Красота букв русской азбуки
Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:
Буква «П»
Солнечные слова на букву «П»:
Пресвятая Троица; Пасха; Причастие; Преображение Господне; Православие;
Праздники церковные
Буквица из книги: Библия для детей
«Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыко прости беззакониянаша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради. (Молитва ко Пресвятой Троице)
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя, яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну…» (Из «Псалом 50»)
***
Сегодня снова в церковь мы идем,
Чтоб причаститься в Таинстве святом,
Не сразу, но Господь помог понять,
Без Причащения Божиим не стать,
И потому с молитвой и постом,
У чаши я стою перед Христом.
(Татьяна Шорохова)
***
Семицветная дуга
Нам видна издалека,
Каждый скажет: все века
Радугой звалась дуга.
О Завете говорит
Той дуги веселый вид.
С Богом заключен завет,
Что вперед на сотни лет
Бог прикажет водам - стоп!
Не пошлет земле (Потоп)
(Юрий Веялис)
***
По пути в Дамаск ему
Голос был, сразивший тьму.
Гнал Христа и звался Савлом,
Ну а стал святым он (Павлом)
(Юрий Веялис)
Загадка про букву «П»
***
С этой буквы слово начинается,
очень людям оно очень нравится.
Самый главный иерарх
В нашей Церкви – (Патриарх)
(Юрий Веялис)
***
Эту букву в спортивнов зале
Перекладиной назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись,
подойди да подтянись. (Буква»П»)
(А. Шибаев)
Русские народные загадки на «П»
Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей
- Четыре брата, пятый – дядя. (Пальцы руки)
- По черному пишу, по зеленому смотрю, а по золотому режу. (Пахота, рост, уборка урожая)
- Сидит мышка в золотой кубышке. Мала малышка – золотая кубышка. (Просо)
- Сидит мышка в золотой кубышке. Мала малышка – золотая кубышка. (Плуг или соха)
- Ни глаз, ни ушей, а слепых водит. (Посох)
- Конь бежит – земля дрожит, из ноздрей дым валит. (Паровоз)
- Еду не путем, погоняю не кнутом, а оглянусь назад: следу нет. (Пароход)
- Дедушка старый – весь белый: Лето придет – не глядят на него, Зима настанет – обнимают его. (Печь)
- Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)
- Есть глаза – не видят, есть уши – не слышат, Есть рот – не говорит, есть нос – не нюхает. (Портрет)
- Надену – ободом сведет, сниму – змеей упадет, Тепла не дает, а без него холодно. (Пояс)
- Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, Семя не всходит, а плод приносит. (Пишущий буквы на бумаге)
- Мал малышок, а мудрые пути указывает. (Перо для письма)
Названия русских народных сказок на «П»
Художник Станислав Ковалев
- По щучьему велению
- Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что
- Правда и Кривда
- Петух и жерновцы
- Петушок золотой гребешок и чудо-меленка
- Петухан Куриханыч
- Птичий язык
- Покати - горошек
- Пузырь, сломинка и лапоть
- Петух,
кот и лиса. Загадка про эту сказку:
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Евангельские истины в народных пословицах на «П»
Художник Сергей Ефошкин
- Под лежачий камень вода не течет.
- Поклониться - голова не отвалится.
- Празднику честному злат венец, а хозяину - многая лета.
- Поспешишь - людей насмешишь.
- Повинную голову меч не сечет.
- По одежке встречают, а по уму провожают.
- Птица красна пением, а человек – умением.
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Первое дело в жизни – служить Отчизне.
- Пост
приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.
- Первое
дело в жизни – служить Отчизне.
- Пост
приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.
- Приготовь
домашним пищу, а потом подай и нищу.
- Просит
убогий, а подаешь Богу.
- Пост
приводит к вратам рая, а милостыня отверзает их.
- Подай,
Господи, пищу на братию нищу!
- Полно
спать, пора на тот свет запасать.
- Помни,
завтра скоро будет вчера.
- Первое
дело в жизни – служить Отчизне.
Словарь старинных русских слов на «П»
Художник Станислав Ковалев
Падла — падаль.
Пажить — пастбище, место выгона скота.
Палют — выжигают: в старину выжигали лес, чтобы запахать землю и посеять хлеб.
Парусинник — матросская одежда.
Пасма — часть мотка ниток, пряжи; единица счета напряденным
ниткам, равнявшаяся примерно 120 аршинам (90 метров).
Пелъчатый — с бахромой.
Перелог — запущенное пахотное место.
Переладец — вид древнерусской дудки.
Перемётная скамья — скамья со спинкой, которую можно было перекидывать (переметывать) в обе стороны.
Переставиться, представиться — умереть.
Перестрёл — расстояние, которое пролетает стрела, снаряд и т. п.
Пестерёк — берестяная корзина.
Пестерь (пещер, кошель, кузов) — большая заплечная корзина, сплетенная из лыка или прутьев, сшитая из бересты или луба. Использовалась для сбора грибов, ягод или для переноски вещей в дороге.
Пеструхи — тетера; марьюхи — полевая птица; косачи польник, полевая птица
Печенки — птицы дрофы.
Пищаль — древнерусское тяжелое ружье. На вооружении русских войск находилось с XV по XVII в .
Пласточки — в словосочетании как пласточки — то есть лежать пластом, во всю длину, без чувств, не шевелясь.
Пленка — силок, петля для ловли птиц.
Плугатарь — пахарь, пашущий плугом.
Побыт — образ, случай.
Поверить — доверить, сказать.
Повершить — здесь: устроить верх у строения.
Повой — прием новорожденного.
Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок.
Поветь, поветка — сарай, хлев; навес, крыша над двором; крытый двор, крыша над скотным двором.
Повивается, повивать — обвить, обмотать, укутать повязкой. Повивают молодую — надевают кокошник, повойник.
Погост — кладбище, сельский приход.
Подать — форма налога.
Подголовок (призголовашек) — сундук со скошенной верхней крышкой. Его можно было класть под голову.
Подклёт — нижняя часть помещения, имеющая служебное
назначение.
Подреза — «сани с подрезами» — с окованным санным полозом.
Поезд (о свадьбе) — торжественная обрядовая езда свадебных чинов и гостей. Поезжане — свадебные чины и гости, едущие поездом.
Покорить — ускорить.
Покуть — передний угол; почетное место за столом и на пиру.
Полатки — полати.
Полдень — юг.
Полог — покрывало над колыбелью; браный — полотняный, с узорами. Браный полог.
Полушка — старинная мелкая медная монетка в четверть копейки.
Полуштоф — половина кружки вина.
Поляковать, полякует, поляницы приудалые — слова первичные, древнерусские.
Полякует — ищет поединщика, выезжает на поединок, отсюда и былинные поляницы; слово более древнее, чем богатырь (от древнетюркского — багадур, батур, батор).
Поляне — одно из двух славянских племен, составивших ядро Киевской Руси.
Понюгальцё — погонялка, кнут.
Поняга (паняга) - заплечные одиночные носилки (из бересты или плетеные) сибирских лесников.
Попелуйник, попелуйница, попелушка, попель — от «попел»: пепел, зола; перегоревший прах.
Порадеть — поусердствовать; много поесть.
Порный — сильный, здоровый; взрослый.
Пороша — падающий ровно снег; слой только что выпавшего снега.
Порскать — кричать, хлопать кнутом с целью выгнать зверя.
Посад — село, в котором жили торговцы и ремесленники.
Поскотина — выгон, пастбище.
Поставец (постав, подстав) — низкий шкаф, ставившийся в избе на скамью.
Поставок (став, ставен) — посуда для кваса или пива.
Постать — полоса, поле; делянка, участок поля, занимаемый жницами.
Постойщик — постоялец.
Постудить — здесь: прохладиться, подышать свежим воздухом.
