Зимняя сказка Суздаля
Автор
текста: Семенова Н.
Великолепен Суздаль в рождественские морозы!
Снег искрится, низкое солнце играет на золотых куполах соборов и церквей. Невысокие дома с палисадниками укрыты белыми сугробами. Кажется, будто ожила волшебная сказка.
Суздаль — очень старый город. Годом основания принято считать 1024-й, когда он упоминается в Лаврентьевской летописи. С XIX века его облик практически не изменился. В нем нет ни промышленных зданий, ни современных высотных зданий. Это город-музей, сохраняющий архитектуру позапрошлого века.
Город
возник в излучине реки Каменки, где были сооружены первые земляные укрепления,
а впоследствии возведен городской собор. Изначально Суздаль, как и все
древнерусские города, был деревянным. Капитальное строительство началось при
великом князе Владимире Мономахе в начале XII века. Строительство храмов и
городских зданий велось из плинфы — широкого и плоского обожженного кирпича,
который, как и распространенный древнерусский тип крестово-купольного христианского
храма, пришел из Византии.
Вид на кремль Суздаля
Внутреннее пространство простейшей крестово-купольной церкви делится четырьмя столбами на девять ячеек-компартиментов. Перекрытием ранних зданий служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а образовавшиеся между ними угловые ячейки имели обычно крестовые своды. Над центром храма — на средокрестье, на подпружных арках возвышался барабан с куполом шлемовидной формы. Суздальские церкви имеют на восточной стороне одну, но чаще три алтарных апсиды, из которых средняя предназначена для престола, левая для жертвенника и правая для диаконника. Церкви времен Владимиро-Суздальского княжества отличаются от древних храмов Киева и Новгорода тем, что имеют горизонтальный аркатурно-колончатый пояс, узорчатый карниз, венчающий алтарные апсиды, а также перспективные порталы входов с полукруглыми арочками, напоминающие романские. Наружные стены сооружений домонгольского периода нередко имеют скульптурные украшения в виде человеческих фигур, птиц, животных и растений. В некоторых церквах Суздаля того времени сохранились древние фрески.
Трапезная церковь Спасо-Ефимиевского монастыря
В первой половине XII века, после распада Киевской Руси, Суздаль становится политическим и культурным центром всего Северо-Востока. До этого времени на Руси белокаменное строительство не велось. Оно началось при Юрии Владимировиче Долгоруком, князе Владимиро-Суздальской земли (с 1096 или 1113 года), великом князе киевском (1155 — 1157 гг.). Предполагают, что Юрий Долгорукий задумал вести строительство из белого камня задолго до восшествия на киевский престол, проводя целенаправленную политику возвышения Суздальского княжества.
Предварительно была проведена геологическая разведка белого камня, который в Суздаль и другие города Северо-Восточной Руси потом возили за пятьсот километров — из окрестностей Подольска.
Кидекша
Первый белокаменный храм был возведен в 1152 году возле города, в устье Каменки, на берегу реки Нерль, где Юрий Долгорукий построил свою крепость-резиденцию Кидекша. Большой артелью галицких мастеров была выстроена небольшая крепость, окруженная валами с деревянными стенами. Были построены хоромы, поставлены рубленые палаты для челяди. Внутри крепости вырос белокаменный храм — церковь Бориса и Глеба.
Эта церковь относилась к тому же типу крестово-купольных сооружений, что и Дмитровский собор во Владимире и храм Покрова на Нерли. Но она значительно проще по своим архитектурным формам и резному декору: ее отличают крупные массивные апсиды, простые, ничем не украшенные порталы, тонкий резной орнамент в верхней части апсид, барабана и аркатурно-колончатый пояс. Первоначально храм имел крестово-купольный свод, над центром возвышался барабан с мощным куполом. Но в XVII веке были переложены своды, верхи апсид, над церковью возвели простейшую четырехскатную крышу с маленькой главкой. В XIX веке пристроили паперть. В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XII века.
Помимо домонгольской постройки, в современной Кидекше сохранилась теплая Стефаниевская церковь 1780 года и Святые ворота рубежа XVII — XVIII веков с фигурным верхом и резным декором. Они построены одновременно с каменной невысокой оградой и шатровой колокольней. До начала XX века на колокольне висел колокол, датированный 1552 годом — подарок Ивана Грозного по случаю взятия Казани.
Старейшее здание Суздаля — Рождественский собор XII — XVI веков, много раз перестраивался и в настоящее время его первоначальный облик утрачен. На рубеже XII - XIII веков, при великом князе Всеволоде III, в Суздале насыпаются валы, строятся новые крепостные сооружения. Сейчас в кремле сохранились крепостные валы и рвы, остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю.
Никольская церковь
У самого крепостного вала, в юго-восточном углу кремля, сохранились летняя Никольская и зимняя во имя Рождества Христова. Они были построены у Никольских ворот, выводящих к Каменке.
Никольская церковь, поставленная после пожара 1719 года, — трехчастно-осевой храм, состоящий из основного объема, колокольни и соединяющей их трапезной. Он украшен просто и изящно. Гладкие стены, окна с резными наличниками, под самой кровлей проведен широкий карниз из кокошников и валиков. Четырехскатную кровлю венчает главка на высоком тонком барабане, украшенном двумя аркатурными поясами.
Суздальские церкви обычно ставились парами: летняя — более нарядная и зимняя - более скромная. Колокольня Никольской церкви построена по типу старинных шатровых деревянных церквей — «восьмерик на четверике». Шатер колокольни несколько вогнут, что является характерной особенностью суздальских построек.
Церковь Козьмы и Дамиана
На том же берегу реки, напротив кремля, возвышается церковь Козьмы и Дамиана. Холм, на котором она стоит, назывался Яруновой горой. В конце XII века здесь был основан монастырь, но к XVII веку монастырь уже исчез, а в 1725 году деревянная церковь была заменена каменной.
На левом берегу Каменки, на возвышенности, расположены постройки Александровского монастыря. Как предполагают, он был основан в 1240 году Александром Невским.
Святые ворота Александровского монастыря
От первых его строений ничего не осталось. Сохранившиеся пятиглавый Вознесенский храм и колокольня сооружены в самом конце XVII века, здание Святых ворот - в первой половине XVIII века. Тогда же поставлена и каменная ограда. В 1764 году, после церковных реформ Петра I и Екатерины Великой, монастырь был закрыт.
Александровский монастырь
У Вознесенской церкви Александровского монастыря характерная архитектура своего времени: высокий четверик с двумя ярусами окон и пятиглавием. Окна украшены резными наличниками, которые во втором ряду дополнены фигурными колонками. Аналогичные колонки украшают и барабаны храма. Барабаны — высокие и придают храму ощущение устремленности ввысь. С северной стороны пристроен «теплый» придел и паперть, с востока — одна большая апсида. Перспективный портал и карнизы дополняют декор высоких стен.
Колокольня Александровского монастыря
Однако отдельно стоящая колокольня — редкий для Суздаля образец. Колокольня представляет собой высокий восьмигранный столп на низком четверике и увенчана стройным шатром с рядами узких оконцев-слухов, ее гладкие фасады лишены украшений.
Церковь Александра Невского в Михалях
Любопытный образец архитектуры начала XX века — церковь Александра Невского в Михалях. Невысокое здание из красного кирпича было построено в псевдорусском стиле. Долгое время простояв в руинах, оно недавно восстановлено в «новорусском» духе, украшено изразцами и тонированными стеклами, купола крыты сусальным золотом. Сейчас здание выгладит очень нарядно.
Так в Рождество оживает сказка старого города!
Источник:
СЕМЕНОВА Н. Зимняя сказка Суздаля./ Н. СЕМЕНОВА; фото автора.// Юный художник. - 2007. - № 1. - с.4-7. – (РАССКАЗЫ ОБ АРХИТЕКТУРЕ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий