Иван Петрович АРГУНОВ – русский
портретист
Автор текста: ПРЕСНОВА Н.
Источник: ПРЕСНОВА Н. Иван Петрович АРГУНОВ: К 275-летию со
дня рождения./ Н. ПРЕСНОВА,
кандидат искусствоведения// Юный
художник. - 2004, № 12. - с.34-37. – (МАСТЕРА РУССКОГО ИСКУСТВА)
Аргунов И.П. Предполагаемый автопортрет.
(портрет неизвестного скульптора). Конец 1750-х — начало 1760-х гг. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/Argunov-self.jpg
Художник Иван Петрович
Аргунов (1729 — 1802) вошел в историю отечественной живописи как один из
наиболее значительных портретистов середины XVIII века. Подневольный человек,
не получивший систематического художественного образования, он едва ли не
единственный из крепостных живописцев, кто выдвинулся в число ведущих мастеров
реалистического портрета того времени.
И.П. Аргунов происходил из
семьи крепостных художников. Аргуновы были крепостными крестьянами князя A.M.
Черкасского, а с 1743 года - графа П.Б. Шереметева, к которому они перешли в
качестве приданого его жены, княжны В.А. Черкасской.
И.П. Аргунов рос и воспитывался
в Петербурге, в семье своего дяди С.М. Аргунова, так как, вероятно, его
родители рано умерли. С.М. Аргунов — дворецкий князей Черкасских, а затем управитель
графов Шереметевых, долгие годы ведал Миллионным домом, где прошла большая
часть жизни его племянника Ивана. Сохранившиеся архивные документы подтверждают
ученичество Ивана Аргунова в 1746 - 1749 годах у Г.Х. Гроота, немецкого
портретиста, работавшего в России по приглашению императорского двора.
В ранний период творчества
художник осваивал сюжеты и приемы модной живописи рококо, примером чего
осталась несколько наивная «Умирающая Клеопатра».
Начинал молодой художник как
иконописец: писал иконы для Воскресенской церкви Царскосельского дворца, в
1753 году — для Благовещенской церкви Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме
под Москвой.
Аргунов И.П. Портрет графа Петра Борисовича
Шереметева. Масло. 1860
Расцвет творчества Аргунова
падает на 1750 - 1760-е годы, период подъема и расцвета всей русской
национальной культуры, время интенсивной духовной жизни общества, оживления
общественной мысли. В передовых кругах дворянства под воздействием
просветительства начал подниматься вопрос о достоинстве дворянина, осознании им
своего общественного долга. На первый план ставились личные качества и достоинства
человека, его желание и способность служить обществу, его ум, энергия, а не
сословная принадлежность, знатность и богатство. Интерес к человеку привел
Аргунова к созданию замечательных по силе вложенного в них чувства,
выразительных интимных портретов.
Такими произведениями, в
которых наиболее полно раскрылись индивидуальные особенности творчества
художника — правдивость, глубокая человечность и теплота, - являются портреты
супругов Хрипуновых, неизвестного скульптора (автопортрет?) и его жены,
младшей дочери графа П.Б. Шереметева — В.П. Шереметевой.
Аргунов И.П. Портрет графини В.П. Шереметевой. Масло.
1766
Последний является одним из
самых обаятельных женских образов Аргунова, в котором отражены грациозность и
прелесть юности. Портрет очень красив гармонией серовато-дымчатых и
приглушенных розовых тонов, воздушных и глубоких. С присущим художнику
мастерством передана фактура материалов: тонкость и воздушность кружева на
платье, расшитого цветами, мягкость волос, сияние драгоценных сережек. Образ
изображенной отличается непосредственностью и наивной доверчивостью.
Аргунов И.П. Портрет графа Николая Петровича
Шереметева в детстве. Масло. Конец 1750-х — начало 1760-х годов
Эти же черты характерны и для
детских портретов Аргунова: графа Н.П. Шереметева в форме офицера Преображенского
полка, калмычки Аннушки, Е.П. Стрешневой.
Портрет калмычки был написан
в связи со смертью жены графа П.Б. Шереметева — Варвары Алексеевны - и является
изображением ее любимой воспитанницы.
Аргунов И.П. Портрет калмычки Аннушки. Масло. 1767
Тема воспитательной и
благотворительной деятельности русского дворянства оригинально решена в
портрете. Девочка держит в руках гравированный портрет графини, демонстрируя
его зрителю, и тем самым напоминает о благородных деяниях своей хозяйки.
Найденный таким образом мотив «портрета в портрете» художник обыгрывает,
поместив свою подпись и дату окончания работы под гравированным портретом. Живая
прелесть ребенка раскрыта в очертаниях и выражении нежного смуглого лица
девочки, во взгляде живых, раскосых, блестящих глаз («глазушек-таракашек», как
их образно называла графиня). Колорит портрета строится на сочетании
ярко-красного, белого, зеленовато-коричневого тонов, создающих выразительную
живописную гамму, отличающуюся красочностью и радостным мироощущением, сродни
традициям народного искусства. Это выражает характерную особенность творчества
Ивана Аргунова.
Аргунов И.П. Портрет императрицы Екатерины II. Масло.
1762
Большое место среди работ
живописца занимали заказные парадные портреты, в которых он должен был считаться
со вкусом заказчика. К этой группе относятся парные портреты владельцев
крепостного художника - графа П.Б. и графини В.А. Шереметевых, графини Толстой,
а также императорские портреты, которые Аргунов писал не с натуры, а обращался
к уже известным, узаконенным образцам: великой княгини Екатерины
Алексеевны, Екатерины II, императрицы
Елизаветы Петровны. Герои парадных изображений Аргунова представлены поколенно,
в рост, на фоне условного пейзажа или дворцового интерьера, в импозантных
позах, нарядных костюмах с соответствующими аксессуарами.
Парадная столовая дворца в Кускове с портретами Б.П. и
А.П. Шереметевых
Особое место среди парадных
портретов Аргунова занимают посмертные, или исторические, изображения, созданные
после смерти изображенных лиц в связи с повышенным в среде русского общества
интересом к отечественной истории. Граф П.Б. Шереметев заказал крепостному
художнику парадные портреты своего легендарного отца - Б.П. Шереметева, первого
русского графа, фельдмаршала, сподвижника Петра I: конный и поколенный. Для
написания каждого из них Аргунов использовал два образца. Одним из них для
построения композиции являлся парадный портрет какого-либо крупного сановника
или военачальника, как правило, работы известного иностранного мастера. Другой
- прижизненный портрет - служил для передачи портретного сходства персонажа.
Таким образом художник строил, сочинял свое новое произведение, обладающее
оригинальной выразительностью, но передающее дух давно ушедшей Петровской
эпохи.
К портрету фельдмаршала Аргуновым
был выполнен парный портрет его супруги графини А.П. Шереметевой и к данной
паре портретов — парные изображения князя A.M. и княгини М.Ю. Черкасских,
родителей графини В.А. Шереметевой. Все четыре портрета составляют целостную
композицию, их объединяют одинаковые размеры, единство метода и колористического
замысла. Им свойственна подчеркнутая декоративность, так как они украшают дворцовый
интерьер.
Аргунов И.П. Портрет неизвестной крестьянки. Масло.
1785
К позднему периоду творчества
относится одно из самых поэтических и совершенных созданий художника — портрет
неизвестной в русском костюме, в котором Аргунов запечатлел облик русской
женщины из народа, ее душевную чистоту, спокойствие и внутреннее достоинство.
В построении портрета сказывается логическая ясность, продуманность, плавная
завершенность силуэта, а также сочность и теплота колорита.
Художник Аргунов Иван
Петрович проявил себя и как талантливый
педагог. В 1753 - 1758 годах по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны
обучал «спавших с голоса» певчих придворной капеллы, среди которых оказались
знаменитый впоследствии исторический живописец А.П. Лосенко, а также К.И.
Головачевский и И.С. Саблуков, будущие преподаватели Академии художеств. В
конце 1760-х Аргунов был назначен управителем Миллионного дом.а в Петербурге,
в 1788 году переехал в Москву и стал управителем московского дома графа Н.П.
Шереметева. В связи с этой занятостью в последние годы жизни он творческой
деятельностью почти не занимался. Умер И ванн Петрович Аргунов в Москве.
Семь представителей этой талантливой
семьи вписали свои имена в историю русского искусства: скульптор Алексей
Аргунов - «урных дел мастер», архитектор Федор Семенович, его двоюродные братья
живописцы Федор Леонтьевич и сам Иван Петрович, а также три его сына —
архитектор Павел и художники-портретисты Николай и Яков.
Роль и место Ивана Аргунова в
истории искусства определяется тем, что он продолжил передовые традиции русской
портретной живописи Петровской эпохи и подготовил расцвет портрета второй
половины XVIII века, представленный именами Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и
В.Л. Боровиковского.
https://art.mirtesen.ru/blog/43652065982/Hudozhnik-Argunov-Ivan-Petrovich.?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ru
здесь много портретов И.П. Аргунова
Комментариев нет:
Отправить комментарий