Преподобный Амвросий (Александр
Михайлович Гренков)
23/6 декабря 1812 - 10/23 октября 1891
Житие преподобного Амвросия
«… Господь долготерпит. Он тогда только прекращает
жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не
видит никакой надежды на его исправление».
«Самооправдание – большой грех. Самооправдание и обвинение других, правильное
или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш».
«Поминайте наставники ваша, иже глаголоша вам слово Божие: их же взирающее на
окончание жительства, подражайте вере их…» (преп. Амвросий)
Воспитанный в святоотеческом духе своими наставниками, великими Оптинскими старцами Львом и Макарием, преподобный Амвросий известен и дорог всему миру. Его мудрые советы и письма обладают такой духовной силой, что продолжают и по сей день разрешать недоумения и скорби, втречающиеся на нашем христианском пути.
Преподобный старец Амвросий Оптинский уже при жизни своей стяжал славу великого святого земли Русской. Это был строгий постник, неустанный молитвенник, испытавший много скорбей, напастей и болезней, потерпевший и поношение, и клевету. Старец Амвросий был исполнен милосердия и сострадательности к ближним, о которых он плакал и болезновал душою. По словам составителя его жизнеописания, известного духовного писателя архимандрита Агапита (Беловидова): «Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастия, благословляемого Богом, и стараться доставить им это счастье, — было жизнью и дыханием его».
Преподобный Амвросий Оптинский. Фотография найдена в начале XXI века в одной из келий на Святой Горе Афон. В нижней части снимка была приклеена вырезанная из письма Старца подпись «Многогр[ешный] иеросх[имонах] Амвросий. 14 марта 1886 г.»
Александр Михайлович Гренков, будущий старец Амвросий, родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии, в день памяти благоверного князя Александра Невского, в честь которого и был назван во святом крещении. Александр был шестым из восьми детей сельского дьяка Михаила Федоровича и его супруги Марфы Николаевны. По случаю праздника, именин царя Александра Павловича, к деду, священнику отцу Феодору, съехалось много гостей, дом был переполнен и готовившуюся быть матерью младенца перевели в баню. Старец вспоминал об этом: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».
По обычаю того времени, Александр учился читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. По праздникам вместе с отцом пел и читал на клиросе.
Александр был одарен от Бога живостью ума и хорошей памятью. Ему легко давалось учение и в духовном училище, и в семинарии. Даровитого юношу любили за веселость и остроту ума, сочетавшиеся в нем с чистотой и скромностью. Александр увлекался поэзией и пробовал сам писать стихи. Эту любовь он сохранил на всю жизнь. Уже будучи старцем, часто говорил свои поучения в рифму.
Казалось, трудно было предположить, что Александра ждал монастырь. Сам он вспоминал: «В монастырь я не думал никогда идти». Но за год до окончания семинарии Александр тяжело заболел. «Все отчаялись в моем выздоровлении, мало надеялся и я сам. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: «Прощай, Божий свет!» — вспоминал Старец. Во время болезни Александр дал обет Господу: если выздоровеет, то оставит мир и посвятит всю жизнь служению Богу в монашеском звании. Однако по выздоровлении он, по его выражению, «целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости». Но мысли о монашестве уже не оставляли Александра и желание служения Богу все более укреплялось в нем в уединенной пламенной молитве.
Старец Иларион Троекуровский (l853)
По дороге на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру летом 1839 года Александр посетил Троекуровского затворника отца Илариона. Старец ласково принял его, утвердил на избранном пути и сказал: «Иди в Оптину, ты там нужен». Осенью этого же года после одного вечера в гостях, где он веселился и смешил всех до упаду, Александр, обличаемый совестью, решился, наконец, исполнить свой обет всецелого служения Богу. Опасаясь уговоров родных и знакомых, он тайно оставил Липецк, где преподавал в духовном училище, и направился в Оптину Пустынь.
Здесь он застал самый цвет оптинского монашества, таких выдающихся подвижников, как игумен монастыря отец Моисей, его брат — скитоначальник отец Антоний, старцы Лев и Макарий. Среди братии было много опытных, добродетельных монахов. Оптина Пустынь украшалась не столько внешним великолепием, сколько простотой, кротостью и смирением ее насельников: «Младшая братия старались всячески смиряться не только перед старшими, но и перед равными, боясь даже взглядом оскорбить другого, и при малейшем поводе немедленно просили друг у друга прощения».
Старец Лев с любовью принял Александра и благословил пожить на гостином дворе, а в дальнейшем и остаться в монастыре. 2 апреля 1840 года Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию. Он так вспоминал о своем первоначальном пребывании в обители: «Год жил [я] в монастыре на кухне. Пять келий переменил; жил в келье отца Игнатия, и в башне, на кухне год прималчивал, т.е. спросят что — скажу... А через год меня прямо в келейники взяли».
Старец Лев особенно любил молодого послушника, ласково звал его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делая вид, что гремит против него гневом, часто называл «химерой», подразумевая под этим словом пустоцвет, который бывает на огурцах. Но другим про него говорил: «Великий будет человек».
Перед своей кончиной старец Лев призвал батюшку отца Макария и сказал ему о послушнике Александре: «Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им как знаешь».
Преподобный Макарий Оптинский. Литография
После смерти старца Льва послушник Александр стал келейником старца Макария. В 1842 году 29 ноября он был пострижен в мантию и наречен Амвросием в честь святителя Амвросия, епископа Медиоланского. 4 февраля 1843 года состоялось рукоположение в иеродиакона, а 9 декабря 1845 года — в иеромонаха.
По дороге в Калугу, куда он ехал для рукоположения, отец Амвросий сильно простудился. С этого времени он стал постоянно болеть и уже никогда не смог по-настоящему поправиться. Этот крест он пронес через всю свою монашескую жизнь.
Преподобный Амвросий Оптинский
В сентябре 1846 года во время обострения болезни отец Амвросий был келейно пострижен в великую схиму. Батюшка уже не мог совершать литургию, еле передвигался, не выносил холода и сквозняков. Пищи вкушал очень мало.
Но при этом отец Амвросий признавался, что телесная немощь благотворно действует на его душу. И другим в утешение говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».
Иеросхимонах Амвросий (Гренков)
Особенно важным для духовного возрастания преподобного Амвросия в эти годы было его общение со старцем Макарием. Он по-прежнему оставался в полном послушании у Старца, даже в келейных мелочах, и благодаря руководству преподобного Макария, смог обучиться «искусству из искусств — умной молитве».
Отец Амвросий занимался переводом святоотеческих творений и подготовкой их к изданию вплоть до самой кончины старца Макария. В том числе им была переведена на славянский язык «Лествица» Иоанна, игумена Синайского.
7 октября 1860 года преподобный Макарий преставился. И вот теперь исполнились слова Троекуровского затворника Илариона: «Иди в Оптину, ты там нужен».
Преподобный Амвросий Оптинский. Портрет выполнен художницей С.М. Афониной. 2009 год
К этому времени отец Амвросий настолько преуспел в духовной жизни, что уже старчествовал в течение двенадцати лет по благословению преподобного Макария, успешно руководствуя своими советами и наставлениями относившихся к нему в деле спасения.
Отличаясь живым и веселым, общительным характером, мягким и добрым сердцем, проницательным умом, житейскою опытностью и мудростью, высоким духовным устроением, глубокою молитвенностью и знанием человеческого сердца, батюшка Амвросий по смерти старца Макария естественно заступил его место и как бы совместил в себе духовные черты и дарования обоих своих предшественников. Он имел огромное духовное влияние не только на братию монастыря, но и на посторонних людей всякого звания и положения. При всей своей крайней немощи и болезненности, приковывавшей его почти всегда к постели, он с утра и до поздней ночи, с небольшим перерывом для обеда и краткого отдыха, принимал посетителей, и эта его деятельность продолжалась непрерывно в течение 30 лет.
Святые врата Иоанно-Предтеченского скита. Открытка. 1912 год
Он действительно был крайне нужен в Оптиной, ибо никто другой не мог проходить это великое служение с такою честью и славою и так продолжительно, как судил Господь болезненному старцу Амвросию.
Отец Амвросий вмещал в своем сердце всего человека - со всеми его привязанностями, желаниями - всем его миром внутренним и внешним. Из его слов и указаний было видно, что он любит не одного того, с кем говорит, но и всех любимых этим человеком, его жизнь, все, что ему дорого.
Батюшка Амвросий всецело предал себя жертвенному служению ближним. Никто из приходивших к нему ради духовной пользы не уходил не получив назидания и утешения. Это стоило Старцу многих трудов, напряжения всех его душевных и телесных сил. От болезни он так обессилел, что по временам не мог передвигаться без помощи келейников.
Внутренний вид кельи преподобного Амвросия Оптинского в Скиту
«Одно остается нам, немощным грешным, — искренно каяться в своих слабостях и немощах душевных, нелицемерно смиряться перед Богом и людьми и безропотно и терпеливо переносить посылаемые нам за грехи различные скорби и болезни, и таким образом несомненно можем получить милость Божию». (Преподобный Амвросий)
«Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних — болезнями и помыслами». (Преподобный Амвросий)
«Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение». (Преподобный Амвросий)
Преподобный Амвросий Оптинский возле своей кельи
«Старайся поступать во всём по Заповедям Божиим и помни, что Господь присутствует и зрит твое расположение сердца». (Преподобный Амвросий)
«Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15). Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению...» (Преподобный Амвросий)
«Знаете ли вы, что старцы при жизни никогда своей обители не оставляют; неужели же отступятся от нее после кончины? Нет, все будет с ней, как и прежде». (Преподобный Амвросий)
«Догмат есть не положение человеческое, ясно формулированное, а истина Божественная о Боге, — истина, которую люди сами по себе никак не могли бы постигнуть, если бы она не открыта была Самим Богом. Истину можно исследовать, истину можно познавать, истину можно утверждать. А истину полагать нельзя». (Преподобный Амвросий)
«Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную» (Преподобный Амвросий)
Преподобный Амвросий Оптинский. Портрет. 1907 год. Портрет выполнен иеромонахом Даниилом (Болотов) (1837-1907)
Батюшку нельзя себе представить без участливой улыбки, от которой становилось как-то весело, тепло и хорошо, без заботливого взора, который говорил, что вот он сейчас для вас придумывает и скажет что-нибудь очень хорошее, без того оживления во всем - в движениях, в горящих глазах - с которым он вас выслушивает, и по которому вы хорошо понимаете, что в эту минуту он весь вами живет, и что вы ему ближе, чем сами себе.
Один из докторов старца Амвросия говорил: «Если бы вы меня спрашивали о простом больном, я бы сказал, что остается полчаса жизни, а он, может быть, проживет и годы». Сам же Старец терпеливо и со смирением переносил все испытания. Часто от него можно было слышать: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я».
Трудно представить себе, как он мог, будучи пригвожденным к такому страдальческому кресту, в полном изнеможении сил, принимать ежедневно сотни людей и отвечать на десятки писем. На нем сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается».
Преподобный Амвросий Оптинский благословляет народ. Картина художницы С.Н. Ивлевой. 2002 год
Любовь и мудрость — именно эти качества притягивали к преподобному Амвросию людей. С утра до вечера шли к нему с самыми наболевшими вопросами. Он всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ. В продолжение такой беседы решался не просто один вопрос, в это время Старец вмещал в свое сердце всего человека, со всем его миром, внутренним и внешним. «Батюшка, вас ждут». — «Кто там?» — спросит Старец. — «Московские, вяземские, тульские, белевские, каширские и прочие народы».
Рассудительность и прозорливость совмещались в Старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу.
Несмотря на то, что Старец Амвросий сам проводил высокую духовную жизнь и был необычайно требователен к себе, он был, прежде всего, милостивым утешителем всех приходящих к нему в скорбях. Он не мог уделить много времени на беседу с каждым. Но те несколько слов, которые он успевал сказать человеку, исцеляли его душу и снова наполняли её радостью и духовными силами.
Шамордино. Келья преподобного Амвросия Оптинского. Открытка. Начало XX века
В последние же 10 лет своей жизни с конца 1870-х годов отец Амвросий возложил на себя еще новую заботу о содержании и благоустройстве многолюдной женской Казанской Шамординской обители, которую он основал в 12 верстах от Оптиной Пустыни и в которой, кроме 1000 сестер, большею частью не имевших никаких личных средств, а иногда и совершенно больных и престарелых, содержались еще и детский приют, школа, богадельня и больница.
Батюшка всегда проявлял неустанное попечение о скорбящих, одиноких и обездоленных женщинах. Многие из них проводили благочестивую жизнь, но не могли внести вклада для поступления в обитель. Горячим желанием Старца было создать такую обитель, где могли бы приютиться и благочестиво жить многие нуждавшиеся женщины. По молитвам Старца самим Промыслом Божиим начало такой обители было положено в имении помещицы А.Н. Ключаревой (впоследствии монахини Амвросии), где она жила с двумя внучками.
Икона Божией Матери «Иверская» из кельи в Шамординской обители, где скончался преподобный Амвросий. (Передана в Оптину Пустынь)
Еще до официального открытия монастыря там по благословению старца Амвросия уже стали строиться один корпус за другим. Первыми насельницами стали уже жившие здесь сестры-послушницы, находившиеся ранее при монахине Амвросии. Батюшка принимал в обитель всех больных, вдов, сирот, чающих утешения и не имеющих пристанища. Все они составили одну тесную семью, объединенную любовью к своему Старцу.
«Старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», — писал о нем протоиерей Сергий Четвериков. Живое слово Старца, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам — мирянам и монашествующим.
Шамордино. Преподобный Амвросий Оптинский возле своей кельи
На вопрос как жить, чтобы спастись, Старец отвечал: «Желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждою. А желать видеть свое спасение ясно, как на ладони, — желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена — то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому, что кольми паче в духовной жизни бывают прилоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается разными переменами: приятными или неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, т.е. мысленных, которые таковых благовидными прелогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас всеблагий Господь».
Икона Божией Матери «Спорителъница хлебов». На обороте иконы надпись: «Празднование 15-го октября. Образ сей старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Амвросия».
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана по просьбе преподобного Амвросия.
Ежегодно преподобный Амвросий приезжал в Шамордино. Он посещал корпуса и кельи, объезжал постройки и давал необходимые указания. Проведя несколько дней в обители, духовно напитав ее насельниц, отец Амвросий возвращался в Оптину.
Многие из своих поучений Старец облекал в форму простых и легко запоминающихся пословиц, часто произнося их в рифму. Например, на вопрос: «Как жить?» — Старец отвечал: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение».
Несмотря на внешнюю незатейливость этого совета, в нем содержится вся глубина святоотеческой мудрости. Быть в мире с ближними, в скорбях не поддаваться малодушным помыслам и всегда иметь надежду на всеблагий Промысл Божий. «Другого же средства для получения мирного устроения душевного, — учил Старец, — кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно».
Заповеди должно исполнять со смирением и терпеливым перенесением всех искушений: «Евангельские заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по сказанному: в терпении вашем стяжите души ваша, и претерпевши до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22), чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел или прославится, или постыдится».
Оптина Пустынь. Некрополь. Захоронения Любови и Веры Ключаревых
Старец часто напоминал о том, что прожить без скорбей невозможно, однако и в житейских невзгодах можно и должно обрести пользу для души: «Пишешь, что согласна бы жить в N., если бы получала духовное удовлетворение. Но оно вполне принадлежит только Будущему веку, а на земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано самим Господом: в мире скорбни будете (Ин. 16, 33). Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а безскорбного положения нигде не обрящешь; везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению и долготерпению и неосуждению других».
Оптина Пустынь. Часовня на могилках преподобных старцев Макария, Амвросия и Иосифа. Открытка. Начало XX века
В начале июля 1890 года старец Амвросий, по обыкновению, уехал в Шамордино дней на десять. Трижды он пытался вернуться в Оптину, но каждый раз, когда собирался возвращаться, с ним случалось недомогание. Старец усматривал и этом волю Божию. Молодая, еще не утвержденная обитель нуждалась в постоянном окормлении Старца, и он отдал ей последние дни своей жизни. Всю зиму Старец ежедневно принимал посетителей, но заметно было, что он постепенно слабел.
Осенью 1891 года Батюшка совсем захворал, и это было его последним испытанием. 10/23 октября 1891 года душа великого старца-подвижника оставила его многострадальное тело.
Святейший Синод распорядился погрести Старца в Оптиной Пустыни, рядом с могилкой его духовного учителя и наставника старца Макария. «Великий человек был батюшка Макарий, вот привелось бы мне хоть у ножек его лечь», — говорил некогда Старец. Господь исполнил желание Своего избранника.
Семь часов продолжалось перенесение тела почившего Старца в Оптину Пустынь. Почти непрерывно шел дождь и дул сильный ветер, но свечи в руках молящихся не гасли. До поздней ночи над свежей могилой совершались панихиды. Простые люди говорили: «Батюшка для всех был нужен, да видно понадобился ему отдых».
Оптина пустынь с высоты птичьего полета
Незадолго до смерти старца Амвросия спросили: «Придет время, не станет Вас с нами. Что мы тогда будем делать?» И он с любовью ответил тогда: «Уж если я с вами тут всё возился, то там-то от вас уж, верно, не уйдешь».
И он не ушел от нас. Он у престола Божия предстательствует со всеми святыми за Русскую землю и своей благодатной помощью не оставляет нас.
В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. Его святые мощи ныне почивают во Введенском соборе обители.
Преподобне отче наш Амвросие, моли Бога о нас!
Икона. Преподобный Амвросий Оптинский
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ АМВРОСИЮ СТАРЦУ ОПТИНСКОМУ
О, великий старче и угодниче Божий, преподобие отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое. Избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли отечеству нашему от Великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие. Буди непреложный покровитель Святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Источники:
«Нужно жить нелицемерно…»: Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских./ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Козельск: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.
Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.
Преподобный Амвросий, старец оптинский: Альбом к 200-летию со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского
http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря
http://aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=878:2015-03-23-12-57-12&catid=95:2013-10-10-14-43-42 - Монастырь Казанская Амвросиевская женская пустынь в Шамордино
Литература:
1. Концевич И.М. Оптина Пустынь и её время./ И.М. Концевич. - М., 2008
2. Собрание писем Оптинского старца Амвросия. - Оптина Пустынь, 2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий