Оптинские старцы
Благословенная Оптина! Как в былые времена, так и ныне сияет ее неотмирный свет всей Православной Руси. И главным ее духовным богатством издавна почитались оптинские старцы, жившие в скиту в полукилометре от обители. Четырнадцать оптинских отцов причислены к лику святых Русской Православной Церкви.
Старчество как духовное явление возникло уже в первые века Христианства. Главной целью старца было воспитание инока (а впоследствии и всякого верующего человека, ищущего старческого окормления), помощь на пути духовного возрастания. Под руководством опытного старца новоначальный инок учится жить, отвергая собственную волю и следуя старческим наставлениям. Учится стяжанию безпрестанной Иисусовой молитвы. В своем пророческом служении, которое всецело вдохновляется Богом, старец в соответствии с волей Божией дает советы и указания или, подобно врачу, исцеляет духовные недуги послушника. Для этого старец непременно должен обладать, наряду со множеством иных добродетелей, и даром духовного рассуждения, то есть способностью распознавать в молитве волю Божию, что позволяет его ответам носить пророческий характер.
Старец берет на себя полную ответственность перед Богом за послушника. Эта ответственность понимается не как юридическое обязательство, но как выражение любви старца к его духовным чадам, в его постоянных молитвах о них. Через подлинного старца с послушником говорит Сам Бог.
Иван Михайлович Концевич в книге «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» писал: «Откровение помыслов - самое сильное оружие в руках духовника и старца. Пишущему эти строки не раз приходилось присутствовать в Оптиной пустыни, когда старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) принимал от монахов исповедание помыслов. Эта сцена производила сильное впечатление. Сосредоточенно, благоговейно подходили монахи один за другим к старцу. Они становились на колени, беря благословение, обменивались с ним в этот момент несколькими короткими фразами. Некоторые проходили быстро, другие немного задерживались. Чувствовалось, что старец действовал с отеческой любовью и властью. Иногда он употреблял внешние приемы. Например, ударял по лбу склоненного пред ним монаха, вероятно, отгоняя навязчивое приражение помыслов. Все отходили успокоенные, умиротворенные, утешенные. И это совершалось два раза в день, утром и вечером. Поистине - «житие» в Оптиной было безпечальное и, действительно, все монахи были ласково-умиленные, радостные или сосредоточенно-углубленные. Нужно видеть своими глазами результат откровения помыслов, чтобы понять все его значение».
Первые оптинские старцы преподобные Лев, Макарий и Моисей
Первыми оптинскими старцами считаются отец Лев (Наголкин) и настоятель монастыря отец Моисей (Путилов). К отцу Льву, наделенному дарами прозорливости, а также чудотворных исцелений души и тела, ехали люди со всей России.
Трудами его ученика отца Макария (Иванова) в монастыре возникла школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась Православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией.
Семь лет старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Смирение проявлялось во внешности отца Макария, в его одежде, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему. Глубокое смирение давало ему и мирность духа. «Слава Богу, - говорил он, узнавая, что кто-нибудь злословит его, - он один только и уразумел обо мне правильно: вы прельщаетесь, считая меня нечто быти. А его мне слова - духовные щетки, стирающие мою духовную нечистоту». Старец объединил вокруг своего начинания духовно устремленных интеллектуалов. В издании святоотеческих книг ему помогали Иван Васильевич и Петр Васильевич Киреевские. Николай Васильевич Гоголь трижды посетил Оптину и позднее признавался: «Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё Небесное».
Жизнь Оптинского скита до конца XIX века можно уподобить трем временам года: весне - при жизни старца Льва, лету-при отце Макарии, и плодоносной осени - при старце Амвросии (Гренкове).
Икона преподобного Амвросия Оптинского. Память преподобного Амвросия Оптинского 23/10 октября, Собора Оптинских старцев -24/11 октября.
К отцу Амвросию не иссякали потоки паломников - богатых и бедных, маститых писателей (среди них - Достоевский!) и людей обыкновенных. Это был великий старец, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а Православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитвах. Преподобный имел высокий ум и любвеобильное сердце. Советы его были просты, он назидал не книжной ученостью, а понятными всем народными поговорками и притчами. От него остались такие широко известные до сих пор выражения: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», «Всех люби и от всех беги», «Мы должны жить так, как колесо вертится - чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх», «Жить -не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - мое почтение» - и еще многие подобные мудрые наставления. Более 30 лет пребывал он в беззаветном служении Богу и людям. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри.
Его письма и наставления стали источником духовной мудрости для ищущих спасения.
Последние насельники Оптиной пустыни. Справа - иеромонах Никон (Беляев), исполнявший старческое служение после закрытия Оптиной пустыни, исповедник
В пророчествах последних оптинских старцев нарастала тревога за судьбу Отечества. В1909 году преподобный оптинский старец Иосиф говорил духовному писателю Сергею Александровичу Нилусу: «Знай, пока стоит престол Царя самодержавного в России, пока жив Государь, до тех пор, значит, милость Божия еще не отъята у России». О самом старчестве преподобный Варсонофий (Плиханков) пророчествовал: «Догорает теперь старчество. Везде уже нет старчества, - у нас в Оптиной догорают огарочки. Враг ни на что так не восстает, как на старческое окормление: старчеством разрушаются все его силы. Без старчества во многих монастырях осталась одна лишь форма монашеского жития, одна внешность».
Одного из последних оптинских старцев отца Анатолия (Потапова) в дни февральской революции спрашивали: что же будет? «Будет шторм, - отвечал старец. - И русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. А что после шторма бывает?! Штиль... И явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо».
Не прошло и полгода, как буря грянула, в первую очередь, обрушившись на духовные основания России. Монахов арестовывали, ссылали, ругались над святынями. Отец Анатолий отказался скрыться от гонений: «Я хотя больной и слабый, но с Божьей помощью буду терпеть». Вскоре старца арестовали. По дороге в Калугу он сильно заболел, думали - тиф и сдали преподобного в тифозную больницу. В Оптину он вернулся с обритой головой, без бороды. 29 июля 1922 года в Оптину приехала чрезвычайная комиссия. Старца Анатолия долго допрашивали и хотели увезти. Он попросил для себя отсрочку на сутки - чтобы приготовиться. Ему грозно сказали, что завтра утром за ним приедут и арестуют. Отец Анатолий уединился у себя в келье.
Наутро приехала комиссия. «Старец готов?» - «Да», - ответил келейник и открыл дверь в келью, в которой уже стоял гроб с телом почившего.
В Вербное воскресенье 1923 года монастырь закрыли. Был отправлен в ссылку в Брянскую область последний соборно избранный старец Нектарий, который после февральской революции предсказал, что в 1918 году «Государь и вся семья будут убиты, замучены».
В конце 1937 года в Белеве были арестованы последний настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий (Бобраков), Епископ Белевский Никита, пятнадцать священников и монашествующих, а также трое мирян. По клеветническому обвинению в контрреволюционной деятельности все они вскоре были расстреляны.
Оптина пустынь, современный вид
А Оптина пустынь, шесть с половиной десятилетий простоявшая в поругании, возродилась к новой жизни в конце 1980-х годов, как и предсказывали оптинские старцы. Предрекали они и возрождение России. Отец Нектарий говорил в 1920-е годы: «Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом богата».
Да сбудется и это предсказание, как сбывались другие пророчества оптинских старцев.
Дошла до наших дней и молитва Оптинских старцев, которая была составлена преподобным Амвросием Оптинским. Некоторые молитвословия вносили и жившие после него старцы Оптиной, так что молитва и называется соборной молитвой Оптинских старцев, являясь совместным свидетельством их молитвенного опыта.
Молитва Оптинских старцев на начало дня:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».
Источник:
Журнал «Лампада», № 10, 2014 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий