Заболоцкий Николай Алексеевич (1903 –
1958 гг.)
Красота его поэтического мира
Сам Николай Заболоцкий говорил о своей поэзии: «Я — человек, часть мира, его произведение. Я — мысль природы и ее разум... Я - поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всем их многообразии — эта трава, эти цветы, эти деревья — могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своей, и воздухом — все они живут рядом со мной. Разве я могу отказаться от родства с ними? Изменчивость растительного пейзажа, сочетание листвы и ветвей, игра солнца на плодах земли — это улыбка на лице моего друга, связанного со мной узами кровного родства».
Река Ока. https://photocentra.ru/work/576339Николай Заболоцкий
ВЕЧЕР НА ОКЕ
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
«Милый друг! Люби и уважай книги. Книги — плод ума человеческого. Береги их, не рви и не пачкай. Написать книгу нелегко. Для многих книги — все равно, что хлеб». (Наставление в книжном шкафу Отца Николая Заболоцкого)
ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР НИКОЛАЯ ЗАБОЛОЦКОГО
https://s.poembook.ru/theme/cb/9b/b4/e4c32aef3e39ca95f6a5fd52faba92e3c437093e.jpeg
Николай Заболоцкий
***
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Первая строка стихотворения —
«Я воспитан природой суровой...» — как будто подсказывает нам, что автор — тоже
человек суровый, может быть, даже жесткий. Но так ли это? Читаем дальше и
понимаем: «суровая природа» научила видеть прекрасное — в обычном, удивительное
— в самом простом:
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня...
Автор с необычайно чуткой к красоте душой, с душой, наполненной любовью. Только
такой человек может придумать эти удивительно нежные и точные сравнения:
одуванчика — с пуховым шариком, подорожника — с твердым клинком. И только такой
человек заметит, как звездные лучи заливают кусты, услышит, что ручей не просто
поет, а поет «задыхаясь», почувствует, что жизнь течет «потоком светящейся
пыли»... А родину назовет — «государством ромашек»! И все потому, что поэт
ощущает кровное родство с суровой природой, он неотделим от нее. Недаром он
думает не свою думу, а «думу беспредельных полей и дубрав».
У каждого поэта свой мир. Авторы пишут, кажется, об одном и том же: о родной природе, о единстве человека и земли-родины. А какие разные, непохожие голоса!
https://s3.nat-geo.ru/images/2019/5/8/3ecf8e8fa8e04e43bcfb098a908bec76.max-1200x800.jpg
Николай Заболоцкий
Утренняя песня
Могучий день пришел. Деревья встали
прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала. Квадратное окошко
Над светлою землею распахнулось,
И все, кто были в башенке, сошлись
Взглянуть на небо, полное сиянья.
И мы стояли тоже у окна.
Была жена в своем весеннем платье.
И мальчик на руках ее сидел,
Весь розовый и голый, и смеялся,
И, полный безмятежной чистоты,
Смотрел на небо, где сияло солнце.
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню,
Встречая нас. И все кругом запело.
И все кругом запело так, что козлик
И тот пошел скакать вокруг амбара.
И понял я в то золотое утро,
Что счастье человечества — бессмертно. 1932 год
Николай Заболоцкий говорил: «… Косноязычный мир животных, человеческие
глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рев зверя
напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нем?
Множество человеческих лиц, каждое из которых — живое зеркало внутренней жизни,
тончайший инструмент души, полной тайн, — что может быть привлекательней
постоянного общения с ними, наблюдения, дружеского сообщества?..
Путешествуя в мире очаровательных тайн, истинный художник снимает с вещей и явлений
пленку повседневности и говорит своему читателю:
— Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем и радуйся, что
ты — человек!».
Прочитав эти слова Заболоцкого, можно понять: поэт живет в мире «очаровательных
тайн» — не страшных, а привлекательных, не ужасных, а прекрасных.
http://rasfokus.ru/images/photos/medium/6c2e3c7c5f2aef5a11341dcc7424ba6e.jpg
Николай Заболоцкий
Сентябрь
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице. 1957
Три главные тайны перечислил
поэт: тайну растений, тайну животных, тайну людей. Мы порой так равнодушны к
этим тайнам. А поэт словно говорит нам: «Посмотрите! Простая ромашка на лугу,
простой воробей в дорожной пыли, мелькнувшее в людской толпе лицо — ведь это
все великие и прекрасные тайны! Очарованный мир — мир тайны. Увидишь тайну — и
жизнь вокруг тебя станет очарованием...»
Алексей Романов сказал: «Я когда Заболоцкого открыл для себя, у меня что-то в
голове перевернулось, увидел совершенно новый мир, новую для себя технику
стихосложения. Каждое утро, просыпаясь,
нужно пробовать внутри себя улыбнуться. Прежде, чем что-нибудь сказать... если
ты утром встал и улыбнулся, то весь день ты как будто в чистом белье и из-под
душа». (Источник: журнал «Фома». - 2013.
- май. - с.16)
«... наша поэзия второй половины прошлого века обрела в его лице свое
оправдание и свой, как писали классики, «патент на благородство» Великий поэт,
великая душа». (О Николае Заболоцком Павел Крючков,зам. гл. ред. ж-ла Новый
мир»)
Заболоцкий не только нежен к природе и чуток к красоте. Это человек, много
переживший и научившийся выражать свои чувства без ненужных вздохов, сдержанно,
по-мужски. Тяжелая жизнь слабого человека калечит, а сильного закаляет. Не о
себе ли говорит Заболоцкий в стихотворении «Одинокий дуб»?
https://img5.goodfon.ru/wallpaper/nbig/4/1e/derevo-dub-vetki.jpg
Николай Заболоцкий
ОДИНОКИЙ ДУБ
Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.
Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.
Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
«Поэт любит родную природу...» Это можно сказать не только о Заболоцком, но и о
Бунине, и о Пушкине — да о любом русском поэте! Но у Заболоцкого к чувству
любви прибавилось еще одно — боль.
https://proza.ru/pics/2019/03/12/889.jpg
Николай Заболоцкий
ЖУРАВЛИ
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
«И действительно, невыносимо больно за погибшего вожака-журавля, прекрасную птицу, Божие творение. Как же злобен бывает человек в своем ослеплении и жестокосердии. Недаром в Японии еще в начальных классах начинают изучать науку о прекрасном (эстетику), так как человек с малого возраста впитывающий в свой внутренний мир благоговение перед прекрасным, чувствующий и понимающий красоту Божиего мира, не сможет убить эту красоту. Ибо тем самым человек убьет частицу своей души, самого себя…» (Кочурова О.В.)
Заболоцкий Н.А. Фото Никиты Заболоцкого
Николай Заболоцкий родился в 1903 году на ферме недалеко от Казани. Его отец, Алексей Заболоцкий, работал агрономом, управлял частным хозяйством и внедрял новые методы земледелия, чтобы увеличить урожаи. В 1905 году он открыл курсы для пчеловодов, где сам же преподавал. Мать будущего поэта, Лидия Дьяконова, преподавала в сельской школе. После замужества она оставила работу и воспитывала шестерых детей. Николай Заболоцкий был старшим из них.
Из воспоминаний Н.А. Заболоцкого «Ранние годы»:
«Наши предки происходят из крестьян деревни Красная Гора Уржумского уезда... Я родился в 1903 году 24 апреля (7 мая нового стиля) под Казанью, где отец служил агрономом... В 1910 году мы перебрались в родной отцу Уржумский уезд, где отец получил место агронома в селе Сернур.
Удивительные места в этом Сернуре и его окрестностях! Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей прелести растительного мира. Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях.
А человеческая жизнь вокруг
была такая скудная! Особенно бедствовали марийцы - исконные жители этого края.
Нищета, голод, трахома сживали их со свету.
…В 1910 году отец получил место участкового агронома в Уржумском уезде Вятской
губернии... Здесь я окончил три класса начальной школы, здесь отложились в
моем сознании первоначальные впечатления русской природы, здесь я начал писать
стихи. Семилетним ребенком я уже выбрал свою будущую профессию...
У моего отца была библиотека — книжный шкаф, наполненный книгами. С 1900 года
отец выписывал «Ниву», и понемногу из приложений к этому журналу у него
составилось порядочное собрание русской классики, которое он старательно
переплетал и приумножал случайными покупками. Этот отцовский шкаф с раннего
детства стал моим любимым наставником и воспитателем. За стеклянной его
дверцей, наклеенное на картоночку, виднелось наставление, вырезанное отцом из
календаря. Я сотни раз читал его и теперь, сорок пять лет спустя, дословно
помню его немудреное содержание. Наставление гласило:
«Милый друг! Люби и уважай книги. Книги — плод ума человеческого. Береги их, не
рви и не пачкай. Написать книгу нелегко. Для многих книги — все равно, что хлеб».
Здесь около книжного шкафа... я навсегда выбрал себе профессию и стал
писателем, сам еще не вполне понимая смысл этого большого для меня события...
Заболоцкий Н.А. 17 августа, 1913 год.
Уржум, Кировская обл.
https://www.culture.ru/persons/9938/nikolai-zabolockii#material_459171-3
«В начальной школе я учился
старательно. Но школа была бедная и скудная, ученики - крестьянские мальчики, и
среди них - много марийцев, изнуренных нуждою.
Уржум, ближайший уездный город, был в 60 верстах от нашего села. В Уржуме было
реальное училище... В 1913 году, десятилетним мальчиком, я сдавал туда
вступительные экзамены. В списке принятых оказалась и моя фамилия.
Это было великое, несказанное счастье! Мой мир раздвинулся до громадных
пределов, ибо крохотный Уржум представлялся моему взору колоссальным городом,
полным всяческих чудес».
В Уржуме Николай Заболоцкий учился в реальном училище.
«Но как тяжко вдали от дома... На
рождественские и пасхальные каникулы отец увозил меня домой, в Сернур.
Чудесные зимние дороги — одно из лучших моих детских воспоминаний. Отец ездил
на паре казенных лошадей в крытой повозке или кошевых санях. Он был в тулупе
поверх полушубка, в огромных валенках — настоящий богатырь-бородач.
Соответственным образом одевали и меня. Усевшись в повозку, мы покрывали ноги
меховым одеялом и уже не могли под тяжестью одежды двинуть ни рукой, ни ногой.
Ямщик влезал на козлы, разбирал вожжи, вздрагивал колокольчик на дуге у
коренного, и мы трогались. Предстоял целый день пути при 20 — 25-градусном
морозе.
И зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей,
развертывала передо мной свои диковинные картины. Поля были беспредельны, и лишь
далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел, пел и визжал под
полозьями; дребезжал колокольчик; развевая свои седые, покрытые инеем гривы,
храпели лошади, и протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с
ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было
сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на
снегу да легкий трепет какой-то зимней птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и
уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили о том, что не все здесь мертво
и неподвижно, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, беззвучная, но никогда
не умирающая до конца.
Совсем другой была природа под Пасху. Она оживала вся сразу и, окончательно еще не проснувшись, была наполнена смутным и тревожным шумом постепенного своего пробуждения. Темнел и с мелодичным еле слышным звоном таял снег; ручьи уже начинали свои бесшабашные танцы; падали капли; скот радостно и сдержанно шумел в деревнях и просился на волю».
http://rasfokus.ru/images/photos/medium/a567b25959ecc524b368f610bdf5637d.jpg
Николай Заболоцкий
ОТТЕПЕЛЬ
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
В клочьях разорванной тучи
Блещет осколок луны.
Сосен тяжелые сучья
Мокрого снега полны.
Падают, плавятся, льются
Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
Пусть молчаливой дремотой
Белые дышат поля,
Неизмеримой работой
Занята снова земля.
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.
Заболоцкий Н.А. 1933 год. https://www.culture.ru/persons/9938/nikolai-zabolockii#material_459172-3
Н. Заболоцкий. Из «Автобиографии»:
«...В августе 1921 года я уехал в
Ленинград и поступил в педагогический институт им. Герцена по отделению языка и
литературы... Считался способным студентом и одно время даже думал посвятить
себя всецело науке. Но привязанность к поэзии оказалась сильней...
В 1925 году я окончил институт. За моей душой была объемистая тетрадь плохих
стихов, мое имущество легко укладывалось в маленькую корзинку. В 1926 году я
был призван в армию...
По выходе из армии я начал работать в детской литературе... За десять лет
работы я напечатал ряд стихотворений и рассказов в журналах «Еж», «Чиж»,
«Пионер», «Костер», а также выпустил несколько отдельных книг для детей».
В детской литературе
Заболоцкий работал вместе со своими друзьями: поэт Даниил Хармс и сказочник
Евгений Шварц. Кроме того, Николай Заболоцкий много пишет для взрослых и
переводит.
Но в 1938 году поэт был арестован и несправедливо осужден. Долгие годы он
провел в лагерях на Дальнем Востоке, отбывал ссылку в Казахстане.
Заболоцкий продолжал писать даже в ссылке: в Караганде он закончил знаменитый
перевод «Слова о полку Игореве» с древнерусского языка.
Письмо дочери
Николая Заболоцкого Наташе. 1940 год.
https://www.culture.ru/persons/9938/nikolai-zabolockii#material_459177-3
Николай Заболоцкий. Из
письма жене от 13 августа 1939 года:
«Последнее время каждую ночь вижу вас во сне,
милые мои. Сознание, что ничем не могу вам помочь, тяготит меня. Но душа моя
всегда только с вами. Хочется думать, что пересмотр моего дела не затянется
слишком долго. Но гадать трудно, будучи оторванным от жизни. Тысяча вопросов о
вашей жизни теснятся в голове… <...> Обо мне думать особенно нечего —
здоровье я пока сохранил — все остальное зависит не от нас с тобою».
В 1946 году Николаю Алексеевичу было
разрешено вернуться в Москву. В этом же году его восстановили в Союзе
писателей. Вскоре поэт перевел поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В
1948 году увидел свет третий сборник Заболоцкого «Стихотворения».
Лишь в последние годы жизни он целиком вернулся к литературе, к поэзии. Тяжелые
испытания не ожесточили душу поэта. Напротив, внимательнее и добрее стал тон
стихов Николая Заболоцкого. Очень мужественно, порой сурово-сдержанно звучат
его стихи, но любовь, доброту и покой ощущаем мы в строках поэта.
14 октября 1958 года Николай Заболоцкий скончался от второго инфаркта. В 1963 году его посмертно реабилитировали
Источники:
В мире литературы. 6 класс: учебник-хрестоматия./ авт.-сост. А.Г. Кутузов, В.В. Ледёнева, Е.С. Романичева, А.К. Киселев. – М.:Дрофа, 1996. – 480 с.
Интернет – ресурсы – фотографии из открытых источников
Комментариев нет:
Отправить комментарий