Кони привередливые в народном творчестве
Автор текста: Н. Мухотина
Ростовский резчик. Чудо Георгия о Змие. Конец XV
века. Дерево, темпера, золочение
Конь восхищал человека горделивой осанкой, мощной поступью, постоянством и трудолюбием. Крестьянская лошадка веками тянула свою лямку, она была и другом, и богатством, и главным условием выжить. В пастушеских хозяйствах Средневековья использовали коня, и люди стали всадниками. Изменилось восприятие пространства и времени. Конный стал возвышаться над пешим, расширился кругозор, далекие места оказались для него доступнее. Конный сильнее пешего - он вооружен, он воин и покровитель. Могучие богатыри символизируют силу народного духа, их образы в русском эпосе выражают идею заступничества. Поэтому святой Георгий очень часто изображается Победоносным всадником и почитается в русском благочестии как защитник веры и родной земли.
Охлупень на доме
Вячеславовых. XIX век. д. Матвеевская Вологодской губернии
Деревянный
дом на Севере построен «конем». Массивный конь-охлупень возносится над
фронтоном - это скульптурное завершение бревна, соединяющего два ската крыши.
Одновременно - это символ полета и венец дома. Столь высокое положение сообщает
образу особую силу. Сергей Есенин был поражен смелостью и дерзновением
народной фантазии, он писал: «Конь, как в греческой, египетской, римской, так и
в русской мифологии есть знак устремления. Но только один русский мужик
догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним
колеснице...».
Красный
конь, как солнце, ладьей плывет по небу, олицетворяя бег времени. Небесные
кони на крыше были талисманами, охранявшими жилище. Одновременно эти нарядные
образы расцвечивали мир человеческой повседневности, приносили радость в
нелегкую жизнь крестьянина-труженика.
Вышивка. Конец
полотенца. XIX век. Вологодская губерния.
В
древнеславянской мифологии дневное солнце мчится по небосклону на квадриге
коней, а ночью продолжает свой путь на ладье по подземным водам. Кони-птицы в
прикладном искусстве часто неразлучны, примером могут быть долбленые ковши или
вышивка.
Привередливые
кони загораются огнем в узорах русской вышивки, а загадочные всадники и всадницы
вереницей скачут по подзорам и полотенцам. Их сакральные жесты обращены к
центральной женской фигуре, к небу или земле. Они поклоняются богине
плодородия, приветствуют весну и благословляют цветение природы. Резные
«коники» украшают придорожные кресты, оберегают ткацкий стан, «возносятся»
металлическим кружевом на кровлях храмов. Кони-труженики принимают на себя тяжесть,
превращаясь в кронштейн для печи. Они безвозмездно помогают в повседневных
делах своему хозяину, щедро украшают сказочными силуэтами бесхитростные орудия
труда. Иногда они вырастают из кованых орнаментов сечки, в других случаях
подчиняют себе формы рубеля или рубанка.
Лопасть прялки.
Борецкая роспись. 1922. Мастер В. Амосов
Разноцветные
кони, словно радуга, лихими тройками несутся по северным прялкам и обещают
девушкам счастье.
В
XVIII веке изменился мир, народные мастера начали делать вещи для города, стал
меняться и облик любимых персонажей. Появляются сюжетные композиции, всадники
напоминают теперь светских щеголей. Цирковые выезды и карусельные лошадки,
запряжки, каретки, рысаки в яблоках, игрушечные эскадроны на раздвижных планках
- все это многообразие впечатляло современников.
Коне-каталка. Начало
XX века
Игрушечные
коники и упряжки были любимыми детскими забавами. В них можно узнать отголоски
былых святынь, внушавших когда-то ужас; монументальность и суровость образов
оттачивались столетиями.
Игрушечные
персонажи сохранили архаичность форм, кроме коня встречаются и другие древние
символы - баба, птица, козуля. С малых лет человек жил в окружении
иносказательных образов, и детские забавы - каретки и каталки на колесиках -
не случайно перекликаются с мифами о солнечной колеснице.
У. Бабкина.
Двуглавый конь. Керамика. Архангельская обл. 1970-е годы
Кони
напоминают о движении времени. Конь в мифологии восточных и западных славян
был эмблемой солнечного бога Хорса. В устном народном творчестве упоминаются
белоснежные солнечные кони, кони с солнцем во лбу и двенадцать сивок-златогривок.
Существуют легенды об огнедышащих крылатых конях, которые жили в реках и
выходили на берег. Конь-кобылка был важным персонажем в русальных и святочных
играх. Эти обряды связаны с празднованием «поворота солнца с зимы на весну и
на лето». Конем рядились на маскарадах, особенно на Масленицу, фигурки всадников
были предвосхищением возрождающегося солнца. Церковь строго порицала пережитки
язычества «...егда играют русалия, или скомороси, ли пьянице кличють, или како
сборище идольских игр».
Всадник-свистулька.
Конец XIX — начало XX века. г. Вятка
Персонажи
крестьянских росписей очень трогательны: кони, седоки и птицы-павы по-доброму
посматривают на нас. В старых святочных песнях поется о солнце, как о женщине,
которая едет в повозке, нарядившись в яркий сарафан и кокошник: «Уродилась
Коляда накануне Рождества», далее есть слова: «Ехала Коляда в малеванном
возочку, на вороном конечку». Солнце, едущее в возке, нашло отражение в обычае
кататься на санях на Масленицу. На Иванов день солнце поворачивается на зиму, и
это тоже замечено в фольклоре - оно выезжает из своего чертога на трех конях -
серебряном, золотом и алмазном.
Образ
коня, который вошел в искусство городских ремесленников, затем утратил свой
первоначальный сокровенный смысл, он стал неотъемлемой частью сюжетных
росписей городецких прялок или фигурных навесных замочков Павлова-на-Оке.
Горожане перестали видеть в нем объект поклонения или обожествления, они любовались
силой коня, впряженного в сани и кареты, или резвостью коня-скакуна.
На
одной из прялочек XVIII столетия изображен всадник, скачущий по холмам. Ему
сопутствует надпись песенного склада: «Сижу я на борзом коне, и тот не
обуздан; по горам, по холмам, везде конь стрекает, ум мой разбивает, где бы и
не нады, везде поспевает. Юность моя, юность, беспечальное время, куда ты
стремишься, куда ты летишь? Скоро придет твоя старость: будь поумнее, живи
поскромнее». От нашего взгляда не ускользает нарочитая щеголеватость всадника,
торжественность его выезда, навевая воспоминания о Егории Храбром, любимом
персонаже духовного стиха, или конных богатырях из былин: «Конь под ним -
будто лютый зверь, Сам на коне - как сокол на руке...»
Народная
фантазия окружала человека поэтическими образами, сказочные персонажи были
такой же реальностью, как жизнь. Архаические святыни, языческие символы
перестали быть предметом поклонения, но продолжали украшать предметы крестьянского
и городского быта. Мифологическое начало русского народного искусства
превращало повседневное существование человека в особое действо, исполненное
высшего смысла.
Мухотина Н. Кони привередные.// Журнал «Юный
художник». – 2007 год, № 6. –с. 40-41. - (Народное творчество)
Комментариев нет:
Отправить комментарий