Мир народной игрушки
Автор текста: Н. Абрамычева
Мир
народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. Путешествуя
по нему, мы можем перемещаться во времени и пространстве. Корни народной
игрушки уходят в глубокую древность. Можно сказать, что все создаваемое
взрослыми для того, чтобы порадовать детей, было игрушкой, будь то кораблик из
прутиков, вырезанная из дерева фигурка, свернутая из лоскута ткани зверушка или
человек.
Соломенные куклы. Пензенская область
В разных странах, у разных народов игрушки создавались из того материала, который был под рукой и использовался для «взрослых» вещей, а попутно делались «несерьезные» предметы для того, чтобы занять ими младших детишек (старшие дети самостоятельно делали игрушки для себя и младших).
Кукла
«крупеничка»
С
древних времен игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к
младшим. Любая игрушка - самая примитивная и простая – создана, прежде всего,
для общения. Именно через игрушки происходит общение старшего и младшего
поколений в семье, братьев и сестер, друзей и подруг, сверстников с одной
улицы, из одной деревни, села, города. Маленький человек узнает окружающий мир
с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям,
создавая мир игрушечный, но в нем отражается настоящая жизнь.
Тряпичные куклы.
Каргополь
В
народной игрушке отразились представления наших древних предков и о мире
ирреальном, магическом, обрядовом. Многие игрушки рождались из древних
ритуальных фигурок людей и животных. Утратив со временем свою обрядовую
функцию, они затем бытовали как предмет игры. Хотя подлинные обрядовые предметы
никогда не применялись в играх.
Наиболее
долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно это касалось игрушек
звучащих - свистящих, гремящих, шумящих. Именно поэтому среди глиняных игрушек
больше всего свистулек, которые своим веселым звучанием отгоняли от ребенка
болезни, напасти - все, что связывалось с миром «злых духов».
Шаркунок
То
же касалось игрушек-шаркунков из бересты, наполненных сухим горохом, глиняных
«погремух». Эти звучащие игрушки стали прообразом современных погремушек.
В
народной, или, как ее еще называют, традиционной, игрушке мы видим сплав
реального и нереального. Народный мастер черпает свои впечатления из окружающей
жизни, но не стремится к полному правдоподобию, создает выразительный образ
животного, человека, птицы, отражая то главное, что присуще тому или иному
персонажу. Для этого он сознательно преувеличивает, поэтизирует, обобщает
качества, которые более всего характеризуют этот образ.
«Лесовики-моховики».
Вятская губерния
При
этом руководствуется собственным миропониманием, пришедшим к нему от его предков.
В этом сказывается обрядовая, ритуальная предыстория игрушки, когда создание
фигурки имело определенный магический смысл и силу, а образ, который воплощал
эту силу, шел из глубины веков. Как правило, это были мифологические образы,
воплощавшие силы природы, которые оказывали большое влияние на жизнь
земледельца, охотника, скотовода.
Этнографические
куклы. Троице-Сергиев Посад
Язык
знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному искусству. В
росписях, узорах, декоративном оформлении крестьянской утвари всегда читаются
зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия. Прежде всего,
это касается солярных знаков - солнечного символа.
Филимоновская
игрушка
Его
можно встретить на глиняных филимоновских игрушках в виде лучистого круга, солнечный
полукруг мы встречаем на юбках женских фигур из Каргополя, в городецкой
деревянной резьбе циркульный орнамент является одним из основных декоративных
мотивов. Зерновидные овалы и точечный орнамент напоминают о древнем культе
зерна, злака. Часто они располагаются среди цветных полос или в ячейках
квадратов, что символизирует распаханную землю и зерно, посеянное на вспаханном
ровными рядами поле. Непременно присутствуют в орнаментах горизонтальные и
вертикальные линии, как знак воды небесной и земной.
Также
символичен цвет - особенно в росписи глиняной игрушки. Чаще всего встречаются
оттенки красного цвета, вновь напоминая нам о солнце. Желтый цвет хлебной нивы,
зеленый растительный орнамент, голубец воды и неба, и все это на чистом поле
белоснежного фона. Золотые квадраты и серебряные канты дополняют основной
колористический строй народных росписей.
На рынке в
деревне. Пара. Дымковская игрушка. Киров
Дымковские
росписи можно назвать самыми живописными, что соответствует сложной пластике
фигурок, особенно современных, все более отходящих от лаконичных форм игрушек
старых дымковских мастериц и превращающихся в произведения декоративной
скульптуры.
Материалом
для народных игрушек чаще всего служили глина и дерево. Для русской
традиционной игрушки эти природные материалы были и остаются основными.
Гончарство
у всех народов существует испокон веков. Оно насчитывает тысячелетия своего
существования. Посуда, утварь, ритуальные предметы и многое другое у разных
народов создавалось из глины. Этот податливый благодатный материал в умелых
руках мастера превращается в удивительно разнообразные вещи - от греческих
амфор до венецианской майолики. А игрушка всегда присутствовала в работе
гончара как потешная забава, сделанная для того, чтобы порадовать детей.
Дымковская
игрушка
Лепились
игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать
много времени и усилий. Поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего,
мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Роспись также была лаконична и
условна, подчеркивая главное в пластике и образном строе изделия. При создании
игрушки обязательно учитывалось ее предназначение для детской игры, поэтому она
была «соразмерна» ребенку: обобщенный условный образ будил детскую фантазию,
дети «домысливали» игрушку по-своему в зависимости от игровой ситуации; в
пластике старались избежать мелких деталей, от чего зависела просто
сохранность игрушки. Самые архаичные из них имеют обтекаемую форму, их лепка
сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом,
роспись сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объем фигурки и подчеркивает
ее наиболее заметные части.
Абашевская
игрушка
Чтобы
достичь слияния в игрушке глубокого внутреннего содержания и выразительного
образа, необходимо длительное время и усилия многих людей. Народная игрушка
была плодом коллективного творчества нескольких поколений мастеров. На
протяжении десятков лет оттачивался и шлифовался пластический и колористический
облик игрушки, присущий для конкретной территории, местности (области
бытования). Разные мастера вносили в него свои приемы лепки, колорита,
характера игрушки. Постепенно отсекалось все лишнее, ненужное, усложняющее
выразительный облик, мешающее воспринимать игрушку как единое целое.
Многое
зависело от материала, свойств глины, которую добывали в тех местах, где
делали игрушки. Часто именно глина диктовала пластику изделия, его размер и
приемы лепки.
Дойка коровы.
Корова. Медведь с зеркалом, д. Филимоново, Тульская обл.
Вытянутые
формы филимоновской игрушки, возможно, были связаны с очень пластичной местной
глиной «синикой», податливой к вытягиванию и заглаживанию. Зато красная глина
дымковской слободы хорошо «держала» налепные декоративные детали. Пластика
игрушки всегда была тесно связана с росписью. Графичные филимоновские росписи,
состоявшие из полосок, «елочек», лучистых солнышек более всего подходили именно
для длинношеих филимоновских животных. А любимый филимоновцами солнечно-желтый
фон мог быть подсказан простой случайностью, затем осмысленной и зафиксированной
мастерами. Когда-то игрушки обжигались вместе с горшками, покрытыми желтым
луковым красителем, охристые капли, попадая на белый фон игрушки, создавали
нарядный и яркий колорит.
Полкан.
Каргополь
Интересно
проследить, как проявляется творческое чутье мастера в колористическом строе
росписи игрушек из северных и южных территорий. Почти все «северные» игрушки
очень яркие по росписи - что из Вятки (дымковская), что из Каргополя, что из
Тулы (филимоновская). А игрушки из южных областей - например, Курской,
Орловской, Рязанской - украшены значительно скромнее по цвету. Видимо, создавая
игрушку короткими зимними днями и длинными зимними вечерами, северному мастеру
хотелось добавить цвета и света в дом, в жизнь, поэтому, например, дымковские
игрушки из Вятской губернии играли всеми цветами радуги, как солнышко на
морозном окошке.
Каргопольские
игрушки
Медведи, с.
Богородское
Помимо
глиняной, большое распространение имела деревянная игрушка, учитывая лесное
богатство наших российских земель. Часто в одном и том же регионе делали и
глиняные и деревянные игрушки, кто на что был мастер. Дерево более сложный для
работы материал, здесь требуется владение инструментом - топором, ножом,
стамеской, токарным станком, - поэтому обычно этим ремеслом занимались
мужчины. Мальчиков в семье, занимавшейся резьбой по дереву, обучали работе с
инструментом уже с 5 - 8 лет. Девочки и женщины обычно шкурили, «собирали»,
расписывали игрушку, покрывали лаком. Примером такого семейного промысла было
село Богородское, где испокон веков «резали» деревянные игрушки.
Там
складывались целые семейные династии мастеров, обучение молодежи шло в семье,
что позволяло достичь вершин мастерства в одном из самых сложных видов
народного искусства - создании деревянной скульптуры. Великий французский
скульптор Огюст Роден сказал о богородской игрушке: «Народ, создавший такую
игрушку, - великий народ».
Матрешки.
Троице-Сергиев Посад
В
народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходят годы, десятилетия,
века, а народная игрушка живет до сих пор. Она менялась, умирала, возрождалась,
превращалась в сувенир, экзотику, но жила. И она оживает каждый раз, когда ее
берут в руки дети. Она до сих пор вызывает их неподдельный интерес, глядя на
нее, у них возникает желание взять в руки, играть с нею, иметь ее рядом,
сделать такую же. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она дарит
радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная
мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она - «потешная копилка народной
памяти». Любите ее, старайтесь узнать о ней больше, прикоснитесь к ней, и она
подарит вам радость!
Источники:
Абрамычева Н. Мир
народной игрушки.// Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 4
Комментариев нет:
Отправить комментарий