Красота букв русской азбуки
Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:
Буква «О»
Главные слова на букву «О»:
Отец Небесный; Отче наш: Отрок Иисус
Буквица из книги: Библия для детей
«Отче наш, иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. (Молитва Господня)
***
Отец Небесный, сущий ты везде:
В дыханье ветра и в дожде,
В потоке солнечных лучей,
В мерцании звезд, в тиши ночей
И в ярком пламени свечей…
Ты – Был и Есть, и Будешь вечно!
Любовью светлой, бесконечной,
Движеньем мысли безупречной
Ты утверждаешь Суть вещей.
И в блеске глаз Твоих детей
Отражена Вселенной вечность.
(автор неизвестен)
***
Всё я верю, Боже, дашь
По молитве (Отче Наш)
***
Безрассудство не в почете,
Если с Богом в бой идете.
Но Отечеству во благо
Его воинов (Отвага)
(Юрий Веялис)
Загадка про букву «О»
***
У человека одно, у ворона два, у медведя ни одного. (Буква «О»)
***
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
(Е. Тарлапан)
Русские народные загадки на «О»
Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей
- Лежат у матки телятки гладки, Лежат рядками – зеленые сами. (Огурцы)
- В поле сережки на тоненьких ножках. (Овес)
- Сидит Пахом на коне верхом, Книги читает, а грамоты не знает. (Очки)
- Поле хрустальное, межи деревянные. (Оконная рама и стекла)
- Красненький петушок по жердочке бежит. (Огонь на лучине)
- Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
- Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик)
Названия русских народных сказок на «О»
Художник Станислав Ковалев
- Охотник и его жена
- Окаменелое царство
- Оклеветанная купеческая дочь
- Огневушка – поскакушка
- Овца, лиса и волк
- Отец и дочь
- Об отце Николае
- Орел
– царевич. Загадка про орла:
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина... (Орла)
Евангельские истины в народных пословицах на «О»
Художник Сергей Ефошкин
- Отчизна-мать, умей за нее постоять.
- Один за всех и все за одного.
- Одной рукой собирай, другой раздавай.
- Око видит далеко, а ум – еще дальше.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
- Один и у каши сирота.
- Одна пчела немного меда натаскает.
- Одною рукою собирай. а другою - раздавай.
- Овца руно растит не про себя.
- Оденем нагих, обуем босых, накормим алчных, напоим жаждущих, проводим мертвых - заслужим Царство Небесное.
Словарь старинных русских слов на «О»
Художник Станислав Ковалев
Обабок — гриб, подберезовик.
Обаять (обаить) — оговорить, сглазить.
Облоухий — долгоухий, ушастый, длинноухий.
Оборка — завязка у лаптя.
Обрадеть — обрадоваться.
Образчатый изразец — изразец с рельефным узором — «образом».
Овин — строение для сушки и молотьбы снопов.
Однова — один раз, однажды.
Однорядка — долгополая одежда из тонкого сукна, однобортная, с прямым запахом, без ворота.
Ожерелье — в XVI-XVII вв. так называлось украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки, драгоценных камней или меха.
Озойливо — пристально.
Окарачь ползет — на карачках, окарачиться — опуститься на колени.
Окрутить — одеть; нарядить (молодую после венца в женскую одежду); обвенчать.
Окуп — откуп.
Омёшек — лемех у сохи.
Омшаник — уконопаченный мохом сруб для зимовки пчел.
Онучи — обмотки для ноги под сапог или лапоть, портянка.
Опара — тесто.
Опарушка, опара — жидкое тесто с дрожжами или закваской для подъёма пирогов.
Опашень — мужская и женская одежда свободного покроя с длинными, сужающимися к запястью рукавами. Опашень часто носили внакидку, «на опаш», и не подпоясывали даже в том случае, если надевали в рукава. Полы опашня спереди были короче заднего полотнища. Известный историк И.Е. Забелин считал, что опашень и охабень — один и тот же тип верхней одежды. Он писал: «Опашень иначе охабень, верхнее летнее распашное платье из шелковой или золотой добротной ткани, а большей частью из червчатного сукна».
Опричь — кроме.
Опушка — отделка одежды по краям пол и подолу.
Опока — иней.
Опорки — обувь, сделанная из старых сапог, у которых отрезаны голенища; остатки стоптанной и изодранной обуви.
Оратой, ратай — пахарь.
Орать — пахать.
Острог — первоначально ограда из стоячих заостренных сверху бревен; отгороженное таким частоколом в старину всякое поселение называлось поэтому острогом, или городком. Позже так стали называть укрепленное острогом место заключения.
Отава — трава, выросшая после укоса; свежая трава, выросшая в тот же год на месте скошенной.
Отжить — здесь: отогнать, отвадить.
Охабень — мужская длинная просторная одежда с откидными рукавами, столь длинными, что они были вровень с подолом. Охабень имел большой отложной воротник прямоугольной формы. Его расшивали шелком и золотными нитями, украшали пуговицами из драгоценных камней и металлов. Так как рукава охабня имели чисто декоративный характер, то на уровне локтя в них делали прорези для рук. Одевали поверх кафтана.
Очелье — фигурная резная доска, украшавшая верх наличника окна. Происходит от слова «чело» — лоб. Поверхность очелья богато украшалась ажурным или рельефным узором, а иногда резной узор раскрашивался яркой краской.
Очеп — шест, прикрепляемый к потолку в избе, на котором подвешивалась колыбель; слега или жердь, служившая рычагом. На очепе поднималось ведро с водой из колодца,
Что означает буква «О» в старославянской азбуке
Буква О в старославянском алфавите обозначена словом Он.
Истинным значением этой буквы является «лицо». Кроме того, что Он обозначало
личное местоимение, его использовали для обозначения какого-либо человека,
личности или персоны.
Оно встречается в Евангелии в собственно указательном значении (ныне
устаревшем: «во время оно», «он пол» - другой берег, и в лично-указательном, в
отношении Христа: «о сем познахом любовь,
яко Он по нас душу свою положи» (1 ин. з: 16).
Издавна буква эта ассоциировалась с яйцом, символизирующим Творца,
заключающего в Себе творение, Живоносный гроб, заключающий в себе Воскресение,
а также с солнцем, животворящим природу.
Число, которое соответствует этому слову – 70 – семьдесят.
Значение слов в православии на букву «О»
Обаче — однако, впрочем.
Обдержание — обладание, управление.
Обедня — простонародное название литургии.
Облачение — одежды клира и монашества. О. делится на: 1) внебогослужебное О. духовенства: подрясник и ряса дьякона; подрясник и ряса с наперсным крестом священника; подрясник, ряса, мантия и клобук с наперсным крестом и панагией архиерея; 2) богослужебное О. клира: стихарь церковнослужителя; подрясник, ряса, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест священника; подрясник, ряса (на литургии — подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (или фелонь), омофор, панагия, крест, митра у архиерея. В награду священникам дается право ношения скуфии, набедренника, камилавки палицы и митры. Богослужебное О. бывает разного цвета в зависимости от характера богослужения (см. цвет облачения); 3) облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка, монаха малой схимы — хитон, параман, ряса, мантия, клобук. Монаха великой схимы (схимонаха) — хитон, параман, ряса, мантия, куколь.
Облещи — отдыхать.
Обои — и тот и другой, оба.
Обращение — возвращение из рабства греха и восстановление общения с Богом через покаяние.
Обстояние — беда, напасть, тяжелое положение.
Общник — соучастник, причастник.
Овый — иной, некий.
Оглашение — наставление в истинах веры христианской тем, кто готовится к крещению. В субботу в церкви делалась огласка, гласное возвещение о тех, кто намеревается принять святое крещение. Над приступающими к таинству Крещения совершается церковный обряд; в первохристианской Церкви, как правило, крестились взрослые люди, ныне обряд крещения чаще всего совершается над малолетними детьми. Оглашением называется также и обряд (первая его часть) посвящения в схиму. Оглашение — это и публичное объявление о предстоящем браке.
Оглашенный — в первохристианской Церкви это человек, желающий получить святое крещение и постигающий основы христианского учения. Сроки оглашения были различными. Многие в первохристианской Церкви в течение всей жизни находились в разряде оглашенных.
Одесную — по правую руку или по правую сторону; тоже.
Одр — кровать, ложе; смертное ложе, скамья.
Окрест — около, вокруг.
Омофор - покров.
Омофорий (омофор) (с греч. «раменоносник») — священная одежда епископа, одно из семи архиерейских облачений, возлагаемое на рамена (плечи). Это широкая лента, которая вешается через плечо и спускается спереди и сзади. Символика омофора: он являет собой заблудившуюся овцу (человечество), которую Господь взял на свои плечи и сочетал со своими овцами (ангелами). Кресты, которыми украшается омофор, показывают, что священнослужитель готов последовать страстям Христовым. Омофор — слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы.
Орарь – священная одежда диакона. Это длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.
Орлецы - во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это — небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.
Осанна — выражает или моление о помощи: «помоги! спаси! сохрани!», или уверенность в помощи: «спасение! помощь!» Это слово в настоящее время звучит и как приветствие ликующего народа, равнозначное нашему «да здравствует!».
Отай — тайно, скрытно.
Отпевание — богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем. Существуют различные чины О. для мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев. О. дьяконов совершается по чину О. мирян. О. совершается во все дни богослужебного года, кроме Пасхи. В пасхальную неделю О. совершается по особому чину. Чинопоследование О. содержится в требнике.
Отпуст — краткая молитва-благословение, произносимая священником по окончании церковной службы.
Отходная — канон, читаемый у одра умирающего, напутствующий "отход" человека из этого мира.
"Отче Наш" — молитва Господня, которую дал Иисус Христос своим ученикам (Мф. 6:9-13; Лк. 11:2-4). Состоит из призывания: "Отче наш, сущий на небесах", семи прошений: "да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" и славословия "ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь". Молитва Господня произносится на литургии верных после освящения св. Даров. Апостольские постановления требуют, чтобы каждый произносил ее трижды вдень. Отцы церкви склонны истолковывать слова "хлеб наш насущный дай нам на сей день" как просьбу о хлебе евхаристии (см. молитва).
Очистительные молитвы — следуя примеру Богородицы, исполнившей закон очищения, христианская Церковь предписывает христианским женам, которые стали матерями, очищаться в 40-й день особыми молитвами. В этих молитвах — просьба, чтобы Господь сподобил их входа в храм, сделал их достойными причащения и чтобы Он помог взрастить рожденное дитя, освятил и благословил новорожденного.
Пропись церковно-славянской буквы «Он»:
Источники:
- «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
- Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
- Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
- https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
- http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
- https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
- https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
- http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий