Душа чистая и бессмертная
Душа есть созданная Богом
самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от
тела.
Душа человека самостоятельна,
поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной
сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих. Душа
человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в
теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно
душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо
сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна
и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека
отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не
воспринимается и не познается телесными органами.
Душа чистая Икона. XIX в. https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-2/6042916862.jpg
На этой иконе Душа чистая
представлена Девой в короне, стоящей на Луне. В левой руке у нее кувшин со
слезами покаяния, которыми она гасит пламя страстей. Под ней — поверженный
дракон и укрощенный лев.
Надпись на иконе поясняет ее символику: «Душа чистая яко девица преукрашенная стоит выше солнца и луна под ногами ея, на главе своей царский венец. Стоит перед Богом и молится, а молитва у нее изо уст восходит на небо, слезами пламень огненный погаси, и терпение греховное потреби, постом льва связа, смирением змия укроти, ненависник дьявол паде на землю яко кот, не могий терпети доброты ея». Таким образом, слезами, молитвами, смирением и добротой Душа попадает в рай.
Добрые друзья Двунадесятые. Чудесные плоды этого
райского дерева — пища для души: любовь, правда, послушание, воздержание,
молитва, милость, покаяние, смирение, труд, чистота, доброта
В Библии сказано: когда Бог создал из земли
первого человека, Адама, Он вдохнул в него душу, вдохнул Свою Божественную
сущность, частицу Самого Себя.
Без души Адам, а значит и все
мы, были бы чем-то вроде роботов: ели, пили, работали, защищали себя от врагов.
Мы бы превратились бы в
жестоких, беспощадных дикарей, цель жизни которых только в том, чтобы выжить.
Как хорошо, что Господь
подарил нам такой драгоценный подарок!
Лубок. «Доброе слово и кошке приятно» (русская
народная пословица). https://i.pinimg.com/736x/a6/b0/a2/a6b0a2f1cfc5ae4bb8add4e678bc80d0.jpg
Душа — это наша совесть и
любовь, наше сострадание и сочувствие, и многие другие добрые чувства.
Равнодушие — беда современных
людей. Но не Бог обделил их. Всем при рождении Он подарил чистую, безгрешную
душу, а какой она станет потом, во многом зависит от каждого из нас.
Как телу необходима пища, так
и душа нуждается в ней. Что же её питает? Добро, любовь, правда, хорошие дела и
чистые помыслы. О душе, как о главном в человеке, следует заботиться больше,
чем о теле. В жизни же всё получается иначе. Но вот что интересно: чем меньше
мы печёмся о телесном, тем больше оживляется душа. Мысли становятся светлее,
чувства и желания чище, молитвы сердечней, а печаль о своих грехах искренней.
Михаил Абакумов. Души небесные. https://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post310891984/
Когда душа хорошего, доброго
человека после его смерти отделяется от тела, её окружают Ангел Хранитель и
другие небесные силы. Они возносят её к Богу и вечной жизни. И, наоборот, душа
человека злого, грешного, забывшего Бога, попадает к демонам, которые унесут её
в мрачную пропасть ада.
Преп. Иоанн Дамаскин пишет:
«Душа, - есть сущность живая,
простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами;
бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она
действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание,
чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное
от нее, но как чистейшая часть ее самой. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа,
далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования;
она доступна изменению и, именно, изменению со стороны воли, как это
свойственно тварному существу» (Точное изложение православной веры. Кн.2,
гл.12).
Лубок «Душа Чистая» вторая четверть XIX века . (ВОКМ
4983/5), бумага, гравюра на металле, акварель, 40,5 х 33,5 https://www.booksite.ru/fulltext/suda/kov/4_05.htm
Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник обладает уникальной коллекцией русского гравированного и
рисованного лубка, основу которой составляет лубок религиозного
содержания.
Священник Сергий Круглов:
«…Есть в народе выражение –
«широкая душа». Это душа, которая способна вместить в себя и далекие звезды, и
мурчащего на коленях котенка, и леса, и моря – словом, всю красоту тварного
мира. Душа, часть которой – и красота творений человеческих, и живой творческий
интерес ко всему в мире. Но прежде всего, это душа, отзывчивая к ближним, к
«другим», преодолевшая самость, способная любить и жертвовать своим,
поддерживать других, невзирая на собственные проблемы и тяготы.
…Человек с такой душой сам
бывает в трудных обстоятельствах, бывает тяжело болен, но от него исходит
нечто, что поддерживает окружающих. К нему тянутся люди, жизнью души живой он
делится с другими».
Исцеление прокаженного. Византия. Иисус Христос - врач,
чадо света, который исцеляет многие душевные недуги. Как олицетворение очищения
души человека от грехов и пороков. https://www.ruicon.ru/arts-new/books/1x1-dtl/afonskaya_miniatyura/istcelenie_prokazhennogo/
Священник Сергий Круглов:
«… А иногда, наоборот, про
человека, который внешне вроде бы живой, говорят «мертвая душа». До такой
степени развился у человека эгоизм, нелюбовь, нечуткость к ближним, к Богу, к
Божьему миру. До того покрылось его нутро хитином страстей, что живет он жизнью
зомби, одного только своего ссохшегося «я». И душа у него маленькая, немощная.
Так бывает со многими
больными: сидит он на койке, смотрит перед собой в пустоту, и ничего из
окружающего мира его не трогает, ничего ему не интересно и не нужно, потому что
вся его душа – размером с его больной орган, вся она – только из этой боли…
Любой врач знает: важно лечить не только телесную болячку человека, важно
вернуть его душе интерес к жизни, к миру, а это бывает куда труднее.
Маленькой, скорчившейся может
стать душа и тогда, когда ушел человек в какую-то свою беду, свернулся в позу
эмбриона вокруг своих переживаний, тревог, страхов, обид, усталости. Не хватает
сил, садятся батарейки, вера слабеет…
Вот почему врачи говорят
родственникам тех, кто лежит в коме: обязательно разговаривайте с ними… Вот
почему мы молимся друг о друге, уж кто как умеет, и на своем опыте знаем
действенность этой молитвы, даже совершенной кое-как, пусть даже (o tempora! o
mores!) в виде крестика, поставленного в комментариях к посту-просьбе…
Вот почему в дни Родительских суббот мы чувствуем, что храм переполнен: своими молитвами мы касаемся душ наших усопших, вытягиваем их из небытия. И они оживают и расширяются настолько, что могут прийти к нам и побыть с нами, пока мы просим Бога смиловаться над нашей немощью и подержать наших близких в Своей вечной памяти, ведь наша-то память пока что слаба и смертна…» (Вся статья ЗДЕСЬ: http://www.pravmir.ru/kakogo-razmera-dusha )
Чудесный сад. https://s.poembook.ru/theme/b5/dd/ae/223fab1a5e219393479e8bede7b836ff8ff2c694.jpeg
Иоанн Крестьянкин:
«… Бог насадил во вселенной
виноградник жизни. Основная Лоза в нем — Сын Божий (Христос), и от этой Лозы идет
бесконечное число черенков… Это все души человеческие (См.: Ин 15, 5). И каждая
душа со временем превращается в некий Божественный сад, под благодатным
окормлением Божьим душа распускается с искрящимися, как цветы под солнцем
жизни, способностями ума, с ароматными гроздьями бесконечно переливчатого
чувства, с упругою волей, как упруга полнокровная сочность плодов. Истинно,
истинно, что человеческая душа по природе есть Божественный сад, лучший
виноградник земли. Господь оградил душу оградой евангельского закона. Водрузил
в саде души сторожевую башню — совесть. Бог насадил сады душ и роздал их людям,
чтобы люди сами трудились над возделыванием этих садов, над спасением своих
душ. А Преображение Господне на Фаворе — это образ преображения души, пошедшей
за Христом»
Несение креста. Фрагмент росписи Троицкого собора
Пахомиево-Нерехтского монастыря. Фреска. 2003 г. Работы иконописца Анатолия
Алешина https://pravoslavie.ru/135399.html
Священник Стивен Фриман, клирик
Православной Церкви в Америке, настоятель храма святой Анны в городе Оук Ридж,
штат Теннесси, создатель православного блога Glory To God For All Things
(«Слава Богу за все»):
«… душа должна быть очень
сильна, чтобы мы могли справиться с гневом, разочарованиями, соблазнами,
неудачами.
… послушайте отца Романа
Брага, румынского монаха, 10 лет проведшего в заключении в тюрьмах при
коммунистическом режиме: «Страдания полезны не только для христианина, но и
вообще для всякого человека. Если ты не знаешь страданий – ты ничего не
знаешь». Это говорит человек, который был заключен в тюрьму.
Господь Сам прямо говорил,
что спасение души подразумевает страдания. Он говорил – те, кто последуют за
Ним, должны будут «принять свой крест». И говорил Он не о широкой дороге, по
которой нужно идти к самореализации, но об узенькой тропинке, где уничижается
собственная воля, это пресловутое «Я» и достигается всецелое послушание
совершенной воле Господа».
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска Богородицерождественского
храма в Костино, г. Королев http://hramvkostino.ru/blagoukrashenie-xrama-2006-2016/freski-bogorodicerozhdestvenskogo-xrama-v-kostino-g-korolev.html
. Пришел последний час земной жизни Матери Божией. Тело ее уснуло, но Сам Сын
Ее Иисус Христос принял в Свои руки Душу
Пречистой Богородицы, рожденной для Вечной
жизни в Царствии Божием
Блез Паскаль (1623–1662) —
французский математик, физик и философ, один из основателей математического
анализа, теории вероятностей и проективной геометрии писал:
«Бессмертие души так для нас важно, так глубоко нас задевает, что надо вовсе
лишиться разумения, чтобы не пытаться разузнать о нём получше. Все наши
поступки, все наши мысли примут столь различный оборот в зависимости от того,
есть у нас надежда на вечное блаженство или нет, что всякий шаг можно
предпринять здраво и рассудительно только проверивши его с этой точки зрения, —
это и должно стать главной нашей заботой. Итак, первейший наш интерес и
первейший наш долг состоят в том, чтобы выяснить для себя этот вопрос — от
этого зависит всё наше поведение»
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска XIII века в
монастыре Сопочаны, Сербия. Фрагмент росписи: Душа Пречистой Девы Марии в руках
Иисуса Христа https://diomedes2.livejournal.com/16434.html
Иоанн, Архиепископ
Белгородский и Старооскольский Иоанн говорит:
«… душа не только бессмертна,
важно понимать, что душа дается один раз, а значит, это вопрос личной
ответственности. Ведь если мы говорим о том, что ты ответствен за то,
приблизишься ли ты к Богу или нет в условиях данной действительности, то это
уже совсем другие отношения с миром, чем если бы ты знал, что у тебя еще будут
попытки.
Проповедь Воскресения
Христова — это, заметьте, не проповедь того, что мы будем рождаться в каких-то
других формах. Нет, это проповедь истинной жизни во Христе, и тот, кто обрел
эту жизнь, кто живет со Христом, тот со Христом и воскреснет. Задача Церкви
подвести человека ко Христу, чтобы он не прошел мимо Христа, не стал тем
разбойником, который был рядом с Ним, но не увидел Его и не сделал самого
главного в этой жизни — не покаялся.
Встреча со Христом не зависит
от богословской подготовки человека, просто душа-то у нас живая, она по природе
своей христианка, потому что сотворена Христом, и она радуется своему Творцу,
тому, что Он Воскрес и даровал ей бессмертие». (Из книги «Корабль спасения».
Весь текст книги ЗДЕСЬ http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/gorodova_korabl_spaseniya.pdf)
Комментариев нет:
Отправить комментарий