Васнецов В.М. Эскизы для мозаики взорванного Собора Святого Александра Невского в Варшаве
Собор Святого Александра Невского в Варшаве. Источник изображения https://vk.com/wall-53611050?q=%23%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%B2%D0%B0&z=photo-29477816_306187905%2Fwall-53611050_42198
«Красота составляет основу всех форм мироздания». (В.М. Васнецов)
Собор Святого Александра Невского в Варшаве был построен в 1912 г. в неорусском стиле. В середине 1920-ых гг. разрушен польскими властями.
Собор по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа был заложен в 1894 г.
2 июня 1894 г. архиепископ Флавиан освятил место под строительство, а 30 августа, в праздник св. Александра Невского и именины государя, в присутствии И.В. Гурко совершил закладку собора во имя "небесного покровителя наших царей". Третий камень положил св. Иоанн Кронштадтский, который стал крупнейшим жертвователем на постройку (13500 руб.).
Огромную по тем временам сумму - около 3 миллионов рублей - на строительство собора собирали всем миром.
Он предсказал, что храм будет великолепным, но простоит недолго. Так оно и вышло. Через три года после окончания строительства началась эвакуация в связи с Первой мировой войной. Все внутреннее убранство вывезли. Позже в здании собора был то католический костел, то лютеранская кирха.
После завершения строительства собор достигал в высоту 70 метров и был на то время самым высоким зданием в Варшаве.
В оформлении собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Алтарь был украшен колоннами из яшмы, подаренных Николаем II. Главный из 14 колоколов на звоннице был пятым по величине в империи.
Всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч(!) произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.
Работа над интерьером собора продолжалась под руководством профессора Николая Покровского 12 лет. Фрески для храма создавал Виктор Михайлович Васнецов, 12 мозаичных панно набраны в мозаичной мастерской В.А. Фролова по эскизам В.М. Васнецова и Андрея Рябушкина.
В 1907 для собора во имя святого Благоверного Великого князя Александра Невского в Варшаве В.М. Васнецов создает оригинал для мозаики «Отечествие».
Васнецов В.М. «Отечествие». Оригинал для мозаики православного собора в Варшаве. 1907. Источник изображения http://www.bibliotekar.ru/rusVasnecov/40.htm
Уникален Образ "Сам Господь Троичный в Лицах" в
Варшавском соборе. Роспись утрачена, но сохранился подготовительный картон.
Образ вписан в круг, образованный сплетенными крыльями серафимов, слева и
справа к которому припадают огненный и черный серафим. Седовласый Саваоф в
развевающихся белых одеяниях восседает на радуге и благословляет по архиерейски
- обеими руками. Вокруг Его головы очерчен восьмиугольный нимб, характерный для
первой ипостаси Троицы. На левом колене Бога Отца восседает отрок Христос в
золотом хитоне и гиматии с открытым Евангелием в руках. Рядом с Ним в шаре
изображен в виде голубя Святой Дух.
Образ наделен суровостью и аскетизмом, что сближает его с древними изводами.
Васнецов В.М. Оригинал «Отечествие». Фрагмент. Источник изображения http://macrosvit.com.ua/otechestvie-otechestvo1907/26149
«Огромный объём работы и творческий характер В.М. Васнецова, безусловно, рождались не на пустом месте. В основе всего лежало глубокое понимание сути православия, размышления о его назначении. Из черновика его письма в Комитет по сооружению православного соборного храма в Варшаве: «Характер живописи всякого православного храма должен быть выдержан в церковном стиле, обоснованном на византийских и древнерусских церковных иконописных памятниках до конца XVIII века... Для каждого изображения собирается специалистами церковной истории материал под руководством учёных иконографов… Рекомендация работ художника определяется существующими на данное время канонами изображения, назначением культовой постройки, особенностями архитектурного решения и личным вкусом заказчика». (Генриэтта КИСЕЛЕВА, заслуженный работник культуры России. г. Вятка)
Васнецов В.М. Эскиз мозаики в Варшавском соборе была 30 метров в высоту. Фото: из архива храма. Источник изображения http://m.kp.by/daily/26296.4/3173970/?share.target.id=860838&share.target.class=4
В этой работе Васнецов В.М. разработал собственную композицию иконографии Пресвятой Богородицы - "О Тебе радуется...".
«Образ Богоматери в Варшавском соборе отражает стремление Васнецова прославить многовековую историю православной России. Композиция эскиза вытянута по горизонтали и протяженными лентами облаков разделена на земную и небесную сферы. В центре - Божия Матерь на троне, с Младенцем на коленях. По сторонам от Нее, в небесной сфере, симметрично представлены ангелы, а над Ней - трехкупольный храм. Внизу показаны православные святые согласно их иерархическому положению. Справа от Богородицы стоят представители Вселенской церкви: равноапостольные Константин с крестом и Елена, Иоанн Дамаскин с текстом гимна, коленопреклоненный Роман Сладкопевец, Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий и др. За ними - ветхозаветные пророки. Слева от Девы Марии изображены представители Русской церкви: равноапостольные Владимир с крестом и Ольга, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Московские святители Петр, Иона и Алексий, Кирилл и Мефодий, Нестор Летописец и др. За ними – апостолы». (Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения).
13 июня 1912 г. за работу в Варшавском храме Васнецов был возведен в потомственное дворянство, а 31 декабря 1913 г. император Николай II пожаловал художнику чин действительного статского советника вне порядка службы.
Снос Александро-Невского собора в Варшаве. Источник изображения http://djuich.livejournal.com/34952.html
Собор был разрушен польскими властями в середине 1920-х годов, спустя менее чем 15 лет после открытия. Главными мотивами сноса послужило то, что собор, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей. Кроме собора св. Александра Невского в Варшаве поляками по тем же мотивам были уничтожены и многие другие православные храмы на территории страны. Кафедра искусств Виленского университета выдала справку, что собор не представляет собой никакой ценности.
Православный кафедральный собор в Варшаве стал едва ли не первым в Европе ХХ столетии христианским храмом, стертым с лица земли волею государственной власти. Даже в СССР взрыв храма Христа Спасителя последовал лишь в конце 1931 г. Во II Речи Посполитой, как официально именовалась межвоенная Польша, разрушение православных святынь началось значительно раньше. Вслед за ликвидацией в первые два года существовани независимой Польши около четырехсот православных храмов (1918-1920 гг.) и разрушением варшавского кафедрального собора во всей II Речи Посполитой началось массовое уничтожение православных святынь. Во многих воеводских центрах, в том числе и там, где православные жители являлись коренным населением, были разрушены городские православные соборы. Одновременно с варшавским, в 1924-1925 гг., был уничтожен величественный православный собор во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Литовской площади в г. Люблине - первая епископская кафедра св. Патриарха Тихона. Подобные акции продолжались в течение всего периода существования II Речи Посполитой, достигнув своего апогея в летние месяцы 1938 г. Тогда в июне и июле на Холмщине по требованию “католической общественности” военно-полицейскими силами было уничтожено около 150 сельских православных церквей. Все это происходило в местностях, населенных исключительно православными украинцами, проживавшими здесь многие столетия, окончательно изгнанными отсюда в первые годы после окончания Второй мировой войны в ходе специальной карательной операции “Висла”.
Собор взрывали два года в 1924-26 гг. с помощью 15 тыс. взрывов.
Правда, польские власти разрешили православным забрать уцелевшие мозаики. Теперь их можно увидеть не только в Барановичах, но и в церкви Святой Магдалены в Варшаве.
Во многих странах мира оказались частицы убранства собора и различные предметы из него. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавеле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора. “Взятое у собора” можно увидеть и в других местах, в том числе и в католических костелах...
Более счастливой оказалась судьба у нескольких мозаичных панно из собора, точнее, их отдельных частей, перевезенных в полесский г. Барановичи и укрепленных на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди них была и часть мозаики Н.А. Кошелева “Спас со строителем”, представляющая Л.Н. Бенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции В.М. Васнецова “О Тебе радуется...”
Лики апостолов из «Евхаристии» сейчас находятся в католическом храме Марии Магдалины в Варшаве.
Васнецов В.М. Евхаристия. Эскиз мозаики из разрушенного православного собора в Варшаве. Источник изображения http://www.patriarchia.ru/db/text/648046.html
Три части эскиза «Евхаристии» долгое время хранились в запасниках Государственного исторического музея. Холсты были свернуты в рулон и в таком состоянии находились продолжительное время. Как отметил на презентации Вадим Егоров, художественная коллекция ГИМа в два раза превышает фонды Государственной Третьяковской галереи, и большая часть этой коллекция находится в запасниках. «Мы не все знаем, что имеем», - сказал он. Поэтому «Евхаристия» была обнаружена недавно и передана на реставрацию в Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР).
По словам ведущего научного сотрудника ГИМ, специалиста по живописи XIX в. Натальи Перевезенцевой, представленные эскизы В.Васнецова являются подлинной «драгоценностью». Они имеют большое значение для истории новой русской религиозной живописи начала XX века. Художник начал, как он писал, эту «большую и очень ответственную работу», осенью 1910 года, создав графический эскиз. «Эскиз исполнен несколько в характере "Евхаристии" Киевского Софийского собора», — писал Васнецов.
«Евхаристия» — образец религиозной живописи «васнецовской школы», соединявшей в себе стилизацию образов старорусского церковного искусства с утонченной формой искусства модерна рубежа XIX-XX веков. Современники видели в религиозных работах Васнецова и психологизм, и отблески русского средневекового искусства, и высокий эстетизм.
Источники:
http://drevo-info.ru/articles/3849.html ВАРШАВСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР НА САКСОНСКОЙ ПЛОЩАДИ
http://www.patriarchia.ru/db/text/648046.html
http://djuich.livejournal.com/34952.html
http://m.kp.by/daily/26296.4/3173970/?share.target.id=860838&share.target.class=4
Комментариев нет:
Отправить комментарий