вторник, 22 декабря 2020 г.

Любите книгу, дарящей добро

Любите книгу, дарящей добро...
Автор текста: Кочурова Ольга Васильевна


Техника развивается стремительными темпами. То, что вчера было фантастикой, сегодня - реалии жизни... И все-таки мне бесконечно жаль, что бумажные книги уходят в прошлое, и я буду счастлива, если это не произойдет совсем. Потому как книги, действительно имеют эстетическую составляющую, приносящую удовольствие духу человека. Заметьте, не плоти, а именно духу... Это с одной стороны, а с другой - вдруг отключится интернет по всей планете? Как ни странно, но хрупкая бумага - более надежный носитель информации, чем электроника...  В общем, я двумя руками голосую за книгу, за посиделки всей семьей за круглым столом за чтением книги и обсуждением прочитанного, да, да - это именно то, что нужно человеку, книга может объединять людей и учит их думать именно своей головой, а не головами блогеров...

https://vk.com/@vidimoe_vremenno-biblioteka-v-dome-eto-vash-angel-hranitel
Здесь полный текст «Библиотека в доме - это ваш ангел-хранитель»

К электронной книге мы обращаемся в тот момент, когда нам нужна книга для чего-то: написания магистерской, докторской, для подтверждения каких-то фактов. В то время как книга, стоящая у вас дома, это ещё и ваш друг, ваш собеседник, это книга, которую можно держать в руках. Книга как эстетическое произведение. Хорошо оформленная, на хорошей бумаге, в хорошем переплёте с предисловиями, комментариями, с полиграфическим запахом, иллюстрациями. Всё это часть вашей духовной жизни.

Библиотека в доме - это ваш ангел-хранитель. Вас, ваших детей и ваших внуков. Это атмосфера знания. Атмосфера неизведанного. Атмосфера таинственности, которую всегда хочется приоткрыть. Всегда хочется исследовать.

Бумажная книга - это книга тишины, книга рассуждения. Когда вы читаете электронную книгу, вы так или иначе воспринимаете её через экран. Так или иначе - это свет, это напряжение. Это гаджеты. Книга - это спокойствие. Состояние тишины и сосредоточенности.

Как хорошо, чтобы в ваших домах были библиотеки. Книги вдохновляют, взывают к вам.

Закрытая книга
Автор текста: Екатерина Балясникова

Источник: Балясникова Е. Закрытая книга./ Екатерина Балясникова.// Крестьянка. – 2008. - № 6. – с.24-27

По последним данным, читающих россиян всего 23%, вдвое меньше, чем книголюбов развитых стран. И всего 6% наших сограждан читают книги детям... Пора бить тревогу?

Эта космическая экспедиция закончилась трагически: космолет потерпел крушение на далекой планете, напоминающей Землю, на ней была атмосфера, и выжившие, но практически потерявшие надежду на возвращение люди построили свой поселок.

ФАНТАСТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ

Они были учеными, инженерами, словом, интеллигенцией далекого тысячелетия, обладающей всеми накопленными человечеством знаниями.

Но в холодных, агрессивных полутундре-полуджунглях им пришлось выживать и с грустью наблюдать, как, приспосабливаясь к новым условиям, дичают их дети - без книг, без цивилизации, вспоминать земных Маугли, попавших в стаю в раннем детстве и не вернувшихся потом в человеческое сообщество. Это забытый ныне Кир Булычев, его повесть «Поселок», его герой - Старый, рассуждающий о судьбах детей, родившихся на чужой планете: «Нам грозит забывание. Уже сейчас носителей хотя бы крох человеческой мудрости, знаний остается все меньше. Одни гибнут, умирают, другие слишком поглощены борьбой за выживание... мы оказались...во власти закона деградации. Или мы - часть человечества и бережем его знания, или мы - дикари». «Нет, нет, прямых аналогий проводить нельзя!» - скажут родители, глядя на сидящих у компьютера умных детей. Они читают, но другое и по-другому, им в будущей жизни нужны знания, они это понимают. А школьные психологи бьют тревогу: наши дети живут в виртуальном мире, не зная, по сути, ни плохих, ни хороших сторон реального. Даже современная детская литература - это в основном приключения в мире киборгов, продолжение компьютерных игр. Знания у наших детей есть, и невелика вероятность, что однажды исчезнет электричество и погаснут экраны компьютеров. Но фантастика - считать, что детям нужны только конкретные знания, а вовсе не умение ими пользоваться.

В недавно опубликованном докладе Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЕСП) «Международная программа оценки обучающихся» Российская Федерация заняла общее 25-е место. 265 тысяч 15-летних школьников из 31 страны проверялись по трем параметрам: знания и умения почтению и восприятию текста, математике и естествознанию. Хуже всего наши дети работают с текстом: здесь у нас только 27-е место. По математике - 22-е. По естественным наукам -26-е. Но самое грустное - это комментарий педагога: «Причина провального «выступления» наших школьников кроется в содержании проводившегося исследования. Скажем, на математике изучались умения школьников «распознать в повседневной жизни проблемы, требующие практического применения математических знаний, умение перевести их в математическую форму, решить математическим путем и проанализировать результаты». Похожие умения проверялись по словесности и естествознанию. Наши же дети, не считая участников олимпиад, умеют главным образом только воспроизводить заученное и решать стандартные задачи по усвоенному образцу».

ЧТО МЫ ЗАКРЫЛИ?

Перенесемся в XVI—XVII века, в период, когда «Россия не умела читать». Владельческие надписи на книгах свидетельствуют: они передавались по наследству, причем не только в состоятельных сословиях, но и у «простолюдинов». На Евангелии 1564 года издания найдена надпись, сделанная в 1798 году ямщиком из города Клина «Григорием Фадеевым, сыном Баранихина». Он боится, что его сын Андрей «заблудившийся в пьянстве» захочет расстаться с семейной реликвией, и поэтому просит тех, в чьих руках книга окажется, «по духовной христианской совести... сие святое Евангелие не покупать и в заклад не брать». Традиция передавать личные библиотеки по наследству существовала в России всегда и остается до настоящего времени в тех семьях, где есть библиотеки.

Отношение к книге всегда было знаковым понятием. Люди понимали, что в процессе чтения происходит формирование основных стереотипов сознания, образов мира, которые затем проявляются в действиях, культурном поведении людей, в общественных пристрастиях, моде, морали, отношении к тем или иным социальным явлениям и национальным группам. Во второй половине XIX века в России становится престижным быть человеком читающим, человек с книгой увековечен русскими художниками в жанровых сценках и портретной живописи. Возникает новая традиция - читать друг другу вслух. На семейном чтении выросли Николай Лесков, Федор Достоевский, Антон Чехов, Иван Бунин, Александр Куприн, Андрей Белый и многие другие. Читал книги своим детям Л. Н. Толстой. А вот отчет о работе московских бесплатных народных читален-библиотек Общества распространения полезных книг за январь 1900-май 1901 года: «...книгами обыкновенно пользовались не одни подписчики - книга читалась или слушалась домашними: родителями, братьями, сестрами, товарищами, а часто и хозяевами мастерских. «Дайте мне книгу побольше, да получше, -говорит девочка 12 лет, прошедшая 2 класса городской начальной школы и поступившая в портновскую мастерскую, - у нас по вечерам меня заставляют читать, и все слушают: и хозяйка, и мастерицы, и девочки». «Дайте поинтереснее, - просит мальчик, ученик паяльного заведения, - а то хозяин пускать за книгами не будет». Когда началась эпоха всеобщей грамотности, книг и журналов не хватало. Одни читали то, что рекомендовала партия, другие - то, что она запрещала. В 60-е годы друзья или коллеги выписывали толстые журналы, у которых были миллионные тиражи, на всех, обменивались, читали. Появился самиздат. Эти перепечатанные на машинке книги попадали в руки на день-два, поэтому читались вслух, в кругу близких. Мы теряем язык, прозрения гениев, опыт поколений, культуру общения и общежития, нравственность, культурные «табу» - не убий, не укради, не солги и остальные семь заповедей. Ведь литература в высших ее проявлениях исследует вечные попытки человека свято соблюдать их или нарушать. Но это еще не все.

Родителей читали детям книги вслух.

В 1970 году 80% родителей читали детям книги. В 1990 году - только 15%, В 2008году – всего только 6%...

МЫ НЕ МОЖЕМ БОЛЬШЕ С ГОРДОСТЬЮ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ САМОЙ ЧИТАЮЩЕЙ СТРАНОЙ В МИРЕ...

ИЗВЕСТНАЯ СИЛА

Наши дети не хотят читать. Но давайте задумаемся: разве это их вина? По данным исследований, современные родители посвящают свое свободное время детям, но - 39% совместно смотрят телевизор, а 5% играют в компьютерные игры. Что характерно, в этой же группе опрошенных только 2% читают вместе книги. Одна из причин детского «нечтения» банальна и проста - на нашем голубом экране нет места книге. Да и по этим «говорящим» цифрам можно легко догадаться, что и дома дети практически не видят взрослых с книгой в руках.

Конечно, это не только проблемы России. В Польше, например, принята программа, по которой человек с книгой обязательно должен присутствовать на экране - даже в телевизионных сериалах. «Чтение вслух дает нам такую силу анализа, какой никогда не будет иметь тот, кто читает про себя. Самое лучшее средство, чтобы понять сочинение в целом, - читать вслух. Голос - это такой разъяснитель и наставник, который обладает дивной, хоть и неизвестной, силой», - сказал французский драматург Эрнст Легуве.

И тут с драматургом можно не согласиться только в одном - это известная сила, это голос читающей личности, его эмоции, его отношение к прочитанному. Знают ли дети своих родителей? Знают ли родители своих детей? Ребенок никогда не спрашивает впрямую, что хорошо и что плохо. Он ориентируется на тех, кого любит, и именно здесь, в совместном чтении и обсуждении прочитанного, эти ориентиры возникают. «Нет чтения - нет и духовного единства воспитателя и воспитанника», - считал замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Никакой мудрец не придумает более прямого и верного пути для того, чтобы рассказать ребенку о себе и узнать, о чем он думает, о чем он мечтает. И важно помнить, что время может быть упущено безвозвратно: для развития умения читать и говорить существуют возрастные «окна развития». Например, «окно» для способности к чтению закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития в 9-10 лет.

БЕТХОВЕН – СЕНБЕРНАР

Во время проходившего осенью прошлого года фестиваля им. К.И. Чуковского детские поэты и писатели побывали во многих школах, домах ребенка, интернатах. На вопрос «Кто такой Гомер?» школьники 4-6-х классов уверенно отвечают: это Симпсон, Гомер Симпсон из американского мультика. Леонардо? Черепашка-ниндзя (снова герой мультсериала). Бетховен? Сенбернар, они смотрели фильм о думающей собаке. Старшеклассницы пересказывают биографию Пушкина: «Ну, это, Натали, того, была женщиной поэта. Да, круто, в общем...» Академик Сергей Капица недавно сказал: «...ничего лучше правильного воспитания не придумаешь! Это требует большой работы, проделывать которую пока никто не рвется. Но если мы не будем задумываться над этой проблемой серьезно, человечество придет к краху, первые симптомы которого уже наблюдаются в общественном сознании. Человек отличается от животного только наличием культуры».

Но ведь - «никто не рвется» воспитывать! У общества много претензий к системе образования, телевидению без детских и подростковых программ, кино без детских и подростковых фильмов, к театру, чаще развлекающему, чем воспитывающему. Растерялась детская литература, да и взрослая работает в основном в сериалах или штампует детективы. Поставленные на капиталистические рельсы, они не решают воспитательных задач.

Семья? Родители? Но поколение родителей в растерянности - все мы чувствуем, что добрые слова - любовь, уважение, понимание, сочувствие, забота - как бы теряют свой смысл, мы им редко верим, редко используем. А отрицательные - война, агрессия, преступление, подкуп, сговор и масса других - произносятся ежедневно, они на первом плане. Сохранив и упрочив свое значение, именно они стали речевой характеристикой времени. Родители, вероятно, интуитивно приходят к мнению, что общечеловеческие ценности сегодня мало помогают, они сами не всегда могут быть примером для своих детей. Кроме того, блуждание в капиталистических «полутундре-полуджунглях» отнимает все время и все силы. Но откуда же возьмется новый, светлый мир, если взрослое поколение не передаст детям «хотя бы крохи человеческой мудрости»? А может быть, стоит подумать о том, что наши дети - это в первую очередь наше будущее? И - вместе с детьми открыть книгу?

 

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ТИМОФЕЕВСКИЙ, ЧЛЕН АКАДЕМИИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ИСКУССТВ «НИКА». ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ МОСКВЫ. ЛАУРЕАТ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРЕМИЙ, ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ МОСКВЫ «ВЕНЕЦ», ПРИСУЖДЕННОЙ «ЗА ПРОНЗИТЕЛЬНОСТЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТКРОВЕНИЙ И НЕЗАВИСИМУЮ ПОЗИЦИЮ В ЛИТЕРАТУРЕ»

Иванова Мария. Антология разума. 2 части триптиха. 2009

 - Александр Павлович, может быть, во времена Интернета книга действительно не нужна и ее пора закрыть?

 - Я стою на том, что книга необходима. Меня поразило, что процент родителей, которые читают детям книги, столь мал. Цифра пугающая. Но есть обнадеживающие вещи. Во время фестиваля им. К.Чуковского мы ездили по окраинным библиотекам города, которые имеют прекрасный вид. Библиотекари утверждают, что появилось новое поколение: 2-5-е классы - читающие дети. А вот старшие классы не читают ничего. Они приходят лишь за справочными материалами. Отмена устного экзамена по литературе чудовищна - ощущение, что литературу закрывают, а она должна стоять на первом месте. Некоторые деятели считают, что детям можно и не читать. Это великая неправда. Пушкин писал: «пока свободою горим, пока сердца для чести живы...». Юношеское сердце открыто для лучших эмоций гражданина, потом эти «окошечки» закрываются, они заплывают воском. Литература и поэзия нужны, в первую, очередь юным, тем, кто не принимает конформизма.

 - А как вы относитесь к утверждению, что новое поколение от рождения обладает интеллектуальной мощью человечества?

 - Трудно судить, должны быть проведены серьезные исследования. У наших знакомых родилась девочка. Стали говорить, что она очень талантлива. Но прошло несколько лет, и, увы, кажется, ничего не получилось. Это пока легенда. А литература - это факт. Мои родители, тетка знали наизусть стихи Пушкина и главы Гомера, это была как бы визитная карточка культурного человека. Если человек знает наизусть Гомера, он знает еще много-много - и Языкова, и Баратынского, и Маяковского, и Мандельштама. Если бы мы могли добиться того, чтобы наша молодежь была так же богата душой, как люди старших поколений, в нашей жизни было бы меньше жестокости и человеконенавистничества.

 - Если нет государственной пропаганды чтения, то родители могут как-то влиять на процесс?

 - Конечно, семья, домашнее чтение, может быть, оно - самое главное, во всяком случае, меня сделало домашнее чтение. Но сегодня главным носителем информации является телевидение. Однако оно равнодушно к литературе, даже канал «Культура» Это довольно странно. «Культура» трепетно относится к другим искусствам - живописи, кино, музыке, театру, но почему-то не очень-то щедро предоставляет место писателям. Литература и здесь, как Золушка, оказывается на задворках...

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...