«ЗВЕНИ, ЗВЕНИ ЗЛАТАЯ РУСЬ!»:
Колокольный звон в произведениях русских поэтов и писателей:
Литературный сценарий
Автор сценария: Ирина Никитина
Косничев
А. У Сысоя. 2007 г.
Сергей
Есенин
***
Звени, звени,
златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.
Звонят, гудят колокола... Большие — размеренно, низко, словно иерихонские трубы; те, что поменьше, — часто, весело, с задорным перезвоном. Иногда величаво, торжественно, иногда скорбно и печально, порой призывно, тревожно, взволнованно. Звонят, возвещая о свадьбах и похоронах, созывая прихожан на молитву, собирая народ на сход. Гудят и в годину бедствия: если где пожар полыхнул, река из берегов вышла или еще какое несчастье. Гонец примчится с недоброй вестью, что враг близок,— бьют в набат яростно, во всю силу. Отразили нашествие, выстояли, победили — и от края до края плывет густой малиновый звон, прославляя мужество защитников родной земли, оплакивая павших в честном бою.
К
колоколу на Руси с глубокой древности отношение было особенным. Нам достались
полные загадок и таинства рассказы, сказки, предания и былины о колоколах, о
том, как колокольный звон отводит дьявольские козни, болезни, бури и молнии;
как колокол не раз звонил «сам по себе», предрекая войну, голод или смерть
государя; как за неугодный звон по воле царей колокола «казнили» пред
народом: били батогами, отрубали ухо и отправляли в ссылку. Попав в неволю, в
чужие земли, колокол мог вдруг замолчать...
О, Русь,
благословенная моя!
Познать тебя не хватит целой жизни:
Твоих церквей златые купола
И многовещий звон колоколов отчизны.
Тот чудный гул, идущий от небес,
Он гласом Божьим нисходил к народу,
Призывом к дальней жизни без мирских страстей,
И родником, где пьют живую воду... (Е. Растопчина)
Колокол
— это святыня церковная. И прежде чем поднять его на звонницу, он всегда
освящался и напутствовался церковною молитвой. Поэтому колокольный звон имел
особую силу: освящал своим звоном воздух и изгонял из него вредоносные силы. А
человека укреплял в благочестии и вере, наставлял молитвою и славословием
противостоять «всем диавольским наветам». Слыша церковный звон, в старое время
народ снимал шапки и крестился, призывая на себя благодать Божью. И уставшая,
страждущая душа умиротворялась и напитывалась радостью, а грешная с
беспокойством оборачивалась. С помощью колокола укрепляли русские люди
священную связь с Богом. Наполняли свои храмы удивительным изобилием
колоколов, от небольших до поражавших мир исполинов. Колокола плакали, стонали,
молились о Русской земле в годы лихолетий. Когда же приходил конец страшной
войне, ничто не могло сказать сильнее о народной радости, как мощные победные
ликующие трезвоны. И издревле повелось, что самым горьким наказанием для
побежденного города и народа, означавшим потерю воли, было лишение колоколов. В
междоусобных войнах князья забирали друг у друга вечевые колокола. Государи,
воюя, как важный военный трофей привозили иноземные «пленные» колокола.
Колокола
появились в Европе еще в VI в. Существует предание, что один епископ из
итальянской провинции Кампанья по дороге в монастырь устал и прилег отдохнуть
в поле. Во сне он увидел чудесно звенящие, напоминающие ангельские голоса
полевые колокольчики, звуками которых он и был разбужен. Он и повелел отлить
первые европейские колокола, подобные формой цветкам.
М.
Мирошина
ЦBETOK И КОЛОКОЛ
Не рви, дружок,
лесные колокольчики,
Послушай их чудесный голосок —
И ты услышишь песенку зазвонных,
Тебе уже родных колоколов.
Земля-чудесница растила медь и олово,
Она им пела песни в глубине;
А колокольчики на звук тянули корни
И радовались песням больше всех.
И кто-то спал однажды в светлом поле
Среди цветов на ласковой траве —
И вдруг услышал голос колокольчика,
Он нежно-звонко отвечал Земле...
И человек был песней очарован,
Цветку «спасибо» ласково сказал;
И все запомнил — и отлил из бронзы
В прекрасный день один колокола.
Не рви, дружок, лесные колокольчики,
Они, как дети, радости полны...
Земля и Небо просят: «Будьте добрыми!»
Ты слышишь? Колокол о том же говорит.
Колокола
являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный
звон употребляется для того, чтобы: созывать верующих к богослужению; выражать
торжество церкви и ее богослужений; возвещать не присутствующим в храме о
времени совершения особо важных частей богослужений.
Колокольный
звон — одна из самых ярких черт русской жизни — имел не только богослужебное
значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли
рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о
приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы
времени. Православный звон служит не только для целей богослужения, но и
является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились
различные виды колокольного звона. В церкви различают 4 канонических звона:
благовест, перебор, перезвон и трезвон.
Благовест — один из
наиболее древних звонов православной церкви и называется так потому, что несет
благую, радостную весть о начале богослужения.
Перебор — это
погребальный звон. Он представляет собой поочередные удары в каждый колокол,
начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все
колокола одновременно, выражает грусть и скорбь об усопшем, символизирует
собою возрастающую жизнь человеческую на земле, а одновременный удар
колоколов означает пресечение земной жизни смертью. Радость в будущей жизни с
Христом выражается в заключение скорбного перебора трезвоном.
Перезвон — более сложный
по сравнению с благовестом и перебором. Классически перезвон представляет
собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый),
начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом «во вся»), и так повторяют
много раз.
Трезвон — наиболее
сложный по сравнению с другими каноническими звонами — является наиболее ярким
в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей
форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу
используемых колоколов, так и по мастерству и индивидуальному музыкальному
почерку звонарей, а также по характерным для каждой данной местности
музыкальным (колокольным) традициям.
В
зависимости от назначения колокольный звон мог звучать по-разному. Благовест —
призыв к церковной службе также может быть разнообразным по тембру.
И.
Никитина (автор композиции)
БЛАГОВЕСТ
По полям
окрестным
Снова слышен зов —
Праздничный воскресный
Звон колоколов.
Льется и тревожит
Радостью сердца
Этот голос Божий —
Песня без конца.
Я окно открою,
Пусть наполнит дом
Музыкой святою
Благовест: «Бим-бом!»
Бронзовое пенье
Птицей ввысь вспорхнет,
Всем о Воскресении
Колокол поет.
И услышат где-то
Поле, речка, лес
О победе Света,
Что Христос Воскрес!
В
Древней Руси существовал набатный звон. Вечевой набат служил сигналом сбора на
вече. Бывало раздавался пожарный набат — частый звон в колокол. В охранный колокол
звонили в случае нападения неприятеля. Путевой колокол указывал своим звоном путникам
дорогу.
О
колоколах существует немало легенд. Одна из них — легенда о влюбленном
колоколе.
Другая
легенда повествует, что, разгромив непокорный Новгород (где, кстати, у вечевого
колокола «в наказание» был «вырван язык»), царь Иван Грозный въезжал в Псков.
Встретили его горожане по древнему обычаю хлебом-солью. И вдруг на главной
колокольне, как сильный гром, прозвучал удар большого колокола. Конь неожиданно
шарахнулся в сторону, чуть не свалив седока. Задрожал в гневе Иван Грозный. В
ярости приказал сорвать колокол и наказать. Притащили колокол, палач поднял
топор и опустил его на колокол. Неожиданно верхняя часть колокола обагрилась
кровью, она стекала вниз, разливаясь багровым пятном на помосте. Замер царь,
глядя на чудо. «Знамение, — подумалось властителю, — чтобы не проливалась
больше кровь людская». Долго в тот день молился в храме государь. И в тот день
не пролилось ни одной капли крови.
Колокольный
звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа, поэтому
в художественной литературе часто можно встретить описание этого
священнодействия.
На
Руси существовал обычай: на Святой неделе каждый мог подняться на звонницу и
ударить в колокол. Вот как описывает А.И. Куприн свое участие в праздничном
благовесте: «Колокольня. Какая веселая,
пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно
близко: вот-вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх
мальчишеского счастья — наконец-то в моих руках веревка от самого главного,
самого большого колокола... Ба-ам!.. Теперь уж больше ничего не видишь, не
слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний».
Каждый
знает, какие сильные впечатления может производить церковный звон при особенных
обстоятельствах и душевных настроениях человека. Нередко бывает так, что звук
колокола, взывая к душе и разуму, наставляет на путь истины. А иногда
производит отрезвляющее, спасающее действие на человека, находящегося на краю
нравственной и физической гибели.
В
рассказе Всеволода Михайловича Гаршина «Ночь» Алексей Петрович,
разочаровавшийся в жизни, в людях и в самом себе герой рассказа, решил свести
счеты с жизнью.
«Он пошел к
столу. От окна до стола было всего две сажени, но ему казалось, что он шел
очень долго. Когда, подойдя, он уже взял револьвер, в открытое окно раздался
далекий, но ясный, дрожащий звук колокола.
- Колокол! — сказал Алексей Петрович,
удивившись, и, положив револьвер снова на стол, сел в кресло.
- Колокол! — повторил он. — Зачем колокол?
Благовестят, что ли? На молитву... Церковь... Духота... Восковые свечи...
Как давно это
было!.. Так давно, что не верится, что это была действительность, что сам
когда-то видел, а не прочитал где-нибудь или не слышал от кого-нибудь. Нет,
нет, было это все, и тогда было лучше. Да и не только лучше, а хорошо было.
Если бы теперь так, не нужно бы ездить за револьвером.
«Кончай!» —
шепнула ему мысль. Он посмотрел на револьвер и протянул к нему руку, но тотчас
же отвел ее назад.
«Струсил?» —
шепнула ему мысль.
— Нет, не струсил, тут не то. Страшного уже
ничего нет. Но колокол — зачем он? Он взглянул на часы.
— Это к заутрени, должно быть. Пойдут люди в
церковь; многим из них станет легче! Так говорят, по крайней мере. Впрочем,
помню, и мне легче становилось. Мальчиком был тогда. Потом это прошло, погибло.
И легче мне не становилось уже ни от чего. Это правда.
Правда! Нашлась
правда в такую минуту! А минута казалась неизбежной. Он медленно повернул
голову и опять посмотрел на револьвер...
— Вон там смерть. Нужно взять, повернуть
кругом...
На улице было
тихо: никто не ехал и не шел мимо. И из этой тишины издалека раздался другой
удар колокола; волны звука ворвались в открытое окно и дошли до Алексея
Петровича. Они говорили чуждым ему языком, но говорили что-то большое, важное и
торжественное. Удар раздавался за ударом, и когда колокол прозвучал последний
раз, и звук, дрожа, разошелся в пространстве, Алексей Петрович точно потерял
что-то.
Колокол сделал
свое дело: он напомнил запутавшемуся человеку, что есть еще что-то, кроме
своего собственного узкого мирка, который его измучил и довел до самоубийства...
В эту ночь он многое уже передумал и многое вспомнил... теперь он
почувствовал, что в нем есть и другая сторона,
та самая, о которой говорил ему робкий голос души».
Видя
в колоколе средство для прославления Бога, русский народ, особенно в прежнее
время, относился к нему с благоговением и трепетом и благодаря этому связал с
ним некоторые обычаи. Так, например, от места отливки до колокольни, на
которой должен был висеть колокол, его непременно переносили на руках.
Тема
колоколов и колокольного звона привлекала и писателей, и поэтов, и музыкантов.
Всем нам знакомы строки стихотворения «Вечерний звон», ставшие песней:
Вечерний звон,
вечерний звон!
Как много дум наводит он.
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом...
У
Михаила Лермонтова есть такие впечатления от музыки колоколов Москвы: «Едва проснется день, как уже со всех ее
златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической
увертюре... и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму, что духи
неба и ада сливаются под облаками в один разнообразный, неизмеримый, быстро
вертящийся хоровод!.. О, какое блаженство внимать этой неземной музыке...»
Испокон
веков и поныне в праздник Светлого Христова Воскресения гудит по всей Руси пасхальный
звон колоколов! «Днесь небо ликует и
земля радуется»: далеко с колоколен разносится стройный звон. Пасхальный
звон неоднократно служил темой для поэтических народных преданий и легенд,
вдохновлял поэтов и писателей.
К.
Фофанов
Под напев молитв
пасхальных
и под звон колоколов,
к нам летит весна из дальних,
из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
млеют темные леса,
небо блещет точно море,
море — точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
и душистая смола
по чешуйчатым колоннам
янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
я заметил, как тайком
похристосовался ландыш
с белокрылым мотыльком.
В
рассказе В.Г. Короленко «Старый звонарь (весенняя идиллия)» действие
происходит в пасхальную ночь. И пасхальная радость здесь смешана с той грустью,
которая всегда живет в русской природе, русской деревне, а особенно, когда
смотрит на все это старый, видевший в жизни много горя человек. Вся жизнь
звонаря Михеича связана с колоколами и звонами, при них и состарился. И вот
пасхальная служба:
«Никогда еще так
не звонил старый Михеич. Казалось, его переполненное старческое сердце перешло
в мертвую медь, и звуки точно пели и трепетали, смеялись и плакали, и,
сплетаясь чудною вереницей, неслись вверх, к самому звездному небу. И звезды
вспыхивали ярче, разгорались, а звуки дрожали и лились, и вновь припадали к
земле с любовною лаской... Большой бас громко вскрикивал и кидал властные,
могучие тоны, оглашавшие небо и землю: «Христос Воскресе!» И два тенора
вздрагивая от поочередных ударов железных сердец, подпевали ему радостно и
звонко: «Христос Воскресе!» А два самые маленькие дисканта, точно торопясь,
чтобы не отстать, вплетались между больших и радостно, точно малые ребята,
пели вперегонку: «Христос Воскресе!» И казалось, старая колокольня дрожит и
колеблется, и ветер, обвевающий лицо звонаря, трепещет могучими крыльями и
вторит: «Христос Воскресе!» И старое сердце забыло про жизнь, полную забот и
обиды».
ОБРАЗ
КОЛОКОЛА В РУССКИХ ЗАГАДКАХ
1.
«Кричит без языка,
Поет без горла,
Радует и бедует,
А сердце не чует»
2.
«Из земли взяли,
На огне грели,
опять в землю положили;
А как вынули — стали бить,
Чтобы мог говорить»
3.«В
церковь других созывает,
А сам в ней не бывает»
4.«Я
— мертв, но живым вещаю о радости и горе и чем больше бьешь меня, тем громче
говорю о Боге»
Источник:
НИКИТИНА И.
«ЗВЕНИ, ЗВЕНИ ЗЛАТАЯ РУСЬ!»: Колокольный звон в произведениях русских поэтов и
писателей./ Ирина НИКИТИНА, заведующая сектором библиографии Центральной
детской библиотеки имени А.П. Гайдара, г. Клин.// Библиотека. – 2006. № 7. – с. 73-78
Комментариев нет:
Отправить комментарий