Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
08
января (26 декабря старого стиля)
Попразднство Рождества Христова.
Собор Пресвятой Богородицы
Собор Пресвятой Богородицы
Тропарь Собору
Пресвятой Богородицы, глас 4: Пречистая Богомати, Богородице,/ Собор Твой
честный украшен многоразличными добротами, / дары Ти приносят, Госпоже, многи
мирстии людие, / Узы наша грешныя раздери Своею милостию/ и спаси души наша.
Кондак Собору
Пресвятой Богородицы, глас 6: Иже прежде денницы от Отца без матере
родивыйся,/ на земли без отца воплотися днесь из Тебе./ Темже звезда
благовествует волхвом,/ Ангели же с пастырьми поют// несказанное Рождество
Твое, Благодатная.
Икона. Собор пресвятой Богородицы
… Господь пришел на землю, чтобы спасти всех людей. И мы
видим, как с самого младенчества дьявол ополчился на Него. Почему Господь
испытывал гонения? Потому что мир лежит во зле, покорился дьяволу, и,
естественно, дьявол хочет Бога изгнать. Поэтому его и называют князем мира
сего, что он хочет управлять миром по своей воле, а не по воле Божией. В
молитве «Отче наш», если мы, конечно, не бессмысленно ее повторяем, мы молимся
теми словами, которым нас научил Господь: «Да будет воля Твоя и на земле, как
на небе». А воля Божия заключается в том, чтобы каждый человек занимался
спасением собственной души. И когда Господь видит, что человек способен к
этому, Он дает ему веру, для того чтобы эта вера, как семя, посеянное в его
сердце, принесла плоды.
Какие же плоды должна принести наша душа? Господь сказал:
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Когда людям говоришь о заповедях,
они сразу вспоминают: не убивай, не блуди, не воруй. Хотя это совсем не первая
заповедь. А первая: «Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов». То
есть самая главная заповедь — это чтить Бога. И еще сказано: «Наблюдай день
субботний, чтобы святити его... шесть дней делай», а седьмой — суббота (то есть
день покоя) Господу. Но у нас считают так: не убивать — это заповедь серьезная,
а то, чтобы почитать день субботний, — это второстепенная, о ней даже и не упоминают.
Почему так? А потому, что не исполняют. Хотя эта заповедь еще не христианская,
а дохристианская. Господь Иисус Христос, Который пришел на землю, требует от
нас большего: мало каждое воскресенье в храм ходить, мало посты соблюдать, мало
утром и вечером молитвы читать, мало добрые дела делать. Этого мало, этого
совершенно недостаточно.
Господь пришел на землю: сколько страдал, сколько учил,
чтобы вдолбить в наши такие медленные на добрые дела головы, что же именно
надо. Господь требует от нас: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, добро творите ненавидящим вас». А мы постоянно то негодуем, то чем-то
недовольны, то на кого-то обижаемся. Смотришь, то один подойдет к батюшке
жалуется, то другой, как будто Евангелие никогда не читали, как будто там не
написано: тебя ударят по правой щеке — подставь левую и будь благодарен, что
тебя всего лишь по физиономии ударили.
Поэтому то, что принес Христос на землю, нам пока еще
недоступно, мы еще в каменном веке. Значит, нам больше подходит закон Моисеев,
который делает из животного человека. А уже потом, когда научимся этот закон
исполнять внимательно, скрупулезно, по всем пунктам, можно переходить к закону
евангельскому, к закону Христову. И вот Моисеев закон, прежде всего,
предписывает нам учиться почитать Бога. С чего же надо начинать? С того, чтобы
хоть один день в неделю, отложив все свои мирские дела, посвящать Богу: в этот
день приходить в храм, этот день тратить на то, чтобы изучать Священное
Писание, этот день тратить на молитву, этот день тратить на то, чтобы сделать
какое-то дело бескорыстно.
Если внимательно посмотреть, жизнь наша целиком безбожная.
Бог велит так, а мы делаем совсем наоборот. И сколько это будет продолжаться?
Русская пословица говорит: «Бог долго терпит, но больно бьет». Каждый из нас,
положа руку на сердце, может сказать, что он много претерпел всяких скорбей,
несчастий, болезней. Какая у нас тяжелая жизнь! Почему так? Это Господь все нас
воспитывает, Он нас вразумляет, Он хочет, чтобы мы как-то образумились. Потому
что Он нам Отец, Он нас не хочет погубить, а хочет нас спасти. Господь хочет,
чтобы мы дела свои творили не для людей, не для славы, не за похвалу, не за
деньги, не за благодарность, а ради самого добра, ради того, что мы возлюбим
это добро. Вот это возлюбление и есть главный плод всей нашей жизни.
Священномученик
Евфимий, епископ Сардинский (831), в
период царствования византийского императора Константина Багрянородного (780 -
797) и императрицы Ирины (797 - 802) за свою добродетельную жизнь был избран
епископом Сардийским и присутствовал на VII Вселенском Соборе
(787), на котором обличал иконоборческую ересь. Когда же воцарился иконоборец
Никифор I (802 - 811), Евфимия вместе с другими православными иерархами сослали
на остров Паталарею, где он долго томился. Вызванный из ссылки императором
Львом V (813 - 820), епископ вновь безбоязненно выступил с обличением
иконоборчества, и его вновь отправили в ссылку в г. Асс. Следующий царь -
Михаил II Косноязычный (820 - 829) опять принуждал его отказаться от
иконопочитания, но безуспешно. Тогда святой мученик был подвергнут избиению и в
третий раз сослан, на этот раз на остров Крит. По приказанию сменившего на
троне Михаила императора-иконоборца Феофила (829 - 842), святой Евфимий был
подвергнут тяжким мучениям: его растянули на четырех столбах и били воловьими
жилами. Через несколько дней после пытки святой Евфимий преставился к Богу.
… У каждого человека — свой особенный характер, у каждого
свои немощи, у каждого свои особенные дарования. И если мы будем рассматривать
святых, то увидим, что они тоже все разные: одни мужественные борцы, другие
смиренные труженики. Одни «верою побеждали царства, творили правду...
заграждали уста львов, угашали силу огня», то есть всякие творили чудеса. А
другие, наоборот, жили незаметно, таились от людей, и об их подвигах часто
узнавали за несколько дней до их смерти, а бывало, что и после смерти.
Все святые были украшены многими и разными добродетелями, но
их всех объединяло одно — смирение. В Царстве Небесном среди бесчисленного
множества святых нет ни одного человека, который бы не имел этой добродетели.
Чтобы человеку взойти на небо, ему просто необходимо умалиться, стяжать нищету
духовную. Поэтому, терпя и себя, и свои обстоятельства, и свою греховность, и
свои болезни, перенося это без ропота, отсекая недовольство, нежелание,
преодолевая свои похоти, человек постепенно, шаг за шагом, месяц за месяцем,
год за годом приходит в это блаженное состояние — он учится терпеть, а через
учение терпению постепенно приобретает смирение.
Священномученик
Леонид (Антощенко), епископ, 1938
г. расстрела. Архимандрит
Леонид проживал в Ленинграде до 1927 года. 26 июня 1927 года он был рукоположен
во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. Проживал
Владыка в Переславле. Епископ Леонид был арестован 1 февраля 1930 года своей
вины владыка не признал. 2 марта 1930 года решением тройки при ПП ОГПУ по
Ивановской области он был осужден на 5 лет лишения свободы и отправлен в
Пинюгские лагеря, располагавшиеся в Кировской области… Последней кафедрой
владыки стала Марийская, куда он был назначен в марте 1937 года.
21 декабря 1937 года Владыка был арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. На допросах, состоявшихся 22 и 27 декабря, виновным в контрреволюционной деятельности епископ Леонид себя не признал. 29 декабря 1937 года тройка НКВД по МАССР приговорила его к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова. Подробно о нем. http://azbyka.ru/days/sv-leonid-antoshchenko
21 декабря 1937 года Владыка был арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. На допросах, состоявшихся 22 и 27 декабря, виновным в контрреволюционной деятельности епископ Леонид себя не признал. 29 декабря 1937 года тройка НКВД по МАССР приговорила его к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова. Подробно о нем. http://azbyka.ru/days/sv-leonid-antoshchenko
… Дети во многом отражение родителей. Мы всегда смотрим на
новорожденного младенца, пытаясь угадать черты папы, мамы, дедушки, бабушки.
Все с удовольствием подмечают, особенно дедушки и бабушки, что вот он на меня
больше похож, вот это он делает ну точно как я шестьдесят пять лет тому назад.
Хотя какая вроде бы от этого радость, но это рождает у людей небывало радостное
чувство. И конечно, каждому родителю весьма желательно, чтобы его дитя не впало
в те тяжкие, в которые ему довелось впасть, чтобы оно не попадало в те ямы, в
которые и попадал он, а, минуя их, шло дальше к лучшему. Все хотят добра своим
детям, но часто бывает, что дети хуже своих родителей. Это всеми подмечается, и
это общее место: каждое следующее поколение по сравнению с предыдущим все
дальше и дальше уходит от Бога, хотя есть и обратный ход, потому что некоторые
дети, приходя в храм, потом приводят своих родителей.
На ребенка влияет все, что его окружает, что он видит из
окна, какие телевизионные передачи мать смотрит во время беременности. Важно и
то, где он живет. В Саратове у человека одни возможности, в Екатеринбурге
другие, в Москве третьи, в Нью-Йорке четвертые. Известно даже, что если ребенок
с десяти лет будет заниматься холодным обливанием или тяжелыми физическими
упражнениями, штангой например, то он перестанет расти. Это совершенно научный
факт. Или в многодетной семье, как правило, дети меньше ростом, чем в
однодетной.
Можно сделать эксперимент: рядом с грушей посадить пионовый
куст. И мы увидим, что он будет влиять, он будет много соков забирать, так что
груша может перестать расти. Так и на ребенка влияет все, и, естественно, самое
большое влияние имеют его родители, потому что семейное единство — отец, мать и
дитя — установлено Богом, это есть неразрывная связь духовная, душевная и даже
телесная. Конечно, разрывы бывают, и мужья с женами разводятся, и дети уходят
из дома, но это же аномалия, трагедия, так быть не должно. Их разводит грех, а
вначале-то Богом задумано не так: любовь соединяет людей, и из этой любви
рождается семья. Поэтому наибольшее влияние имеет то, что происходит в семье,
чего больше в этом доме, ругани или молитвы, чей голос чаще слышен, бабушкин
истерический или диктора телевидения.
Источники:
Помни о Боге:
Православный календарь 2012 год:
Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера
Правдина – Нижний Новгород.:
Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2013 год: Из
проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу:
Православный календарь 2015 год: Из
проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П.
Коршунов – М.: Православное Сестричество
во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://days.pravoslavie.ru/images/ii742_3904.html
Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий