вторник, 8 декабря 2020 г.

Сказки народная мудрость

В сказке добро побеждает зло…


Обложка книги: Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок./Сост., вступ. ст. и прим. В.П. Аникина. – Переизд. – М.: Детская литература, 1986. – 462 с.)

Сказка – это редчайший памятник народного творчества, ее уникальность в том и состоит, что она признана отражать мир и жизнь сквозь призму разумения.

Поистине талантливы были наши предки. Каких только сказок не придумывали они? Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших предков.

Читая сказки, мы учимся к доброте, думать и совершать хорошие поступки. Для нас сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где у любого хорошего человека сбываются мечты.

Сказки – это увлекательная страна чудес, которая учит нас и любого человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

И мы, новое поколение – 21 века должны знать творчество наших народов, и должны их увековечить современными способами технологии. Мудрость наших сказок помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее. Ниже приводим статьи, которые посвящены уникальности феномена – народной сказке.

 

Аникин В.П. о беспредельном воображении в сказке

Аникин Владимир Прокопьевич, родился 06.08.1924 г.

Аникин В.П., фотография с сайта http://www.philol.msu.ru/~folk/old/hist&sotr/anikin.htm

Аникин Владимир Прокопьевич - профессор, доктор филологических наук, преподаватель филологического факультета МГУ, автор 400 статей и 20 книг, объединенных общей темой - фольклор как национальное искусство слова. Самые известные учебные пособия, написанные им, - «Русская народная сказка», «Русский богатырский эпос», «Русский фольклор», «Русское устное народное творчество», «Теория фольклора». В.П.Аникин заведует кафедрой фольклора филологического факультета МГУ.

Аникин В.П.

О сказках

(Источник: Устное творчество русского народа: Вступительная статья.// Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок./Сост., вступ. ст. и прим. В.П. Аникина. – Переизд. – М.: Детская литература, 1986. – 462 с.)

Беспредельная воля воображению дана в сказках. Они полны чудес, в особенности — волшебные сказки. Неведомо откуда появляется скатерть, не простая — самобранка: в один миг соберет обед, только пожелай! В глухую полночь на калиновом мосту бьется со змеем о двенадцати головах Иван — крестьянский сын и широкими потоками течет поганая змеи­ная кровь. Разматывается клубок, катится и ведет девицу по незнакомым дорогам в далекое царство, куда улетел ее жених Финист — ясный сокол. Из страны царя Далмата скачет на сером волке Иван-царевич с невестой Еленой Прекрасной. Иванушка поднимает в поле светлое перо Жар-птицы, а потом ловит и саму птицу. Летит ворон, в клюве у него живая вода; убитый герой, обрызганный этой водой, встает и, протирая глаза, говорит: «Крепко же я спал!» Смерть злого Кощея — в яйце, а яйцо — в утке, а утка — в зайце, а заяц — в сундуке, на дубу, а дуб — на острове, а остров — в окияне-море. Ля­гушка сбрасывает кожу и становится царевной; царевна пля­шет, взмахнула рукавом — сделалось озеро, взмахнула дру­гим — поплыли по озеру белые лебеди. Топор сам рубит лес, а при звуках дудки появляется храброе войско, готовое бро­ситься в бой по первому приказу. Братец Иванушка напился из лужицы в жаркий день — и сделался козленочком. Удари­ла ведьма княгиню по плечу — и превратилась княгиня в белую уточку. Влезла Хаврошечка в коровье ушко — и из замарашки стала красавицей. Что ни сказка, то новое чудо.

Для чего чудеса в сказках? Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, ловили рыбу, били зверей, надеялись на луч­шую долю. И в сказках люди думали о том же. Выдумка вну­шала уверенность в победе над силами, враждебными челове­ку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.

Другой смысл у сказок о животных. Их герои — звери и птицы, но как они похожи на людей! Увидела лиса тетерева на дереве, подошла к нему, говорит: «Терентыошко-батюшко, приехала я из города — слышала указ : тетеревам не летать по деревам, а ходить по земле». Хитрость лисы вошла в послови­цы. Лисой мы называем человека корыстного, расчетливо­го, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и пти­цах, но имеют в виду людей. Как и волшебные сказки, сказ­ки о животных помогают верно понимать жизнь, люд­ские нравы.

Еще больше правды в бытовых сказках. Это настоящая сатира — насмешка над барином, попом, купцом, самим ца­рем. В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадно­стью, настоящая честь — над спесью, смекалка и ум — над глупостью. Из всех героев бытовых сказок интереснее ирони­ческий удачник Иванушка-дурачок. Вокруг него люди жад­ничают, обманывают друг друга, хитрят, тешат свое самолю­бие, хотят нажить богатство, а Иван лежит себе на печи и бы­вает рад немногому — красной рубахе, гороху, доброму слову. И вот счастье приходит именно к нему, а не к тем, кто тянул руки к богатству, желал себе высокого чина. Дурачок женит­ся на красавице царевне, сам становится писаным красавцем. Смысл таких сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива и корысть. Веселый смех народа выставляет на позор человеческие пороки. Презираемый всеми простодушный дурачок среди «разумных» — едва ли не единственное разум­ное существо. Веселая ироническая шутка перемежается с серьезными оценками людских дел. Недаром эти сказки были так любимы А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, М.Е. Сал­тыковым-Щедриным, Л.Н. Толстым и А.М. Горьким.

ЗДЕСЬ - http://danefae.org/pprs/anikin/80.htm - статья Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан о работах В.П. Аникина

 

Боронецкий И.

Любимые сказки

Обложка книги: Русские народные сказки./ художник Г. Филатов. – М.: Содействие, 1994. – 58 с.

I

"Скажите, кто любит сказки?"— обратился однажды к ре­бятам Корней Иванович Чуковский. Было это в Переделкине, у него на даче, где писатель ежегодно устраивал для детей празд­ничный костёр. Лес рук поднялся кверху.

С самого раннего детства человек встречается со сказкой и очаровывается сказочным миром. Глубокая народная муд­рость сказки всегда привлекала людей. В сказке, как правило, торжествуют справедливость и добро, храбрость, ум, смелость, а трусость, глупость и жадность высмеиваются.

Так было в волшебной сказке Ш. Перро "Золушка", где тру­долюбивая и бескорыстная Золушка побеждает тупость и жад­ность мачехи и её своенравных дочерей. В "Красной шапочке" простые люди расправляются с хитрым Волком, образ которо­го олицетворяет собой жестокость и коварство.

II

В сказках воплотились заветные мечты народа о счастье, простые труженики оказываются в них неизмеримо выше сво­их господ и по уму, и в нравственном отношении. Недаром долгое время французское дворянство и буржуазия не разре­шали печатать сказки Ш. Перро, боялись обличительной силы его изумительных сказок-сатир.

Есть сказки, в которых воспеваются коллективизм, насто­ящая дружба. Таковы русские народные сказки "Репка", "Гуси-лебеди" и другие.

Сказки творил не только народ, их создавали писатели. Большой популярностью пользуются до сих пор сказка С. Аксакова "Аленький цветочек", в которой любовь оказывается сильнее всех козней и неодолимых преград, поэтические сказ­ки Д. Мамина-Сибиряка и волшебные сказки П. Бажова о красо­те, силе, верности первому чувству, долгу.

III

Что за чудо пушкинские сказки! Многоцветные картины природы, реальные и фантастичес­кие ситуации, герои-богатыри всецело овладевают нашим во­ображением. Мы горячо сочувствуем старому рыбаку в пуш­кинской "Сказке о рыбаке и рыбке", негодуем на сварливую и жадную старуху, которая вознамерилась стать "владычицей морскою". Мы горячо переживаем судьбу героев "Сказки о царе Салтане", где торжествуют смелость и доброта.

Народные и литературные сказки прочно овладели душами маленьких читателей, их любят и взрослые. Недаром поэт Николай Грибачёв писал: "Жить без сказки всё равно, что кашу без масла жевать".

 

Сказки народов Сибири, Севера и Дальнего Востока

Обложка книги: Сказки народов Сибири, Средней Азии и Казахстана./ Сост., вступ. статья и словарь А.И. Алиевой; художник Е. Попкова. – М.: Детская литература, 1995. – 608 с. – (Сказки народов мира в 10 томах, т. Х)

Алиева А.И.

Увлекательное путешествие

(Источник: Алиева А.И. Увлекательное путешествие: Вступительная статья./ А.И. Алиева.// Сказки народов Сибири, Средней Азии и Казахстана./ Сост., вступ. статья и словарь А.И. Алиевой; художник Е. Попкова. – М.: Детская литература, 1995. – 608 с. – (Сказки народов мира в 10 томах, т. Х)

Народы, населяющие Сибирь, Крайний Север и Дальний Восток с одной стороны и Среднюю Азию и Казахстан с дру­гой, объединяет географическая близость, сходство или общ­ность исторических судеб, экономического и культурного развития, во многих случаях родство языков, сходство духов­ной культуры.

Значительное место в книге отведено сказкам многочис­ленных народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В Южной Сибири — это буряты, якуты, алтайцы, хакасы, тувинцы, западно-сибирские татары, шорцы, тофалары.

Все эти народы говорят на разных языках — преимуще­ственно тюркских или монгольских.

В Северной Сибири и на Дальнем Востоке живут ханты и манси, ненцы, нганасаны, ненцы, селькупы, кеты, эвенки, дол­гане, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи, ороки, нивхи, юкагиры, чукчи, эскимосы, коряки, ительмены, алеуты. Некоторые из этих народов насчитывают по не­скольку тысяч, численность других не превышает и одной тысячи человек.

Народы эти говорят на тунгусо-маньчжурских, самодийских и угорских языках.

Языки разных народов Сибири и Дальнего Востока значительно различаются между собой. Так, нивхский и юкагирский языки не имеют ничего общего ни между собой, ни с языками чукчей, коряков, ительменов.

Существенно различаются история и культура народов Южной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Малочисленные коренные народности Северной Сибири и Дальнего Востока, разделенные огромными труднопроходи­мыми пространствами тайги и тундры, жили в суровых кли­матических и бытовых условиях. С древнейших времен и до начала XX века их основными занятиями были рыболовство и охота на различных зверей и животных — морских и тундро­вых. Значительные перемены в жизнь народов Севера принесло приручение дикого оленя, возникновение олене­водства.

Занятия охотой, рыболовством, собиранием съедобных и лекарственных трав, растений развили у народов Севера веру в силы природы и даже преклонение перед ними.

Восхищением природными силами проникнута вся духов­ная жизнь народов Севера, и, прежде всего, их религиоз­ные представления, широко отразившиеся в народных сказ­ках.

Таковы представления о «верхнем» и «нижнем» мире (герой чукотской сказки «Белая яранга» отправляется в верхнюю тундру добывать себе жену), о «хозяевах» стихий (хозяине ветров — в ненецкой сказке «Хозяин ветров», сыне Грома — в долганской сказке «Песенный человек», о хозяине тайги в нанайской сказке «Храбрый Мэргэн» и др.).

Особое место в сказках северных народов занимают шаманы. Здесь, как и в народных представлениях, они харак­теризуются как люди, наделенные сверхъестественной спо­собностью вступать в общение с различными духами и благо­даря этому совершать невероятное. Суеверный страх перед силой шамана, способного отправляться в царство ду­хов, общаться с ними и возвращаться обратно, который испытывали многие, широко отразился в сказках народов Севера.

Убедительное подтверждение этому мы находим в нганасанском «Сказании о старике шамане, его сыновьях и о Чин-чире шитолицем».

Восхищение таинственной природой Севера отразилось и в изобразительном искусстве северных народов. Изуми­тельны по своей красоте и совершенству работы северных мастериц — прежде всего аппликация на одежде, шитье, вышивка подшейным оленьим волосом (специалисты считают такую вышивку одним из архаичных способов создания орна­мента), шитье бисером, вышивка шелком, аппликации из кусочков ткани, шкуры, кожи.

Особое развитие получила такая область прикладного изобразительного искусства, как резьба по моржовому клыку, мамонтовой кости, металлу, инкрустация металлом на трубках, огнивах, на деталях оленьей упряжи, сделан­ных из кости, орнаментация берестяной и деревянной по­суды.

Но наиболее яркое отражение восхищения природой, стремление понять многие ее явления, объяснить их про­исхождение мы находим в замечательных сказках народов Севера. Конечно же, в них выразительно описаны жизнь, быт, обычаи северных народов, остававшиеся неизмененными на протяжении многих веков. Незабываемы описания того, как сказочные герои охотятся на морского зверя или дикого оленя, ловят рыбу (что в условиях Севера — дело совсем не легкое и далеко не безопасное), а женщины ведут необычное для европейского читателя домашнее хозяйство: готовят пищу, выделывают шкуры добытых мужчинами животных, шьют из них одежду.

В сказках северных народов мы находим стремление по-своему объяснить происхождение многих бытовых явлений (например, того, как люди научились добывать огонь — в сказке «Как птицы огонь добывали»), но, прежде всего, осо­бенных свойств разных птиц, зверей и животных.

Наиболее многочисленны и художественно убеди­тельны у народов Севера сказки, в которых говорится о про­исхождении и особенностях разных зверей, животных и птиц (хантыйская сказка «Лиса и медведь», эвенская «Кукушка», эскимосская «Как ворон и сова друг друга разукрасили», мансийская «Зайчик» и другие).

Конечно же, у народов Севера бытуют и волшебные, и бытовые сказки, но неповторимое своеобразие сказочному эпосу народов Крайнего Севера и Дальнего Востока придают именно эти древнейшие произведения их устной народной поэзии.

Сказки народов Южной Сибири значительно отличаются от сказок народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это не слу­чайно и имеет историческое объяснение.

Южная Сибирь, заселенная людьми уже в эпоху верхнего палеолита, была областью древнего скотоводста и земледе­лия. В последующем своем развитии она входила составной частью в различные государственно-политические временные объединения тюркских и монгольских племен и не без их влияния стала областью сравнительно высокой древней куль­туры.

Северная Сибирь имела постоянные многовековые хозяйственные и культурные связи с южными областями Сибири, а через их посредство — с древними цивилизациями не только Востока, но и Запада. В Китае, Индии и Средней Азии много веков назад славились драгоценные северные меха.

Население Западной Сибири имело несомненные связи и с Восточной Европой. Походы Чингисхана, тюркский кага­нат, движение гуннов оказали отраженное влияние на этни­ческие перемещения народов Сибири, на развитие их куль­туры, прежде всего их устной народной поэзии, где сказки занимают одно из центральных мест. Вместе с тем сказки народов Южной Сибири — алтайцев, бурят, тувинцев, хака­сов, шорцев, якутов,— созданные в глубине веков, сохранили тесные связи с различными древними ритуалами и представ­лениями. Так, например, в давние времена алтайцы испол­няли сказки только зимой — вечером или ночью. Дело в том, что они, как и другие тюркоязычные народы Сибири, счи­тали, что в середине января мир распадается на старую и новую части. И вот для того чтобы противостоять зимней спячке, разгулу «нечистой» силы в трудную зимнюю пору и приготовиться к новой жизни, которая должна прийти с наступлением весны, люди и рассказывали сказки.

Со временем, с постепенной утратой этих представлений, алтайцы стали рассказывать сказки не только долгими зим­ними ночами, но и в любое другое время года, и не только с ритуальной, но и развлекательной целью.

Сказки народов Сибири были связаны и с почитанием «хозяина Алтая» — духа гор, которому дважды в год делали жертвоприношение. Хакасские, тувинские и шорские охот­ники верили, что сказки оказывают магическое влияние на хозяина гор: за хорошую сказку он может послать охотнику богатую добычу.

В процессе длительного бытования сказки народов Сибири отразили не только древнейшие представления. Каж­дая эпоха в истории этих народов оставила в них свой отпе­чаток, и внимательный читатель, прочитав эти сказки, словно побывает у них в гостях и обретет новых и очень интересных друзей…

…Дорогой друг, прочитав народные сказки, ты совершишь увле­кательное путешествие к разным народам, таким не похожим между собою по своим историческим судьбам, языку, куль­туре, чертам характера и вместе с тем очень сходным в утверждении в жизни торжества правды, добра, справедли­вости на земле.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...