанного по заказу настоятеля Воспитательного дома,
почти непостижимым образом соединились все образные и стилистические признаки
флорентийской живописи конца XV века. Это превращает позднее произведение
художника в некое подобие настоящей «суммы суммарум» художественных достижений
эпохи. В нем характерное для Кватроченто стремление к одномоментному,
синхронному показу множества явлений окружающего мира и несколько избыточная
декоративность сочетаются с глубоким интересом к античному искусству, а
ренессансные приемы построения пространства — с типичной для нидерландских
мастеров тщательностью в проработке подробностей.
Центральное положение Марии с
Младенцем подчеркнуто изображением двускатной крыши на прямоугольных столбах
— который здесь не столько хлев, сколько своеобразный киворий, балдахин
наподобие алтарной сени, осеняющий место рождения Божественного Младенца. Этот
изобразительный мотив у Гирландайо символизирует не только гибель античного
мира и всего язычества, которую несет в себе Рождество Христа, но и воплощают
идею связи времен, единства настоящего и прошедшего.
По сторонам от Мадонны
расположились волхвы и их свита, рядом с ними — Иоанн Креститель, указующий
жест руки которого зрительно направляет наше внимание к главным героям сцены,
Марии и Христу. В обрисовке облика этих — равно как и остальных — персонажей
Гирландайо проявляет поразительную наблюдательность, фиксируя множество
индивидуальных особенностей в чертах их лиц, костюмах, жестах и повадках.
Стремясь расширить рамки
изобразительной тематики картины, Гирландайо использует найденный
нидерландскими художниками прием «картины в картине», вводя два дополняющих ее
содержание евангельских мотива — избиение младенцев (слева) и благовещение
пастухам (справа). В сцене избиения младенцев несколько неожиданно оживают
реминисценции изобразительного языка, характерного для «интернациональной
готики», например, типичное для готического искусства декоративное сочетание
локальных цветов — желтого, зеленого, светло-синего, красного и розового. В
величественных зданиях Иерусалима, изображение которых служит фоном для этой
сцены, опознаются вполне конкретные римские прототипы: пирамида Цестия, колонна
Марка Аврелия, амфитеатр Флавиев (Колизей). Сцена благовещения пастухам в
правой части картины, напротив, вызывает в памяти образы искусства Северного
Возрождения, в частности — аналогичный мотив пейзажного фона знаменитого
«Алтаря Портинари», написанного Гуго ван дер Гусом и доставленного во Флоренцию
в 1478 году.
РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН. Поклонение волхвов (Алтарь Св.
Колумбы). Около 1450-1456. Старая пинакотека, Мюнхен
Это произведение Ван дер
Вейдена представляет собой центральную часть триптиха, некогда находившегося в
апсиде кельнской церкви Св. Колумбы. Выбор сюжета легко объясним — после
перенесения в Кельн мощей трех волхвов в XII веке (в их подлинности тогда ни у
кого сомнений не было) этот немецкий город стал настоящим центром посвященного
им культа, художественные проявления которого и сегодня находишь в нем
буквально на каждом шагу. Спокойной и возвышенной торжественностью своей
повествовательной интонации картина нидерландского художника составляет
разительный контраст произведениям итальянских мастеров на тот же сюжет.
Вместо многоречивого и порой сбивчивого рассказа, не упускающего, кажется, ни
одной, даже самой незначительной подробности евангельской легенды, — скупое и
немногословное повествование, выделяющее лишь самое существенное. Вместо
светского и даже несколько суетного духа, которым отмечено изложение истории
волхвов у итальянцев, — настроение молитвенной сосредоточенности и
аскетической отрешенности. Евангельское событие как будто увидено глазами
одного из его участников, для которого экзотический облик волхвов и наряды их
спутников не составляют предмета особого интереса. Главное — благоговейное и
глубоко личное в своей основе переживание торжественного момента, оставившего
глубочайший след в душах всех присутствующих. Оно запечатлелось в облике
волхвов, сквозит в выражениях лиц Иосифа и Марии. Сокращая число
повествовательных подробностей и сводя к минимуму количество участвующих в
поклонении Младенцу персонажей, Рогир, по сути, переводит все действие в
психологическую плоскость: перед нами не рассказ о событии и его внешних
проявлениях, но попытка осмысления его глубоко сакральной сути, его
мистического смысла.
