СРЕДНЕВЕКОВЫЕ МОЗАИКИ РИМА. VII ВЕК
Автор текста Комарова М.
Источник: Комарова М. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ МОЗАИКИ РИМА. VII
ВЕК./ М. Комарова./ Юный художник. – 2006. - № 6. – с. 7-11. – (Из истории
мирового искусства)
Сант Аньезе ин Агоне (Sant’Agnese in
Agone) — церковь, основанная еще в античные времена. Она посвящена Святой
Агнессе и расположена на месте ее мученичества на Пьяцца Навона
http://eternal-city.ru/wp-content/uploads/2016/09/bazilika-1.jpg
http://eternal-city.ru/wp-content/uploads/2016/09/bazilika-1.jpg
Святая Агнесса была
похоронена в катакомбах нынешней базилики Сант Аньезе фуори ле Мура после своей
мученической смерти в 304 году. Она является одной из великих римских
девствениц-мучениц. Самая молодая христианская великомученица стала символом
святости, непорочности и чистоты для миллионов верующих. В условиях
преследований и пыток ранних христиан Рима демонстрация принадлежности к
гонимой религии требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление таких
качеств у 12-летнего ребенка и по тем временам казалось невероятным и потому
произвело сильнейшее впечатление на христианскую общину. Святая невинная
чистота Агнесса была неимоверно почитаема в 4 веке
Церковь Св. Агнессы. Апсида. 625 - 638
гг.
Из всех памятников
монументальной декорации Рима, созданной в VII веке, до наших дней сохранилось
лишь несколько. Аналогично обстоит дело и с произведениями этого периода в
Византии. На основании этих немногих примеров, оставшихся в своем первоначальном
виде, можно судить о том, что художественные процессы, протекавшие в Риме в это
время, обозначают постепенный отход от византийских влияний и формирование
собственного стиля на основе древних традиций города святого Петра и
переработки заимствованных идей, форм и мотивов, привнесенных из других культурных
центров христианского востока.
В декорации апсид римских церквей
разрабатываются иконографические схемы, найденные ранее в предшествующих
столетиях, идет поиск новых стилистических и образных решений. Близ оживленной
римской улицы Виа Номентана расположена древняя базилика Святой Агнессы, построенная
в склоне холма, где находились катакомбы — захоронения первых христиан тогда
еще языческой столицы Римской империи.
Церковь Св. Агнессы. Св. Агнесса
Входящему в эту церковь с
первого взгляда открывается настоящее чудо — в алтаре в золотом сиянии
предстает прекрасная юная святая Агнесса, мученица, пострадавшая за новую веру
во времена императора Диоклетиана. Красавица Агнесса, сознательно выбравшая
путь христианской чистоты и добродетели, отказалась поклониться языческим богам
и приняла мучительную смерть в возрасте 12 лет, в 303 году. Через несколько
дней родителям девушки было видение, в котором Агнесса предстала перед ними в
богатых царских одеждах и в венце славы, воскресшая для новой жизни на
небесах. Святая была похоронена в катакомбах на Виа Номентана. С тех пор образ
ее является примером и символом целомудрия и непорочности.
Культ юной святой вскоре
приобрел особую популярность в Риме, где во время понтификата папы Симмаха (498
— 514) была основана базилика в честь этой святой, а в 625 — 638 годах при папе
Гонории I апсида этой церкви была украшена мозаикой с ее изображением на
золотом фоне в окружении двух пап, покровителя этой церкви — Симмаха и
заказчика мозаики — Гонория с моделью церкви в руках. Если фигуры и лики обоих
понтификов сохранились в несколько измененном виде из-за многочисленных
реставраций, то образ святой покровительницы церкви дошел до наших дней во
всем своем великолепии. Святая Агнесса представлена в роскошных одеждах,
расшитых драгоценными камнями, напоминающих и парадное облачение священника, и
одеяние византийских императриц. Голова ее украшена диадемой, в руках свиток
со Священным Писанием. У ног святой изображен меч и огонь — атрибуты,
свидетельствующие о ее мученической смерти. В верхней части апсиды в полукружьях
белого, голубого и темно-синего цветов, украшенных сияющими звездами, десница
Господня держит мученический венец над головой святой.
Церковь Св. Агнессы. Св. Агнесса. Лик
В декорации церкви образ
святой Агнессы впервые помещается в композицию апсиды и занимает центральное
положение. В известных нам римских мозаиках IV — V веков женские образы имели
символическую функцию, выступая в роли аллегорий христианской Церкви, веры,
или же были частью повествования, персонажами из Ветхого Завета. И только в
начале VII века в мозаике церкви Св. Агнессы прославляется женщина-мученица как
бесстрашная поборница веры и целомудрия, христианской добродетели.
Уравновешенность композиции,
идеальные образы, геометрически точно выстроенные пропорции фигур святой и
понтификов, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга и
словно утопают в золоте фона, парадность и богатая цветовая гамма мозаики,
торжественное молитвенное предстояние персонажей — все это создает поистине
величественный образец монументального искусства VII века.
Ораторий Св. Венанция. Апсида. 640 - 642 гг.
Вторым значительным комплексом
монументальной живописи Рима VII века является декорация Оратория Святого
Венанция, примыкающего к баптистерию знаменитой римской базилики Святого
Иоанна в Латерано. В 640 — 642 годах папа Иоанн IV возводит Ораторий, названный
в честь его небесного патрона, святого Венанция. Именно сюда по велению
понтифика, выходца из Далмации, были перенесены мощи святых мучеников Далмации
и Истрии, захваченных в то время аварами. Комплекс мозаичной декорации Оратория
был завершен в 642 — 649 годах при папе Теодоре I.
Ораторий Св. Венанция. Апсида. Христос и два ангела
Композиция апсиды разделена
на два регистра: в верхней части помещен бюст Христа в окружении двух ангелов,
в нижнем — изображение Богоматери Оранты, апостолов Петра и Павла, святых
патронов церкви и заказчиков мозаики. Подобное изображение Христа, вероятно
имевшее восточное происхождение, соответствует более древнему священному образу
Спасителя, который находился в конхе апсиды самой церкви Св. Иоанна, одной из
главных (после собора Св. Петра) колоссальных паломнических базилик Рима.
Композиция из девяти персонажей в нижнем регистре развивает иконографическую
схему декорации алтарной апсиды, найденную еще в VI веке и имевшую довольно
широкое распространение в римских мозаиках в последующие столетия. Проблема
выбора персонажей мозаики вызывает особый интерес исследователей.
Ораторий Св. Венанция. Апсида. Богоматерь Оранта
Традиционная иконография
сцены Вознесения Христова, центральное место в которой, как и в данном случае,
занимает изображение Оранты в окружении апостолов, нарушается здесь введением
иных персонажей, среди которых Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист, епископы
Венанций и Домнион и папы Иоанн IV и Теодор с моделью Оратория в руках.
Ораторий Св. Венанция. Апсида. Св. Домнион
Сама сцена приобретает, таким
образом, неконкретный и вневременной характер. Свободная трактовка сюжета
Священного Писания, возможно, имеет восточное происхождение в силу того, что
папа Теодор, при котором были завершены работы в Оратории, происходил из
Иерусалима и вполне вероятно мог остановить свой выбор на более привычной ему
иконографии, имевшей распространение в Палестине.
Ораторий Св. Венанция. Триумфальная арка. Деталь
По сторонам апсидной арки
изображены две группы далматских мучеников: епископ Мавр, дьякон Септимий,
Антиохий, Гаян, Анастасий, Астерий, Теллий, Павлиниан. Под самым потолком
помещены изображения городов Иерусалима и Вифлеема и символы евангелистов.
Византийский император Юстиниан со свитой и
архиепископ Максимиан. Мозаика в апсиде церкви Сан-Витале в Равенне. 546–547 https://bigenc.ru/ethnology/text/2288640
Стилистическое решение этой
мозаики имеет сходство с образами знаменитой мозаики церкви Сан Витале в
Равенне, с изображением свиты императора Юстиниана (VI в.), которая, очевидно,
была известна мозаичисту Сан Венанцио, а также напоминает мозаики церкви Св.
Дмитрия в Фессалониках, исполненные в VII веке. Сухощавые, вытянутые, строгие,
эти образы практически лишены естественности и натурализма, свойственного
античности, изолированные строго фронтальные фигуры святых не имеют реального
объема, они словно выгравированы на абстрактном золотом фоне. Строгие
плоскостные силуэты, отвлеченный золотой фон, отсутствие всяких связей этих
персонажей с реальным миром говоря о том, что перед нами некая преображенная реальность,
мир божественный, трансцендентный, в котором нет места земным законам.
Церковь Санто Стефано Ротондо. Апсида. Деталь. Св.
Прим. Апсида
Практически одновременно с
декорацией Оратория Сан Венанцио в Риме папа Теодор I заказывает мастерам,
вероятно греческого происхождения, декорацию небольшой апсиды в древней церкви
Санто Стефано Ротондо (642 — 649). Известно, что в 648 году из катакомб близ
Рима в эту церковь были перенесены и захоронены мощи святых Прима и Фелициана.
Они стали главной святыней церкви, привлекавшей к себе многих паломников.
Композиция апсиды, спокойная
и уравновешенная, напоминает решение, рассмотренное нами на примере апсиды
церкви Святой Агнессы. На абстрактном золотом фоне изображены два мученика. В
центре композиции возвышается крест, украшенный драгоценными камнями и увенчанный
медальоном с погрудным изображением Христа. Подобная трактовка Креста
Господня также имеет восточное происхождение. Вероятно, заказчик мозаики,
папа Теодор, пожелал украсить апсиду именно изображением Креста как
напоминание о завоевании Иерусалима персами в 614 году, когда Святой крест был
потерян для христиан.
В полукруге над медальоном
изображена десница Господня с мученическим венцом. Фон композиции золотой,
зеленый ковер трав усыпан мелкими красными цветами.
Святой Прим
Особый интерес в этой мозаике
вызывают образы святых, решенные крайне индивидуально. Святой Прим - седовласый
старец с бородой, святой Фелициан, напротив, юноша с густыми волосами и
пронзительным взглядом. Головы и руки их исполнены из мелких кусочков разноцветного
камня телесного тона, остальная мозаика выложена из смальты. Тонкость и
графичность исполнения, сложная цветовая палитра, богатая различными оттенками
природного камня, тщательная и индивидуальная трактовка ликов святых,
использование мельчайших кубиков мозаики в проработке деталей говорят о высоком
профессиональном уровне мозаичиста апсиды Санто Стефано Ротондо, приехавшего в
Рим, по-видимому, из Византии.
Церковь Св. Петра в оковах. Св. Себастьян
Уникальным примером мозаичной
иконы в искусстве Рима VII века является изображение святого Себастьяна из
церкви Святого Петра в оковах. Житие святого повествует о том, что он был
римским легионером, начальником преторианской стражи, исповедовавшим
христианство и обращавшим в новую веру других солдат. За это в 354 году
Себастьян был приговорен императором Диоклетианом к смерти и был привязан к
дереву, а римские лучники стреляли в него до тех пор, пока не сочли мертвым.
Однако он выжил, и тогда его забили до смерти бичами, а труп бросили в сточную
канаву. Когда в 680 году Рим опустошила страшная эпидемия чумы, одному из
горожан было знамение о том, что нужно просить защиты от этого бедствия у
святого Себастьяна и посвятить ему алтарь. По легенде, именно тогда после
крестного хода по Риму икона святого Себастьяна, избавившего город от страшной
эпидемии, была торжественно принесена в церковь Св. Петра в оковах, где был освящен
алтарь Св. Себастьяна. Именно так была установлена дата создания иконы.
Иконография этой мозаики не
имеет ничего общего с традиционной трактовкой святого в виде обнаженного юноши,
привязанного к дереву, с телом, пронзенным стрелами. Однако надпись с его
именем, помещенная справа и слева на полях иконы, рассеивает всякие сомнения о
том, кто на ней изображен. Святой Себастьян представлен в образе седого старца,
одетого в одежды воина времен императорского Рима. Пронзительный взгляд его
темных глаз устремлен вдаль.
Темно-синий цвет фона, характерный
для римских мозаик VI века и широко применявшийся также в монументальной
декорации церквей IX века, доминирует в этой мозаике. На нем выделяются и ярко
блестят золотом буквы надписи, венец святого и окаймление его одежд. Яркая
красочная палитра мозаики поражает смелостью выбора и свежестью цвета. В,
правой руке святой Себастьян держит мученический венец, который он также
поддерживает прикрытой плащом левой рукой. Возможно, первоначально в левой
руке святого был крест. Образ святого воина, христианского первомученика
уподоблен колонне, столпу христианской веры. Этот мотив поддерживается в
изображении ниспадающего плаща, напоминающего по очертаниям античную колонну с
капителью. При относительно небольшом размере иконы мозаичист использует здесь
довольно крупные кусочки смальты, в том числе и в проработке лика святого, где
добавляет к тому же яркие оранжевые штрихи. Несколькими бликами света и темными
красочными пятнами на плаще мозаичист намечает легкие моделировки.
Условность и стилизация решения
образа святого Себастьяна, геометризм пропорций и графичность проработки
силуэта, яркая праздничная цветовая гамма, составленная из основных цветов без
тонких нюансов и переходов тонов, выбор темно-синего цвета фона мозаики — все
эти черты характеризуют постепенное сложение собственно римской школы
средневековой мозаики, стилистика которой будет развиваться в римских мозаиках
VIII — IX веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий