О приемах
работы акварелью
Автор
текста Петров Н.Г.
Источник: Петров Н.Г. О
приемах работы акварелью./ Николай Григорьевич Петров.// Юный художник. - 2006.
- № 3. - с. 34-37 – (УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)
Петров Николай
Григорьевич. Начало весны на Ангаре 1990 г . https://www.zmvc.ru/photos/photo3892.html
В
последние годы акварелью я чаще всего пишу городские пейзажи и портреты.
Расскажу о некоторых приемах своей работы.
Очень
страшат первые прикосновения к бумаге кистью, боишься испортить ее первозданную
чистоту, поэтому я никогда не прибегаю к наклеиванию бумаги на планшет.
Конечно, работать на туго натянутой, как барабан, бумаге приятно, но эта
безукоризненно натянутая бумага как бы обязывает тебя - таким же безукоризненным
должен быть и тот, еще не написанный, этюд. Но страх испортить эту белизну
планшета сковывает художника.
Акварель
- вся на приемах, поэтому художник совсем не гарантирован от многих промахов
и ошибок, но акварель ошибок не прощает и поправок почти не терпит.
Н. Петров. Первый
снег. 1982
Вот
в папках мои акварели. Некоторые из них я не показываю даже близким друзьям,
надо бы их вообще-то порвать, но храню как бы в назидание самому себе.
Начинаешь работать очень осторожно, не добирая цвет, а потом вынужден эти
места прописывать еще и еще раз. Увы, выходит замученно, сухо. А тут взял
слишком плотно, переложил цвет, пытаешься поправить, немного смыть - тоже
плохо, уже не акварель.
Пишу
на бумагах всех сортов, каждая из них требует своего подхода, тут уж дело
практики. Пишу и «по-мокрому» и «по-сухому», чаще в одной работе совмещаю эти
два приема - все зависит от характера мотива. Но всегда смачиваю обильно и
тыльную сторону бумаги, она прилипает к пластику планшета, что не позволяет ей
морщиться. Чтобы влага быстро не испарялась, иногда подкладываю два-три слоя
мокрых газет.
Н. Петров. Перед
грозой. 1989
Писать городской
пейзаж с четкими гранями архитектурных деталей целиком «по-мокрому»
нелепо: будет нечто
«ватное», другое дело - купы деревьев в этом же этюде. Можно начать пейзаж широкими,
достаточно легкими прокладками «по-мокрому», а затем - уточнять все
более мелкие детали, где надо уже по просыхающей и совсем просохшей бумаге.
Легкие, непринужденные, иногда даже слегка случайные потеки акварели сообщают
определенную импровизационность завершенному этюду. При любом акварельном
приеме не спешить трогать краской заведомо белые плоскости (белая стена в
пейзаже, блик в натюрморте), цвет этих мест определится к концу работы, утраченную
белизну бумаги не вернешь.
Н. Петров. Шахи-Зинда.
Из серии «Самарканд» 1939
Городские
пейзажи делаю всегда односеансными - три-четыре часа очень быстрой, интенсивной
и выматывающей силы работы. Дольше работать обычно уже бесполезно: освещение
изменилось, все кругом иное. При работе стараюсь держать в памяти
первоначальное состояние пейзажа.
На
этюдах бываю без традиционного этюдника. Коробка с красками, кисти и большая
фляга с водой - в холщевой сумке. Со мной еще планшет - лист фанеры в размер
обычных моих этюдов, на нем закреплены три металлические ножки от этюдника и
ручка от того же этюдника. В размер листа фанеры лист пластика, крючками он прикрепляется
к фанере, между ними - бумага для работы. Таким образом, когда я сижу на
раскладном стульчике, передо мною как бы столик для работы, плоскости которого
я могу придать любой наклон.
Н. Петров. Малый
Каменный мост. 1970
Всегда
делаю углем быстрый небольшой эскиз, уточняю композицию. Рисунок под акварель
делаю тоже углем, но стараюсь делать его осторожно, немногими тонкими линиями,
щадя чистоту бумаги. Перед началом работы акварелью стряхиваю и сдуваю угольную
пыль. Излишек угля частично смоется водой, а некоторые сильные линии если
останутся, то отнюдь не будут мешать изображению, так как уголь в отличие от
графитного карандаша органично входит в красочную массу акварели.
Н. Петров. Зима.
Лошадка. 1959
Кое-что
о порядке работы.
С изумлением смотрю, как некий начинающий художник пишет серое небо на своем
этюде и при этом старательно обходит, оставляя белым, силуэт деревьев, которые
в натуре заведомо темнее неба. Абсурд! Ту же ошибку допускают начинающие, когда
пишут светлую ткань с темным узором. Без малейшего ущерба живописности
будущего произведения следует определять, какой цвет, кроме уготованного ему
места, можно проложить и в других местах, где он позже будет перекрыт другим,
более темным, цветом. Акварель от этого будет легче, проще, не будет
«дребезга» на стыках цветовых пятен.
Н. Петров. Украина.
Хаты. 1953
О
красках.
Тягостно бывает смотреть, когда начинающий художник остервенело трет кистью по
маленькой кюветке с кусочком окаменевшей акварельной краски. Кисть истирается до
железки, а краски, добытой с таким трудом, хватает ненамного, и опять надо
тереть. Затем следуют те же манипуляции со следующей кюветкой, тут вдруг
сюрприз: эта краска более податлива к размачиванию - на кисти излишек краски.
Я краски содержу в специально склеенной пластмассовой коробке, которая внутри
разбита перегородками на прямоугольные ячейки (в каждой ячейке размещается
содержимое двух акварельных кюветок), выдавливаю туда и краски из тюбика.
Сверху эта коробка прикрыта крышкой с прокладкой из мягкой резины, крышка
плотно прижимается к коробке винтами. Такая коробка с полужидкими красками в
любой момент готова к работе, конечно, за ней надо ухаживать, размачивать
подсыхающие краски, пополнять новыми.
Работая
на этюдах, часто готовлю красочную смесь в большом количестве. Такая заготовка
основного цвета помогает в работе и убыстряет ее. Тут же «по-мокрому» делаю
корректировку, добавляю другой, третий цвет или убираю отжатой большой кистью
излишек краски.
Большое
значение имеет наклон планшета, иногда он почти горизонтальный, чтобы вода не
стекала; иногда под небольшим углом, а бывает, управляя потоком цветной воды,
приходится на время поворачивать
планшет на 180 градусов, то есть помещать работу
«вверх ногами».
Н. Петров. Утренние
силуэты. Из серии «Прага». 1983
Моя
палитра
- из белого, хорошо смачиваемого водой пластика. Совершенно нежелательно
брать в качестве палитры куски бумаги - большая часть пигмента впитывается в
такую палитру. Для приготовления большого количества красочной смеси употребляю
подходящие по объему пластмассовые емкости - рифленые вкладки в кондитерских
коробках, их сейчас много в нашем быту.
Н. Петров. Дождь. 1964
Кисти. Обычно во всех
руководствах рекомендуют для акварели некую универсальную круглую беличью
кисть, кончиком которой, мол, можно изображать и мелкие детали. Большой
беличьей кистью можно делать крупные заливки, но почти невозможно работать над
мелкими деталями: из-за мягкости кисти рука не чувствует прикосновения к
бумаге, трудно такой кистью провести тонкую акварельную линию (ветки деревьев,
детали архитектуры). Для этой цели хороши плоские колонковые кисти. Такой
кистью любого размера, если ее повернуть бочком, острием «лопаточки» можно
провести ровную акварельную линию. Да и все архитектурные детали чаще
прямоугольны, поэтому их так легко изобразить движением плоской кисти.
Н. Петров. Пионы в
кубке. 1998
Приемы
при работе над портретом и натюрмортом примерно одинаковы с работой над
пейзажем. Приступая к портрету, я делаю на отдельной бумаге, в размер будущей
акварели, тщательный рисунок, прокладываю светотень, добиваюсь сходства, уточняю
все детали рисунка. Закрепив рисунок фиксатором на просвет, перевожу его на
лист бумаги будущей акварели. Тут заодно корректирую и композицию портрета.
После этого опять просматриваю рисунок по натуре. Этот прием помогает сохранить
чистоту листа акварели от угольной грязи и терзания резинкой.
Часто
бумага законченной акварели имеет вздутости, неприятную волнистость. В этих
случаях я позже, в мастерской, обильно размачиваю при помощи губки тыльную
сторону готового этюда, а когда бумага размокнет, станет мягкой, разглаживаю
ладонями ее в разные стороны. Бумага распрямляется, остаток воды исчезает.
После этого переворачиваю акварель изображением вверх и по краям листа
(миллиметрах в пяти от края) прикалываю ее к планшету кнопками или маленькими
гвоздиками на расстоянии 5 - 6 см друг от друга. Акварель высыхает гладко
расправленной, без единой морщинки, на изображение эта «водная процедура»
нисколько не влияет.
Работа
акварелью требует большой собранности, воли, решительности, напора, выдумки,
быстроты, но быстроты взвешенной. Не получилось? Повторите, с учетом
промахов, в другом этюде...
И
напоследок я скажу…
Николай
Григорьевич Петров, заслуженный художник России
Заслуженный
художник России Николай Григорьевич Петров (1919 - 2005) много внимания уделял
работе акварелью.
В
детстве первые серьезные уроки рисования он получил в студии Московского
городского Дома пионеров, которой руководил замечательный педагог, прекрасный
акварелист А.М. Михайлов. Пройдя суровую школу испытания войной, впоследствии став
профессиональным художником, Н.Г. Петров стался приверженцем благородной техники,
привлекающей зрителя легкостью, стремительностью, быстротой кисти,
прозрачностью и силой цвета
https://fantlab.ru/art15679 подробнее о
художнике
Комментариев нет:
Отправить комментарий