Убежищем для Святого
семейства в картине Ван дер Вейдена служит полуразрушенное здание хлева, в
который превращены развалины античного сооружения. В картинах нидерландских
художников не бывает «случайных» подробностей, поэтому присмотримся к
изображенной Рогиром архитектуре. В первую очередь она призвана
символизировать скорую гибель античного мира, которую сулит языческой цивилизации
рождение Христа. Но этой функцией чисто внешнего обозначения ее смысловое
значение не исчерпывается. Обратим внимание: нижний ярус античной постройки
образует ряд полуциркульных арок, напоминающих аркаду в интерьере романского
храма, а наверху, там, где соломенная крыша, можно усмотреть готический
нервюр. Противопоставление двух разных по своему происхождению архитектурных
мотивов, относящихся к «старой», романской, и «новой», готической, традиции, в
иносказательном виде указывает на триумф христианской церкви (олицетворяемой
готическими формами) над иудейской синагогой. Еще одна важная по смыслу
подробность — изображение распятия, висящего на столбе за спиной Богоматери.
Этот мотив в сцене Рождества Христова призван напомнить зрителю о том, ради
чего Спаситель пришел в мир.
ГУГО ВАН ДЕР ГУС. Поклонение волхвов (Алтарь
Монфорте). Около 1468—1470. Государственные музеи, Берлин
Эта картина великого
нидерландского художника Ван дер Гуса некогда представляла собой центральную
часть большого живописного триптиха, наподобие «Алтаря Св. Колумбы» Рогира,
однако впоследствии она была отделена от боковых секций и обрезана сверху,
что в значительной мере исказило ее первоначальный облик. Но и в нынешнем состоянии
она способна вызвать самое искреннее восхищение. В ее художественном строе
соединились стилистические и образные свойства двух великих национальных школ
XV века, нидерландской и итальянской. Типичная для мастеров Северного
Возрождения пристальность наблюдения мира, выражающаяся в способности
улавливать тончайшие оттенки индивидуального и частного, соперничает здесь с
характерным для итальянских живописцев умением подчинять второстепенное и
побочное — главному. Мы погружаемся в мир, полный множества конкретных примет и
благодаря этому оставляющий впечатление вполне реальной жизненной среды. Но в
то же время нельзя не заметить, что в основании этого мира лежит внутренняя
закономерность с присущими ей правилами строгого художественного порядка, в соответствии
с которыми выстроена вся композиция картины.
Резкое перспективное
сокращение убегающих в глубину линий (например, в рисунке кладки кирпичной
стены) направляет наше внимание к центральному эпизоду действия: благоговейно
сложив руки, старый волхв склоняется перед сидящим на коленях у Мадонны
Младенцем. Его фигуру в левой части картины зрительно уравновешивает фигура
Иосифа.
Можно заметить и то, что роль
ядра изобразительной структуры картины отведена совершенно незначительной на
первый взгляд подробности — лежащему на переднем плане камню с поставленным на
него драгоценным сосудом, даром волхва. Его очертания в укрупненном масштабе
повторяются в очертаниях группы переднего плана, где Иосиф, Мария и
преклоненный волхв размещены вдоль границ незримого, но отчетливо ощущаемого
круга, в центре которого и находится тот самый, сразу же привлекший наше
внимание, камень.
Композиционное решение
картины строится на перекрещивающихся диагоналях, вдоль одной из которых
расположены фигуры Марии и Иосифа, а вдоль другой — трех волхвов. Пространство
«убегает» вдаль, сквозь проем в каменной стене виден пейзаж с высокой линией
горизонта. Благодаря разомкнутости пространства и вовлечению сцены поклонения
волхвов в окружающий ландшафт она приобретает масштаб мирового события.
Изображенные в натуральную
величину фигуры персонажей приближены почти вплотную к переднему плану,
вовлекая и зрителя в ход действа. За счет этого мы оказываемся соучастниками
благочестивого поклонения, что вполне соответствует духу искусства Гуго ван дер
Гуса.
ДЖОРДЖОНЕ. Поклонение волхвов. Начало 1500-х гг.
Национальная галерея, Лондон. Источник изображения: http://www.posterlux.ru/artists/gallery/giorgione-1476-1510/3901/page/1
Впечатление совсем иное, чем
произведения северных художников, оставляет эта маленькая картина венецианца
Джорджоне, центральная тема которой — не столько поднесение волхвами даров,
сколько акт их поклонения Младенцу и Марии. Венецианский художник показывает
эпизод Священной истории с удаленной точки зрения, так что расстояние сильно уменьшает размеры и
без того некрупных фигур персонажей, за счет чего пластика их почти невесомых
тел получает несколько утрированный характер движения, напоминающего движения
марионеток. Они словно у нас на глазах превращаются в участников какого-то
кукольного спектакля на тему «Рождества». Мы видим нечто вроде старинного
вертепа — передвижного кукольного театра, в котором ставились пьесы
религиозного содержания, чаще всего — как раз на тему истории волхвов.
ДЖОРДЖОНЕ. Поклонение волхвов. Фрагмент картины
Иными словами, Джорджоне — в
отличие от Ван дер Вейдена и тем более от Ван дер Гуса — выявляет как раз
легендарную подоснову евангельского сюжета, предстающего в виде сказочного
зрелища. Этому духу волшебной сказочности удивительно соответствует колорит
картины, в котором смело противопоставленные друг другу и оттого взаимно
усиливающиеся дополнительные цвета — желтый и синий, красный и зеленый —
предстают яркими локальными акцентами. Их исключительно декоративный по своему
характеру аккорд выявляет чисто зрелищный аспект всей сцены у Джорджоне.
Заметим, что здесь уже не один, но все три волхва стоят на коленях перед
Младенцем, — словно они готовы совершить обряд «проскинезы», распростершись
перед ним, как перед восточным монархом.
ИЕРОНИМУС БОСХ. Поклонение волхвов. Около 1510. Прадо,
Мадрид
Написанная Босхом сцена
поклонения волхвов (она занимает центральную часть раскрытого трехстворчатого
алтаря, на боковых створках которого показаны заказчики картины вместе с
соименными им Св. Петром и Св. Агнессой) разительно отличается от большинства
картин на тот же сюжет современных ему итальянских художников. Если у
итальянцев происходящее чаще всего бывает увидено вблизи и зритель мыслится
одним из участников действия, то здесь высокая точка зрения открывает нашему
взгляду широкую пейзажную панораму, на фоне которой показаны волхвы и Святое
семейство. Благодаря этому евангельский сюжет предстает как событие вселенского
масштаба, сопричастное всему, что происходит на земле. Этот пейзаж — один из
лучших у Босха — включает целый комплекс природных мотивов — долины, холмы,
деревья, реки и озера, городские стены вдали, принадлежащие библейскому
Иерусалиму. Картину созданного Богом мира прекрасного не омрачают даже
проявления зла, которые порой встречаются в нем (языческий идол с полумесяцем
на колонне вдали). И картина эта предстает нашему взору в ореоле яркого
солнечного света, преображающего виды земного ландшафта в изумительное видение
поистине небесной красоты.
В сцене поклонения на
переднем плане доминируют облаченные в драгоценные одежды фигуры волхвов,
подносящих дары. Один из даров, стоящая на земле золотая скульптура, изображающая
жертвоприношение Авраама, — намек на грядущую искупительную жертву Спасителя.
Символических подробностей в картине, как и всегда у нидерландцев, очень
много, но мы выделим лишь одну из них. Странный персонаж в восточной мантии и
тюрбане, выглядывающий из дверей хижины, на первый взгляд может показаться нам
одним из спутников волхвов; на самом деле символизирует собой заблуждения
иудаизма, на смену которому придет иная, истинная вера.
ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ. Поклонение волхвов. Начало 1570-х гг.
Национальная галерея, Лондон
Театральные ассоциации
оживают и в «Поклонении волхвов», принадлежащем кисти другого венецианского
художника — Паоло Веронезе. Однако его «театр» совсем иного рода, чем у
Джорджоне: мы видим нарядные декорации в виде классических зданий, пышные
костюмы, драгоценные дары и диковинных животных. Внимание Веронезе привлекают
такие подробности, которые свидетельствуют об экзотическом происхождении героев;
— длинные мантии, высокие тюрбаны, чисто восточные типы лиц. Впечатление сценической
зрелищности усиливает колорит картины, построенный на противопоставлении
насыщенных локальных цветов переднего плана, где преобладают теплые тона,
легким и воздушным тонам на заднем плане. Стремление к созданию яркого и
захватывающего живописного зрелища — главный «закон» творчества Веронезе,
именно такую цель преследует отбор изобразительных средств, продемонстрированный
в этой картине.
Рембрандт. Поклонение волхвов, 1632. Государственный
Эрмитаж. Санкт-Петербург. Источник изображения: http://en.gallerix.ru/album/Hermitage-10/pic/glrx-129388427
В последние годы пребывания в
Лейдене Рембрандт наряду с однофигурными пишет небольшие многофигурные
композиции, в которых свет, окружающее пространство, можно уже сказать
световоздушная среда, начинают играть все большую роль. Этот тип картин
продолжается и в амстердамский период. Небольшая гризайль «Поклонение волхвов»
(1632) показывает, что в подобных картинах Рембрандт пытается превзойти
учителей. Если позы и жесты фигур еще сближают «Поклонение волхвов» с
предшествующим этапом, то активная роль света и световоздушной среды в этой
картине является тем новым, что вошло в живопись Голландии лишь
с Рембрандтом.
Источник: Яйленко Е.В. Библия в мировой живописи./
Евгений Валерьевич Яйленко, кандидат искусствоведения. – М.: ОЛМА Медиа Групп,
2013. – 304 с. – (Сокровища живописи)
Из статьи: «Поклонишася ему и принесоша ему дары…»//
Наука и религия. – 2002, №12. – с.64
ФРА АНДЖЕЛИКО. Поклонение волхвов. Фрагмент
картины
У пророка Даниила слово,
переведенное на славянский как «волхвы», означает мудрых наблюдателей природы
и, еще вернее, — астрономов. Весьма вероятно, что волхвы, пришедшие поклониться
родившемуся Спасителю, принадлежали к числу наблюдателей звездного неба. Они
были — души чистые и благоговейные, способные принимать Божественные внушения и
им повиноваться. «Они называются волхвами, — замечает святитель Димитрий,
митрополит Ростовский, — не потому, что занимались волхвованиями, а потому, что
так назывались у персов, эфиопов и разных восточных народов люди мудрые и
наблюдатели звезд».
В Евангелии от Матфея не
сказано, из каких стран пришли волхвы в Иерусалим, но говорится вообще: «волсви
от восток приидоша». Это и дало повод считать, что пришли они из Халдеи,
Персии, Аравии и даже из Индии. Но древнее предание Церкви, подтверждаемое
Василием Великим, Иоанном Златоустом, Климентом и Кириллом Александрийскими,
Феодоритоми Львом Великим, называет отечеством волхвов именно Персию. Это
предание проливает свет и на свойство мудрости волхвов, чуждой суеверия, и на
то, каким образом люди, жившие среди тьмы язычества, могли знать о родившемся Сыне
Божием. Известно, что пророк Даниил жил долгое время в Персии и был там главою
мудрых. С большою вероятностью можно думать, что он передал своим подопечным
утешительное откровение о пришествии Мессии и что Книга его пророчеств была
известна халдейским и персидским мудрецам. А потому «седмины» Данииловы могли
быть у них, преемственно из рода в род, предметом особенного внимания и
ожидания. И вот, когда приблизилось окончание очередных седмин, явление в этот
момент необыкновенной звезды убедило мудрецов, что Искупитель явился на земле.
Это необыкновенное небесное
явление составляло предмет разных предположений Святых Отцов и учителей
церковных. Иоанн Златоуст замечает, что это была некая ангельская невидимая
сила, явившаяся в виде звезды и названная в Священном Писании звездою в том
смысле, в каком Ангел, предводивший ополчением Израиля в пустыне, называется
столпом облачным и столпом огненным. Такое мнение принимает с уважением и
святитель Димитрий Ростовский. Иные же почитали звезду, приведшую волхвов Спасителю,
небесным телом, или звездою в собственном смысле. Нередко великие события в
нравственном мире предварялись или сопровождались знамениями в видимой природе,
по какому-то взаимному, хотя и не до конца ясному для человека, соотношению
мира духовного с вещественным. Не удивительно, если и восточные мудрецы, видя
окончание седмин Данииловых и появление необыкновенной звезды, поняли, что она
знаменует рождение ожидаемого Спасителя мира.
Они устремили взоры свои на
Иудею и Иерусалим. Избраннейшие из этих мудрецов (быть может, от лица
рассеянного в разных местах своего ученого сообщества) отправились в Иерусалим
для поклонения родившемуся Царю.
...Звезда, которую они видели
на востоке, вновь заблистала и шла пред ними, до тех пор, пока не остановилась
над местом, где был Младенец. Увидев звезду остановившеюся, волхвы
«возрадовашася радостию велиею зело», вошли в храмину, где был Младенец, пали
пред Ним и «поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары:
злато и ливан и смирну». Так выразили они свое поклонение Младенцу как Богу,
согласно с древнею заповедью Господнею: «да не явишися пред Господом Богом
твоим тощ». Они поднесли Ему что было драгоценнейшего у них и что считалось
достойным Поклоняемого: ливан, или ладан, — знак священства — как Богу, потому
что курение благовоний всегда употреблялось при службах и молитвах, возносимых
к Господу; золото — как Царю веков, по обычаю дани подданных царю своему; и
смирну — знак жизни и смерти — как искупительной Жертве крестною смертию за
грехи всего мира. Эти дары волхвов пророчески соответствовали тройственному
служению Мессии, как Первосвященника, Царя и Пророка.
С изумлением и радостью
взирали Пречистая Матерь и святой обрученник Ее на это благоговейное поклонение
и со вниманием слушали слова волхвов: о чудной звезде, благодатном веровании и
далеком путешествии их...
Интересная Интернет – ссылка:
Комментариев нет:
Отправить комментарий