воскресенье, 24 октября 2021 г.

Мир народной русской игрушки

 

Мир народной игрушки

Автор текста: Н. Абрамычева

Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. Путешествуя по нему, мы можем перемещаться во времени и пространстве. Корни народной игрушки уходят в глубокую древность. Можно сказать, что все со­здаваемое взрослыми для того, чтобы порадовать детей, было игрушкой, будь то кораблик из прутиков, вырезанная из дерева фигурка, свернутая из лоскута ткани зверушка или человек.


Соломенные куклы. Пензенская область

В разных странах, у разных народов игрушки создавались из того материала, который был под рукой и использовался для «взрослых» вещей, а попутно дела­лись «несерьезные» предметы для того, чтобы занять ими младших детишек (старшие дети самостоятельно делали игрушки для себя и младших).

Кукла «крупеничка»

С древних времен игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка - самая примитивная и простая – создана, прежде всего, для общения. Именно через игрушки происходит общение старше­го и младшего поколений в семье, братьев и сестер, друзей и подруг, сверстников с одной улицы, из одной деревни, села, города. Маленький человек узнает окру­жающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нем отражается настоящая жизнь.

Тряпичные куклы. Каргополь

В народной игрушке отразились представления наших древних предков и о мире ирреальном, магическом, обрядовом. Многие игрушки рождались из древ­них ритуальных фигурок людей и животных. Утратив со временем свою обрядо­вую функцию, они затем бытовали как предмет игры. Хотя подлинные обрядовые предметы никогда не применялись в играх.

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно это каса­лось игрушек звучащих - свистящих, гремящих, шумящих. Именно поэтому среди глиняных игрушек больше всего свистулек, которые своим веселым звучанием отго­няли от ребенка болезни, напасти - все, что связывалось с миром «злых духов».

Шаркунок

То же касалось игрушек-шаркунков из бересты, наполненных сухим горохом, глиняных «погремух». Эти звучащие игрушки стали прообразом современных погремушек.

В народной, или, как ее еще называют, традиционной, игрушке мы видим сплав реального и нереального. Народный мастер черпает свои впечатления из окружающей жизни, но не стремится к полному правдоподобию, создает вырази­тельный образ животного, человека, птицы, отражая то главное, что присуще то­му или иному персонажу. Для этого он сознательно преувеличивает, поэтизирует, обобщает качества, которые более всего характеризуют этот образ.

«Лесовики-моховики». Вятская губерния

При этом ру­ководствуется собственным миропониманием, пришедшим к нему от его предков. В этом сказывается обрядовая, ритуальная предыстория игрушки, когда со­здание фигурки имело определенный магический смысл и силу, а образ, который воплощал эту силу, шел из глубины веков. Как правило, это были мифологические образы, воплощавшие силы природы, которые оказывали большое влияние на жизнь земледельца, охотника, скотовода.

Этнографические куклы. Троице-Сергиев Посад

Язык знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному ис­кусству. В росписях, узорах, декоративном оформлении крестьянской утвари все­гда читаются зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополу­чия. Прежде всего, это касается солярных знаков - солнечного символа.

Филимоновская игрушка

Его мож­но встретить на глиняных филимоновских игрушках в виде лучистого круга, сол­нечный полукруг мы встречаем на юбках женских фигур из Каргополя, в городецкой деревянной резьбе циркульный орнамент является одним из основных деко­ративных мотивов. Зерновидные овалы и точечный орнамент напоминают о древ­нем культе зерна, злака. Часто они располагаются среди цветных полос или в ячейках квадратов, что символизирует распаханную землю и зерно, посеянное на вспаханном ровными рядами поле. Непременно присутствуют в орнаментах гори­зонтальные и вертикальные линии, как знак воды небесной и земной.

Также символичен цвет - особенно в росписи глиняной игрушки. Чаще всего встречаются оттенки красного цвета, вновь напоминая нам о солнце. Желтый цвет хлебной нивы, зеленый растительный орнамент, голубец воды и неба, и все это на чистом поле белоснежного фона. Золотые квадраты и серебряные канты дополняют основной колористический строй народных росписей.

На рынке в деревне. Пара. Дымковская игрушка. Киров

Дымковские росписи можно назвать самыми живописными, что соответствует сложной пластике фигурок, особенно совре­менных, все более отходящих от лаконичных форм игрушек старых дымковских мастериц и превращающихся в произведения декоративной скульптуры.

Материалом для народных игрушек чаще всего служили глина и дерево. Для рус­ской традиционной игрушки эти природные материалы были и остаются основными.

Гончарство у всех народов существует испокон веков. Оно насчитывает тысяче­летия своего существования. Посуда, утварь, ритуальные предметы и многое дру­гое у разных народов создавалось из глины. Этот податливый благодатный матери­ал в умелых руках мастера превращается в удивительно разнообразные вещи - от греческих амфор до венецианской майолики. А игрушка всегда присутствовала в работе гончара как потешная забава, сделанная для того, чтобы порадовать детей.

Дымковская игрушка

Лепились игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий. Поэтому в пластике игрушек нет ни­чего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Роспись также была лаконична и условна, подчеркивая главное в пластике и образном строе изделия. При создании игрушки обязательно учитывалось ее предназначение для детской игры, поэтому она была «соразмерна» ребенку: обобщенный условный образ бу­дил детскую фантазию, дети «домысливали» игрушку по-своему в зависимости от игровой ситуации; в пластике старались избежать мелких деталей, от чего зави­села просто сохранность игрушки. Самые архаичные из них имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инстру­ментом и мерилом, роспись сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объем фигурки и подчеркивает ее наиболее заметные части.

Абашевская игрушка

Чтобы достичь слияния в игрушке глубокого внутреннего содержания и выра­зительного образа, необходимо длительное время и усилия многих людей. Народ­ная игрушка была плодом коллективного творчества нескольких поколений масте­ров. На протяжении десятков лет оттачивался и шлифовался пластический и коло­ристический облик игрушки, присущий для конкретной территории, местности (области бытования). Разные мастера вносили в него свои приемы лепки, колори­та, характера игрушки. Постепенно отсекалось все лишнее, ненужное, усложняю­щее выразительный облик, мешающее воспринимать игрушку как единое целое.

Многое зависело от материала, свойств глины, которую добывали в тех мес­тах, где делали игрушки. Часто именно глина диктовала пластику изделия, его размер и приемы лепки.

Дойка коровы. Корова. Медведь с зеркалом, д. Филимоново, Тульская обл.

Вытянутые формы филимоновской игрушки, возможно, были связаны с очень пластичной местной глиной «синикой», податливой к вытя­гиванию и заглаживанию. Зато красная глина дымковской слободы хорошо «дер­жала» налепные декоративные детали. Пластика игрушки всегда была тесно свя­зана с росписью. Графичные филимоновские росписи, состоявшие из полосок, «елочек», лучистых солнышек более всего подходили именно для длинношеих филимоновских животных. А любимый филимоновцами солнечно-желтый фон мог быть подсказан простой случайностью, затем осмысленной и зафиксирован­ной мастерами. Когда-то игрушки обжигались вместе с горшками, покрытыми желтым луковым красителем, охристые капли, попадая на белый фон игрушки, создавали нарядный и яркий колорит.

Полкан. Каргополь

Интересно проследить, как проявляется творческое чутье мастера в колористическом строе росписи игрушек из северных и южных территорий. Почти все «северные» игрушки очень яркие по росписи - что из Вятки (дымковская), что из Каргополя, что из Тулы (филимоновская). А игрушки из южных областей - напри­мер, Курской, Орловской, Рязанской - украшены значительно скромнее по цвету. Видимо, создавая игрушку короткими зимними днями и длинными зимними вече­рами, северному мастеру хотелось добавить цвета и света в дом, в жизнь, поэто­му, например, дымковские игрушки из Вятской губернии играли всеми цветами радуги, как солнышко на морозном окошке.

Каргопольские игрушки

 Так складывалась коллективная традиция создания игрушек в определенной местности. Мастера следующих поколений наследовали знания и навыки созда­ния игрушек от своих родителей, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев. Это было нетрудно потому, что в семье, где делали игрушки на продажу, то есть за­нимались созданием их уже как ремеслом, вся семья от мала до велика была во­влечена в это занятие. Если промысел становился успешным, вся деревня, слобо­да или село начинали в нем участвовать, то есть промышлять ремеслом. Так посте­пенно складывались слободы ремесленников, деревни игрушечников. Они возили свои изделия на ярмарки, получали «заказы» на игрушки к следующей ярмарке, и, таким образом, исторически складывались традиционные игрушечные промыслы.

Медведи, с. Богородское

Помимо глиняной, большое распространение имела деревянная игрушка, учитывая лесное богатство наших российских земель. Часто в одном и том же ре­гионе делали и глиняные и деревянные игрушки, кто на что был мастер. Дерево более сложный для работы материал, здесь требуется владение инструментом - топором, ножом, стамеской, токарным станком, - поэтому обычно этим ремес­лом занимались мужчины. Мальчиков в семье, занимавшейся резьбой по дереву, обучали работе с инструментом уже с 5 - 8 лет. Девочки и женщины обычно шку­рили, «собирали», расписывали игрушку, покрывали лаком. Примером такого се­мейного промысла было село Богородское, где испокон веков «резали» деревян­ные игрушки.

Там складывались целые семейные династии мастеров, обучение молодежи шло в семье, что позволяло достичь вершин мастерства в одном из са­мых сложных видов народного искусства - создании деревянной скульптуры. Ве­ликий французский скульптор Огюст Роден сказал о богородской игрушке: «На­род, создавший такую игрушку, - великий народ».

Матрешки. Троице-Сергиев Посад

В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходят годы, десятиле­тия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она менялась, умирала, возрож­далась, превращалась в сувенир, экзотику, но жила. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Она до сих пор вызывает их неподдельный интерес, глядя на нее, у них возникает желание взять в руки, играть с нею, иметь ее рядом, сделать такую же. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она да­рит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая ду­шевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она - «потешная ко­пилка народной памяти». Любите ее, старайтесь узнать о ней больше, прикосни­тесь к ней, и она подарит вам радость!

 

Источники:

Абрамычева Н. Мир народной игрушки.// Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 4

 

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...