воскресенье, 21 февраля 2021 г.

«Нестеровский» пейзаж – образ красоты Святой Руси

Нестеров Михаил Васильевич 1862-1942
«Нестеровский» пейзаж – образ красоты Святой Руси

Для нас стали уже привычными слова «нестеровский пейзаж», «нестеровская девушка». Они превратились в столь устойчивые и конкретные понятия, что при одном упоминании о них перед нашими глазами возникают тихая река, бегущая среди бескрайних полей среднерусской полосы, хрупкие, трогательно беззащитные березки. Или задумчивые, тонкие, сосредоточенные женские лица, в которых и кротость, и смирение, но и внутренняя сила полного доверия воле Божией…

Нестеров М.В. Послушницы на берегу реки. Холст, масло. 88×134 см, 1921 г. Частная коллекция

Мастер создал не только поэтические религиозные образы, связанные с духовными исканиями русского общества 1880-1910 годов, но он еще и тонкий мастер лирического пейзажа средней полосы России.
И именно об этой стороне его творчества, которая так созвучна моей душе, хочется заострить внимание, и потому сделана мною подборка именно нестеровских пейзажей, узнаваемых с первого взгляда.

Аполлон Майков
Нива (отрывок)
….О Боже! Ты даешь для Родины моей
Тепло и урожай, дары святые неба,
Но, хлебом золотя простор ее полей,
Ей также, господи, духовного дай хлеба!
Уже над нивою, где мысли семена
Тобой насажены, повеяла весна,
И непогодами несгубленные зерна
Пустили свежие ростки свои проворно.
О, дай нам солнышка! пошли ты ведра нам,
Чтоб вызрел их побег по тучным бороздам!
Чтоб нам, хоть опершись на внуков, стариками
Прийти на тучные их нивы подышать,
И, позабыв, что мы их полили слезами,
Промолвить: «Господи! какая благодать!»   1856 г. (весь текст ЗДЕСЬ https://www.culture.ru/poems/10918/niva )

Природу русскую Нестеров любил всем сердцем. В ней видел он воплощение русской души, уклада русской жизни. «Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда любил я нашу убогую, бестолковую и великую страну, родину нашу!» — говорил он. И потому свой автопортрет Нестеров написал на фоне безбрежной родной земли…

Нестеров М.В. Автопортрет. 1915

«Автопортрет» 1915-го года - это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. Фоном портрета он делает высокий обрыв над излучиной реки Белой и бескрайними далями Предуралья. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. Мы видим гражданина - художника, задумавшего о судьбах России. Нестеров однажды написал своей внучке, тоже художнице: «Смотри на природу, как на любимую красавицу, находя в ней тысячи скрытых прелестей, доступных лишь тебе одной»

Запечатленная душа - родная земля

...«Пустынник», написанный в 1889 году, — первое произведение, определившее основное направление последующего творчества художника — поиски созвучий человека и природы в чистоте души и веры.

Нестеров М.В. Пустынник. 1888-1889, 144.5 х 126.4 холст, масло. Государственная Третьяковская Галерея

Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Он лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Художник относится к ним как к живым существам. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу.

Нестеров М.В. Пустынник. Фрагмент картины. 1888-1889

Сама природа Сергиева посада, исполненная умиротворенности и тишины, предрасполагала к той глубокой созерцательности, которая с мудростью возраста приходит к человеку, смиряя его душевную смятенность и порывы. Тягостный груз лет и переживаний обращается в ничто, когда человек оказывается в соприкосновении и слиянии с тем вечным гармоническим началом, которое несет в себе природа.

Благоговейная тишина осени

Нестеров выставил «Отрока Варфоломея» на XVIII Передвижной выставке. Первые же посетители сразу устремились к картине, возле нее постоянно стояла толпа. Очевидец триумфа Нестерова вспоминал, что «нельзя даже представить себе впечатление, которое она произвела на всех». Картина действовала «ошеломляюще». Но не только сюжет привлекал зрителей. От всего полотна, от фигур старца и отрока, от пейзажа, от каждой сосенки и травинки веяло благоговейной тишиной.

Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею.

Пейзаж «Видения», как бы затканный узорами трав, блеклым цветовым строем, напоминает гобелен. В нем словно звучит «тихая северная песня». Хмурое небо, приглушенные, «туманные» краски, но сквозь них чудится зыбкое свечение. В основу будущей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) легло множество пейзажных зарисовок, пронизанных тонким поэтическим чувством. Мягкие очертания холмов, ритмически повторяемые первым и вторым планами, тонкие деревца, покрытые осенней листвой, прозрачный воздух создают особый мир, исполненный созерцательности и тишины.

Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею. Фрагмент картины

Глубоко правдиво и символично звучит в картине далеко открывающийся взгляду русский пейзаж. Просторные дали, звучащие, очень «общерусски», был написан Нестеровым в краях, родных для преподобного Сергия. Древний Радонеж художник нежно любил. И эта речка, вьющаяся по краю холста, — это и русская речка вообще, и одновременно совершенно конкретная радонежская Пажа или Воря.

Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею. Фрагмент картины

Простая деревянная церковь с двумя голубыми маковками — естественная деталь умиротворяющего пейзажа. Она присутствует здесь не столько потому, что этого требует «жанр» картины, сколько потому, что совершенно неотменима в этом смиренном и величественном ландшафте.
Умиротворенная природа не только напоминает нам о том, что преподобный Сергий является одним из самых горячих и усердных молитвенников за Россию, но и указывает на то, что именно он стоял у начала освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

Раздолье русской природы

«На горах» — мы видим раздолье русской природы с лесными долами, реками и холмами - «маковцами» (Маковец — название холма, на котором св. Сергий основал свою первую обитель, ставшую символом соборной русской души). В картинах Нестерова холмы — эти купола земли — напоминают природные храмы.

Нестеров М.В. На горах. 1896. Киевский национальный музей русского искусства

Пейзаж Нестерова пронизан чувством гармонии души человека и природы, в которой отразился лик Божий. Все это не случайно. Можно разочароваться в людях, в себе, в любви, но, пишет художник, «одно несомненно хорошо — это природа. Господи! Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, отрывков чувств, сколько в ней мечтаний...» Фигуры же в картинах Нестерова всегда силуэтом предстоят на переднем плане. Они погружены в созерцание. Нет времени и действия — есть бесконечное ожидание вечности.
Мягкие очертания берегов тают в серебристом тумане. В неторопливом движении реки и в дальних холмах есть ощущение вечного, незыблемого начала. И только букет красной рябины, который девушка сжимает в руке, напоминает об увядании, о бренности всего существующего.

Тихий свет уходящей жизни...

Нестеров, как и Левитан, тонко чувствовал «тихий свет своей закатной эпохи».
Героини Нестерова далеки в своей отрешенности от всего мирского. В них будто уже утихли душевные порывы и смятенность. Их мир — это холмы, уступами поднимающиеся к небу, тонкие березы и дома с островерхими крышами.

Нестеров М.В. Великий постриг. 1897—1898

Ритмически расставляя группы, художник отделяет их друг от друга почти одинаковыми расстояниями. Тягучие, плавные линии, неторопливость движений вносят в эмоциональный строй картины совершенно музыкальное звучание.
Белые платки «христовых невест» делают их похожими на птиц со сложенными крыльями. Томительно прощаясь с миром, они уносят с собой его красоту и идут до конца в своей вере... Женственный образ русской души звучит у Нестерова песенно, эпично. Он создал свой неповторимый идеал «нестеровской девушки» — утонченный, смиренный и по-иконному аскетичный.

Нестеров М.В. Великий постриг. Фрагмент картины

Как перекликаются девушки с березками, как родственно их свечение; как смотрят друг на друга эти старухи и темные, мохнатые, неумирающие ели; как един путь людей и земли, как слитен их хоровод и загадочная и проста их общая судьба. И мы все в этом круге— во веки веков.

Весенняя нежность воскресающей природы…

Еще в 1895 году Нестеров посещает Углич, чтобы написать этюды для "Дмитрия - царевича убиенного". В Угличе Нестеров делает пейзажный этюд с тех мест, которые могли быть фоном смерти царевича. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Это ликующий светлый мир. Нестеров любовно обласкивает кистью каждую его деталь - желтые цветы на первом плане, пушистую вербу, тонкие белые березки, покрытые весенним пухом.

Нестеров М.В. Дмитрий-царевич убиенный. 1899

Вдали виднеется уютная церковь. Не касаясь луга ногами, парит над землей царственный ребенок в золотой короне, с умиленной улыбкой на лице. "Душа царевича уже витала среди весенних березок старого Углича" - этого эффекта добивался Нестеров в картине. По сути же она утверждала весеннее ликование жизни вечной.
В картине использованы элементы иконы - нимб над головой царевича, Спас в небе, его благословляющий. Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Светлая голубовато-зеленая гамма красок подчеркнута единственным ярким пятном - алой шапочкой царевича. Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию.

Природа, как храм

В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины "Святая Русь". Братия монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", - говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание".

Нестеров М.В. Молчание. 1903

Закатное небо отражается розоватыми отблесками на спокойной глади воды. Темный силуэт холма подавляет своей массой медленно скользящие лодки и людей, кажущихся беззащитными в своем соприкосновении с вечным миром природы. Они так же одиноки и потеряны, как и две маленькие церковки, затерявшиеся на берегу.
Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.

Бескрайние просторы Родины

Людей наедине с природой видим мы и в картине «За Волгой» (1905 г.). Художник изображает здесь могучие просторы Волги, ее плавные изгибы меж крутых берегов. Вдали пароход тянет длинную баржу... В картине «За Волгой» много нестеровской поэтичности, подлинно русской красоты.

Нестеров М.В. За Волгой. 1905 г.

На высоком берегу двое. Женщина сидит, погруженная в свою, только ей понятную, думу. Высокий, крепкий мужчина в купеческой поддевке любуется красотой родной земли. Мужская фигура олицетворяет ту действенную силу, то жизнелюбие, которые всегда восхищали Нестерова.
«Отличительная черта искусства Нестерова,— писал о нем большой русский художник К. Юон, — борьба за моральную чистоту русского человека. Нестеров искал выражение самым трепетным запросам душевной жизни и человеческих помышлений. Таким выражением полны и образы его природы — чистой, спокойной, возвышенной. Его бережная любовь к каждой травинке родной земли волнует, заставляет людей делаться лучше. Он рассказал о благе труда и общения с природой…»

Тепло осенних красок

Природа мастера, написанная в духе «пасмурного пленэра», особенно богата драгоценными оттенками (розовый берег, блеклая бирюза и глубокая зелень хвои). Нестерову особенно близко переходное состояние поздней осени, соединяющее покорный уход жизни, ее хрупкости с золотым всплеском красок вопреки этому увяданию.

Нестеров М.В. Осенний пейзаж. 1906

«Осенний пейзаж» - один из лучших нестеровских пейзажей, в полной мере раскрывающий его дар поэта русской природы. Никто более, помимо Левитана, не может похвастаться тем, что создал свой особый индивидуальный стиль русского пейзажа, который уже никем не будет повторен.
Живописец изображает русскую природу без использования ярких оттенков, она лишена внешней эффектности и очень лирична. Пейзаж в его полотне имеет собственное настроение и особую красоту.

Красота и тишина святости

Еще один прекрасный пример типично нестеровского видения и понимания русского пейзажа - такого скромного, серого, безмолвного, но такого сказочного и неотразимого в своей простоте, располагающего к молитвенному созерцанию.

Нестеров М.В. Лисичка. 1914

Картина посвящена теме Святой Руси, занимавшей художника большую часть его жизни. Когда художник посетил Соловки, то увидел, что звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю. Духовная чистота и обаяние святых старцев позволяют животным (в данном случае лисе) не бояться их и принимать еду из их рук.
Однажды, уже на склоне лет, мастер сделал в альбоме С.Н. Дурылина зарисовку: тихая заводь большой реки, осенний день, тонкие деревца над водою… Под рисунком он написал: «В художестве, в темах своих картин, в их настроениях, в ландшафтах и образах я находил "тихую заводь", где отдыхал сам и, быть может, давал отдых тем, кто его искал».

… И напоследок я скажу…

Нестеров М.В. Начало весны. (Ранняя весна). 1905

Да, удивительно нежная в картинах М. Нестерова природа. Легкие березы, высокая трава, яркие осенние листья и перелески, трогающие сердце неуловимым очарованием. Природа немногословная, строгая и чистая, перед лицом ее неприлично суетиться, говорить о пустяках, лгать...
И смотрите, как органично принимает нестеровская природа людей красивых и серьезных. Они точно часть ее, такая же неотъемлемая, как лес, как небо...

Нестеров М.В. Два Лада. 1905

 

Нестеров М.В. Старец. Раб Божий Авраамий. 1914. Самарский областной художественный музей

 

Нестеров М.В. Свирель, 1931

 

Нестеров М.В. Лель. Весна. 1933

 

Нестеров М.В. Осенний пейзаж. 1934. Холст, масло

В начале 1941 года, обращаясь к молодым художникам, Михаил Васильевич Нестеров писал: «Всякую тему, как бы она ни была хороша, губит бездушное, холодное исполнение. Такое искусство недолговечно. От него со школьной скамьи до последних дней вашей жизни бережно охраняйте себя».
Мысль эта утверждалась всем творчеством Нестерова, всем, что он успел сделать. Его собственные картины были рождены жаром сердца, любовью к родной земле и людям, страстным желанием сделать жизнь этих людей светлее и добрее.

 Источники:

Середникова Екатерина. Михаил Нестеров.// Крестьянка

Нестеров./ Автор-составитель А.А. Буевская. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 56с.

Пистунова Александра. Россия Нестерова.// Юность

Владимиров В. Неутомимая жажда творчества.//Работница

http://art-nesterov.ru/gallery.php Михаил Нестеров. Галерея картин и рисунков

https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/kartiny-russkix-xudozhnikov-o-prirode-poeziya-rodnoj-zemli?rid=MQ%3D%3D&place=vkontakte

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...