Духовная живопись
Собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на Крови)
Собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на Крови)
По убеждению Васнецова В.М., храм должен быть тем местом, где может
произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и
других, может стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и
понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.
Собор Воскресения Христова. Спас на Крови. Санкт-Петербург. 1883-1907.
Архитекторы: А.А. Парланд, архимандрит Игнатий (И.В. Малышев). Северный фасад
В период между 1883 и 1901 Васнецов создает серию эскизов и
оригинальных живописных работ к мозаике для фасада церкви Воскресения Господня
(Спас на крови) в Санкт-Петербурге. Художником также подготовлены эскизы к двум
иконам «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» (1901) (для местного ряда
главного иконостаса).
Спас на крови, или храм Воскресения Христова был построен и
освящен в 1907 году по проекту архитектора А.А. Парланда на том самом месте,
где в 1881 году народовольцами был убит император Александр II.
Иконостас. Собор
Воскресения Христова. Спас на Крови. Санкт-Петербург
Внутренне убранство храма Спаса на крови поражает
великолепием. Стены собора практически полностью покрыты мозаичными
изображениями, над которыми работали талантливые мастера Петербурга и России.
В
иконостасе размещаются мозаичные иконы по оригиналам В. Васнецова, М.
Нестерова, Ф. Бруни и Н. Шаховского.
Центральное место отведено мозаикам иконостаса, созданным по
эскизам Виктора Михайловича Васнецова: «Богоматерь с младенцем» и
«Спаситель». В решении образов художник придерживался византийских приемов,
передавая при этом внутреннее состояние
персонажей.
Васнецов В.М. Богоматерь
с младенцем. Эскиз. 1901. 209 х 89, х., м. Государственный Русский музей
Икона
расположена слева от проема Царских врат в иконостасе. «Богоматери»
Васнецова свойственна особая одухотворенность. В Ее глазах - материнская
тревога, предчувствие грядущей утраты и скорби. Небольшая по размеру композиция
уравновешена. За счет строгих контуров, спокойных локальных тонов и
продуманного рисунка станковая мозаика приобретает монументальность.
О создании образа Богоматери с Младенцем Васнецов писал: «...состязаться со святыми иконописцами я
не рискую, но искать у них вдохновения считаю обязательным. «О Тебе радуется» -
Богоматерь с младенцем будет на этот раз сидящая, и по мотивам ее изображения
беру «Умиление», которое меня трогает до глубины души».
В образе Богоматери Васнецов показал национальный идеал
материнства и заступничества, «сущность
нравственного долга и идея подвига... самоотречение, которое составляет
народную черту русского характера с его идеальной простотой в осуществлении
необходимого и должного».
Васнецов В.М.
Спаситель. Эскиз. 1901. 209 х 89, х., м. Государственный Русский музей
Икона
расположена справа от проема Царских врат в иконостасе. Господь изображен
сидящим на престоле как Царь Царей и грозный Судия. Икона набрана в мозаичной
мастерской Академии художеств.
Значимость Спасителя подчеркнута фронтальностью изображения
и строгой симметрией. В Его левой руке - раскрытое Евангелие со словами любви к
ближнему, правая застыла в благословляющем жесте. Через устремленный на зрителя
взгляд Христа передается внутренняя сосредоточенность и напряженность образа.
Колорит приглушен, усиливает декоративность голубой фон, создающий иллюзию
глубины пространства.
Для внешних мозаик храма Спаса на Крови Виктор Михайлович
Васнецов создал еще пять эскизов - «Серафим», «Распятие», «Спуск от Креста»,
«Ношение Креста» и «Сошествие во ад».
На фронтоне храма мозаика
«Несение креста» по эскизу В.М. Васнецова. Источник изображения http://www.golden-ship.ru/photo/325-0-2106-3?1421883327
Четыре крыльца храма, фасад и интерьеры покрыты красивейшими
мозаиками, и к тому же собор — единственный в мире пример мозаичного искусства
нового времени. Общая площадь мозаик составляет 7 тыс. кв. м. они созданы в
мастерской братьев Фроловых.
В сюжетах из Священного Писания художник развивал собственную
иконографическую линию, основываясь на богатом опыте своих предшественников.
Васнецов создал собственный "страстной цикл", в который вошли:
мозаики "Распятие", "Несение креста", "Снятие с
креста" и "Сошествие во ад" на фасаде храма Воскресения
Васнецов В.М. Этюд
для мозаики «Несение креста». 35 х 25. х., м.
В этих композициях Васнецова слились воедино иконописные
мотивы с приемами монументальной картины или панно. Стремясь к максимальной
достоверности в показе событий, художник насыщал сюжет повествовательными
деталями, элементами костюмов и пейзажа. Работы Васнецова привлекают людей
своим эмоциональным настроением и умением мастера передать духовный смысл
показанного им события. Произведения "Страстного цикла" Васнецова
многозвучны. В них слышится стук шагов измученного Христа и звон римских копий
("Несение креста"), тихий плач Богородицы и безудержное рыдание Марии
Магдалины ("Распятие"), ликование праведников и пение ангелов
("Сошествие Христа во ад").
Васнецов В.М.
Распятие. 1899. 272 х 272, х., м. Эскиз наружной мозаики для храма Воскресения
в Петербурге.
Иконография эта не имеет прообразов в древнерусской
живописи. Основу композиции составила творческая переработка известного сюжета
"Распятие". Композиция наполнена персонажами, каждый из которых
отмечен особым настроением от ненависти и злобы до молчаливой скорби и
отчаяния. Все оттенки душевного состояния людей, присутствовавших во время
казни Господа, переданы исключительно пластическими средствами. Руки
изображенных персонажей выражают больше эмоций, чем их лица. В центре -
распростертые руки Христа, напоминающие крылья израненной птицы.
Васнецов В.М. Снятие
с креста. 1888-1901. Эскиз наружной мозаики для храма Воскресения в Петербурге.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Омск. http://www.rodon.org/art-080423102017
«Церковные
произведения Васнецова стали образцом живописного убранства православных храмов
конца XIX-начала XX вв., потому что в них отразилось не только учение
Православной церкви о Господе, но и представления верующего народа о России с
её богатырской историей и уникальной культурой, проникнутой светом истинной
веры». (Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения)
На фронтоне храма мозаика
«Сошествие во ад» по эскизу В.М. Васнецова
«Васнецов мечтал о
воссоединении непонимающих друг друга интеллигенции и народа под сводами храма,
построенного и украшенного во славу православной веры и Российской истории. Эта
мечта привела его к созданию уникального религиозно-национального направления,
в котором изобразительно отразились эстетические, этические и богословские
чаяния русского общества конца XIX-начала XX в. Эклектичное по своей природе,
новое направление основывалось на национальном наследии, но выражалось
исключительно в новой форме, главным признаком которой стала красота». (Виктория
Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения)
На протяжении всей жизни Васнецов-художник горел одним
желанием - воплотить "русский самобытный дух" в своих произведениях,
независимо от их жанра. Ради этого он часто сознательно отступал от правил и
канонов.
Источники:
http://archive.jmp.ru/page/index/19450134.html
ВИКТОР ВАСНЕЦОВ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ХУДОЖНИК
http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/sobor0.html
Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926). Росписи Владимирского собора, г. Киев
http://spas.spb.ru/?page_id=55 сайт Собора Воскресения Христова (Спас – на
Крови).
http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post364289670
Киевский Владимирский Собор. Альбом фотографа Г. Лазовского 1897
Комментариев нет:
Отправить комментарий