14 января Православная Церковь торжественно отмечает
праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по
ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и
при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при
Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу
Обручнику – Иисус (Спаситель). Само наречение этого имени является знамением
величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, "ибо Он спасет людей
Своих от грехов их" (Мф. 1, 21).
Икона. Обрезание Господне
Игумен Дионисий (Шленов)
3
Духовное торжество
В день восьмой был обрезан по плоти Спаситель,
Подчинился тому, что глаголет закон.
Он готовил для нас неземную обитель
И сзывает в нее нас целительный звон!
Подчинился тому, что считалось великим, -
Как призванье из мрака народа всего.
Но потом показался обычай сей диким-
Оказалось, что можно прожить без него.
Только тень, только образ того, что начнется,
Когда в воды крещенья погрузится мир.
И, почуяв грядущее, стая сорвется,
Торопясь прибежать на Божественный пир!
Будет истина, свет, полнота омовенья,
Когда грешник водою омоет свой лик,
И почувствует радость и силу спасенья,
Став по Божией воле безмерно велик.
Прояснится душа обрезаньем духовным,
И наполнится светом всегда и везде.
Чтобы к встрече с Младенцем явиться готовым-
Быть на страже стоящим навстречу беде!
В день восьмой был обрезан Спаситель по плоти-
Так недавно облекся Господь наш во плоть!
Дабы всем нам окрепнуть в незримом оплоте-
Ведь пришел разрешить наши скорби Господь! (http://www.mpda.ru/site_pub/2878260.htmlздесь
все стихотворение)
Игумен Никон (Воробьев)
Слово на Обрезание Господне
...Почти все, что совершалось в Ветхом Завете,
являлось лишь тенью, указывавшей на предмет, который должен вот-вот появиться.
Ветхий Завет все время говорит о грядущем Новом Завете. Многое, происходившее в
Ветхом Завете, иногда явно, иногда прикровенно указывало на события, которые
должны были совершиться в пришествие Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и
после Него. Так и обрезание телесное служило знаком нового обрезания в Новом
Завете, обрезания уже не телесного, а духовного. В чем состоит это духовное
обрезание? Господь Иисус Христос неоднократно говорил: «Кто хочет идти по Мне, тот
должен отвергнуться себя и, взяв свой крест, следовать за Мной» (ср.: Лк. 9,
23). Вот это отвержение себя и есть духовное обрезание. Но что значит
отвергнуться себя? — Это значит отвергнуться греха, который так проник в душу и
тело каждого человека, что отвергнуть грех равносильно тому, как будто человек
должен самого себя отвергнуться. Человек преисполнен всяких страстей, которые
въелись в него, как рак, — болезнь въедается в тело человека, растет за счет
его и лишь тяжелая и болезненная операция может спасти человека. Так и грех
необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать
его, чтобы человек остался здоровым. Ибо, как без обрезания, которое
совершалось в Ветхом Завете на восьмой день после рождения младенца, человек не
мог войти в общество избранного народа, так и без духовного обрезания
христианин не может войти в Царствие Божие.
Родился в маленьких яслях
Владыка мира и Вселенной.
как не почтить его в речах
О жизни вечной и небренной?
Он был обрезан в день восьмой,
Чтоб подтвердить юдоль людскую.
Был свет, непокоренный тьмой, -
Крушащий сумрачность мирскую!
Назвали Иисус Его,
Как ангел Божий до рожденья
Сказал Марии: «Смысл всего
В твоем особенном смирении.
Обрезан Тот, Кто без грехов,
Кто злой не тяготится плотью,
И держит над душой покров,
Чтобы пройти по половодью.
Законодатель всех времен -
как будто стал рабом закона,
Им образ ветхий просрамлен
И Он не претерпел урона!
Вместив закон и благодать,
Смирившись, надо всем подняться.
И в небо радостное взять
Тем, кто не хочет здесь остаться.
Не будет отменен закон,
Но в свете Божиего примера -
Да будет колокольний звон -
И в сердце пламенная вера!
Владыка мира и Вселенной.
как не почтить его в речах
О жизни вечной и небренной?
Он был обрезан в день восьмой,
Чтоб подтвердить юдоль людскую.
Был свет, непокоренный тьмой, -
Крушащий сумрачность мирскую!
Назвали Иисус Его,
Как ангел Божий до рожденья
Сказал Марии: «Смысл всего
В твоем особенном смирении.
Обрезан Тот, Кто без грехов,
Кто злой не тяготится плотью,
И держит над душой покров,
Чтобы пройти по половодью.
Законодатель всех времен -
как будто стал рабом закона,
Им образ ветхий просрамлен
И Он не претерпел урона!
Вместив закон и благодать,
Смирившись, надо всем подняться.
И в небо радостное взять
Тем, кто не хочет здесь остаться.
Не будет отменен закон,
Но в свете Божиего примера -
Да будет колокольний звон -
И в сердце пламенная вера!
В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть
душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни,
принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в
союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о
вытекающих из этого обязательствах. Господь, будучи во всем подобен нам, кроме
греха, не нуждался ни в каком очищении. По смирению Своему принимает Он
положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: ”Не нарушить
закон пришел Я, но исполнить”.
В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз
Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от
первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил
Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на
Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское
преслушание: "се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати
моя" (Пс. 50, 7).
Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: "Не нарушить закон пришел Я, но исполнить". Святитель Димитрий Ростовский писал: "В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех".
Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: "Не нарушить закон пришел Я, но исполнить". Святитель Димитрий Ростовский писал: "В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех".
Комментариев нет:
Отправить комментарий