Красота букв русской азбуки
Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:
Буква «Ц»
Царственные слова на букву «Ц»:
Царствие Божие; Церковь; Царские врата; Целомудрие
Буквица из книги: Библия для детей
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истинный, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша» (Молитва Святому Духу)
«Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странно…» (Из «Молитва ко Пресвятой Богородице»)
***
Церковь – это не просто храм:
Христиане, что просят там,
Чтоб Господь им грехи простил,
В Царство Божие допустил.
Церковь – мир покаянных слёз.
И Глава у неё – Христос.
Он даёт сердцам благодать
Радость чистую в жизни знать.
Церковь Спасу – всего родней.
Дух Святой обитает в ней.
(Татьяна Шорохова)
Загадка про букву «Ц»
***
Вот какая буква эта:
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка. (Буква «Ц»)
(А. Шибаев)
Русские народные загадки на «Ц»
Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей
- Узловат Кузьма, развязать нельзя. (Цепь)
- Белое, круглое долго лежало, Вдруг затрещало: и неживое, а живым стало. (Яйцо и цыпленок)
- Ходят по озеру клещи – Ищут съедобные вещи. (Цапля)
- Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
- Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль)
Названия русских народных сказок на «Ц»
Художник Станислав Ковалев
- Царевна - змея
- Царь – медведь
- Царь – Девица
- Царевна, разрешающая загадки
- Царевна
– лягушка. Загадка про эту сказку:
Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей
(Царевна-лягушка)
(С. Шилова)
Евангельские истины в народных пословицах на «Ц»
Художник Сергей Ефошкин
- Царь - в голове, Бог - в сердце.
- Цыплят по осени считают.
- Цветы, что дети, уход любят.
- Цену вещи узнаешь, как потеряешь.
Словарь старинных русских слов на «Ц»
Художник Станислав Ковалев
Цветное платье – не белое и не черное, а окрашенное в какой-либо другой цвет.
Целовальник – кабатчик, в общем смысле торговец, от слова «целовать»; кабатчик клялся – целовал крест, что будет торговать честно, не утаивать выручку.
Цеп — палка-держалка с билом на конце, орудие для ручной молотьбы.
Что означает буква «Ц» в старославянской азбуке
Ц (цы) - двадцать пятая буква кириллицы заимствована из древнееврейского
(«цаде») и восходит к финикийскому алфавиту. Соответствует числу 900. Ее
название является Фонетическим, то есть обозначает звук (которого нет в
греческом языке).
Встречается в исконно-русских словах: «Господи, силою Твоею возвеселится царь»
(Пс.20:2). «Господь на небесе уготова престол, и царство Его всеми обладает»
(Пс. 102:19).
Значение слов в православии на букву «Ц»
Царские врата –
врата, находящиеся посредине иконостаса. Называются так потому, что чрез них,
во время совершения литургии, выносятся Святые Дары – выходит к верующим сам
Господь, Царь Славы.
Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими
вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье,
райские врата. В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение
Небесного Царства. Царство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому
на Царских вратах дважды изображается благовещенская тема: сцена Благовещения с
Девой Марией и Архангелом Гавриилом, а также четыре евангелиста,
благовествующие миру.
Царствие Божие -
Под Царством Божиим (иначе, спасением) православие понимает состояние души,
очищенной от всякого зла и приобретшей указанные в Евангелии (см. Мф., главы 5
и 6) .свойства, а не внешнее оправдание человека на суде Божием, не награду
(плату) за добрые дела. Иисус Христос так сказал иудеям: «...Не придет Царствие
Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо
вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лук. 17; 20-21)». Это состояние Царства
Божия называется еще новым человеком (Еф. 4; 24), некоторые свойства которого
апостол Павел перечисляет в послании к Галатам. «Плод же духа, — пишет он, —
любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость,
воздержание...» (5; 22-23). Очевидно, что эти свойства Духа Святого, ставшие
естественными душе, уже есть рай, блаженство, Царство Божие для-человека,
поскольку он стал «один дух (с Господом)» (1 Кор. 6; 17), и окончательное
Царство, грядущее после всеобщего воскресения, будет лишь продолжением и
завершением приобретенного в земных условиях.
Западному христианству присуще понимание конечной цели жизни верующего человека
— Царствия Божия как места, где христианин, искупленный Христом от наказания за
свои грехи, получит от Бога после всеобщего воскресения возможность
бесконечного блаженства. Православие не разделяет такое понимание. С
православной точки зрения юридизм в понимании Царства Божия искажает существо
христианства, призывающего человека к духовному совершенству, богоподобию и не
к исканию наслаждения, хотя бы и духовного (Мф. 5, 48).
Цвет облачения — зависит от характера богослужений, во время которых оно используется. Красный цвет соответствует богослужениям пасхальной недели, а также дней памяти мучеников; золотой и желтый цвета — богослужению воскресных дней, дней памяти апостолов и святителей и праздников Рождества, Сретения, Преображения, Вознесения; белый цвет соответствует празднику Богоявления, голубой и белый — праздникам Пресвятой Богородицы и дням бесплотных сил; фиолетовый или темно-красный — праздникам креста Господня, зеленый — праздникам Святой Троицы, Святого Духа, Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и дням памяти преподобных; черный цвет (или темные оттенки других цветов) — богослужениям Великого поста. На Пасху священник облачается по очереди в облачения разного цвета.
Целование икон –
форма богопочитания – приветствие и выражение любви тому, кто на иконе
изображен – Господу, Божией Матери или святым. Веруя в вездесущие Бога, которым
Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что этот поцелуй
принимает тот, кто на иконе изображен. То же самое и в отношении мощей святых.
Кто истинно благочестив, тот не может не ощущать потребности выражать движение
благочестивого чувства во внешних знаках.
И Кланяясь иконе, целуя икону,
мы воздаем уважение тому лицу, которое на ней изображено. Можно сказать: это
похоже на то, как ты целуешь фотографию любимого человека. Целуя руку архиерея,
священника, изображающих Христа мы словно целуем руку Самого Христа.
Целомудрие – 1) добродетель; непорочность, нравственная и телесная чистота; 2) девственность; 3) благоразумие. Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия. Целомудрие и благородство – две аксиологические категории, составляющие понятие чести.
Церковь – ( от греч. Kyriakё (oikia). Букв. – Божий дом). 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. В Писаниях Церковь называется «Телом Христовым», «Невестой Христовой», «живым Храмом Божиим» и «столпом и утверждением истины». Церковь «соборная», или «кафалическая», значит – полная, законченная, целая, не нуждающаяся в дополнении. Первоначальная апостольская Церковь в Иерусалиме. Бог полно и совершенно являет Себя через Христа и Святого Духа в каждой церкви, в каждой местной общине христиан, верных апостольскому учению, иерархии и таинствам. 2) Здание для отправление христианского религиозного культа, имеющие помещение для молящихся и алтарь.
Церковная иерархия в
православии - Предстоятелем Русской
Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Он
управляет Церковью вместе со Священным Синодом. В Синод, кроме Патриарха,
постоянно входят митрополиты: Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский.
Постоянным членом Священного Синода является и председатель Отдела
внешнецерковных сношений. Еще четверых приглашают из остального епископата по
очереди, в качестве временных членов, на полгода.
В каждой области (епархии) есть свой архиерей. Архиерей — это высшая степень
священства и общее звание для всякого священнослужителя, находящегося на этой
ступени (Патриарха, митрополита, архиепископа и епископа). Ступенью ниже стоят
священники (пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь на приходах,
городских и сельских. Священники делятся на иереев и протоиереев. Старший
священник в приходе называется настоятелем.
Низшая степень священства — диаконы. Они помогают при совершении таинств
архиереям и священникам, но сами не совершают их. Старшие диаконы называются
протодиаконами.
Монахов («отшельников») в Православии называют «черным» духовенством, как
давших обет безбрачия (в отличие от «белого», женатого).
Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или
великая схима). Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу» (ряса —
повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами). Малая и великая
схима («форма», «образ») — высшие степени. Они отличаются более строгими
обетами.
Все архиереи являются монахами. Их наименования в переводе с греческого
означают: патриарх — «родоначальник»; митрополит — «человек из главного рода»
(Патриархи или митрополиты являются главами всех церковных организаций в
православных странах); епископ — «блюститель», архиепископ — «старший пастырь»
(епископы и архиепископы, реже — митрополиты, являются предстоятелями
церковно-административных округов епархий).
Священники-монахи называются иеромонахами, игуменами и архимандритами.
Архимандрит («начальник пещер») — настоятель крупного монастыря, лавры.
Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью. Игумен
(«ведущий») — настоятель обычного монастыря
или приходского храма.
Монахи-священнослужители, принявшие схиму, называются иеросхимонахами,
схиигуменами, схиархимандритами.
Монахи в диаконском сане называются иеродиаконами, старшие — архидиаконами.
Пропись церковно-славянской буквы «Цы»:
Источники:
- «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
- Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
- Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
- https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
- http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
- https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
- https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
- http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий