Город
Юрьев-Польской Владимирской области
о его истории и трудной его жизни в 1990-е годы.
Автор текста: Татьяна Лучкова,
Фотографии Анатолия Жмулюкина
Странное, непривычное глазу и уму расположение Юрьев-Польского! Древнерусские «градодельцы» обычно предпочитали крутой бережок, с трех сторон окруженный водой. С холма легко катятся на врага горящие бочки, дальше летят стрелы, лучше видно, откуда движется неприятель. Всего этого лишил Юрьев-Польской его основатель — Юрий Долгорукий, который, как повествует летопись: «...был под Черниговом ратью и, возвращаясь в Суздаль на великое княжение... во свое имя город Юрьев заложи, нарицаем Польским» в 1152 году. «Польским» потому, что расположился в центре Ополья, кормившего хлебом лесистую Владимиро-Суздальскую землю.
Новый город вырос всего через пять лет после Москвы, место для которой князь выбрал на редкость удачное, чем всегда гордился. И вот другой вариант, предполагающий другую судьбу: не отбиваться от врагов копьем и мечом, а подобно легендарному граду Китежу спасаться от бед, тихо опускаясь на дно озера. Распахнутый на все четыре стороны, новый город как бы отвергал само существование зла, которое в то время изображали в виде змеи. Она до сих пор путается в ногах большого коня Георгия Победоносца на гербе Москвы.
И что же зло так и не коснулось городка? Какое там! Они же вместе с Москвой основаны были в пику, назло передравшимся потомкам Владимира Мономаха, не поделившим «киевский престол». До последней степени усталости натрудив руку в сече с братьями, дядьями и племянниками князь Юрий Долгорукий бросил это занятие и «рванул» на северо-восток с честолюбивой мечтой основать здесь страну богаче и краше Киевской. Его дело продолжили сыновья Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, внук князь Святослав Юрьев-Польской. Как и теперь, в 1230 году никто не был доволен своей участью: все, кто хоть что-то имел, хотели иметь больше. Летопись сохранила упоминание о битве под Юрьев-Польском: «Страшное чудо было! Пошли сыновья на отца, отцы на детей, брат на брата, рабы на господина, господин на рабов». А цель одна: «Перемоги нас, и тебе вся земля».
Где взять среди всеобщей перепалки силы и время как-то обустроить страну, не говоря уж о том, чтобы богатела она и хорошела... Исходя из сегодняшнего опыта, мы отвечаем на этот вопрос однозначно: «Какое уж там обустройство. Выяснить бы, кто есть кто». А вот древний Юрьев-Польской дает другой ответ. Нет, не так просты и задиристы были древнерусские князья, былинные богатыри. Озабоченные междоусобицами, они все-таки успевали обустроить страну — подумать о благе своих подданных. Не забыли даже о нас с вами. Хватило им на это и сил, и мудрости. Но каким же образом?
Когда Юрьев-Польской достался в княжение Святославу — младшему сыну Всеволода Большое гнездо, то построил он Георгиевский собор, который стоит восьмой век и все это время щедро питает мысль архитекторов, философов, историков, живописцев. Его интеллектуального потенциала хватит еще на несколько поколений, чтобы кто-нибудь очень дотошный ощутил себя счастливым первооткрывателем.
Георгиевский
Собор в городе Юрьев-Польский Владимирской области.
Источник фото: https://content-17.foto.my.mail.ru/community/aboutfoto/_groupsphoto/h-39463.jpg
Соборов
в России много, особенность и неповторимость Георгиевского в том, что он от
фундамента до верха сплошь покрыт резьбой по камню, сюжеты которой можно
назвать энциклопедией не только древнерусской, но и европейской жизни, высшим
классом «каменосечной хитрости». В строительстве и украшении собора принимал
участие князь Святослав Всеволодович, ибо «сам бе мастер», свидетельствует
летописец.
История такой давности близка и поучительна для нас. Постройка князя Святослава
из последних сил держит на белокаменных плечах наше достоинство, веру в себя, в
то, что издавна умели работать на века. В последнее время это умение становится
все более сомнительным. И для нас, и для заграницы. Начнешь расспрашивать о
трудовых буднях, обязательно выяснится, что в том же Юрьев-Польском почти никто
не работает (в прежнем понимании этого слова).
Например, стоит фабрика, которая раньше делала такой плюш, что им не стыдно было обить кают-компанию ледокола «Ленин». Или завод «Промсвязь» — тоже не последний в своем ряду. Неизвестно, что бы стало с древним городом и его горожанами всех возрастов, если бы не картошка. Она дает на здешних землях такой урожай, что таскать не перетаскать ее к автобусу «Юрьев-Польской — Александров», а из Александрова электричкой на Москву.
Уж на что музейные работники раньше были далеки от сохи, а вот теперь одна экскурсовод, пожелавшая остаться неизвестной (как-никак два вуза за плечами), все до одного свои выходные дни проводила в Москве, обеспечивая горожан рассыпчатой картошкой с земель древнего Ополья. В результате историк купила норковую шапку, чего не могла позволить себе за десять предыдущих лет безупречной работы. Безработица в Юрьев-Польском облегчила жизнь крестьянам окрестных деревень. Теперь они сами не ездят продавать продукты с приусадебных хозяйств. Их находят слесари и ткачихи, забирают прямо на дворе мясо и картошку и везут все это продавать в большие города. Торгуем сами с собой, помогаем друг другу, минуя государство с его безразличием к своим суетливым подданным.
Однако недавно жители Юрьев-Польского вдруг обнаружили, что безразличие государства к их городу только кажущееся. За короткий промежуток времени здесь построено чуть ли не самое крупное, респектабельное здание в округе, оказавшееся отделением Сбербанка России. Банк в городе безденежья. Ну, дела! Наверное, очередная коммерческая тайна нашего времени. Управляющая отделением Сбербанка Галина Ивановна Фадеева объяснила ситуацию, не оставив и следа от тумана и тайны. Она ответственно утверждает, что кое-какие деньги у населения имеются, что дает ссуды нескольким крупным коммерсантам в городе и многим мелким. Соблюдая интересы государства, она сумела оказать кое-какую помощь и родному городу. Допустим, ждут пенсионеры пенсию. Месяц ждут, два. Так чего доброго и не дождаться можно.
Так вот, Галина Ивановна изыскивает свободные деньги и выдает их пенсионерам точно в срок — в виде пенсии. А потом восполняет потраченную сумму из средств, поступивших с опозданием в пенсионный фонд города от государства. Такая банковская операция, даже на взгляд непрофессионала, выглядит убыточной. Но мы уже не раз намекали нашим читателям, что экономика в нашей стране пока идет вразрез со своими законами. Потому что выживание — это проверка на изобретательность. Ну, кто виноват в том, что мы не бесталанные в этом смысле?! Многим легче самим на месте что-нибудь придумать, чем бороться за свои кровные права в столице, петь воинственные песни и в злобе хвататься за древко знамен и транспарантов. ...
Для того чтобы вы еще лучше прониклись неповторимым духом города Юрьев-Польского, вернемся напоследок к его жемчужине — Георгиевскому собору. Так вот, Георгий Победоносец высечен на нем в необычном для себя виде — пешим, без ретивого вздыбленного коня. Покровитель Москвы, а также Юрьев-Польского стоит спокойно, опираясь на копье, как на посох, и всем своим видом дает понять: «Змей раздоров не вечен. Ему в конце концов надоест «смертельный номер» — извиваться под копытами коня и глотать копье. А вот «каменосечная хитрость» — это надолго, почти навсегда».
Такое послание смог передать нам из Юрьев-Польского 1234 года князь Святослав Всеволодович. И ухитрился он это сделать потому, что владел резцом, может быть, даже лучше, чем копьем.
Источники:
Журнал Крестьянка , 1996, № 2, февраль
https://kelohouse.ru/dom275.html подробно о Георгиевском храме
Историческая справка
С сайта http://www.rusarch.ru/rappoport1.htm - Русарх
Источник: Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986. Все права сохранены. Сканирование материала и размещение его электронной версии в открытом доступе произведено: www.russiancity.ru («Русский город. Архитектурно-краеведческая библиотека»). Все права сохранены. Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.
Наметившиеся
в конце XII в. две линии в трактовке культовых зданий — светская и церковная —
получили дальнейшее развитие в творчестве владимиро-суздальских мастеров. Более
простые, строгие сооружения без нарядного каменного узорочья лучше отвечали
богословским идеям отрешения от радостей мирской жизни.
Светская линия представлена соборами Рождества Богородицы в Суздале (1222—1225)
и Георгиевском в Юрьеве-Польском (1230—1234).
Георгиевский Собор в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Источник фото: sostav.ru
1230-1231
гг. Георгиевский Собор — белокаменный собор, расположенный на территории
древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Сооружён в
1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. В XV веке значительная часть
здания обрушилась. В 1471 году силами В.Д. Ермолина собор был восстановлен, но
потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.
После восстановления в 1471 году от собора 1230—1234 годов сохранились: с
запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха
аркатурно-колончатого пояса; с востока — цоколь апсид; с юга —
притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с
севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном
и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс).
В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось
новым изменениям и обстройкам.
Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Реконструкция западного фасада. По А.В. Столетову. http://www.rusarch.ru/rappoport1.htm
На
основании ряда косвенных данных некоторые исследователи предполагают, что
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском имел повышенную конструкцию подпружных
арок и декоративный пьедестал в основании барабана. Такую точку зрения нельзя
считать безусловно доказанной. Однако даже если у собора и не было поднятого на
пьедестале барабана, то стройные пропорции в сочетании с тремя притворами
придавали храму ступенчато-столпообразный характер. В отношении остроты и
динамичности композиции этот самый поздний памятник владимиро-суздальского
зодчества, видимо, уступал памятникам Киева и Смоленска, но зато превосходил их
торжественностью облика. Заметно усилилась в указанных памятниках роль
декоративной резьбы. Правда, стены суздальского собора сложены не из плотного
известняка, а из туфа, не позволяющего выполнять сложную орнаментацию, но зато
здесь скульптура обильно покрывает порталы и аркатурно-колончатый пояс,
сделанные из плотного камня. Особенно ярок по своей скульптурной обработке
собор в Юрьеве-Польском. Резьба украшает не только его аркатурно-колончатый
пояс и порталы, но и все стены до самого низа. При этом скульптура в верхней
части здания, судя по найденным фрагментам, имела такой же характер, как и в
более ранних памятниках, т. е. каждое изображение было нанесено на отдельный
камень, вставленный в стену при возведении здания. В нижней же части стен
орнамент растительного характера покрывал все поле стены, не считаясь со швами.
Такая резьба могла быть выполнена только после окончания кладки стен. Верхняя
часть собора в Юрьеве-Польском была полностью переложена в XV в., причем часть
рельефов погибла, а остальные перепутаны.
Тщательная работа по изучению рельефов позволила более или менее убедительно
графически восстановить всю систему убранства и распределения скульптур по
фасадам. Среди рельефов собора некоторые несомненно вязаны своим происхождением
с искусством Востока. Поэтому неоднократно возникал вопрос, не принимали ли
участие в создании более поздних памятников владимиро-суздальского зодчества
какие-либо восточные мастера. Высказывалось также предположение, что восточные
мотивы могли проникнуть во Владимирскую землю с армянскими мастерами.
Предположения эти не подтвердились. Выяснилось что восточные мотивы попали в
резьбу Георгиевского собора через предметы прикладного искусства - их
скопировали с орнаментации блюд, тканей и других драгоценных предметов,
хранившихся в княжеской казне. Описывая построение собора, летописец добавил
фразу о том, что князь Святослав создал эту церковь “чюдну резаным каменем, а
сам бе мастер”. Не следует понимать данную фразу буквально; князь, конечно, не
сам руководил строительством храма, но, видимо, его роль была все же большей,
чем роль обычного заказчика. Весьма вероятно, что скульптурное убранство храма
действительно исполнено по личному указанию князя.
Резьба памятников владимиро-суздальской архитектуры XIII в. по своему
характеру отличается от резьбы более ранних памятников. Прежде все изображения
были зрительно объемны, а иногда даже выполнены в высоком рельефе, на памятниках
же XIII в. они плоскостно-декоративны. Очень вероятно, что в стилистической
эволюции резьбы главную роль сыграли традиции народной резьбы по дереву.
В суздальском соборе сохранились фрагменты фресковой живописи, а также такие
элементы убранства, которые не уцелели больше ни в одном памятнике русского
зодчества XII - XIII вв.: это замечательные врата, стоящие в западном и южном
порталах храма. Врата покрыты изображениями, выполненными на медных пластинах
техникой золотой наводки по черному лаковому фону.
Комментариев нет:
Отправить комментарий