Пишем натюрморт
Опыт Московского академического художественного
лицея
Источник: Томашевская
Л.С. ПИШЕМ НАТЮРМОРТ./ Л.С.. Томашевская, преподаватель
Московского академического художественного лицея; Записал И. БЛЫНСКИЙ// Юный художник. - 2004, № 12. - с.38-41. –
(УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)
Полина Чернякова, 13 лет. Натюрморт с кистями.
Акварель
Вера Смолина, 12 лет. Персики. Акварель
Женя Воронова, 10 лет. Белые грибы. Акварель
Лена Ильинская, 13 лет. Сегодня — рыбный день.
Акварель
Даша Соболева, 13 лет. Угощаю арбузом. Акварель
Вика Шурихина, 12 лет. Осенний натюрморт. Акварель
Мария Сайко, 13 лет. Чай уже готов. Акварель
Компоновка трех и более вещей
сложного натюрморта заключается в следующем: нужно начинать с крупного,
определив первые два-три предмета, самых значительных по объемам. После
этого, если они хорошо расположились в пространстве, можно добавлять разную
мелочь. Очень часто идут по ошибочному пути, начиная ставить по принципу «один
плюс два, плюс три, плюс четыре». Получается нагромождение. Поэтому, чтобы в
постановке присутствовала стройная архитектоника и ее было легко рисовать и
над ней работать, необходима ясная простая конструкция в основе даже самого
сложного, переполненного предметами натюрморта. То же и в отношении драпировок.
Не стоит развешивать везде разные ткани. Любая из них должна иметь свое
пластическое композиционное место. Большое количество драпировок может быть,
но решается все изначально основными.
Не менее важна и тема самой
постановки. Темы очень различны, например - крестьянский натюрморт, атрибуты
искусства, старые вещи, чаепитие; старинные книги с подсвечником, монетами,
свечой. Один из самых популярных мотивов у зрителей - цветы и фрукты. Бывают
явные несочетания предметов, например, одна художница написала прекрасный
букет роз, а внизу лежала свекла. Это так же выглядит, как цветы, написанные
рядом с селедкой. Сам запах благородных цветов, настроение, с которым зритель
подходит к картине, не должны разрушаться прямо противоположными вещами.
Подобное вызовет отвращение. К примеру, натюрморт с книгами не может сочетаться
с лежащим рядом половником. Это - характерные ошибки наших учеников. Поэтому
тема является одним из главных элементов в картине. Важна и сама конструкция.
Хорошо соединяются предметы, разные по форме. Две совершенно одинаковые вещи
вызовут отрицательные эмоции. Если одну поставить, другую положить - это уже
выход из положения. Все вертикальные, круглые, шарообразные, длинные предметы
подходят для составления интересной композиции. К тому же, если они
гармонируют друг с другом, то, расположенные в разных комбинациях, могут
неплохо между собой сочетаться. Две одинаковые вещи всегда будут спорить между
собой. Должен присутствовать главный комбинационный центр, и остальное должно
ему уже подыгрывать. Хорошо походить вокруг постановки, посмотреть на нее с
разных точек. Помимо изначальной конструкции в натюрморте, нужно решить и
цветовую гамму.
Цветовые гаммы детям можно определить
в самой задаче - контрастные или сближенные. Контрастные -это сопоставление
противоположных, например - красный с зеленым. Они хорошо гармонируют, но в
натюрморте их никогда нельзя употреблять в чистом, открытом виде. Если мы
посмотрим картины старых мастеров, то увидим, что там это часто обыгрывается:
гамма дополнительных красно-зеленых цветов с внедрением туда золотистых,
коричневых, бурых. Но тогда вполне достаточно ввести приглушенный зеленый
глухой цвет: красное яблоко уже сделает свое дело, оно «зажжет» это зеленое
вполне достаточно. Если поставить красное яблоко на изумрудный зеленый цвет,
то, как говорится, «зубы заболят». То же можно сказать и о сочетании синего с
желтым. Цветовое начало, которое возникает в работе дополнительных цветов, помогает
активизировать главное. Это более тонкая работа. Также очень красив натюрморт
со сближенными цветовыми отношениями, когда вся работа строится на тончайших
цветовых оттенках. Подобное даже более сложно для учеников. Учащийся должен
быть с «воспитанным» глазом и видеть малейшие сочетания отношений, работать на
сложных колористических нюансах. В натюрмортах, сближенных по цвету, желательны
более контрастные тональные отношения. Когда постановка сближена и по тону, и
по цвету - это выглядит очень вяло. Следует помнить, что в работе над
натюрмортом, пейзажем, композицией самое светлое должно быть единственным. Об
этом всегда нам говорил Кибрик. Так устроен человеческий глаз, фокусирующийся
в картине на чем-то одном, самом светлом. Если в работе два одинаковых по силе
светлых пятна, то взгляд начинает метаться и ощущается чувство
неудовлетворенности. Зритель даже может не понять, в чем дело, просто
почувствует, что что-то не так. Поэтому, когда идет работа над натюрмортом,
очень важно, чтобы акцент был на самом светлом. Если такого светлого вообще
нет, то тогда картина выглядит приглушенно. В любом эскизе, будь то
композиция, пейзаж, портрет, если вы нашли по тону самое светлое, то найдете и
самое темное. Это естественное равновесие, тональная задача, которая очень
важна для решения и натюрморта, и композиции, и пейзажа. На тональную задачу
необходимо обратить особое внимание, потому что есть ученики, неплохо берущие
цвет, а с тоном у них проблемы.
Очень дурно выглядит постановка,
где сочетаются все цвета радуги. Это синие, зеленые, основные, красные и
желтые. Получается такой «светофор». Можно хорошо подобрать предметы по теме,
но не подобрать по цвету. Конечно, цветовых гамм невероятно много. У нас
прошло такое задание, когда каждый ребенок ставил сам свой натюрморт. Иногда
приходилось подсказывать, но некоторые дети очень хорошо чувствовали,
интуитивно, не задумываясь, как один цвет связывается с другим. Предлагался
большой выбор драпировок, яблоки, горшочки и другое. Затем ребята тянули
жребий. Один ставил натюрморт на окне, другой - «чаепитие», третий -старые вещи,
четвертый - «атрибуты искусства» или натюрморт со стеклом. Потом они делали
маленькие эскизики, чтобы показать, что из этого можно сделать. И вот тут
состоялся разговор о подборе предметов по теме и цветовой гамме. Сразу
выявлялись различия. Некоторые дети сопоставляли совершенно дикие цвета и не
чувствовали отсутствия гармонии, но это не означало, что они безнадежны.
Возможно, они просто не обращали внимания на цвет либо происходило какое-то
влияние со стороны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий