четверг, 3 декабря 2020 г.

Сказочно красива Азбука. Буква Ц

Красота букв русской азбуки

Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:

Буква «Ц»

Царственные слова на букву «Ц»:

Царствие Божие; Церковь; Царские врата; Целомудрие

Буквица из книги: Библия для детей

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истинный, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша» (Молитва Святому Духу)

«Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странно…» (Из «Молитва ко Пресвятой Богородице»)

***
Церковь – это не просто храм:
Христиане, что просят там,
Чтоб Господь им грехи простил,
В Царство Божие допустил.
Церковь – мир покаянных слёз.
И Глава у неё – Христос.
Он даёт сердцам благодать
Радость чистую в жизни знать.
Церковь Спасу – всего родней.
Дух Святой обитает в ней.
 (Татьяна Шорохова)

Загадка про букву «Ц»

***
Вот какая буква эта:
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка. (Буква «Ц»)
(А. Шибаев)

Русские народные загадки на «Ц»

Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей

  • Узловат Кузьма, развязать нельзя. (Цепь)
  • Белое, круглое долго лежало, Вдруг затрещало: и неживое, а живым стало. (Яйцо и цыпленок)
  • Ходят по озеру клещи – Ищут съедобные вещи. (Цапля)
  • Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
  • Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль)

Названия русских народных сказок на «Ц»

Художник Станислав Ковалев

  • Царевна - змея
  • Царь – медведь
  • Царь – Девица
  • Царевна, разрешающая загадки
  • Царевна – лягушка. Загадка про эту сказку:
    Летела стрела и попала в болото,
    А в том болоте поймал ее кто-то.
    Кто, распростившись с зеленой кожей,
    Сделалась мигом красивой, пригожей
    (Царевна-лягушка)
    (С. Шилова)

Евангельские истины в народных пословицах на «Ц»

Художник Сергей Ефошкин

  • Царь - в голове, Бог - в сердце.
  • Цыплят по осени считают.
  • Цветы, что дети, уход любят.
  • Цену вещи узнаешь, как потеряешь.

Словарь старинных русских слов на «Ц»

Художник Станислав Ковалев

Цветное платье – не белое и не черное, а окрашенное в какой-либо другой цвет.

Целовальник – кабатчик, в общем смысле торговец, от слова «целовать»; кабатчик клялся – целовал крест, что будет торговать честно, не утаивать выручку.

Цеп — палка-держалка с билом на конце, орудие для ручной молотьбы.

Что означает буква «Ц» в старославянской азбуке

Ц (цы) - двадцать пятая буква кириллицы заимствована из древнееврейского («цаде») и восходит к финикийскому алфавиту. Соответствует числу 900. Ее название является Фонетическим, то есть обозначает звук (которого нет в греческом языке).
Встречается в исконно-русских словах: «Господи, силою Твоею возвеселится царь» (Пс.20:2). «Господь на небесе уготова престол, и царство Его всеми обладает» (Пс. 102:19).

Значение слов в православии на букву «Ц»

Царские врата – врата, находящиеся посредине иконостаса. Называются так потому, что чрез них, во время совершения литургии, выносятся Святые Дары – выходит к верующим сам Господь, Царь Славы.
Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье, райские врата. В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства. Царство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах дважды изображается благовещенская тема: сцена Благовещения с Девой Марией и Архангелом Гавриилом, а также четыре евангелиста, благовествующие миру.

Царствие Божие - Под Царством Божиим (иначе, спасением) православие понимает состояние души, очищенной от всякого зла и приобретшей указанные в Евангелии (см. Мф., главы 5 и 6) .свойства, а не внешнее оправдание человека на суде Божием, не награду (плату) за добрые дела. Иисус Христос так сказал иудеям: «...Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лук. 17; 20-21)». Это состояние Царства Божия называется еще новым человеком (Еф. 4; 24), некоторые свойства которого апостол Павел перечисляет в послании к Галатам. «Плод же духа, — пишет он, — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...» (5; 22-23). Очевидно, что эти свойства Духа Святого, ставшие естественными душе, уже есть рай, блаженство, Царство Божие для-человека, поскольку он стал «один дух (с Господом)» (1 Кор. 6; 17), и окончательное Царство, грядущее после всеобщего воскресения, будет лишь продолжением и завершением приобретенного в земных усло­виях.
Западному христианству присуще понимание конечной цели жизни верующего человека — Царствия Божия как места, где христианин, искупленный Христом от наказания за свои грехи, получит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконечного блаженства. Православие не разделяет такое понимание. С православной точки зрения юридизм в понимании Царства Божия искажает существо христианства, призывающего человека к духовному совершенству, богоподобию и не к исканию наслаждения, хотя бы и духовного (Мф. 5, 48).

Цвет облачения — зависит от характера богослужений, во время которых оно используется. Красный цвет соответствует богослу­жениям пасхальной недели, а также дней памяти мучеников; золотой и желтый цвета — богослужению воскресных дней, дней памяти апосто­лов и святителей и праздников Рождества, Сретения, Преображения, Воз­несения; белый цвет соответствует празднику Богоявления, голубой и белый — праздникам Пресвятой Богородицы и дням бесплотных сил; фиолетовый или темно-красный — праздникам креста Господня, зеле­ный — праздникам Святой Троицы, Святого Духа, Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и дням памяти преподобных; черный цвет (или темные оттенки других цветов) — богослужениям Великого поста. На Пасху священник облачается по очереди в облачения разного цвета.

Целование икон – форма богопочитания – приветствие и выражение любви тому, кто на иконе изображен – Господу, Божией Матери или святым. Веруя в вездесущие Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что этот поцелуй принимает тот, кто на иконе изображен. То же самое и в отношении мощей святых.
Кто истинно благочестив, тот не может не ощущать потребности выражать движение благочестивого чувства во внешних знаках.    И   Кланяясь иконе, целуя икону, мы воздаем уважение тому лицу, которое на ней изображено. Можно сказать: это похоже на то, как ты целуешь фотографию любимого человека. Целуя руку архиерея, священника, изображающих Христа мы словно целуем руку Самого Христа.

Целомудрие – 1) добродетель; непорочность, нравственная и телесная чистота; 2) девственность; 3) благоразумие. Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия. Целомудрие и благородство – две аксиологические категории, составляющие понятие чести.

Церковь – ( от греч. Kyriakё (oikia). Букв. – Божий дом). 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии  на основе общности  вероучения и культа. В Писаниях Церковь называется «Телом Христовым», «Невестой Христовой», «живым Храмом Божиим» и «столпом и утверждением истины». Церковь «соборная», или «кафалическая», значит – полная, законченная, целая, не нуждающаяся в дополнении. Первоначальная апостольская Церковь в Иерусалиме. Бог полно и совершенно являет Себя через Христа и Святого Духа в каждой церкви, в каждой местной общине христиан, верных апостольскому учению, иерархии и таинствам. 2) Здание для отправление христианского религиозного культа, имеющие помещение для молящихся и алтарь.

Церковная иерархия в православии  - Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом. В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят митрополиты: Киевский, Пе­тербургский, Крутицкий, Минский. Постоянным членом Священного Синода является и председа­тель Отдела внешнецерковных сношений. Еще четверых приглашают из остального епископата по очереди, в качестве временных членов, на полгода.
В каждой области (епархии) есть свой архиерей. Архиерей — это высшая степень священства и об­щее звание для всякого священнослужителя, нахо­дящегося на этой ступени (Патриарха, митрополита, архиепископа и епископа). Ступенью ниже стоят священники (пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь на приходах, город­ских и сельских. Священники делятся на иереев и протоиереев. Старший священник в приходе на­зывается настоятелем.
Низшая степень священства — диаконы. Они помогают при совершении таинств архиереям и священникам, но сами не совершают их. Старшие диаконы называются протодиаконами.
Монахов («отшельников») в Православии назы­вают «черным» духовенством, как давших обет безбрачия (в отличие от «белого», женатого).
Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает «нося­щий рясу» (ряса — повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами). Малая и великая схима («форма», «образ») — высшие сте­пени. Они отличаются более строгими обетами.
Все архиереи являются монахами. Их наимено­вания в переводе с греческого означают: патри­арх — «родоначальник»; митрополит — «человек из главного рода» (Патриархи или митрополиты являются главами всех церковных организаций в православных странах); епископ — «блюститель», архиепископ — «старший пастырь» (епископы и архиепископы, реже — митрополиты, являются предстоятелями церковно-административных ок­ругов епархий).
Священники-монахи называются иеромонаха­ми, игуменами и архимандритами. Архиманд­рит («начальник пещер») — настоятель крупного монастыря, лавры. Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью. Игумен («ведущий») — настоятель обычного мо­настыря  или  приходского  храма.  Монахи-свя­щеннослужители, принявшие схиму, называются иеросхимонахами, схиигуменами, схиархимандритами.
Монахи в диаконском сане называются иероди­аконами, старшие — архидиаконами.

Пропись церковно-славянской буквы «Цы»:

 

Источники:

  • «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
  •  Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
  • Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
  • Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
  • http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
  • https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
  • https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
  • http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...