О педагоге Сергее Александровиче Рачинском
Автор текста: Ксения Толоконникова
Сегодня о
педагоге С.А. Рачинском и его школе знают не слишком много. А жаль. Ведь татевская
школа, с такой любовью созданная Рачинским, могла бы стать плодотворным
примером для нынешних сельских школ.
Портрет С.А.
Рачинского работы Н. П. Богданова-Бельского
В 1872 году С.А. Рачинский (1833 — 1902 гг.) вышел в отставку, оставив кафедру ботаники в Московском университете, и поселился в своем родовом имении Татеве (ныне — Оленинский район Тверской области). Деревенские досуги он скрашивал чтением и цветоводством. Так оно и продолжалось бы, но однажды он зашел в местную школу и попал на урок арифметики, который показался ему удручающе скучным. Рачинский тут же попробовал сам провести урок, и с этого урока началась история его собственной школы.
Сергей
Александрович вложил в школу всю душу. Свои взгляды на воспитание (именно
воспитание считал педагог краеугольным камнем школьного здания, а не безликое
«обучение») он старался распространить как можно шире, остерегая, в то же
время, сельских педагогов от прямого копирования его собственных методов. С любовью
и болью говорил Рачинский о народной школе, ее настоящем положении и той роли, которую должна играть она в крестьянской среде,
постоянно подчеркивая необходимость сохранения христианского духа в школе:
«Наша бедная сельская школа, при всей своей жалкой заброшенности, обладает
одним
неоцененным сокровищем: она школа христианская, христианская потому, что
учащиеся ищут в ней Христа...»
Увы,
такая точка зрения на предмет не всегда встречала понимание у тогдашней
интеллигенции. Напротив, многие из тех, кто совершенно искренне хотел посвятить
себя народному образованию, взгляды Рачинского называли «ретроградными».
Земская школа подчас совершенно откровенно противопоставляла себя Церкви. Но
каков итог? Из земских школ родители-крестьяне своих детей забирали, а в школу
Рачинского сами приходили вслед за детьми — для взрослых здесь устраивали
беседы и воскресные чтения.
«Устный счет. В народной школе С.А.
Рачинского» (1895), картина Н.П. Богданова-Бельского (сам педагог изображен
среди учеников, на заднем плане). Отметим особо, что, хотя на картине показаны только
мальчики, в школе учились и девочки тоже. Рачинский считал женское образование
обязательным условием процветания народа.
Теснейшее
сотрудничество школы и Церкви Рачинский считал необходимым для воспитания
разумного, нравственно-прочного человека. Кроме того, он полагал такое
сотрудничество первым шагом к искоренению пьянства в крестьянской среде,
которое — с горестью видел он — разъедает народную жизнь, захлестывая порой даже и самых
талантливых из бывших его учеников.
«И
если в настоящее время соперником церкви является кабак; если пьяный разгул
слишком часто заглушает в нем (народе) всякое движение духа; если в этой борьбе не произойдет скорый решительный поворот
— то вечный позор всем нам, людям досуга и достатка, мысли и знания, печатного
слова и правительственной власти!» — обращался он к тем, кто готов был его услышать.
Надо сказать, что и на этой стезе Рачинскому удалось добиться значительных
успехов: в Татеве «пили горькую» гораздо меньше, чем в окрестных деревнях и селах.
«Воскресные чтения в сельской
школе» работы Богданова-Бельского — тоже, кстати, окончившего в свое время
школу Рачинского.
Свой
богатый педагогический опыт С. А. Рачинский изложил в книге «Сельская школа».
Но есть у него и другая книга, гораздо менее известная. Она называется — «Школьный
поход в Нилову пустынь». Написанная после второго летнего похода учителей и
учеников школы к мощам прп. Нила Столобенского, эта книга представляет собой не
только увлекательный очерк «одного путешествия», но и внятное пособие по
подготовке и организации подобного паломничества.
«Для
обоих путешествий, — пишет Рачинский, демонстрируя прекрасный слог и глубокое
знание крестьянской жизни, — мы избрали середину июня, ибо тут настает между
вывозкой удобрения и началом покоса краткий перерыв в летних полевых работах,
коим и принято у нас пользоваться для хождения на богомолье. Чудное время!
Леса еще сохранили всю свежесть своей весенней листвы, и в тенистых их закоулках
доцветают последние ландыши; а в полях уже появляются первые васильки, и над
сизыми волнами цветущей ржи носятся облака душистой пыли; в нетронутой траве лугов
сияют и рдеют, благоухают и колышутся тысячи едва распустившихся цветов; и все
это заливает потоками света почти незакатное солнце, ибо ночи нет: бледный
пурпур заката разгорается в пурпуровое золото утренней зари. Едва проглядывают
в светлой лазури звезды ночные. Есть что-то торжественное, что-то призывное в
этом непрерывном бдении, в этом могучем напряжении всех сил природы; это время
бессонных ночей, время широких замыслов, время порывов духа к высшему свету».
Крестный ход из Осташкова в
Нилову пустынь. Литография начала XX века.
Преследуя
высокую цель — поклониться вместе с детьми мощам прп. Нила Столобенского и
помолиться в покровительствуемой святым обители, — Рачинский имел в виду и
другие «выгоды» похода. Неспешно идя живописными дорогами Валдайской
возвышенности, школьники собирали растения для гербариев, узнавали новых
животных и насекомых, собирали местные пословицы и поговорки, учились
взаимовыручке и терпению. На привалах юные художники писали этюды, а остальные
пели (в школе Рачинского был прекрасный хор).
И слушать
их приходили крестьяне близлежащих деревень. Походы эти запомнились детям на
всю жизнь. Да и сейчас в Татеве, где по сию пору живут потомки тех, кто
оканчивал когда-то школу Рачинского, с благодарностью и любовью вспоминают о
педагоге. А память о школьных паломничествах в Нилову пустынь сохраняется благодаря
деревянным фигуркам преподобного Нила. Очень много появилось их в деревне
после этих походов.
Так выглядела Нилова пустынь, когда
ученики татевской школы побывали здесь.
В
Татево до сих пор существует школа, основанная С.А. Рачинским и теперь
носящая его имя. Кирпичное здание школы построено в 1907 году, но уже после
смерти учителя.
Православные монастыри.
Путешествие по святым местам. Вып. 12. Нило-Столбенская пустынь: Еженедельное
издание./ автор текста Ксения Толоконникова, - М.: ООО «Де Агостини», 2009. – с.
26 -27
Комментариев нет:
Отправить комментарий