вторник, 4 сентября 2018 г.

Преображение Господне. Рассказ о шедевре



Преображение Господне. Рассказ об одном шедевре
        
Икона «Преображение Господне». Около 1408 г. Переславль-Залесский. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Один из наиболее глубоких и удивительных образов древнерусской живописи, написанных на сюжет Преображения, — это икона из Переславля-Залесского, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее в Москве. Икона написана на доске большого размера (184 х 134).
Происходит она из Спасо-Преображенского собора, построенного в Переславле-Залесском еще в домонгольский период. Написание иконы связывают с восстановлением и обновлением этого собора московскими князьями около 1408 г. В связи с этим икону приписывают кисти Феофана Грека, выдающегося византийского иконописца, работавшего в конце XIV — начале XV вв. на Руси.
Эта Икона - один из самых известных и ярких образов Преображения. Она выделяется своей необыкновенной живописной динамикой, художественной свободой, за которой чувствуется глубокий одухотворенный ум незаурядной личности создавшего ее иконописца. Понять сложный символический смысл этой иконы непросто.
Есть немало оснований отнести эту икону к кругу Феофана Грека, который много работал по заказам московских князей. Это косвенно подтверждает и важнейший источник биографии мастера — Епифаний Премудрый, который в письме к тверскому епископу Кириллу пишет о Феофане Греке, перечисляя города, в которых тот работал, в том числе — Переславль. Да и сам характер образа, яркая сочная живопись этой иконы заставляют отнестись к гипотезе авторства Феофана вполне серьезно. Однако, в древности иконописцы, как правило, не подписывали своих произведений, поэтому считать автором этой иконы знаменитого Феофана Грека мы может лишь с определенной долей вероятности.
Переславский образ отличается от большинства современных ему памятников древнерусского искусства не только своей монументальностью и репрезентативностью, но и ярко выраженными стилистическими особенностями и глубокой богословской интерпретацией сюжета. В нем действительно есть сходство с феофановскими произведениями: тот же темперамент и та же огненная энергия света. Некоторые элементы прямо напоминают византийские образцы.
Энергичность широкого движения кисти, сочность колорита, щедрость в наложении пробелов — все это придает иконе особый характер, в котором ярко выражена авторская манера. Особенным является здесь и богословское прочтение образа, которое, безусловно, связано с пониманием Фаворского света как Божественной энергии, которое было характерно для исихастов. Идеи исихазма, которые через свое искусство проповедовал Феофан Грек, легли в основу особой концепции света, которую мы видим в этой иконе.
Композиция иконы состоит из двух зон — горней и дольней: в верхней части мы видим три горы, на одной стоит Иисус Христос, на других - пророки Илия и Моисей, в нижней — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, лежащие на земле. Между ними — пространство, залитое светом.
Спаситель изображен в белых блистающих одеждах; в левой руке Он держит свиток, правой — благословляет. Он едва касается ногами поверхности горы, почти паря в воздухе. Взгляд внимательных глаз Господа устремлен на предстоящего перед иконой, словно Он обращается непосредственно к зрителю и ему являет Свой Божественный образ. Такой прием сразу же вовлекает нас внутрь происходящего и делает участниками Преображения.
При этом в образе Преображенного Спасителя нет того величия и надмирности, которые в византийских иконах характерны для образа Пантократора. У Феофана Грека Иисус Христос, хотя и являет ученикам Свою Божественную природу, но сохраняет и человечность, а благодаря удлиненным пропорциям фигуры, в Его облике даже подчеркнута хрупкость.
Глядя на этот образ, кажется, будто Господь Сам снисходит к человеку, спускаясь с небес, и обращается к каждому со словами любви и милости. В выражении лика Спасителя как будто читается сокрушение о том, что люди не уверуют, «пока не увидят знамений и чудес». Именно такой образ Христа, близкий каждому человеку, проповедовали исихасты, учившие о непосредственном общении Бога и человека, о встрече в молитве лицом к лицу со Спасителем.
Пророки стоят более устойчиво на вершинах гор, но при этом они склоняются перед Иисусом Христом. Моисей смиренно внимает Его словам, протягивая вперед скрижали, жест Илии выражает вопрошание. В образах Илии и Моисея подчеркнут не столько пророческий пафос, сколько молитвенное предстояние, внутренняя собранность и направленность ко Спасителю. Здесь видится все та же молитвенно-созерцательная работа исихастов, учивших устремить все внимание своего существа на Господа.
И все же Преображение — это теофания, явление Бога, откровение о Божественной природе Христа Спасителя как воплощенного Слова, это явление Света, озарившего гору Фавор. И эти всполохи света изображены на иконе по-феофановски огненно и неординарно. Свет, исходящий от Господа, не только говорит о светоносности Божества, но совершает дело преображения мира и человека. Мы видим пророков, смиренно склоненных перед сиянием Божественной славы Христа, мы видим апостолов, которые пали на лица в страхе перед этим таинственным видением.
При этом апостолы не просто созерцают сияние преображенного Спасителя, но, охваченные этим сиянием, они сами изменяются под воздействием Фаворского света. Именно так трактовали чудо Преображения исихасты.
Преобразился днесь Ты на горе,
Христе, И славу там Твои ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на кресте,
Страданье вольное Твое уразумели
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты — сияние Отца. (Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский)
Более всего при созерцании этой иконы поражает, сколь многообразны приемы, которыми мастер передает свет. Так, блистающие ризы Спасителя написаны белой краской, поверх которой проложен тонкий золотой ассист. Господь изображен на фоне круглой мандорлы, которая кажется и сиянием, и сферой, и воронкой уходящей вглубь, что подчеркнуто сгущением цвета к середине. Из центра круга свет расходится тонкими радиальными лучами, а шестиугольная звезда, также энергично вырывающаяся за пределы круга, придает особую динамику сиянию Славы. Как продолжение этой звезды, прочерчены три голубых луча, которые направлены к апостолам, изображенным в нижней части иконы. Луч света, как копьем, пригвождает каждого из них к земле.
Динамика света такова, что поверхность иконы кажется подвижной. Под воздействием Божественной энергии вселенная словно расширяется на наших глазах, пространство разворачивается, как свиток: на иконе показано, как апостолы вместе с Учителем восходят на гору (слева) и нисходят с горы (справа).  Также динамично  разворачивается и свиток времени — в верхних углах иконы мы видим ангелов, приносящих к месту действия пророков: Илию — с небес, как уже получившего дар вечной жизни, Моисея — от умерших, только ожидающих воскресения.
Но этим действие Божественных энергий не заканчивается. Белые вспышки света как молнии «разрезают» пространство, вонзаясь в плоть земли, и все вокруг озаряется сиянием. Природа остро реагирует на чудо Преображения: всполохи голубоватого света скользят по деревьям, по каменистым уступам гор, пещеры напоминают воронки от взрывов, словно бы исходящий от Спасителя светоносный поток вторгается внутрь материи, изменяя ее структуру, преображая саму преисподнюю. Божественная энергия приводит в движение все: на иконе нет ни одного уголка, куда бы не проник свет. Таким образом, тайна Фавора в этой иконе открывается в новой полноте — перед нами не только Преображение Господне, но преображение всего творения — человека и природы.
Собственно, об этом учили и святые отцы. Как поется в стихирах праздника: «На горе Фавор Господь преобразился, осияв всю вселенную Своим светом, чтобы избавить мир от преступления».
Источник:
Созыкина Н.Н., Языкова И.К. Преображение Господне./ Наталия Николаевна Созыкина, Ирина Константиновна Языкова. – СПб.: Метропресс ООО «Метропресс», 2014. – 76 с. – (Серия «Русская икона: образы и символы»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...