Ипполито Каффи (1809 - 1866) - последний мастер ведуты
Автор текста: Е. Кукина, кандидат искусствоведения
Ипполито Каффи. Вид площади Св. Марка во
время наводнения. Фрагмент. Масло
Еще в конце XVII столетия голландский живописец Гаспаре ван Вителли, работавший в Риме, Неаполе и Венеции, обратился к образу города с невиданным до того вниманием к деталям. Лука Карлеварис в своих живописных и гравированных ведутах строил пространство по сценографическому принципу, используя перспективу как средство создания зрительного впечатления. Их последователем был родоначальник классической итальянской ведуты, сын театрального живописца Антонио Канале, прозванный Каналетто.
Его работы, полные света, воздуха и поражающие почти реальным ощущением пространства, топографически точны и скрупулезно детализированы: в них помимо архитектурных и ландшафтных примет, всегда присутствует огромное количество человеческих фигур, животных, вещей, которые, впрочем, являются лишь частью художественного пространства, наравне с элементами пейзажа — горами, крышами домов, деревьями. Каналетто долго жил и работал в Англии, поэтому имел широкую
европейскую известность. Учеником и последователем знаменитого венецианца стал его племянник Бернардо Белотто, получивший то же самое «почетное» прозвище — Каналетто. Поверхность его картин фактурна, он использовал дополнительное освещение как совершенно самостоятельный художественный прием, отдельный от теней и колорита. Это придает его пейзажам совершенно особую, объемно осязаемую реальность.
Использование
камеры-обскуры, а затем оптической камеры, в зачаточном виде проводивших
принцип фотографирования, помогали ведутистам XVIII века найти верные
соотношения между разными частями композиции и отдельными архитектурными
элементами. Иногда живописцы пользовались предварительными набросками
рисовальшиков-перспективистов. Ведута соединила в себе точный архитектурный
чертеж и живописность изображения, документальную фиксацию и романтический
образ обжитой человеком природы. Ее техническое совершенство стало наиболее
полным внешним выражением стремления искусства к реализму.
В XIX столетии, когда
реализм стал развиваться в содержательном направлении, а ученые придумали
дагеротип, ведута как жанр изобразительного искусства практически исчезла,
сохранившись до наших дней лишь в виде редких образцов диорам и панорам.
Ипполито Каффи (1809- 1866). Автопортрет. Масло. 76x52
Одним из последних ярких
явлений умирающего жанра стало творчество итальянца Ипполито Каффи (1809- 1866).
Уроженец Беллуно —
маленького укрепленного городка в Альпах, ученик местного художника-дилетанта,
уже в стенах Венецианской академии художеств он приобрел известность и имел
заказы.
Романтик по натуре, Каффи
жил в романтическую эпоху. Одержимость революционным порывом, жажда отдать
жизнь за идеалы, послать героический вызов судьбе и разочарования, вызванные
революциями и общественными переменами, рождали мечты и утопии, подталкивали
его современников к неординарным поступкам, давали мощный стимул к познанию
природы, истории, философии, поэтическому, литературному и художественному
творчеству.
Ипполито Каффи. Вступление в Неаполь Виктора-Эммануила
II. Фрагмент. Масло. 1860
Наш герой принимал участие
в революционных событиях в Венеции 1849 года, попал в плен к австрийцам,
бежал, скрывался в Генуе, Турине, Швейцарии, Париже. Принимал участие в походе
Гарибальди — в Сицилии и Неаполе.
Еще раньше, в 1843 — 1844
годах, он предпринял путешествие по Среднему Востоку и Греции, Босфору, Палестине,
Египту. Тема одинокого путешествия с целью познания мира и самого себя
характерна для романтизма в искусстве и литературе.
Так или иначе, живописи
романтизма присуща неординарность темы, и, в том, что касается пейзажа, Каффи
оказался не превзойден. В основе его работ всегда лежит нечто необычное.
Каффи самым тщательным
образом описывает редкие или экстремальные природные явления, такие как снег
или наводнение в Венеции, ветер самум в пустыне. При этом подход к трактовке
таких пейзажей-явлений у него бывает различен.
Ипполито Каффи. Снег в Венеции: церковь Салюте и
Большой канал. Масло. 56 х 72
Картина «Снег в Венеции:
церковь Салюте и Большой канал» представляет нам хорошо знакомый по работам
Каналетто вид в совершенно ином — редком и кратком - состоянии, кажущемся фантастическим:
лагуна, крыши зданий, лодки прикрыты плотным снежным покрывалом. Преобладающий
белый тон и ослепительный белый свет как бы стирают привычные сочные
венецианские краски, делая передний план геометрически четким, а глубину
горизонта растворяя в дымке.
Ипполито Каффи. Вид площади Св. Марка во время
наводнения. Масло. 22x28,5
«Вид площади Св. Марка во
время наводнения» «опрокидывает» город в воду, совмещая в одном изображении
иллюзию отражения и реальность вполне обычной для Венеции ситуации подтопления.
Часто художник стремится захватить момент стремительного перехода природы от
нормального состояния к катаклизму — кратковременному, динамичному, но
освобождающему совершенно неожиданные, могучие, пугающие силы («Каир — ветер
самум в пустыне»).
Ипполито Каффи. Афины. Парфенон. Масло. 1843. 46 х 78
Характерные отличительные
признаки «почерка» Каффи — уверенный и свободный мазок, общий тон, точность
перспективных линий (выдающийся перспективист, он является автором учебника
«Уроки практической перспективы». Изображая реальность, живописец выделяет
лишь необходимое с помощью приемов светотеневой моделировки, акцентированного
контура и цвета, усиленного точным распределением теней и световых бликов на
фигурах и предметах.
Ипполито Каффи. Венецианская ночь (мол Сан Марко и
набережная Скьавони). Масло. 41 х 57
Чрезвычайно интересовали
Каффи и световые эффекты. Будучи приверженцем пленэрной живописи, он, тем не
менее, не довольствуется только солнцем, но пишет с натуры ночные сцены с
призрачным лунным светом («Венецианская ночь (мол Сан Марко и набережная
Скьавони)», передает множество способов искусственного освещения. Среди его
видов Рима наиболее интересны не изображения Пантеона, Колизея или других
памятников, а карнавальные фантасмагории — улицы, освещенные факелами,
фейерверки, пожары, грозы и даже солнечное затмение. В таких подлинно феерических
сценах, заполненных чистым вибрирующим светом, разрывающим мрак, как «Рим —
фейерверк над замком Св. Ангела», он, подобно нынешнему фотографу, стремится
запечатлеть мгновенную сценографию события, всю целиком прямо на месте, и ему
это поразительно хорошо удается.
Ипполито Каффи. Венеция. Фейерверк и туман на площади
Св. Марка. Масло. 27х 33,5
Стремление художника к
эффекту мгновенного, сиюминутного, изменяющегося впечатления только через полвека
сформировало новое живописное направление — импрессионизм. А между тем уже
среди произведений Ипполито Каффи есть одно абсолютно импрессионистическое -
это «Венеция — фейерверк и туман на площади Св. Марка».
Самое время заметить, что
художественная манера Каффи не вполне характерна для ведутиста. Дело в том, что
в ней сочетались традиционная для итальянцев синтетическая монументальность и
легкость, стремительность; точность и жесткость линейного контура и расплывчатость
цветового пятна; мощная корпусная живопись и «бегущий» импрессионистический
мазок. На одном и том же холсте можно видеть беглую зарисовку, паутину непрерывных
линий и почти академическую тщательность, постановочные мизансцены, типичные
лица, костюмы, позы, жесты.
Ипполито Каффи. Карнавал Мокколетти. Темпера. 84 х 120
Плотные белые световые блики у Каффи часто служат пространственными акцентами, придают форме осязаемость и объем. В пестрых многолюдных сценах одного такого «светового» мазка ему бывает достаточно, чтобы обозначить целую фигуру. Множественные мелкие блики трудно фиксируются взглядом, поэтому у зрителя создается иллюзорное впечатление, что толпа на картине движется («Карнавал Мокколетти»).
Ипполито Каффи. Карнавал Мокколетти. Фрагмент
В использовании таких
световых приемов у Каффи был замечательный предшественник, один из самых
оригинальных и загадочных итальянских художников XVII - XVIII веков -
Алессандро Маньяско.
Каффи стал новатором в
области традиционной ведуты. Сухая топографическая точность, отработанная совокупность
приемов и типических черт канонической ведуты подражателей Каналетто для него
уже в прошлом. Его интересует как можно более целостная реконструкция пространства.
Вообще, начиная с 1840-х годов все чаще появляются ведуты не только живописные
и гравированные, но и фотографические, которые охватывают пространство с
далекой линией горизонта, приближаясь к панорамному виду, развернутому до 180
градусов. Появились и панорамы — объемно-живописные реконструкции, развернутые
по полной окружности в 360 градусов, в которых воспроизводились сцены сражений,
виды городов, экзотические места, примечательные ландшафты или памятные
события. Многие пейзажи Каффи 1860-х годов носят подлинно панорамный характер:
используя узкий, удлиненный по горизонтали формат, он словно раздвигает края
обычной картины («Панорама Рима от Монте Марио»; «Панорама Венеции»).
Ипполито Каффи. Рим. Фейерверк над замком Св. Ангела. Темпера.
32x41
Исследователи задаются
вопросом: не использовал ли Каффи в работе над своими пейзажами уже появившиеся
тогда дагеротипы? Думается, вряд ли. Ведь известно, что он был не только
энтузиастом пленэра, но и страстным путешественником и исследователем. Ему
очень важно было собственное впечатление от увиденного, и именно этим, личностным
восприятием, окрашены все его работы. При этом художник принимал участие в
выставке 1855 года в Париже, на которой впервые была устроена специальная
экспозиция фотографии. С точки зрения любопытства ко всему новому, экспериментаторской
жилки, фотография, конечно, должна была его заинтересовать — не как
«конкурентка» живописи, но как иной, совершенно особый вид искусства.
Ипполито Каффи. Египет. Караван на привале у пирамид. Темпера.
160x200
Считать Каффи пейзажистом
в обычном значении этого слова недостаточно для понимания творчества художника.
У него природа всегда преобразована человеком, в пейзаже обязательно
присутствуют человек или творения человеческих рук — города и архитектурные
памятники, причем не как стаффаж в привычном значении этого слова, но как смысловая
основа композиции.
Для создания панорамных
видов пейзажист выбирает угол зрения сверху с мгновенным переходом от ближнего
плана к дальним. Благодаря крайней точке обзора, максимально приближенной к
«обрыву» переднего плана — парапету, или низкой террасе, обычно оживленной
присутствием группы людей, возникает эффект вовлечения зрителя в композицию.
Ипполито Каффи. Вид Колизея. Масло. 28x42,2
Рим, куда он впервые попал
в 1832 году, произвел на молодого человека неизгладимое впечатление. Каффи буквально
заболел Вечным городом. Среди его 166 известных живописных работ, хранящихся в
Ка Пезаро, Музее Коррер, Музее Рима, 35 — ведуты Рима. В этом смысле Каффи
настоящий романтик: экспериментаторский интерес к перспективной организации
пространства не мешает его увлечению историко-романтическими античными и
средневековыми мотивами. Античная цивилизация, мемориалом которой был Рим, манила
торжеством величия и ужасом своей гибели. В «Виде на Колизей с высоты»
амфитеатр Флавиев представлен с высокой точки зрения в необычном ракурсе,
который позволяет взгляду охватить, помимо залитой ярким солнечным светом
огромной арены, широкую, чуть подернутую легкой дымкой панораму города с контурами
храмов, руин и Палатинского холма.
Ипполито Каффи. Подъем на монгольфьере над римской
Кампаньей. Масло. 17,9x29,2
В 1847 году вместе со
знаменитым французским воздухоплавателем Франсуа Арбаном Каффи поднялся на
воздушном шаре на высоту до 3000 метров. Их полет начался в центре Рима.
Пролетев расстояние в 12 километров, художник получил возможность увидеть
Вечный город таким, каким он не открывался взору еще ни одного живописца. Но,
судя по картинам, запечатлевшим собственно полет, более всего поразили Каффи бесконечность
воздушного пространства и бесчисленное множество оттенков света, преломленного
в нем («Рим — полет на воздушном шаре»).
Неутомимый путешественник,
Каффи предлагает зрителю вместе с ним перенестись в разные итальянские и европейские
города - Венецию. Турин. Милан, Геную, Неаполь, Париж. Ниццу, Женеву, а также
погрузиться в экзотический мир Востока — Иерусалима, Константинополя, Каира...
В его работах, посвященных разным странам с культурой, подчас очень далекой от
европейского уклада, всегда поражает глубокое понимание художником того, что
он изображает.
Ипполито Каффи. Египет. Кафе в Каире. Масло. 1844. 33,5x27,5
Так, в Афинах он
иронически показывает группу экскурсантов-турок у подножия символа великой
античной цивилизации — Парфенона («Афины. Парфенон»); а в Каире великолепно
передает самобытный колорит восточной улицы с характерными коврами на стенах,
солнечными тентами, непривычными для европейцев нарядами женщин, закрывающими
лица («Египет — кафе в Каире»).
Рассматривая творческую
биографию Каффи, приходишь к мысли, что его судьба во многом напоминает судьбу
выдающегося русского живописца В.В. Верещагина. Они оба много путешествовали,
документально запечатлевая образы разных стран, людей и событий.
Оба погибли во время
морских сражений, как настоящие военные репортеры: Каффи — при Лиссе 20 июля 1866
года, Верещагин — в Порт-Артуре. Это сравнение случайно лишь на первый взгляд.
На самом деле реалии XIX столетия породили новый тип художника — документалиста,
беспристрастного летописца истории, и Ипполито Каффи стал одним из первых его
представителей.
Кукина Е. Ипполито Каффи - последний мастер ведуты./ Е.
Кукина, кандидат искусствоведения.// Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 5. –
с. 37 – 41. - (МАСТЕРА МИРОВОГО ИСКУССТВА)
Комментариев нет:
Отправить комментарий