Красота деревянных храмов
Деревянное зодчество России.
«Витославицы»
Автор текста: Н. Семенова
Около Великого Новгорода, на берегу озера Мячино, есть старый парк. Среди огромных дубов и густых елей стоят в нем деревянные храмы и маленькие резные часовенки на валунах. Их стены почернели от времени и покрыты мхом. Возникает ощущение, что попал в сказочный лес...
Часовня. 1745 года. ЗвонницаЭтот парк — новгородский Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», названный по имени существовавшего когда-то здесь села. Музей был основан в середине XX века, и в него перевезены из дальних деревень области деревянные церкви, часовни и мельницы, создававшиеся на протяжении нескольких последних столетий. «Витославлицы» — музей не только архитектурный, но и этнографический, и памятники группируются по этнографическим зонам Новгородской земли. Храмы и церкви отреставрированы и гармонично вписаны в ландшафт парка. Избы, кузница, житницы и гумно с ригой — жилые и хозяйственные крестьянские постройки — составляют небольшую деревню с одной улицей, расположенную на холме у озера.
Часовня из деревни Кашира Маловишерского района. Автор: Belliy - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43746010
Часовня с трех сторон
(западной и боковых) обнесена галереей на кронштейнах, которые выпущены на
боковых стенах по три с каждой стороны. Вся постройка очень выразительная и
легкая, а особенно на ней хороша ажурная колокольня с шатровым верхом.
Культура деревянного зодчества на этих землях издревле была высокой и
уникальной. Древний Новгород — один из ее центров. Здесь формировались
архитектурные типы сооружений, которые потом перенимал Русский Север, куда с
торговлей проникали и новгородские мастера.
Вид центральной улицы. На заднем плане Церковь Рождества Богородицы
Плотники, объединившись в артели, рубили большие и сложные сооружения: храмы, остроги, боярские хоромы. Известно, что еще Великий московский князь Иван III в конце XV века поручил новгородцам деревянные работы в Московском Кремле, в храме Успения Богородицы. Они исполняли наиболее ответственную часть работы — возводили «верхи» (крыши и купола).
Церковь Николы. 1688
В сельской местности жители округи строили деревянные церкви или часовни, которые ставили на возвышенности, на высоком берегу реки или озера. В старой России для постройки церквей приглашали профессиональных мастеров. При найме обязательно составлялся официальный юридический документ — «роспись на строительство церкви», в котором очень подробно оговаривалось, каким должен быть храм, определялись сроки окончания строительства. Это были своего рода словесные чертежи, где в качестве образца приводилась аналогичная уже существующая постройка. Таким образом, мастера рубили храмы «по подобию», учитывая также пожелания заказчика и собственные представления о красоте («рубить как пригож», «как мера и красота скажут»).
Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино. 1599 года. https://www.drive2.ru/l/547775869398025615
К самому простому и распространенному типу культовых сооружений, представленных в музее, относится церковь Успения Богородицы из деревни Никулино 1599 года. Это типичная постройка, произошедшая от сруба-клети, который является основой деревянной церкви и состоит из четырех соединенных под прямым углом бревен, уложенных горизонтальными рядами. Каждый такой ряд называется венцом. Планировка Успенского храма проста: три клети — храм, алтарь и трапезная — расположены одна за другой, причем основной сруб выше соседних помещений. Срубы имеют повалы, т.е. расширены кверху. Каждая клеть перекрыта двухскатной крышей с тесовым покрытием. Крыша центрального сруба увенчана маленькой главкой, крытой лемехом (тесаными осиновыми дощечками). С южной и западной сторон к церкви примыкает небольшая крытая галерея с резными столбиками. На фасадах расположены два окна косящатых (с рамами, обрамленными косяками) и четыре волоковых (вырубленных в бревнах и имеющих вид небольшой горизонтальной щели. Проем задвигался, заволакивался доской).
Церковь Рождества Богородицы. 1530 из Боровичского района
В музее собраны и более сложные по форме деревянные церкви Новгородской земли. Одной из них является церковь Рождества Богородицы 1531 года. Она привезена из Боровичского района и является самой древней постройкой в музее и интереснейшим памятником монастырского деревянного зодчества. Храм не имеет точных аналогов в истории древнерусской архитектуры, хотя известны памятники в Мурманской области и других северных областях, очень близкие ему по плану и композиции, но построенные много позднее.
Церковь Рождества Богородицы. 1530. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/64
В основе архитектурного решения этого сооружения лежит распространенная в XVI веке схема — восьмерик (восьмигранный сруб) возвышается на крестообразном бревенчатом основании. Переход от основания к восьмерику осуществляется с помощью невысокого, но очень широкого четверика (квадратного сруба). Венчается постройка шатром с небольшой главкой луковичной формы. На северной и южной сторонах сруба возвышаются два малых шатра, которые установлены на низких восьмериках, имеющих четвериковое основание. К восточной части сруба, где расположен главный алтарь, с двух сторон примыкают два дополнительных алтарных прируба.
Церковь Рождества Богородицы. 1530 г.
Рождественская церковь имеет
высокий деревянный подклет — так называется первый этаж хозяйственного
назначения. С северной, южной и западной сторон церковь окружена крытой
галереей, украшенной балясинами (резными столбиками, поддерживающими перила).
На галерее, называемой на Руси «гульбище», в ожидании службы собирался народ. В
храм ведет высокое трехсходное (в три стороны) крыльцо.
При строительстве этого храма использовалось несколько способов соединения
венцов, в том числе и уникальные. Все стены, за исключением восьмериков под
малыми шатрами, рублены из круглых бревен классическим способом — «в обло» с
остатком. («В обло» — способ соединения бревен в углах, когда концы их остаются
за пределами наружной плоскости стены. Укладка бревен друг на друга происходит
с помощью полукруглых выемок в нижней части верхнего бревна. При этом верхнее
бревно помещается на выпуклость нижнего.) Но наряду с этой обычной рубкой
обнаружен способ соединения бревен, применявшийся в Древней Руси только до XVI
века — когда на нижних венцах делали выемку сверху.
Церковь Рождества Богородицы. 1530 г.
Помещения крещатого сруба перекрыты двухскатными крышами. Центральный шатер, главки и шейки главок обшиты «чешуей» (лемехом). Такой способ покрытия был широко распространен в древнерусском зодчестве — как в деревянном, так и в каменном. Это связано с тем, что сырую осину легко обрабатывать, а, высыхая, она не трескается и приобретает серебристый оттенок.
Внутри храм довольно мрачный: свет в помещение проникает лишь через маленькие волоковые оконца и окна побольше, сделанные в более поздний период. Бревенчатые стены древних храмов не имели росписи. Только в XIX веке внутренние стены начали обтягивать расписанными холстами. В деревянной церкви самой яркой и нарядной частью был иконостас. Первоначально Рождественская церковь имела тябловый иконостас (тябла — брусья с пазами, в которые вставлялись иконы). В XIX веке его заменили на распространенный сейчас каркасный (рамный). От старого иконостаса сохранились значительные фрагменты тябел с растительным орнаментом и изображением херувимов и серафимов.
Ярусная церковь Николы 1757 года из деревни Высокий Остров Окуловского района. https://ru.wikipedia.org/wiki
Недалеко от Рождественского храма стоит церковь Николы из деревни Высокий Остров. После "Никоновской" церковной реформы были введены новые правила не только на церковные обряды, но и на строительство культовых сооружений, в частности, было запрещено строительство шатровых церквей, разрешены были только колокольни такого типа. Выходом из этой ситуации стало построение церкви кораблем. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром. В ярусных церквях почти всегда основные срубы - алтарь, ярусная церковь, трапезная, паперть с ярусной колокольней, крыльцо - располагались по оси, и такая композиция напоминает двухмачтовый парусный корабль. Такова и Никольская церковь, построенная в 1757 году. В ней ярусность выражена в установке друг над другом восьмигранных срубов, уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом.
Ярусная церковь Николы 1757 года из деревни Высокий Остров Окуловского района. https://yadi.sk/a/QZQa7A8d3YXVE3/5b34b4cf09693b95ae946a5c
Когда-то Высокий Остров был частью крупного села, состоявшего из трёх частей или концов. Восточный конец села выгорел много лет назад и перестал существовать. Третий - Заручевье уцелел. Наиболее достоверным архивным материалом принято считать документ от 1879 г., который гласит: "Церковь во имя святителя и Чудотворца Николая в погосте Высокоостровском находится от уездного города Крестец в 36 верстах... Построена сия церковь в 1765 г. в царствование императрицы Екатерины Алексеевны с благословения преосвященного Дмитрия Митрополита Новгородского, с бургского иждивения граждан...". Однако вопрос точной датировки церкви не решён окончательно.
Церковь Успения (деревянная) из д. Курицко Новгородского района. 1595 г. Витославлицы. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed
Другой уникальный экспонат
музея деревянного зодчества — церковь Успения Богородицы 1595 года. Она
является классическим образцом шатрового зодчества с основой типа «восьмерик на
четверике». В нижней части постройки — сруб квадратной формы, т.е. четверик. На
четверике, срубленном с повалом, располагается сильно суженный восьмерик, т.е.
сруб с венцами из восьми бревен, который переходит в 17-метровый шатер с
маленькой главкой луковичной формы, покрытой традиционной «чешуей». С востока к
зданию примыкает прямоугольный алтарный прируб (клеть, пристроенная к основному
объему здания), крытый двухскатной крышей с небольшими полицами (от слова
«поля», которые окружают сруб наподобие шляпных), которые представляют собой
дополнительную крышу, отводящую воду дальше от стен.
Особенностью храма является наличие низких прирубов, окружающих сруб с трех
сторон. Западный и северный прирубы представляют собой галереи-гульбища, южный
— придел во имя Параскевы Пятницы. Придел когда-то отапливался — в нем
проходили службы зимой. Здесь был и алтарь с иконостасом.
Изба семьи Шкипаревых из деревни Частово. https://toptigki.livejournal.com/39617.html
В музей привезены не только деревянные храмы. Здесь можно увидеть мельницы, амбары, другие хозяйственные постройки, а также крестьянские избы. Например, изба семьи Шкипаревых из деревни Частово относится к типу, характерному для построек в районе реки Мета. Отапливаемая жилая изба имеет высокий подклет (хозяйственный первый этаж), крытую галерею («прикролек») и двухэтажный хозяйственный двор, устроенный на массивных, врытых в землю столбах позади жилых помещений. Первый этаж отведен под скотный двор. Наверху, на сплошном бревенчатом настиле, расположен просторный сарай — сенник, где хранили сено и солому. Устроенной таким образом хозяйственный двор называли «сенником на конюшне».
https://toptigki.livejournal.com/39617.html
Собственно жилое помещение избы небольшое (5,5 м х 5,5 м), с традиционной обстановкой. Как в любом крестьянском доме, главное место в избе Шкипаревых отведено большой печи, которая топилась по-черному. Русская печь очень массивна и занимает добрую четверть избы. Ее топили один раз в день — чтобы приготовить обед и прогреть помещение. Особенность «черной» печи в том, что дым от огня уходит не в трубу, как у «белой» печи или камина, а валит прямо в комнату, где гарь и копоть собираются под потолком, разъедая глаза и легкие людей. Дым постепенно уходит в отверстие, сделанное в потолке. Избы, топившиеся по-черному, строились в России вплоть до конца XIX века, а «черные» бани в глухих районах встречаются до сих пор.
Изба семьи Шкипаревых из деревни Частово. Фасад с крытой галереей.
В избе сохранилась традиционная встроенная мебель. Низко над входом устроены полати (настил из досок, расположенный на высоте человеческого роста между печью и боковой стеной. Использовался как место для сна и хранения одежды). Вдоль стен тянутся лавки и полки-полавочники (широкие полки, как и лавки, встроенные в стену по всему периметру избы). Первоначальная дощатая заборка (перегородка) отделяет кухню от основного помещения. Неотъемлемой частью обстановки является обеденный стол в красном углу под образами. В этой избе, как и в любом доме новгородского крестьянина, на своих привычных местах находятся берестяная посуда и всевозможные вещи из березового и липового лыка. Отец последнего владельца избы, А.В. Шкипарев, славился в деревне как мастер плетения из лыка разной хозяйственной утвари.
Ажурные деревянные наличники
Избу, топившуюся по-черному,
трудно украсить внутри — из-за дыма все предметы быстро покрываются черной
копотью. Но уличный фасад избы украшен нарядным балконом и резными деталями.
Каждая изба имела свой узор, повторяющийся на причелинах (длинных деревянных
резных досках над фронтоном) и полотенцах (коротких вертикальных досках на
стыке двух причелин, богато украшенных резьбой). Чаще всего они украшались
розеткой — языческим символом Солнца. На гребне крыши, над фасадом избы, в
Новгородской земле чаще всего вырезали голову коня — символ счастья, отсюда
понятие «конек крыши».
В музеях деревянного зодчества, подобных новгородскому «Витославлицы», удается
сохранить и показать красоту и уникальность сооружений, которые возводили
русские мастера.
Изба семьи Шкипаревых. Конструктивная схема.
- Водотечник
- Слега
- Курица
- Красный тес
- Подтесок
- Охлупень
- Конек
- Полотенце
- Самец
- Лаз на балкон
- Декоративный балкон
- Причелина
- Галерея-прикролек
- Крытый двор
- Лестница в сени
- Вход в подклет
- Жилая изба на высоком подклете
Источники:
Н. СЕМЕНОВА. Деревянное зодчество России. «Витославицы»./ Н. Семенова.// Журнал «Юный художник». 2006 год, № 10
Интернет – ресурсы - фотографии
Комментариев нет:
Отправить комментарий