Потник — кусок войлока, который кладут под седло.
Поярчатый — из шерсти первой стрижки ягненка.
Празелень — природный земляной краситель сине-зеленоватого цвета.
Прапор, прапорец — знамя, значок, прикреплявшийся к концу копья. В XVI-XVII вв. прапор служил знаком определенного воинского подразделения.
Приворотник, или прикалитник — сторож у городских ворот.
Прикорнать — погубить.
Прилбица — то же, что шишак, шлем.
Примельчаться — стать мелким.
Принада — ловушка.
Приобщить —свершить церковный обряд.
Припол — полы одежды.
Пристать — остановиться.
Проголосная (песня) — протяжная, заунывная.
Прогон — палата при езде.
Пролетье — начало лета, июнь, пора до петровок.
Пропарина — полынья в реке, озере к концу зимы.
Просвирня — женщина при церкви, которая пекла просвиры — хлебцы особой формы.
Постудить — здесь: прохладиться, подышать свежим воздухом.
Прыскучий зверь — рыскучий, дикий.
Пряженец — лепешка, оладья на масле; блин из черной муки, с маслом.
Пряженица — яичница на сковородке.
Пряжить — жарить в масле.
Прялка — орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи.
Прямо — против.
Пряслице, или подпрядок — см. веретено.
Прясло — часть изгороди от столба до столба; приспособление из продольных
жердей на столбах для сушки сена.
Псалтырь — сборник 150 «песнопесней», одна из книг Библии (Ветхого завета). По Псалтырю в Древней Руси чаще всего обучали грамоте.
Пудовка — пудовая мера веса.
Пустынъка — здесь: одинокое жилье.
Путина — время, в течение которого производится лов рыбы.
Пухлина — больное, опухшее место, следствие укуса.
Пялички, пяло — пяльцы.
Что означает буква «П» в старославянской азбуке
Покой – буква духовности. Истинный смысл Покоя заключается в
тишине и покое, в особом душевном покое или душевной гармонии. Только имея в
душе благодать, можно обрести душевный покой. Человек, совершающий добрые
поступки, имеющий чистые помыслы и почитающий заповеди, живет в ладу с самим
собой. Ему не нужно ни перед кем притворяться, потому что он в ладу с самим
собой.
Покой является существительным в значении жизни земной и небесной - мира без
мятежа. Покой есть свойство Бога. У Него мы просим «покоя многотрудной плоти»,
ибо «всуе мятется всяк земнородный». Таким образом, три стоящие рядом в
алфавите буквы складываются в утверждение - наш Он покой, - согласное с
Евангелием: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы». (Мф.
11: 28).
Число, соответствующее букве Покой равно 80 – восьмидесяти.
Значение слов в православии на букву «П»
Пагуба — бедствие, мор.
Пажить — пастбище
Паки — опять; с другой стороны, напротив.
Палица — священная одежда епископа. Это четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же, как и у архиереев, палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.
Панагия (гр. panagia — пресвятая) — часть просфоры, изъятая на проскомидии в честь Божьей Матери.
Панагия - священное облачение епископа. На труди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия, что значит «Всесвятая». Это — небольшая круглая икона - образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями. Носится епископами в знак архиерейского достоинства.
Паникадило (от гр. pan — все, kandela — свеча) — подставка для свечей или лампад, имеющая более двенадцати свечей.
Панихида (от гр. pannychida — всенощная) — заупокойная служба, богослужение, на котором происходит поминовение умерших. П. по отдельным лицам совершаются по просьбе верующих (см. требы). Вселенские П. в память всех умерших христиан происходят в установленные дни — на радоницу и родительские субботы. Во время П. на канун ставится коливо. Специальная заупокойная всенощная называется парастасом.
Паперть — внешний притвор храма, площадка перед внутренним притвором, на которой в первые века христианства стояли плачущие, кающиеся.
Парастас — заупокойная утреня, когда совершается поминовение усопших (Димитриевская родительская суббота, родительская суббота перед мясопустной неделей).
Партесное пение — многоголосное хоровое пение православной церкви, разделенное на голоса, или партии.
Пасха (греч.pascha от древнеевр. «прохождение») — иудейский и христианский праздники. В христианстве как главный праздник установлен в воспоминание о Воскресении Иисуса Христа; переход от смерти к жизни и от земли к небу.
Патер — отец; католический священник.
Патерик (от греч. pater — отец) — сборник жизнеописания отцов Церкви, монахов какого-либо монастыря.
Патриарх (греч. patriaches — родоначальник) — глава
церковной иерархии. Высший духовный сан в православии.
Избирается поместным собором. Титул П. установлен Четвертым Вселенским собором
451 г.
(г. Халкидон). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г. и упразднено Петром
I в 1700 г.
Первым Патриархом Московским и всея Руси был митрополит Иов (1589—1605). За всю
историю Русской Православной Церкви было избрано 15 патриархов. Патриарх,
согласно Уставу Русской Православной Церкви, управляет Церковью совместно со
Священным Синодом. Патриарх подотчетен только Поместному и Архиерейскому
соборам. Он является полномочным представителем Церкви перед государством. Сан
патриарха — пожизненный. Восстановлено с 1918 г., когда П. был избран
митрополит Тихон.
Патриархия — соборная патриаршая церковь. Высшая власть в ряде автокефальных православных церквей, а также церковная область, управляемая патриархом.
Патристика — совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских писателей II—VIII веков. В настоящее время как православная, так и католическая церкви, и богословы широко используют различные идеи восточной и западной патристики, признавая ее в качестве неоспоримого авторитета.
Пасхалии — вычисления, с помощью которых на каждый год определяется дата Пасхи и зависящих от Пасхи праздников. Эти вычисления делаются на много лет вперед. Пасхалии обычно помещают в конце церковных книг (в Псалтири, Уставе, Месяцеслове и пр.).
Паче — более, выше, сверх (например, «паче естества» — сверхъестественно, «паче слова» — невыразимо, «паче разума» — непостижимо).
Перезвон — поочередный звон в колокола, начиная с самого большого и кончая самым маленьким. Совершается перед архиерейским рукоположением, малым водоосвящением, на вечерне Великого Пятка перед выносом плащаницы, на утрене Великой Субботы во время крестного хода с плащаницей, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную неделю перед выносом креста.
Перси — грудь.
Пещися — заботиться, иметь попечение.
Пиво — питие.
Плащаница — полотнище с изображением тела Иисуса Христа после снятия Его с креста. В Великий пяток (пятницу перед Пасхой) плащаницу торжественно выносят из алтаря на середину храма для поклонения верующих. Плащаница остается там до пасхальной полуночи, после чего ее возвращают в алтарь.
Плинфа — кирпич.
Повергати — бросать на землю.
Подризник – священное облачение священника, то же, что и стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.
Подрясник — нижнее облачение духовенства — длинная одежда до пят, в талию, с узкими рукавами.
Поелику — потому что, так как.
Покаяние — таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника, и, открыв свои грехи священнику, и принимая прощение от священника, невидимо разрешается от грехов самим Иисусом Христом. В первохристианские времена покаяние было публичным. Тайная исповедь стала практиковаться много позднее.
Полма — пополам, на две части.
Полуношница — церковная службы, совершаемая в полночь и в любой час ночи до утра. П. установлена, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Христа перед шествием его на страдания, для постоянного напоминания о втором пришествии Христа, которое, по учению церкви, должно наступить в полночь, и для призыва верующих к подражанию ангелам, немолчно прославляющим Бога. П. бывает вседневная, субботняя и воскресная.
Поминальные дни — дни поминовения умерших. В христианской церкви П.Д. являются 3-й, 9-й и 40-й день по кончине, а также самый день смерти. Ежегодные общие П.Д.: суббота мясопустная, суббота троицкая (накануне Пятидесятницы, субботы "родительские" (2-я, 3-я и 4-я недели Великого поста), радоница (вторник Фоминой недели) и Димитровскаясуббота перед 26 октября, в которую поминаются, главным образом, павшие на поле брани. Им же посвящается П.Д. 29 августа.
Поне — хотя бы, по крайней мере.
Понеже — потому что.
Пономари - церковнослужители, имеют своей обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении.
Попразднство — дни, продолжающие великий праздник. Число дней попразднства неодинаково (в зависимости от последующих праздников или дней поста — от одного до восьми; у Пасхи — сорок). Последний день попразднства называется днем отдания праздника и отличается от других дней попразднества большей торжественностью богослужения. В келейные молитвы в дни попразднства желательно включать тропарь и кондак праздника и (вместо «Достойно есть») задостойник.
Поручи - священная одежда священнослужителей. Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они, совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.
Послания — так называются писания святых апостолов, написанные в форме писем или посланий: одно — Иакова, два — Петра, три — апостола Иоанна, одно — апостола Иуды и 14 посланий апостола Павла. Послание может быть окружным, окрестным или соборным. Это послания, которые отправлялись по всем знаменитым церквам по окончании заседаний соборов для извещения о том, какие решения и по каким вопросам церковной жизни были приняты на соборе.
Послушание — то или другое дело, исполняемое по указанию настоятеля монастыря.
Послушник — человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий испытание послушанием в монастыре.
Пост — учреждение церкви, содействующее победе в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. Древнейшие церковные писания утверждают, что апостолы установили П. в 40 дней в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся 40 дней в пустыне. Первоначально четыредесятница существовала не повсеместно и в постоянный 40-дневный П. сложилась с учреждением чина для оглашенных и кающихся, которое было приурочено ко дню Пасхи: в П. оглашенных и кающихся стали принимать участие все верующие. В IV в. великий П. существовал повсеместно, но соблюдался не везде одинаково. П. в древней церкви был очень строг и состоял или в полном воздержании от пищи, или в сухоедении (сушеные плоды и овощи) и не раньше вечера. С XII в. на Востоке постной пищей стала считаться также рыба, а иногда и водяные птицы. Всякая радость считалась нарушением П. Со временем церковное значение П. было усилено, и грех нарушения П. был приравнен к ереси. Законодательство на Востоке сообразовывалось с требованиями церкви: в дни великого П. запрещались всякие зрелища, закрывались бани, торговля мясом, приостанавливалось судопроизводство. К П. приурочивалась благотворительность. С появлением монашества П. стал одним из монашеских обетов. П. бывают многодневными и однодневными. Многодневных П. четыре: 1) Великий П., продолжающийся семь недель перед Пасхой, 2) П. апостольский, или Петров П., начинающийся спустя неделю после Троицы и продолжающийся до дня памяти апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля); 3) Успенский, или Богородичный П., продолжающийся с 1 (14) августа до дня Успения Богородицы 15 (28) августа; 4) Рождественский, или Филиппов, П., начинающийся 15 (28) ноября и заканчивающийся в рождественский сочельник 24декабря (6 января) с появлением вечерней звезды. К однодневным П. относятся: 1) П. в среды и пятницы в память о предании Христа на страдания и смерть и самих страданий и смерти Его. Нет П. в среды и пятницы сплошных седмиц: в пасхальную седмицу, седмицу Пятидесятницы, на Святки, т.е. в течение 12 дней от Рождества Христова до Богоявления, в седмицу мытаря и фарисея и седмицу сырную; 2) П. в праздник Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября; 3) П. вдень Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября); 4) П. в навечерие Богоявления Господня 5(18) января. Великий П., а также П. в среды и пятницы является каноническими. Остальные П. являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав.
Постриг — 1) пострижение волос как символ служения совершается над новокрещенным после крещения, над новопоставленным чтецом во время посвящения; 2) богослужение, совершаемое при принятии монашества. Соответственно трем степеням монашества существуют П. в рясфоры, П. в малую схиму и П. в великую схиму. П. клириков совершается архиереем. П. неклириков совершается монашествующим священником (иеромонахом, игуменом или архимандритом). Чинопоследования П. содержатся в большом требнике.
Пострижение — принятие нового имени, монашеского звания.
Потир — евхаристическая чаша, куда вливается красное вино.
Пояс - священное облачение священника, надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.
Пояти — взять, забрать.
Православие – (является переводом греческого слова «ортодоксия»). Одно из главных и старейших направлений в Христианстве. Содержит истинное, неискаженное учение веры и благочестие, «право славящее» Бога. Возникло с разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 веках. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 году. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей. На Руси появилось с конца 10 века. С 1448 года – Русская православная церковь. Крещение Руси начато Владимиром Святославичем в 988-989 в греко-православной форме, как государственной религии. Содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры. Вначале РЦП была митрополией Константинопольской Церкви, но с 1448 года обрела самостоятельность. В настоящее время во всем мире - 15 автокефальных (от греч. «сам» «голова»), обособленных православных церквей. РПЦ включает в себя Украинскую Православную Церковь и автономную Японскую Православную Церковь.
Православная культура – часть христианской культуры. Под словом „православие" понимается истинное знание о Боге и творении. Греческий термин „православие" состоит из двух слов — „правый, истинный" и „слава" (в двух значениях: „вера" и „славословие"). Правильное учение о Боге включает правильное славословие. "Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души... Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно... Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т.д.) являть картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка» (Ильин И.А.). Таким образом, духовность человека (его совесть, доброта, нравственность, творческий потенциал) – основной компонент православной культуры. Православная культура материально воплощена в самых лучших творениях искусства. Это и огромное количество прекрасных архитектурных, храмовых сооружений и монастырей. Это - иконы и фрески, наполненные особым теплым светом, с изображением Господа, Богородицы, Ангелов и Святых. Это и удивительные ювелирные украшения крестов, священной утвари и окладов икон и Евангелий. Это и изумительная красота и духовность слов Библии, молитв и песнопений. Это и высокий нравственный посыл, заложенный в Законах Божиих, в откровениях апостолов и святых, в проповедях священников.
Праздники Церкви - разделяются на великие, средние и малые. К великим праздникам относятся праздник праздников Пасха, двунадесятые праздники, а также следующие праздники: Обрезание Господне (1/14 января), Покров Пресвятой Богродицы (1/14 октября), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября). Средние и малые праздники подразделяются по степени торжественности и соответствующим особенностям богослужения.
Предпразднство — день (или дни), предшествующие великому празднику, когда Церковь наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым святым предлагает молитвословия в честь наступающего праздника, приготавливая верующих к его достойной встрече. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднаства, за исключением Рождества Христова (5 дней) и Богоявления (4 дня).
Преложение — изменение.
Премогати — преодолевать, побеждать.
Преподобный — праведный, Святой угодник Христов. Обращение к священнику: «Ваше преподобие», «Ваше высокопреподобие».
Пресвитеры – (с греч. Presbuteros. , букв. старейшина) – в раннехристианской общине лицо, управляющее ее делами, в православии – второй сан священнослужителей, то же, что и священники.
Престол — главная принадлежность алтаря христианского храма. Представляет собой четырехугольный стол, находящийся в середине алтаря и служащий для совершения литургии. На П. кладутся антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над П. устанавливается киворий. П. облачается в два покрова — нижний, называемый срачицей и изображающей плащаницу, которой было обвито тело Христа при погребении, и верхний, цветной, называемый нидитией. При освящении храма П. опоясывается вервием, символизирующим узы Иисуса Христа. П. изображает гроб Христов, на котором возлежит Тело Христово, и является местом таинственного присутствия Бога. Прикасаться к П. дозволяется только священнослужителям.
Престольный, или храмовый, праздник — день праздника или памяти святого, во имя которого освящен храм или придел храма.
Прещение — угроза, запрещение.
Придел — дополнительный алтарь с престолом, устраиваемый для того, чтобы в один день в храме можно было совершать несколько литургий (по числу приделов), ибо на одном П. литургия священнодействуется не более одного раза вдень. П., как и главный алтарь, обращен к востоку, параллельно главному алтарю, несколько впереди, или позади, или по сторонам его.
Припев канона — стих, которым предваряются тропари канона. Для канонов праздников Господних припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Богородичных — «Пресвятая Богородице, спаси нас», припев воскресных канонов — «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», крестовоскресных канонов — «Слава, Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению». В каноне ко Святому Причащению — особые припевы: стихи 50-го псалма. В некоторых канонах бывает особый припев к 1-му тропарю 1-й песни (так — в каноне Ангелу Хранителю), Троичный припев в 8-й песни (в каноне ко Святому Причащению). На 9-й песни канона великих праздников бывают особые припевы — иногда целый ряд припевов, как в Пасхальном каноне или, например, каноне Сретения Господня.
Присно — всегда, непрестанно, беспрерывно.
Притвор — западная часть храма, отделенная от средней глухой стеной, куда дозволяется входить оглашенным и кающимся, известным под именем слушающих, а также иудеям, еретикам, раскольникам и язычникам для слушания слова Божия и поучения. В П. совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полуношница, оглашение, обручение и другие богослужения.
Приход — низшая церковно-административная единица, включающая общину верующих и храм с служителями. В русской православной церкви приходы объединяются в благочиния.
Причащение — таинство церкви, иначе называемое таинством евхаристии, состоящее во вкушении Плоти и Крови Христовой, пресуществленных из хлеба и вина. П. совершается на литургии священником или архиереем. П. предшествуют пост и покаяние. П. делает верующих участниками божеского естества. Жертва евхаристии, по учению церкви, тождественна крестной жертве, принесенной Богу за живых и умерших. В некоторых случаях П. совершается запасными Дарами. Причащение – соединение с Церковью и с Христом. К таинству Святого Причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем — исповедью, то есть очищением своей совести в таинстве покаяния. Таинство Св. Причащения по-гречески называется евхаристией, что значит «благодарение».
Причт — причет церковный — священнослужители, а также чтецы, певцы, дьячки, пономари — то есть клир.
Прокимен — стих из псалма, которым предваряется чтение или пение в храме.
Проповедь — церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией с целью разъяснения верующим христианского учения.
Пророки – это вдохновенные от Бога святые люди, возвещавшие роду человеческому волю Божию и будущие судьбы мира
Просфора (гр. prosphora — приношение) — богослужебный литургический хлеб, употребляемый во время евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых. Тесто для П. готовится из пшеничной муки, воды и соли. На П. помещается изображение креста или образа к-л. святого. П. делаются двухсоставными в ознаменование двух естеств Иисуса Христа — божественного и человеческого.
Протодьякон — старший дьякон в белом духовенстве (обыкновенно при кафедральном соборе). Звание П. дается в качестве награды.
Протоиерей — старший священник в белом духовенстве, обычно настоятель соборной церкви. Звание П. дается в качестве награды.
Протопресвитер — высшее звание белого духовенства.
Псалмы (греч. psalmoi — хвалебная песнь) — песнопения, составляющие Псалтирь.
Псаломщики – церковнослужители, имеют своей обязанностью читать и петь как при Богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан. Церковное и приходское письмоводство.
Псалтирь (Псалтырь; «Книга хвалебных песен») — одна из книг Библии, содержит 150 псалмов, большая часть из которых принадлежат царю иудейскому Давиду, некогда победившему могучего филистимлянского воина Голиафа.
Пустынь — монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте. Место уединения христианина, решившегося на подвиг уединения, молчания и сосредоточенных молитв.
Пропись церковно-славянской буквы «Покой»:
Источники:
- «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
- Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
- Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
- https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
- http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
- https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
- https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
- http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий